Подготовка к ВПР/тренировочные упражнения по разделам
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Подготовка к ВПР/тренировочные упражнения по разделам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к ВПР/тренировочные упражнения по разделам | 51.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренировочные упражнения
по разделу «Фонетика и графика»
Упражнение 1. Укажи звонкий твердый согласный звук. Обведи номер ответа.
1) [ш]; 2) [ж]; 3) [с]; | 4) [ф]; 5) [ц]; 6) [х]. |
Упражнение 2. Укажи звонкий мягкий согласный звук. Обведи номер ответа.
1) [ч’]; 2) [к’]; 3) [щ’]; | 4) [й’]; 5) [т’]; 6) [п’]. |
Упражнение 3. В каких словах произносится гласный звук [о]? Обведи номера всех верных ответов.
1) Загородный; 2) прическа; 3) шелковистое; 4) пощадить; 5) желудь; | 6) отбить; 7) волка; 8) ночлег; 9) костры; 10) кровля. |
Упражнение 4. В каких словах звуков больше, чем букв? Обведи номера всех верных ответов.
1) Вьюга; 2) ест; 3) юла; 4) клюв; | 5) муравьи; 6) объявление; 7) воробья; 8) пояс. |
Упражнение 5. В каком слове есть мягкий согласный звук? Обведи номер ответа.
1) Рожь; 2) сплошь; 3) брошь; | 4) чушь; 5) роскошь; 6) гуашь. |
Упражнение 6. В каких словах больше букв, чем звуков? Обведи номера всех верных ответов.
1) Местный; 2) карусель; 3) метель; 4) чудесный; | 5) солнце; 6) якорь; 7) ветер; 8) считать. |
Упражнение 7. В каком слове все согласные звонкие? Обведи номер ответа.
1) Мороз; 2) южный; 3) вглубь; | 4) вдруг; 5) плод; 6) жираф. |
Упражнение 8. В каких словах произносится согласный звук [с]? Обведи номера всех верных ответов.
1) Изморось; 2) изморозь; 3) воз; 4) сидеть; | 5) сделать; 6) счет; 7) издавна; 8) близко. |
Упражнение 9. В каких словах произносится согласный звук [с’]? Обведи номера всех верных ответов.
1) Мороз; 2) восемь; 3) усадить; 4) сбежать; | 5) серебро; 6) съезд; 7) арбуз; 8) новость. |
Упражнение 10. В каких словах количество букв и звуков совпадает? Обведи номера всех верных ответов.
1) Купаться; 2) листья; 3) счастье; | 4) местность; 5) радостный; 6) мороз. |
Упражнение 11. В каком слове произносится звук [ж]? Обведи номер ответа.
1) Нож; 2) намажьте; | 3) ближе; 4) резче. |
Упражнение 12. В каких словах произносится согласный звук [й’]? Обведи номера всех верных ответов.
1) Полюс; 2) клюв; | 3) вьюн; 4) юбка. |
Упражнение 13. В каких словах произносится согласный звук [ц]? Обведи номера всех верных ответов.
1) Улыбаться; 2) чертить; | 3) удивляться; 4) читать. |
Упражнение 14. В каких словах выделенная буква правильно обозначает место ударения? Обведи номера всех верных ответов.
1) Алфавит; 2) понял; 3) звонит; 4) красивее; | 5) избаловать; 6) поняла; 7) торты; 8) звонит. |
Упражнение 15. В каком слове произносится звук [ч’]? Обведи номер ответа.
1) Счет;
2) грузчик;
3) число.
Упражнение 16. В каком слове буква ч обозначает звук [ш]? Обведи номер ответа.
1) Пчела; 2) что; | 3) часто; 4) чертить. |
Упражнение 17. В каких словах все согласные звуки твердые? Обведи номера всех верных ответов.
1) Мышь; 2) печь; 3) рой; | 4) тушь; 5) горсть; 6) четки. |
Упражнение 18. В каких словах нет звука [т]? Обведи номера всех верных ответов.
1) Расчистить; 2) подписчик; | 3) гигантский; 4) брусчатка. |
Упражнение 19. В каком слове буква ё обозначает два звука? Обведи номер ответа.
1) Вертолет; 2) объем; | 3) окрыленный; 4) легкий. |
Упражнение 20. Выбери звук, которому подходит характеристика: согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий. Обведи номер ответа.
1) [ш]; 2) [й’]; | 3) [з’]; 4) [ч’]. |
Упражнение 21. В какой строке названия животных правильно расставлены по алфавиту? Обведи номер ответа.
1) Кабан, кит, кедровка, кенгуру, ласка, лемминг, лещ, леопард, летяга, лисица;
2) кабан, кенгуру, кедровка, кит, ласка, лисица, лемминг, леопард, летяга, лещ;
3) кабан, кедровка, кенгуру, кит, ласка, лемминг, леопард, летяга, лещ, лисица;
4) кабан, кит, кенгуру, кедровка, ласка, лисица, леопард, лемминг, летяга, лещ.
Упражнение 22. В каком слове ударение падает на последний слог? Обведи номер ответа.
1) Банты; 2) щавель; | 3) торты; 4) свекла. |
Тренировочные упражнения по разделу «Состав слова»
Упражнение 1. Укажи слова, в которых есть суффикс -ик-. Обведи номера всех верных ответов.
1) Стульчик; 2) кувшинчик; 3) каменщик; | 4) ключик; 5) зайчик; 6) мальчик. |
Упражнение 2. В каких словах есть приставка? Обведи номера всех верных ответов.
