разработка урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шемарова Светлана Львовна

Разработка урока русского языка.УМК " Школа России" . Тема урока " Фразеологизмы" 4 класс. В разработке урока применяются современные активные методы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

Выполнила учитель начальных классов

Шемарова Светлана Львовна

                                         Применение  активных методов обучения в начальной школе.

Учебный предмет: Русский язык

 УМК « Школа Россиии»

 Тема урока:  « Фразеологизмы»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма, фразеологического оборота.

 Задачи урока:

формировать умение находить фразеологизмы в тексте и в предложении, объяснять их значение;

учить работать с фразеологическим словарем;

развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

- находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

- работать с фразеологическим словарем;

- составлять текст по рисунку и фразеологизму;

- подбирать подходящие по смыслу фразеологизмы.

Метапредметные:

 Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование  познавательной  цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные:

- вести диалог в процессе решения поставленных задач; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, оценка действий партнера.

 Регулятивные:

-постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценивание качества и уровня усвоения материала;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы.

Личностные:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;

осознавать важность различных форм учебного сотрудничества.

 Оборудование: Учебник «Русский язык» 4 класс автор  В.П.Канакина,  тетради, словари, мультимедийный проектор,

экран, презентация.

Содержание урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

 ( формируемые УУД)

1

Организационный этап.( «Цепочка≫)

 Прозвенел звонок
Начинается урок!
Давайте повторим как же нужно правильно сидеть за партой.

( Слайд №2)

Встаньте прямо.
Распрямитесь.
Удивитесь.
Рассердитесь.
Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.

Называют правила  правильной посадки « по цепочке», поворачиваясь друг к другу и пожимая руки.

Садятся  за парты тихо и правильно.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

2

Чистописание.

Откройте тетради, запишите число, классная работа

1.Минутка чистописания.

( Слайд №3)

Дополните фразы подходящими по смыслу словами. Запишите их.

В двух…

Водить за…

За тридевять…

Как ветром…

Записывают

 

 Записывают красиво и аккуратно, затем  объясняют значение каждого высказывания.

Коммуникативные;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:  моделирование изучаемого содержания, логические действия .

Предметные:

- подбирать подходящие по смыслу фразеологизмы.

3

Постановка цели и задач урока. (Мозаика)

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Выпишите слова с парными согласными в корне ( слайд №4):

Биться как рыба об лед, на первый взгляд, взять на себя труд, ни в зуб ногой, воз и ныне там, с глаз долой, не ударить в грязь лицом, наломать дров, сквозь землю провалиться, золотой дождь, кровь из носа, избушка на курьих ножках, из кожи вон лезть, рожки да ножки.   

- Как вы понимаете значение выражения « из кожи вон лезть»?

Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания. И мы сегодня узнаем, как такие предложения называются.  Для этого нужно сложить мозаику.

Как  же называются сочетания слов, с которыми мы только что работали?

(Слайд №5)

- Какую роль играют фразеологизмы в русском языке?

- Сформулируйте задачи урока.

Выписывают слова

Взаимопроверка,  взаимооценка.

Очень стараться что-нибудь сделать.

На доске при помощи магнитов прикреплена  мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока

Фразеологические  обороты, фразеологизмы.

Ответы детей.

Узнать что такое фразеологизмы, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи, пользоваться фразеологическими словарями.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-умение принимать решение,.

Познавательные:  исследование, логические действия .

Предметные:

- находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

4

Актуализация знаний.

Упр.№74

- Прочитайте.

- Почему мальчик не понял выражение «глаза на лоб полезли»?

-Можно ли понять смысл данного выражения, если объяснить в нем лексическое значение каждого слова?

- Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

- Как же можно объяснить смысл выражения «глаза на лоб полезли»?

- Где можно уточнить значение фразеологизмов?

 Учитель показывает школьный фразеологический словарь Н. М. Шанского и др., обращает внимание на словарь фразеологизмов в конце учебника.  

-Существует множество фразеологических словарей, которыми вы должны научиться пользоваться. Посмотрите на слайд.

( Слайд №6)

-Послушайте текст, найдите другие фразеологизмы о глазах, объясните их значение, определите роль фразеологизмов в тексте.

