Рабочая программа и КТП по курсу Русский язык 4 класс. УМК "Школа России" (с УУД на каждый урок)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Александровка
муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
Принято: Согласовано: Утверждаю:
МО учителей начальных классов Зам.дир. по УР Директор школы
«___» _________20__ г. ___________ Акдавлетова И.А. _________ Ледяев В.А.
Рабочая программа
учебного курса по русскому языку
Система «Школа России»
Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по русскому языку Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г.
4 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа курса «Русский язык» для 4 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» Начальное общее образование (Москва, 2011) на основе Примерной программы начального общего образования, и на основе авторской программы Валентины Павловны Канакиной, Всеслава Гавриловича Горецкого «Русский язык» для общеобразовательной школы, являющейся составной частью системы учебников «Школа России» (автор А.А.Плешаков)
Программа обеспечена УМК «Русский язык» авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецким для 1-4 классов (М.: Просвещение). Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Цели обучения:
- Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
- Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
- Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
- Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Задачи обучения:
- развитиеречи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоениепервоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В 4классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением (имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.
Общая характеристика предмета
. В 4 классе исходным является понятие «часть речи», на базе которого изучаются имена сущ, имена прил, глаголы, проводится ознакомление с местоим. Нар, числит. При этом каждая чась речи изучается исходя из тех признаков, которые уже на ранних этапах позволяют сравнивать части речи между собой.
В качестве таких общих линий изучения выступают следующие:
- Что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета, признак действия предмета)?
- На какие вопросы оно отвечает?
- Как изменяется (или является неизменяемой частью речи)?
- С какой частью речи чаще всего связано в предложении?
- Каким членом предложения чаще всего является ?
Характерно, что категория числа изучается во II классе, род имён сущ, прил, глаголов в прошедшем времени – в III классе, а более сложные категории «падеж» и «лицо» - в IV классе.
С наречиями и числительными учащиеся знакомятся практически в процессе анализа текстов учебника и составления своих высказываний не только на уроках русского языка, но и на уроках математики, природоведения и др. Уровень знаний о данных частях речи не проверяется. О наречии учащиеся узнают как о неизменяемой части речи, обозначающей место действия (где? куда? откуда?: далеко, высоко, вперёд, издалека), время действия (когда?: поздно, рано, вчера, сегодня, завтра), образ действия (как? каким образом?: дружно, аккуратно, хорошо, смело, робко, весело, правильно). Школьники учатся правильно писать наречия с суффиксами –о, -а (близко, быстро, внимательно, чудесно, интересно, налево, направо, слева, справа, издалека, издавна). У них формируется умение правильно склонять количественные числительные в словосочетаниях типа: три карандаша, пять дней, тридцать семь страниц.
В качестве составной части в раздел «Слово. Части речи» входит и материал по лексике: синонимы и антонимы, многозначность слов, употребление слов в прямом и переносном значении.
Постепенное усложнение от класса к классу характерно и для раздела «Состав слова»: II класс – ознакомление с особенностями однокоренных слов, с понятием «корень»; III класс – ознакомление с понятиями «приставка», «суффикс», «окончание», а также формирование навыков правописания корня и приставок; IV класс – углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи, формирование навыков правописания безударных падежных окончаний имён сущ и прил, личных окончаний глаголов.
В III классе знания о главных и второстепенных членах, о связи слов в предложении расширяются, что происходит прежде всего в процессе изучения словосочетаний. Не менее важным является ознакомление с видами предложений по цели высказывания и по интонации.
В разделе «Связная речь» центральное место отводится формированию речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание высказываний. Осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме фактически на каждом уроке, только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь развивается.