1) (по)крыше; 2) (по)бежал; 3) (по)лотенце; 4) (по)лочка; 5) (по)дороге; 6) (по)суда; | 7) (по)ездка; 8) (по)ветке; 9) (по)лоса; 10) (по)прыгунья; 11) (по)лез; 12) (по)левой. |
Упражнение 3. Укажи слова без приставки. Обведи номера всех верных ответов.
1) (со)ставить; 2) (со)ломка; 3) (со)скок; 4) (со)брал; 5) (со)сна; 6) (со)лить; | 7) (со)стола; 8) (со)седний; 9) (со)нный; 10) (со)леный; 11) (со)трудник; 12) (со)беседник. |
Упражнение 4. Укажи возможный состав слова. Обведи номера всех верных ответов.
1) Приставка и суффикс;
2) корень, суффикс и окончание;
3) корень и окончание;
4) приставка, суффикс и окончание;
5) приставка и окончание.
Упражнение 5. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? Обведи номер ответа.
1) Приставка; 2) окончание; | 3) корень; 4) суффикс. |
Упражнение 6. Как называется часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов? Обведи номер ответа.
1) Корень; 2) приставка; | 3) суффикс; 4) окончание. |
Упражнение 7. В какой строке перечислены только части слова? Обведи номер ответа.
1) Приставка, корень, суффикс, окончание;
2) существительное, местоимение, глагол, предлог;
3) существительное, прилагательное, корень, приставка;
4) подлежащее, сказуемое, дополнение, определение.
Упражнение 8. У какого слова такой же состав, как у существительного «перевязка»? Обведи номер ответа.
1) Полочка; 2) почтовый; | 3) полянка; 4) походка. |
Упражнение 9. Укажи строку, в которой все слова употреблены с предлогами. Обведи номер ответа.
1) (Под)бежал, (под)летел, (под)снежник;
2) (за)пищала, (за)мычала, (за)мяукала;
3) (под)кустом, (под)столом, (под)крышей;
4) (по)летел, (по)читал, (по)смотрел.
Упражнение 10. Укажи строки, в которых все слова однокоренные. Обведи номера всех верных ответов.
1) Поле, полевой, полить, полянка;
2) вода, водитель, водичка, водный;
3) гора, горный, горн, горка;
4) свет, светлячок, светленький, светит;
5) оса, осиный, подосиновик;
6) гора, пригорок, пригорюнился;
7) торговцы, торговать, восторг;
8) лес, в лесу, без леса;
9) сажать, посадка, сажа;
10) лето, лететь, полет;
11) гористый, гордый, горный;
12) вода, водовоз, наводнение;
13) чистый, плечистый, чистка;
14) известный, известняк, известие.
Упражнение 11. В какой строке все слова имеют нулевое окончание? Обведи номер ответа.
1) Столик, окно, число;
2) стульчик, ночник, смельчак;
3) заяц, медведица, совенок;
4) крыло, сахар, сено.
Упражнение 12. Укажи слова, в которых нет приставки на-. Обведи номера всех верных ответов.
1) Надежда; 2) налить; | 3) напольный; 4) наружный. |
Упражнение 13. Что выражает окончание имени существительного? Обведи номер ответа.
1) Падеж, число; 2) род, число; | 3) падеж, род; 4) род, число, падеж. |
Упражнение 14. Что выражает окончание глагола в настоящем времени? Обведи номер ответа.
1) Падеж, число; 2) род, падеж; | 3) число, лицо; 4) лицо, падеж. |
Упражнение 15. Что выражает окончание глагола в прошедшем времени? Обведи номер ответа.
1) Лицо, падеж; 2) лицо, род; | 3) число, лицо; 4) род, число. |
Упражнение 16. Укажи слово, которое не является формой слова «дождик». Обведи номер ответа.
1) О дождике; 2) с дождиком; | 3) без дождика; 4) под дождем; 5) про дождик. |
Упражнение 17. Укажи форму слова «цветок». Обведи номер ответа.
1) Цветочный; 2) цветку; 3) цветение; | 4) расцвести; 5) цветочек; 6) цветы. |
Упражнение 18. Чем различаются формы слова? Обведи номер ответа.
1) Суффиксом; 2) корнем; | 3) основой; 4) окончанием; 5) приставкой. |
Упражнение 19. Укажи слово, которое образовано при помощи суффикса. Обведи номер ответа.
1) Походка; 2) выписка; 3) полоска; | 4) покрышка; 5) подснежник; 6) посадка. |
Упражнение 20. От данных корней образуй существительное, прилагательное, глагол. Выдели корень.
Корень | Существительное | Прилагательное | Глагол |
-корм- | |||
-груз- | |||
-бел- | |||
-желт- |
Тренировочные упражнения по разделу «Лексика»
Упражнение 1. В какой строке приведены синонимы? Обведи номер ответа.
1) Бояться, биться, сбиться;
2) смелый, смелость, смельчак;
3) учитель, ученик, учеба;
4) учитель, педагог, преподаватель.
Упражнение 2. Какое слово имеет значение «научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря»? Обведи номер ответа.
1) Зоопарк; 2) заповедник; | 3) музей; 4) энциклопедия; 5) экспедиция. |
Упражнение 3. В каком словаре приводятся лексические значения слов? Обведи номер ответа.
1) Фразеологический; 2) словообразовательный; | 3) орфографический; 4) толковый. |
Упражнение 4. Как называется слово, имеющее одно лексическое значение? Обведи номер ответа.
1) Однозначное; 2) однокоренное; | 3) родственное; 4) многозначное. |
Упражнение 5. В какой строке все слова многозначные? Обведи номер ответа.
1) Солнышко, хвост, обои;
2) айсберг, число, прилагательное;
3) игла, шляпка, существительное;
4) гребень, жарить, сок;
5) кран, ручка, лист.