Чтобы  вырасти в глазах  другого человека, вовсе не нужно строить глазки и есть его глазами. Иначе вы  можете намозолить  глаза. И тогда человек, у которого глаз наметан, сверкнет глазами и скажет: «С глаз долой!»  

Читают упр. Выделяют выражение  «глаза на лоб полезли».

Ответы детей

Находят  в учебнике с. 49, проверяют высказанное предположение.

Объясняют  значение  выражения.

Ответы детей.

Смотрят на слайд, читают названия словарей.

Слушают чтение, называют фразеологизмы, объясняют их смысл. Пробуют заменить их обычными словами. Делают вывод о том, что фразеологические обороты делают речь выразительнее, более точно передают смысл.  

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование  познавательной  цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Предметные:

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

- находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

- работать с фразеологическим словарем;

Личностные:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания,

5

Первичное закрепление новых знаний

 Самостоятельно выполните упражнение  №75

-Выполнить задание к упр. №75

- Сравните значение  фразеологизмов «во весь дух» и «во весь опор».

- Обратитесь к рубрике

«Страничка для любознательных».

Дети выполняют задание. Читают предложения. Определяют значение фразеологизмов по тексту. Находят фразеологизмы-антонимы: «во весь дух» - черепашьим шагом. Доказывают синонимичность фразеологизмов «во весь дух» и «во весь опор», опираясь на информацию на с.49 в учебнике.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Предметные:- находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

6

Физкультминутка.

Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями)( слайд № 7)

  • Голоден как …(ВОЛК) 
  • Хитёр как … (ЛИСА) 
  • Труслив как … (ЗАЯЦ) 
  • Здоров как … (БЫК) 
  • Надут как … (ИНДЮК) 
  • Упрям как … (ОСЁЛ) 

Выполняют физкультминутку.

7

Первичная проверка понимания

1.Посмотрите на доску. Выполните тестовое задание. Запишите полученные фразеологические обороты.

 ( слайд №8)

1.Как …… на голову.

А) снег

Б) дождь

В) град

 

2. Как …… вода.

А) с курицы

Б) с утки

В) с гуся

 

3.Убить …… зайцев.

А) трех

Б) двух

В) четырех

4. …… соли съесть.

А) пуд

Б) фунт

В) килограмм

 5. Как за …… стеной.

А) деревянной

Б) глиняной

В) каменной

 6. Как лист …… дрожит.

А) берёзовый

Б) кленовый

В) осиновый

Проверьте себя .( слайд №9)

2. «Ромашка»

Оторвите лепесток у ромашки, прочитайте высказывание, дополните его необходимыми фразеологизмами.
- Объясните, когда так говорят.
У маленького Паши
Ботинки просят….(КАШИ)

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)

Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых …(РУКАВИЦАХ)

Как много принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги… (В РУКИ)

Выполняют задания , записывают фразеологизмы.

Дети отрывают лепестки ромашки,  читают записанные на обратной стороне фразеологизмы, дополняют их..

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение принимать решение.

Познавательные

структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Предметные:

- находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

- подбирать подходящие по смыслу фразеологизмы.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

8

Первичное закрепление.

Работа в парах с фразеологическим словарём.

Упр. №76

-Составьте предложения к одному из рисунков, употребив соответствующий фразеологизм.

Читают задание. Соотносят фразеологизмы и рисунки. Составляют предложение, используя любой из фразеологизмов.

Коллективная проверка.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками( распределение ролей при парной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; Предметные:

- составлять текст по рисунку и фразеологизму;

- подбирать подходящие по смыслу фразеологизмы.

Регулятивные:-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы

Личностные:- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания,

-осознавать важность различных форм учебного сотрудничества.

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выписать из словарной статьи толкового словаря С. И. Ожегова фразеологизмы со словом ухо, составить предложение с любым из них.

Слушают домашнее задание, уточняют информацию.

10

Рефлексия («Солнышко и туча»)

- Какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи?

- С какими видами словарей вы познакомились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке.

-Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! ( слайд № 10)

Ответы детей

Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение  выражать свои мысли;Познавательные:

структурирование знаний; смысловое чтение.

Регулятивные:оценивание качества и уровня усвоения материала; Личностные:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме " Разбор глагола по составу"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структури...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».

На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....