Основные компоненты работы с текстом:
- понятие «текст»; формирование умения различать текст и предложения, не объединённые общей темой;
- тема текста; умение определить тему текста;
- основная мысль текста; умение определить основную мысль текста;
- заголовок текста; умение озаглавить текст, опираясь на его тему или основную мысль;
- построение (структура) текста; умение разделить на части текст-повествование (начало, основная часть, концовка);
- связь между частями текста с помощью слов вдруг, однажды, потом и до; умение найти слово, с помощью которого связаны основная часть и начало или основная часть и концовка;
- связь между предложениями в каждой части текста; умение найти слова, с помощью которых предложения связаны в тексте, например: местоимения, союзы, текстовые синонимы; умение использовать эти слова в своих высказываниях;
- изобразительные средства в тексте; умение выделять в тексте сравнения, метафоры, красочные определения, олицетворение; умение пользоваться изобразительными средствами в своих высказываниях;
- виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление);
- понятие об изложении; умение письменно воспроизводить текст повествовательного характера (с элементами описания и рассуждения) по готовому, коллективно или самостоятельно составленному плану;
- понятие о сочинении (устном или письменном); умение составлять текст по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту; умение записывать текст с предварительной коллективной подготовкой.
В процессе работы с текстом учитываются три его стороны: содержание, структура, изобразительные средства.
В раздел «Связная речь» включена тема «Речевая этика». Речевая этика представляет собой правила речевого поведения человека в определённых ситуациях и вежливого общения с собеседником.
Перед учителем ставится задача воспитать у школьников внимательное отношение к тем, с кем они общаются, познакомить их с принятыми в обществе устойчивыми выражениями, которые употребляются при общении. Иначе говоря, ставится задача заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, а главное – доброжелательное отношение к людям.
Особую значимость для общего и речевого развития учащихся составляет познание языка как одной из сторон культуры народа. История языка неотделима от истории народа как носителя этого языка. Язык в своём развитии тесно связан с устным народным творчеством, литературой. Даже элементарные представления о роли языка в жизни общества и в жизни каждого человека. О развитии языка в связи с развитием общества чрезвычайно важны для формирования научных мировоззренческих взглядов школьников. Необходимо подчеркнуть, что ознакомление учащихся с совокупностью сведений о языке – это не самоцель обучения языку, а возможность приобщить детей к истории языка, к культуре русского народа, к культуре других народов, это естественный путь развития интереса к родному языку и потребности познавать его. Такая целевая установка обусловливает методику обучения языку. Она носит творческий характер, предоставляет свободу как учителю, так и учащимся. Учитель свободен в выборе дополнительных тем и объёме раскрытия вопроса, в выборе организационных форм обучения.
В целях повышения культуры речи программа предусматривает ознакомление с некоторыми наиболее достоверными нормами литературного языка. Это принесёт реальные результаты, если систематически проводить анализ текстов-образцов и тем самым развивать свойственное ребёнку языковое чутьё, внимание к правильному употреблению слов, словосочетаний и фразеологизмов. Полезно наблюдать за стилистически точным употреблением слов в авторских текстах в зависимости от цели высказывания и проводить анализ, почему уместно именно это слово, а не его синоним.
Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года в связи с изучением разных тем по курсу русского языка, с внеклассными занятиями по предмету, с написанием изложений и сочинений, с уроками чтения. Надо учить детей исправлять речевые ошибки и пользоваться различными словарями.
Потребностью речевого развития учащихся обусловлено по усмотрению учителя сопоставление простого предложения с однородными членами сложносочинённого предложения, состоящего из двух простых, наблюдение над предложениями с прямой речью, ознакомление со сложноподчинёнными предложениями с союзами и союзными словами. Сложные предложения и предложения с прямой речью специально не изучаются.
По усмотрению учителя проводится ознакомление с видами второстепенных членов предложения – дополнением, определением, обстоятельством. Знакомство с второстепенными членами создаёт благоприятные условия для усвоения связи слов в предложении, для понимания словосочетания как двух слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ её решения, провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вывод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.
Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие навыков грамотного письма. В программе и учебниках представлены четыре группы правил:
- обозначение звуков буквами;
- перенос слов;
- раздельное написание слов;
- написание заглавной буквы.
Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс -8-10; III – 10-12; IV – 12-15.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
I класс, в конце года 15-17
II класс, в конце первого полугодия 25-30
II класс, в конце года 35-45
III класс, в конце года 55-65
IV класс, в конце первого полугодия 65-70
IV класс, в конце года 75-80
Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на 15-20 слов.
В начальных классах орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила включены в грамматические темы, связанные с изучаемым орфографическим материалом.
Одной из важных задач обучения русскому языку в I-IV классах является также формирование навыков каллиграфически правильного написания слов.