Упражнение 6. Определи значение слова «кисть» в предложении «Если долго пишешь, нужно периодически разминать кисть». Обведи номер ответа.
1) Часть руки;
2) украшение из пучка ниток;
3) форма расположения плодов у некоторых растений;
4) пучок ровных щетинок для нанесения красок.
Упражнение 7. В каких словосочетаниях выделенное слово употреблено в прямом значении? Обведи номера всех верных ответов.
1) Золотое кольцо; 2) золотые руки; 3) холодный взгляд; 4) холодная вода; 5) огненный вихрь; | 6) огненные волосы; 7) спортсмен бежит; 8) время бежит; 9) копна сена; 10) копна волос. |
Упражнение 8. В каких словосочетаниях выделенное слово употреблено в переносном значении? Обведи номера всех верных ответов.
1) Соловей поет; 2) душа поет; 3) твердый переплет; 4) твердый характер; 5) снежный ковер; | 6) персидский ковер; 7) сухое белье; 8) сухой пересказ; 9) волчий след; 10) волчий аппетит. |
Упражнение 9. Укажи значение предложения «В саду горит костер рябины красной». Обведи номер ответа.
1) В саду разожгли костер из веток рябины;
2) загорелись ветви рябины;
3) ягоды рябины очень горячие;
4) ягоды рябины ярко-красные;
5) ягоды рябины очень красивые.
Упражнение 10. Прочитай стихотворение. Какой частью речи являются выделенные слова? Напиши, что они обозначают.
Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
За речною косой
Травы косит косой.
М. Митрейкин
Ответ.
Зайка косой (_______) – .
Девчонка с косой (_______) – .
Речная коса (_______) – .
Косит косой (_______) – .
Упражнение 11. В каких словосочетаниях выделенное слово имеет прямое значение? Обведи номера всех верных ответов.
1) Золотая рожь; 2) спит река; 3) горят дрова; 4) ледяной взгляд; | 5) свежий ветер; 6) ледяная глыба; 7) железная дорога; 8) железное здоровье. |
Упражнение 12. Укажи лексическое значение слова «масленок». Обведи номер ответа.
1) Бутерброд со сливочным маслом;
2) кусочек растопленного масла;
3) съедобный гриб со слизистой кожицей на шляпке;
4) масляные перчатки.
Упражнение 13. Укажи значение фразеологического оборота «льет как из ведра». Обведи номер ответа.
1) Поливает из ведра;
2) сильный дождь;
3) дырявое ведро;
4) носит воду в ведре.
Упражнение 14. Укажи значение фразеологического оборота «как в воду глядеть». Обведи номер ответа.
1) Увидеть отражение в воде;
2) посмотреть в воду;
3) увидеть дно в чистой воде;
4) предугадать, предвидеть.
Упражнение 15. Укажи значение фразеологического оборота «намылить голову». Обведи номер ответа.
1) Покрыть голову мыльной пеной;
2) решать задачу;
3) поругать, сделать строгий выговор;
4) помыть голову.
Упражнение 16. Укажи лексическое значение слова «палитра». Обведи номер ответа.
1) Небольшая дощечка, на которой живописец во время своей работы смешивает краски;
2) название детской игры;
3) подставка для картин.
Упражнение 17. В каком предложении есть фразеологизм? Обведи номер ответа.
1) Миша плохо работал.
2) Миша бездельничал.
3) Миша не выполнил задания.
4) Миша работал спустя рукава.
Упражнение 18. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом «черствая»? Обведи номер ответа.
1) Свежая травка;
2) свежая блузка;
3) свежая газета;
4) свежая погода;
5) свежая ватрушка.
Упражнение 19. В каком предложении можно применить фразеологизм «от корки до корки»? Обведи номер ответа.
1) Таня намазала на хлеб масло.
2) Ученик прочитал книгу до конца.
3) Оля пожарила блинчики.
4) Бабушка испекла пирожки.
Упражнение 20. В каком предложении мысль выражена неясно? Обведи номер ответа.
1) Лесник скосил траву.
2) Заплети русую косу.
3) Принеси острую косу.
4) Мальчик косил.
Упражнение 21. Укажи лексическое значение слова «озимь». Обведи номер ответа.
1) Всходы, посевы озимых культур;
2) первые дни зимы;
3) вьюга, во время которой дует низовой ветер.
Упражнение 22. Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением? Обведи номер ответа.
1) Однозначные; 2) омонимы; | 3) многозначные; 4) антонимы; 5) синонимы. |
Упражнение 23. Как называются слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения и употреблением в речи? Обведи номер ответа.
1) Однозначные; 2) омонимы; | 3) многозначные; 4) антонимы; 5) синонимы. |
Упражнение 24. Укажи пару антонимов. Обведи номер ответа.
1) Печальный – веселиться; 2) гигант – великан; 3) храбрый – смелый; | 4) холодный – горячо; 5) благородный – подлость; 6) великан – гном. |
Упражнение 25. Какие слова не являются синонимами? Обведи номера всех верных ответов.
1) Погасить – потушить;
2) мокрый – сырой;
3) лелеять – нежить;
4) уют – радость;
5) целый – целевой;
6) градусник – термометр;
7) увлекательный – интересный;
8) винтовой – спиральный.
Упражнение 26. Какие слова не имеют синонимов? Обведи номера всех верных ответов.
1) Артист; 2) пища; 3) рынок; 4) карандаш; 5) силач; | 6) вьюга; 7) экскаватор; 8) соединение; 9) толпа; 10) картина. |
Упражнение 27. Укажи прямое значение слова «закат». Обведи номер ответа.
