Урок русского языка "Части слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лопатина Татьяна Михайловна

Материал для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка "Части слова"38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

                                                                                 Составила: учитель начальных классов

                                                                                МБОУ гимназии г.Советский

                                                                             Лопатина Т.М.

 3 класс

Тема урока: «Части слова».

Пояснительная записка.

Данный урок является первым в изучении темы «Состав слова».  Он  требует от учащихся максимальной концентрации внимания. Презентация помогает решить эту задачу. Основные этапы урока наглядно отражены на слайдах презентации; анимация помогает детям увидеть, как образуются новые слова при помощи приставок и суффиксов, а также осуществлять самоконтроль при работе с текстом и при формулировке правил.

Презентация может быть использована учащимися дома для повторения изученного материала на уроке, или  для самостоятельного изучения теми детьми, которые на данном уроке отсутствовали.

Следующий урок целесообразно начать с повторения о составе слова по опорной схеме слайда 23. Опорные схемы презентации можно использовать и на всех последующих уроках при изучении темы «Состав слова».

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова»  (Слайд 3) по  станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

– Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.

Дети под музыку песенки «Голубой вагон» выполняют упражнение по чистописанию.

2. Повторение изученного (Слайд 4).

– Первая остановка. Нас встречает ВЕСЁЛАЯ БЕЛОЧКА. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания.
– Прочитайте задания, записанные на доске (садовник, посадил, волшебный сад)
– Кто догадался, про какой сад идёт речь?
(Из однокоренных слов)
– Верно. Мы о нём говорили несколько уроков назад:

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

(Е. Измайлов. Как растут слова.)

– Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.

(Слайд 5).
– Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

 Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

– Записать одним словом:

1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2) мастер по приготовлению пищи;
3) большая ложка для разливания жидкой пищи;
4) маленький варёный пирожок

– Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник) 
– Как их можно назвать одним словом?
(Однокоренные) 
- Выделите корень в этих словах.

– Что называется корнем слова?

 (Слайд 6)

(На доске появляется определение корня слова).

– Белочка благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.

(Слайд 7).

- К нашему поезду добавляется вагончик «Корень».

(Слайд 8).  (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).

– Продолжаем наше путешествие дальше.

3. Изучение темы (Слайд 9).

– На следующей остановке нас встречает Незнайка. Он знает, что дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок.

- Но что это?  Муравьишка, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)

ЧЕСНОК

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .

– Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание)
– Спишите текст, вставляя окончания слов зелёным цветом.
– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания.

 (По щелчку появляются окончания слов)

– Изменялось ли значение слова «чеснок», когда менялось окончание? (Нет)
– Для чего служат окончания?

(Слайд 10)  (На доске появляется определение окончания)
– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили ещё один вагончик.
(Слайд 11).

-– Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось? (Ходи)

 (Слайд 12). (Звучит звукозапись голосов живой природы).

Физкультминутка

– Мы приехали в лес. Давайте отдохнём.

(Слайд 13).

– Пока мы отдыхали, появился Муравьишка, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? (Приставка)
– А как называется вагончик после корня?
 (Суффикс)
– Интересно, почему эти вагончики одного цвета (зелёного) и зачем они нужны?
– Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала?
(Ходи)
– Кот добавил приставку
у - и суффиксы –ил- ,  получилось слово уходили. Изменился ли смысл слова? (Да)

- А зачем нужны приставки и суффиксы?

Самостоятельная работа в группах (слайд 14)

(см.Задания для работы в группах)

Проверка самостоятельной работы.

(Слайд 15 ).
– Так для чего служит приставка в словах? (Слайд 15,16)
– Посмотрим, какую роль играет суффикс
.  (Слайд 17,18 ) 

(Слайд 19)

- Для чего служит суффикс?

– Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением. 

(Слайд 20)

– А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)

– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки «Голубой вагон» возвращаемся в класс. (Слайд 21)

4. Закрепление

– Назовите тему урока. (Состав слова.) Запишите её в тетрадь.
– Назовите части слова.
(Дети называют части слова, записывают их названия в тетрадь, учитель показывает, как они обозначаются).(Слайд 22)
– Что же называется приставкой?
(Дети формулируют правило по опорным схемам).

– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?

(Слайд 23, 24)

5. Итог урока. Рефлексия

(Слайд 25).

6. Задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...