На начальном этапе обучения письменной речи формирование каллиграфических навыков выступает в качестве самостоятельной цели, поэтому на уроках письма специальные каллиграфические упражнения выполняются в течение всего урока.
Во втором полугодии I класса целесообразно выделить специальный урок «Чистописание».
Во II-IV классах обучение каллиграфии строится с учётом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях письменного образца буквы, её соединений приобретают особую значимость для младших школьников, поскольку невнимание к ошибочному начертанию буквы вызывают у ребёнка уверенность в правильном написании и серьёзно тормозит развитие нужного качества письма. Данное обстоятельство обусловливает необходимость каждодневной работы над совершенствованием каллиграфически правильного письма. 7-8 минут на уроке русского языка достаточно для того, чтобы обсудить с детьми допущенные ошибки в образец каллиграфически правильного написания определённой группы букв и написать 2-3 строчки слогов и слов. А в дальнейшем на протяжении всего урока необходимо целенаправленно развивать каллиграфическую зоркость и глазомер, самоконтроль за правильным начертанием букв, аккуратность, совершенствовать ритмичность и скорость письма. Этому способствует строгая дозировка объёма письменных заданий на урок, спокойная рабочая обстановка на уроке, систематическая проверка тетрадей, наличие наглядных пособий по технике письма.
Ценностные ориентиры содержания курса
1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).
Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников. Осознание детьми изучаемых единиц языка и синтаксиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно воспринимать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.
2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.
Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, -предложении, типах предложений по цели высказывания и интонационной оформленности, главных и второстепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его составе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и безударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.
На основе ознакомления с принципами письма и системой правил правописания происходит формирование грамотного письма, орфографическая и пунктуационная подготовка школьников. В начальных классах школы должна действовать установка на безошибочное письмо, которая может быть реализована, если все обучение орфографии и пунктуации будет носить предупредительный характер. Все возможные ошибки школьников должны быть предупреждены до процесса письма за счет послогового и поморфемного проговаривания, опоры на правило; в процессе письма — за счет комментирования, послогового проговаривают, использования определенного правила; по итогам написанной работы школьник должен уметь объяснить допущенную им ошибку.
Предупредительный характер орфографии и пунктуации требует от учителя знания того факта, что основой методики обучения русскому правописанию является знание его свойств, распознавание частей речи и значимых частей слова, владение учащимися орфографическими умениями обнаруживать орфограмму, определять ее тип, соотносить орфограмму с определенным правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль. Названные основы знаний о языке достаточны, они имеют значение для общего развития детей, для практики речи, для орфографической и пунктуационной грамотности.
3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.
В процессе языковой деятельности младшие школьники овладевают приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым -единицам языка и речи), приемами сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, будет способствовать умственному и речевому развитию, развитию потребности в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Условием реализации этого направления может стать содержание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит учителю использовать его для решения определенных учебно-познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Методический аппарат учебника, рабочей тетради, методического пособия позволит поддержать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.
Место предмета в учебном плане.
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки русского языка в 4 классе рассчитаны на 5 часов в неделю. Общее количество часов составило - 170 часов .
Результаты изучения учебного предмета в 4 классе
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации. - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Основное содержание по русскому языку в 4 классе (170ч)
Язык и речь (2 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (15 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение (4 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Части речи (6 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Состав слова (8ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвуковогосостава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи (120 ч)
Имя существительное (41 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (32 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (40 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного (10ч)
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт.сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка.слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу четвёртого года обучения
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
знать:
– отличительные признаки основных языковых средств: слова, словосочетания, предложения, текста;
– названия и отличительные признаки:
а) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание),
б) частей речи, включая личные местоимения,
в) основных типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
– правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения).
уметь:
– практически использовать знания алфавита при работе со словарем;
– производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
– различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
– грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;
– обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
– уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;
– владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;
– овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление); в ситуациях повседневного и учебного общения.
Оценка достижения планируемых результатов
Контроль уровня обученности по русскому языку в 4 классе (из методического письма МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (№ 1561/14-15 от 19.11.1998г)
Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тема-тика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающем учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, — способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированное™ умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно используются тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированное™ умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Важнейшей задачей учителя является проверка и оценка результатов обучения как в процессе усвоения курса, так и по его завершении. «На современном этапе развития начальной школы определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
- качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
- степень сформированное™ учебной деятельности младшего школьника;
- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать задачу);
- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности.»