1) Освещение неба при заходе солнца;
2) конец чего-либо, упадок.
Упражнение 28. Укажи прямое значение слова «звезда». Обведи номер ответа.
1) Небесное тело;
2) знаменитый, выдающийся человек.
Упражнение 29. Укажи переносное значение слова «океан». Обведи номер ответа.
1) Участок водного пространства, омывающий конкретные материки;
2) огромное количество чего-либо.
Упражнение 30. Укажи переносное значение слова «переплет». Обведи номер ответа.
1) Затруднительная ситуация;
2) часть книжного блока, обеспечивающая скрепление страниц.
Упражнение 31. Дополни каждый ряд одним синонимом.
1) Мужественный, отважный, храбрый, ;
2) говорить, беседовать, толковать, .
Упражнение 32. Укажи антонимические пары. Обведи номера всех верных ответов.
1) Горько – сладкое; 2) подъем – спускаться; 3) свой – чужак; 4) мягко – жестко; 5) вместе – врозь; | 6) трудиться – лень; 7) густо – пусто; 8) горе – счастливый; 9) больной – здоровый; 10) утренний – вечер. |
Упражнение 33. К каким словам нельзя подобрать антоним? Обведи номера всех верных ответов.
1) Победа; 2) бодрый; 3) белый; 4) можно; 5) темный; | 6) внутри; 7) фиолетовый; 8) прибавить; 9) постоянный; 10) клен. |
Упражнение 34. Какие слова не являются омонимами? Обведи номера всех верных ответов.
1) Лайка (сорт мягкой кожи) – лайка (северная собака);
2) торжество (полный успех, победа) – торжество (празднование дня рождения);
3) норка (пушной зверек) – норка (маленькая нора);
4) кашка (молочная) – кашка (луговое растение);
5) линейка (чертежный инструмент) – линейка (построение людей в линию для проведения мероприятия);
6) класс (социальная группа) – класс (учебная комната);
7) ключ (скрипичный) – ключ (родник);
- кран (строительный) – кран (водопроводный).
Тренировочные упражнения по разделу «Морфология»
Упражнение 1. В какой строке существительные относятся ко 2-му склонению? Обведи номер ответа.
1) Отчизна, соловей; 2) море, край; | 3) соловей, печь; 4) плащ, плач. |
Упражнение 2. В какой форме употреблено имя прилагательное в предложении «В детской энциклопедии о животных были представлены факты об их жизни»? Обведи номер ответа.
1) Единственного числа мужского рода;
2) единственного числа женского рода;
3) единственного числа среднего рода;
4) множественного числа.
Упражнение 3. В какой строке глаголы относятся к I спряжению? Обведи номер ответа.
1) Играть, клеить; 2) смотреть, гулять; | 3) читать, брить; 4) лепить, строить. |
Упражнение 4. В какой строке глаголы относятся ко II спряжению? Обведи номер ответа.
1) Стелить, клеить; 2) ненавидеть, строить; | 3) думать, лепить; 4) петь, гулять. |
Упражнение 5. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено во множественном числе? Обведи номер ответа.
1) Острые ножницы; 2) горячее молоко; | 3) интересная история; 4) сладкий сок. |
Упражнение 6. Укажи нарицательное имя существительное. Обведи номер ответа.
1) Волгоград; 2) Москва; 3) апельсин; | 4) Днепр; 5) Россия; 6) Луна. |
Упражнение 7. Укажи имена существительные 3-го склонения. Обведи номера всех верных ответов.
1) Июнь; 2) конь; 3) мышь; | 4) король; 5) январь; 6) метель. |
Упражнение 8. Укажи имя существительное мужского рода. Обведи номер ответа.
1) Какао; 2) пальто; 3) кино; | 4) кофе; 5) повидло; 6) эскимо. |
Упражнение 9. Какая часть речи обозначает признак предмета? Обведи номер ответа.
1) Глагол; 2) существительное; | 3) прилагательное; 4) местоимение; 5) наречие. |
Упражнение 10. Укажи собственные имена существительные. Обведи номера всех верных ответов.
1) Озеро; 2) яблоко; 3) Маргарита; | 4) маргаритки; 5) Скворцов; 6) скворцы. |
Упражнение 11. Распредели существительные по склонениям: с лошадью, на коне, у площади, на площадке, без мыши, про мышку, под елью, около елки. Запиши эти слова в таблицу в начальной форме.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
Упражнение 12. Укажи имя существительное, которое употребляется только в форме множественного числа. Обведи номер ответа.
1) Сани; 2) глаза; | 3) темнота; 4) молоко. |
Упражнение 13. С какой частью речи согласуются имена прилагательные? Обведи номер ответа.
1) С местоимениями; 2) наречиями; | 3) существительными; 4) глаголами. |
Упражнение 14. Какая часть речи обозначает действие предмета? Обведи номер ответа.
1) Существительное; 2) глагол; | 3) местоимение; 4) прилагательное; 5) наречие. |
Упражнение 15. В каком столбике верно указаны времена глаголов? Обведи номер ответа.
Примеры | 1 | 2 | 3 |
Заплатили | Наст. вр. | Пр. вр. | Наст. вр. |
Прочитают | Буд. вр. | Буд. вр. | Пр. вр. |
Играют | Буд. вр. | Наст. вр. | Наст. вр. |
Принесли | Пр. вр. | Пр. вр. | Пр. вр. |
Встретятся | Буд. вр. | Буд. вр. | Буд. вр. |
Нарисует | Буд. вр. | Буд. вр. | Наст. вр. |
Упражнение 16. Укажи неправильное высказывание. Обведи номер ответа.
