Урок русского языка "Части слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Материал для учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка "Части слова" | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Составила: учитель начальных классов
МБОУ гимназии г.Советский
Лопатина Т.М.
3 класс
Тема урока: «Части слова».
Пояснительная записка.
Данный урок является первым в изучении темы «Состав слова». Он требует от учащихся максимальной концентрации внимания. Презентация помогает решить эту задачу. Основные этапы урока наглядно отражены на слайдах презентации; анимация помогает детям увидеть, как образуются новые слова при помощи приставок и суффиксов, а также осуществлять самоконтроль при работе с текстом и при формулировке правил.
Презентация может быть использована учащимися дома для повторения изученного материала на уроке, или для самостоятельного изучения теми детьми, которые на данном уроке отсутствовали.
Следующий урок целесообразно начать с повторения о составе слова по опорной схеме слайда 23. Опорные схемы презентации можно использовать и на всех последующих уроках при изучении темы «Состав слова».
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова» (Слайд 3) по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).
– Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.
Дети под музыку песенки «Голубой вагон» выполняют упражнение по чистописанию.
2. Повторение изученного (Слайд 4).
– Первая остановка. Нас встречает ВЕСЁЛАЯ БЕЛОЧКА. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания.
– Прочитайте задания, записанные на доске (садовник, посадил, волшебный сад)
– Кто догадался, про какой сад идёт речь? (Из однокоренных слов)
– Верно. Мы о нём говорили несколько уроков назад:
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
(Е. Измайлов. Как растут слова.)
– Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.
(Слайд 5).
– Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
– Записать одним словом:
1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2) мастер по приготовлению пищи;
3) большая ложка для разливания жидкой пищи;
4) маленький варёный пирожок
– Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник)
– Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные)
- Выделите корень в этих словах.
– Что называется корнем слова?
(Слайд 6)
(На доске появляется определение корня слова).
– Белочка благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.
(Слайд 7).
- К нашему поезду добавляется вагончик «Корень».
(Слайд 8). (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).
– Продолжаем наше путешествие дальше.
3. Изучение темы (Слайд 9).
– На следующей остановке нас встречает Незнайка. Он знает, что дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок.
- Но что это? Муравьишка, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)
ЧЕСНОК
В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .
– Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание)
– Спишите текст, вставляя окончания слов зелёным цветом.
– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания.
(По щелчку появляются окончания слов)
– Изменялось ли значение слова «чеснок», когда менялось окончание? (Нет)
– Для чего служат окончания?
(Слайд 10) (На доске появляется определение окончания)
– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили ещё один вагончик. (Слайд 11).
-– Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось? (Ходи)
(Слайд 12). (Звучит звукозапись голосов живой природы).
Физкультминутка
– Мы приехали в лес. Давайте отдохнём.
(Слайд 13).
– Пока мы отдыхали, появился Муравьишка, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? (Приставка)
– А как называется вагончик после корня? (Суффикс)
– Интересно, почему эти вагончики одного цвета (зелёного) и зачем они нужны?
– Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала? (Ходи)
– Кот добавил приставку у - и суффиксы –ил- , получилось слово уходили. Изменился ли смысл слова? (Да)
- А зачем нужны приставки и суффиксы?
Самостоятельная работа в группах (слайд 14)
(см.Задания для работы в группах)
Проверка самостоятельной работы.
(Слайд 15 ).
– Так для чего служит приставка в словах? (Слайд 15,16)
– Посмотрим, какую роль играет суффикс. (Слайд 17,18 )
(Слайд 19)
- Для чего служит суффикс?
– Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением.
(Слайд 20)
– А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)
– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки «Голубой вагон» возвращаемся в класс. (Слайд 21)
4. Закрепление
– Назовите тему урока. (Состав слова.) Запишите её в тетрадь.
– Назовите части слова. (Дети называют части слова, записывают их названия в тетрадь, учитель показывает, как они обозначаются).(Слайд 22)
– Что же называется приставкой? (Дети формулируют правило по опорным схемам).
– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?
(Слайд 23, 24)
5. Итог урока. Рефлексия
(Слайд 25).
6. Задание на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс
Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....
Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".
Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...
Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс
Урок изучения нового материала по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...
Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ
Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...
презентация к уроку русского языка " Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
презентация к уроку русского языка " Слово и слог. Выделение слогов в слове". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...