В соответствии с методическим письмом МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (№ 1561/14-15 от 19.11.1998г) представлен как текущий (в процессе и в конце изучения темы), так и итоговый контроль (за определённый достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год)
Проверочные работы:
- диагностические задания - позволяют выяснить сформированность учебной деятельности уч-ся, их умение применять полученные знания в новых, необычных учебных ситуациях. Проводятся в начале и конце изучения темы или курса
- разноуровневые задания по теме (текущий контроль)
- словарные диктанты (в том числе терминологические)
- списывание
- тесты ( в том числе разноуровневые, т.е позволяют определить качество усвоения знаний по теме)
- диктанты с грамматическими заданиями
- изложения
Контрольные работы
(базового уровня знаний - текущий контроль и итоговый - в конце четверти и года)
- тесты
- диктанты с грамматическими заданиями
Диагностические задания (отметка не ставится):
0 баллов - работа не начата, или выполнена неправильно, или допущены 3 ошибки;
1балл - выполнена часть задания, или допущено 2 ошибки;
- балла - большая часть заданий выполнена правильно или допущена 1 ошибка;
- балла - задание выполнено правильно.
Система контроляпо курсу русского языка включает проведение 28 повторительно–обобщающих, 10 контрольных уроков, а также 6 часов на проекты.
Формы контроля
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | ||
Контрольные диктанты | Проверочные и самостоятельные работы | Проекты | |||
1. | Язык и речь | 2 | 0 | 0 | 0 |
2. | Текст. Предложение.Словосочетание. | 14 | 1 | 3 | 0 |
3. | Слово о языке и речи. | 19 | 1 | 5 | 1 |
4. | Состав слова. | 20 | 1 | 3 | 1 |
5. | Правописание частей слова. | 30 | 2 | 6 | 1 |
6. | Части речи. | 75 | 4 | 10 | 3 |
7. | Повторение | 10 | 1 | 1 | 0 |
ИТОГО: | 170 | 10 | 28 | 6 |
Учебно-методическая литература и средства обучения
Материалы УМК «Школа России» | Литература для учителя | Литература для учащихся | Интернет, медиа-ресурсы |
|
Москва, «Дрофа», 2012 г.
|
|
образовательныхресурсов
|
Перечень средств обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран.
- Компьютер.
- Сканер.
- Принтер лазерный.
Календарно-тематическое планирование
(5часов в неделю, 170 учебных часа)
Учебник: В. П. Канакина, В. П. Горецкий, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкина «Русский язык» 4 класс. Ч. 1, 2. М. Просвещение, 2014, ФГОС
Рабочая тетрадь: В. П. Канакина, . «Русский язык» 4 класс. Ч. 1, 2. М. Просвещение, 2012, ФГОС
(Образовательная система «Школа России»)
КЗУН-урок коррекции знаний, умений и навыков;
УЗСЗ-урок закрепления и совершенствования знаний;
УКЗУН- урок контроля знаний, умений и навыков;
УОСЗ-урок обобщения и систематизации знаний;
УФЗ- урок формирования новых знаний
0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога по учебному курсу "Русский язык-2" (УМК "Школа России").
Рабочая программа учебного курса "Русский язык-2" соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения; разработана по учебнику В. П. Канакиной....
Рабочая программа учебного курса « Русский язык » УМК «Школа России» 2 класс
В разработке содержится пояснительная записка,общая характеристика курса,отражено описание места курса в учебном плане, дано описание ценностных ориентиров содержания курса,отражены личностные,метопре...
Программа курса "Русский язык" УМК "Школа России", 2 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» Класс: 4«Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по русскому языку для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных шк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» УМК «Школа России» 2015– 2016 учебный год
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), авторской программы курса «Русский язык» В.П. Ка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по русскому языку (УМК "Школа России")
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по русскому языку (УМК "Школа России")...
Рабочая программа с КТП по родному (русскому) языку (УМК "Школа России")
Программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образован...