1) Имена прилагательные изменяются по родам во множественном числе;
2) имена прилагательные не изменяются по родам во множественном числе;
3) имена прилагательные изменяются по родам только в единственном числе.
Упражнение 17. Укажи правильное высказывание. Обведи номер ответа.
1) Глагол склоняется;
2) глагол в прошедшем времени изменяется по родам (в ед. ч.);
3) глагол изменяется по падежам;
4) глагол в будущем времени изменяется по родам.
Упражнение 18. Дополни пословицы словом «ум», укажи падеж этого слова.
1) Чужим __________ (_____) в люди не выйдешь.
2) По одежке встречают, по _________ (_____) провожают.
3) Голова без ___________ (_____) что фонарь без свечи.
4) Не украшай платье, а украшай __________ (_____).
5) Книга в суме в пути – тягость, книга в _________ (_____) в пути – облегчение.
Упражнение 19. Укажи верные высказывания. Обведи номер ответа.
1) Имена существительные бывают трех склонений;
2) имена существительные изменяются по родам;
3) имена существительные изменяются по числам;
4) имена существительные изменяются по падежам.
Упражнение 20. В каких падежах могут стоять данные словосочетания в предложении?
1) Кудрявый дубок (______, ______);
2) маленького олененка (______, ______).
Составь и запиши два предложения с одним из словосочетаний в разных падежах.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Тренировочные упражнения по разделу «Синтаксис»
Упражнение 1. Выбери вопросительное предложение (знаки препинания не расставлены). Обведи номер ответа.
1) Я люблю смотреть на лошадей
2) Лошади бежали галопом
3) Чем питаются лошади
4) Покорми лошадь
Упражнение 2. В каких предложениях грамматическая основа выделена неправильно? Обведи номера всех верных ответов.
1) Осинки свои листья осыпают на муравейники.
2) Мыши на земле шелушат еловые шишки.
3) На опушках распустились белые цветочки земляники.
4) Ветер вдруг задул особенно сильно.
5) Конь осторожно взял хлеб из рук мальчика.
6) Была тихая-тихая звездная ночь.
Упражнение 3. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Обведи номера всех верных ответов.
1) Нашел под кусточком; 2) нашел и собрал; 3) собрал корзинку; | 4) корзину грибов; 5) собрал грибы; 6) мальчик собрал. |
Упражнение 4. Какие сочетания слов являются словосочетаниями? Обведи номера всех верных ответов.
1) Пирожок лежал; 2) выросла сосулька; 3) упал и лежит; | 4) под снегом; 5) смотреть вперед; 6) красивые снежинки. |
Упражнение 5. Укажи распространенное предложение. Обведи номер ответа.
1) Лежат яблоки, груши, сливы.
2) Яркий луч солнца осветил поля и леса.
3) Смеркается.
4) Шумит, льет дождь.
5) Кузнечики прыгают, стрекочут.
6) Маша Иванова – школьница.
Упражнение 6. Укажи предложения, построенные по схеме: определение + подлежащее + сказуемое. Обведи номер ответа.
1) Закончился праздничный день.
2) Желтые листья опадают.
3) Птицы поют весело.
4) Опадают желтые листья.
5) Весело поют птицы.
6) Веселые птицы поют.
Упражнение 7. Укажи предложения с однородными подлежащими. Обведи номера всех верных ответов.
1) На праздник взрослые надули шары: красные, оранжевые и голубые.
2) К утру мороз разукрасил во дворе все окна.
3) Кирилл пригласил на день рождения Веру, Сашу и Петра.
4) Воробьи, вороны и сороки устроили птичий пир.
5) Мария, Кристина и Лиза пошли по ягоды.
Упражнение 8. Укажи предложения с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены). Обведи номера всех верных ответов.
1) На уроке ребята вырезали склеивали раскрашивали детали вертолета
2) Веселый клоун кувыркался на арене а зрители смеялись
3) На ладошке таяли колючие белые снежинки
4) Мама варила суп Маша помогала мыть посуду
5) На землю тихо падали желтые красные и уже пожухлые листья
Упражнение 9. Укажи предложения с однородными сказуемыми. Обведи номера всех верных ответов.
1) На спортивных занятиях мы можем прыгать, кувыркаться и играть в мяч.
2) По морю плывут корабли, яхты и грузовые суда.
3) Еж с ежихой быстро спрятались за куст.
4) Вчера Миша с папой пилил, строгал и укладывал доски.
5) Наша собака не лает, не кусается, а только ласкается.
6) Резвый конь скакал по арене, а наездник пытался удержаться в седле.
Тренировочные упражнения по разделу
«Орфография и пунктуация»
Упражнение 1. Почему в слове «помощь» пишется ь? Обведи номер ответа.
1) Существительное мужского рода 2-го склонения;
2) существительное женского рода 1-го склонения;
3) глагол в неопределенной форме;
4) существительное женского рода 3-го склонения.
Упражнение 2. В каком случае на месте пропуска не пишется ь? Обведи номер ответа.
1) В..юга; 2) счаст..е; | 3) стакан..чик; 4) мурав..и. |
Упражнение 3. Укажи случаи слитного написания. Обведи номера всех верных ответов.
1) (Не)доумевать; 2) (не)писать; 3) (не)читать; 4) (не)навидеть; | 5) (за)кладка; 6) (за)поворотом; 7) (за)летать; 8) (не)находить. |
Упражнение 4. Выбери слова, которые начинаются с буквы с. Обведи номера всех верных ответов.
1) (з, с)дувать; 2) (з, с)дороваться; 3) (з, с)дание; | 4) (з, с)дать; 5) (з, с)дешний; 6) (з, с)делка. |
Упражнение 5. Поставь в конце предложений пропущенные знаки препинания. Заполни таблицу.
1) Зимой над деревушкой кружились метели, заносили избы, прятали в снежных сугробах старые сараи __
2) Как веселились наши зайчата, какие прыжки устраивали __
3) Разве не радует глаз изумрудный мох, сиреневый цветок подорожника или летучее семечко липы __
? | ! | . |
Упражнение 6. Найди орфографические ошибки. Обведи номера всех верных ответов.
1) Надвигается циклон; 2) ученик неписал; | 3) может купатся; 4) выросли шишки. |
Упражнение 7. В какой строке во всех словах пропущен ь? Обведи номер ответа.
1) фарш.., печ.., просиш..;
2) гуаш.., ноч.., меч..;
3) стрич.., плащ.., говориш..;
4) отреж.., доч.., благодариш.. .
Упражнение 8. Укажи слова с орфографической ошибкой. Обведи номера всех верных ответов.
1) Леньтяй; 2) нянька; 3) вскользь; 4) няньчить; 5) тоньше; | 6) кольчуга; 7) свадьба; 8) меньше; 9) молотьба; 10) возьмем. |
Упражнение 9. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква? Обведи номер ответа.
1) В..лосипед, в..ликан, в..тамин;
2) ж..лудь, ш..лк, ж..кей;
3) ц..рк, ц..линдр, ц..пленок;
4) окрес..ность, шес..надцать, мес..ный.
Упражнение 10. В каком столбике верно указаны пропущенные буквы? Обведи номер ответа.
Примеры | 1 | 2 | 3 | 4 |
Вкус..ный | – | т | т | – |
Извес..ный | – | – | т | т |
Ус..ный | т | – | – | т |
Ко..ьба | з | з | с | с |
Моло..ьба | д | т | д | т |
Упражнение 11. В каком столбике верно указаны пропущенные буквы? Обведи номер ответа.
Примеры | 1 | 2 | 3 | 4 |
Сп..сибо | о | о | а | а |
Ко..екция | лл | л | лл | л |
Сер..це | – | т | д | т |
Изд..лека | о | а | а | о |
Стр..миться | и | и | е | е |
Упражнение 12. Укажи предложения, в которых пропущена запятая. Обведи номера всех верных ответов.
1) Девочки читали стихотворения а мальчики пели песни.
2) Миша выглядел глупо и нелепо.
3) Долго же мы ждали наступления весны!
4) Праздник прошел шумно весело.
5) На рынке мы купили яблоки бананы сливы и апельсины а про мандарины забыли.
Упражнение 13. В окончаниях каких слов пишется буква и? Обведи номера всех верных ответов.
1) От средн..го уха; 2) дурманящ..й аромат; 3) без хорош..го друга; | 4) в соседн..м доме; 5) около рыж..го кота; 6) с хорош..м зрением. |
Упражнение 14. Укажи слова с окончанием -и. Обведи номера всех верных ответов.
1) Из деревн..; 2) на (этом) дерев..; 3) на (этой) карт..; | 4) у матер..; 5) у лошад..; 6) к лошадк.. . |
Упражнение 15. Укажи предложение, в конце которого знак препинания поставлен верно. Обведи номер ответа.
1) Сколько тебе лет.
2) Который час!
3) Кто сегодня дежурный.
4) Какая прекрасная картина!
Упражнение 16. Укажи слова, в которых пропущен ь. Обведи номера всех верных ответов.
1) Улыбат..ся; 2) двигает..ся; | 3) удивлят..ся; 4) нагибает..ся; 5) радует..ся. |
Упражнение 17. Почему в слове «печь (пирожки)» пишется ь? Обведи номер ответа.
1) Существительное женского рода 3-го склонения;
2) глагол в неопределенной форме;
3) существительное женского рода 1-го склонения;
4) глагол 2-го лица единственного числа.
Упражнение 18. Укажи побудительное предложение (знаки препинания не расставлены). Обведи номер ответа.
1) Не спорьте со взрослыми
2) Рисунки были на одну тему
3) Ребята утром пойдут в поход
4) Ребята объединились по интересам
Упражнение 19. Укажи предложение с пунктуационной ошибкой. Обведи номер ответа.
1) В лесу росли подосиновики и подберезовики.
2) В лесу росли и подосиновики, и подберезовики.
3) В лесу росли подосиновики, и лисички.
4) В лесу росли подосиновики, подберезовики, лисички и сыроежки.
Тренировочные упражнения по разделу «Развитие речи»
Упражнение 1. Прочитай текст и выполни задания.
Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.
Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.
Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.
Лесник поинтересовался, кто хозяин Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал.
(По В. Осеевой.)
1.1. Озаглавь текст. ________________________________________.
1.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Хозяин Жука.
____ Мальчики и Жук.
____ Илья защищает Жука.
____ Овчарки и Жук.
1.3. К слову «яростный» подбери синонимы. Напиши ответ.
________________________________________________________.
Упражнение 2. Прочитай текст и выполни задания.
Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.
Только закончился обед – в ветвях березки запел соловей. Подружки не шевелились, слушали прекрасную песню.
Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.
Оля спросила Лиду, зачем она собрала мусор. Ведь в лесу их никто не видит.
– Стыдно… перед соловушкой, – ответила Лида.
(По В. Сухомлинскому.)
2.1. Озаглавь текст. ________________________________________.
2.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Стыдно.
____ После соловьиной песни.
____ Во время обеда.
2.3. Подбери к словам первого столбика антонимы.
Аккуратная | |
культурная | |
воспитанная | |
честная |
2.4. К слову «прекрасная (песня)» подбери синонимы. Напиши ответ.
_________________________________________________________
Упражнение 3. Прочитай текст и выполни задания.
Родился Михаил Михайлович Пришвин в Орловской губернии, близ города Ельцы. Жилось семье трудно – мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он убегал из первого класса гимназии в «золотую страну Азию» – его вернули обратно, но затем из гимназии все-таки исключили.
В Германии Пришвин окончил университет, стал агрономом. Работал по специальности в городе Луге, в Петровской сельскохозяйственной академии в Москве. Писал статьи, заметки, книги по агрономии, но к тридцати годам твердо решил стать писателем.
Пришвин решил писать о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично знакомы» автору: принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».
Особенно нравилась Михаилу Михайловичу природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние свои годы, – в деревне Дунино, недалеко от Звенигорода, – давно стал музеем.
3.1. Озаглавь текст. ________________________________________.
3.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Пришвин – агроном.
____ Детство писателя.
____ Дом-музей.
____ Собаки – герои рассказов Пришвина.
Упражнение 4. Прочитай текст и выполни задания.
По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивительное животное северный олень: крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает – возит по тундре людей, грузы. А распрягут – он сам себе еду добывает.
Олений корм – кустистый ягель. Это низенькое растение светло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру.
Зимой серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен разгребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.
К долгожданному приходу весны у него полностью стерты копыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у северного оленя нет.
(По И. Надеждиной.)
4.1. Озаглавь текст._________________________________________.
4.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Ягель.
____ Удивительное животное.
____ Стертые копыта.
____ Ягель под снегом.
4.3. С чем автор сравнивает ягель? Напиши ответ.
_________________________________________________________
Упражнение 5. Прочитай текст и выполни задания.
Жила в лесу старая дикая яблоня. Осенью упало с нее маленькое кислое яблочко. Лесные птицы быстро склевали его. Только одному семечку посчастливилось спрятаться в траве. Через несколько лет выросла из него стройная молодая яблонька.
Пришел в лес садовник. Он аккуратно выкопал дичок и посадил его в саду. Срезал садовник зеленую верхушку у дичка и привил к нему свежий побег от хорошей яблони.
Срослась дикая яблонька с чужой веточкой. Через три года зацвело деревце нежными душистыми цветами. К осени на нем вызрели большие сладкие яблоки.
(По К. Ушинскому.)
5.1. Озаглавь текст. ________________________________________.
5.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Сладкие яблоки.
____ Выросла яблонька.
____ Садовник за работой.
Упражнение 6. Прочитай текст и выполни задания.
У нашей кошки весной родились котята, но их у нее отняли. Как раз в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.
Мы взяли и подложили его кошке. У нее было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.
Так зайчонок и вырос на ее молоке. Они очень подружились и даже спали всегда вместе.
Смешнее всего, что кошка научила зайчонка-приемыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам во двор, кошка бросается на нее и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц и так барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и ее выкормыша – зайца.
(По В. Бианки.)
6.1. Озаглавь текст. ________________________________________.
6.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Гроза собак.
____ Зайчонок-выкормыш.
____ Беда кошки.
____ Дружба зверей.
6.3. В каком значении автор использует в тексте слово «барабанит»?
1) Играет на барабане;
2) бьет врага;
3) стучит по стеклу.
Упражнение 7. Прочитай текст и выполни задания.
Жили-были петух, курица-хохлатка и их детки – пушистые цыплятки. Около дома кружили хорек и хитрая лиса, но петух зорко охранял свою семью.
Один раз хохлатка вывела цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала испуганно хохлатка, позвала деток к себе.
Все цыплята подбежали и спрятались под маминым крылом. Только самый маленький не успел. Его схватил хорек.
Но тут подлетел петух. Он громко закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хорек, бросил бедного цыпленка, скок в кусты – и нет его.
А петух-победитель гордо и радостно закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!»
7.1. Озаглавь текст. ________________________________________.
7.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Петух-победитель.
____ Хорек схватил цыпленка.
____ Куриная семейка.
7.3. Замени близким по смыслу выражение «кружили около дома». Напиши.
________________________________________________________.
Упражнение 8. Прочитай текст и выполни задания.
Построили чибисы гнезда на кочках. Густая трава закрывает птиц от чужого глаза.
А над степью сторож летает. Увидит чужого и громко спрашивает: «Чьи вы? Чьи вы?»
Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!» Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят.
Увели лису далеко от гнезд. А сами разлетелись в разные стороны.
А где же чибисы поднялись? Лиса это место уже и позабыла.
(По И. Недоле.)
8.1. Озаглавь текст. ________________________________________.
8.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Где чибисы поднялись?
____ Сторож над степью.
____ Гнезда чибисов.
____ Заманили лису.
____ Сигнал тревоги.
Упражнение 9. Прочитай текст и выполни задания.
Осенью птицы в теплые края летят. Тронулись в дорогу и зяблики.
Эти птички летят утром и вечером. Днем они отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым от ястребов достается.
Я поймал одного зяблика. Но не посадил птичку в клетку. Надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.
Окольцованные птицы – мастера о перелетах рассказывать.
(По Н. Сладкову.)
9.1. Озаглавь текст. ________________________________________.
9.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Что писатель сделал с пойманной птичкой?
____ Зачем отпустил окольцованную птицу?
____ Когда летят зяблики?
____ Что зяблики делают днем?
Упражнение 10. Прочитай текст и выполни задания.
Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яички и хлеб. На опушке набрали рыжиков.
На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали землей.
На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер.
Рыжики мы надевали на прутики и посыпали солью. Грибки шипели на огне и быстро пеклись.
Погасили мы теплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же был наш обед!
(По В. Солоухину.)
10.1. Озаглавь текст. _______________________________________.
10.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Как пекли рыжики?
____ Какой получился обед в лесу?
____ Что сделали с теплинкой?
____ Какие припасы были у мальчиков?
____ Как развели теплинку?
Упражнение 11. Прочитай текст и выполни задания.
Зимнее солнечное утро. Рыбак хлопочет у проруби. В такую погоду хорошо берут приманку налимы. Богатый улов унес с реки человек.
Слетелись к проруби вороны. Подошла ворона к лунке и ждет. Выплыла рыбка подышать. Раз – рыбешка в клюве!
Воронью стайку лисица спугнула. Осторожно обходит хитрый зверь прорубь, принюхивается. А вот и пожива! Затерялся окунек в снегу. Видно, лисье чутье лучше птичьего глаза.
Ушла лисица. Из проруби показалась выдра. В зубах у охотницы плотичка. Съела выдра рыбку, почистилась и ушла под воду.
(По А. Ливеровскому.)
11.1. Озаглавь текст. _______________________________________.
11.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Выдра.
____ Рыбак.
____ Лисица.
____ Вороны.
Упражнение 12. Прочитай текст и выполни задания.
Зима в том году на Кавказе выдалась очень суровая. Плохо пришлось птицам. Гибли без пищи и замерзали наши гостьи.
Везде появились кормушки. Люди несли в дома полуживых птичек.
У меня в комнате летали птицы. Одних я подобрал на улице, другие залетели в окно. Они согрелись, наелись и весело щебетали.
В квартире моих знакомых кошку посадили на веревочку. Хозяйка мне объяснила, что кошка ловила птичек. Сидят они вокруг кормушки, а разбойница хватает слабых.
Так и сидела Мурка на веревочке, как собачонка.
(По И. Недоле.)
12.1. Озаглавь текст. _______________________________________.
12.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Кошка на веревочке.
____ Суровая зима.
____ Разбойница возле птичьей кормушки.
____ Гостьи писателя.
____ Забота о птицах.
Упражнение 13. Прочитай текст и выполни задания.
В зимнюю стужу тетерева ищут для ночлега большую поляну. Вечером они щиплют на березах ветки. А потом с высокой ветки камнем падает птица в глубокий сугроб.
Пробьет тетерев лунку в сугробе и идет под снегом в сторону. Там в сыпучем снегу засыпает.
Я шел с охоты в лунную ночь. Вдруг на поляне взлетел снежный фонтан. Один за другим взлетали из снега тетерева. Алмазами сверкала снежная пыль при лунном свете.
Я ускорил шаг и увидел рыжего лиса. Разбойник вспугнул птиц и начал душить их.
Я ударил из ружья. Хищник как подкошенный лег между лунок. От выстрела взметнулись десятки фонтанов. Они были сказочно прекрасны лунной ночью.
(По И. Арамилеву.)
13.1. Озаглавь текст. _______________________________________.
13.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Снова снежные фонтаны.
____ Тетерева на березах.
____ Разбойник наказан.
____ Снежные фонтаны.
____ Тетерева прячутся в сугроб.
Упражнение 14. Прочитай текст и выполни задания.
Пришла баба в поле рожь жать. Принесла с собой кувшин с молоком. Поставила кувшин в ручей у берега, а сама принялась за работу.
Бежала по бережку лиса и увидела кувшин с молоком. Просунула в кувшин голову и вылакала молоко. Пора бы и домой, да голова из кувшина не лезет. Как тут быть?
Надумала лиса кувшин в ручье утопить. Кувшин утонул, да и лису за собой потянул.
14.1. Озаглавь текст. _______________________________________.
14.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Жадина утонула.
____ Лиса полакомилась.
____ Баба поставила в ручей кувшин с молоком.
14.3. Запиши основную мысль текста.
________________________________________________________
________________________________________________________
Упражнение 15. Расставь предложения по порядку, чтобы получился связный текст.
____ А потом тучи разошлись.
____ Вот и пришел зиме конец.
____ Показалось солнце и пригрело землю.
____ Ветер пригнал тучи.
____ На землю полился первый дождь.
____ Укрыли они все небо.
Упражнение 16. Прочитай текст и выполни задания.
Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось!
Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку.
Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул.
А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно все тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья.
А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.
(Э. Шим.)
16.1. Озаглавь текст. _______________________________________.
16.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Неудача.
____ Задиристый воробей.
____ Щедрое угощение.
____ Тяжелая добыча.
____ Борьба за горбушку.
Упражнение 17. Прочитай текст и выполни задания.
На лугу гуси щипали траву. Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжелой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты.
Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят.
Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать «одуванчиков» высыпали наружу, целые и невредимые.
(По Е. Носову.)
17.1. Озаглавь текст. _______________________________________.
17.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.
____ Белый гусь – спаситель дюжины гусят.
____ Гибель гуся.
____ Гуси на лугу.
17.3. Определи тип текста. Напиши.
________________________________________________________
17.4. Запиши основную мысль текста.
________________________________________________________
________________________________________________________
Упражнение 18. Определи тип текстов. Заполни таблицу.
1) В народе рассказывают легенду о таежном озере «око земли». Оно не простое, а волшебное, повествуют старики. Почему же это озеро называют волшебным? Это хранилище живой воды, которая исцеляет болезни. Здесь целебно все: и вода, и грязь, и мох, и травы, растущие вокруг. Поэтому сюда приходят звери, прилетают птицы, чтобы лечиться от всякой хвори. Вот почему озеро «око земли» называют волшебным.
2) Вот бежит, катится небольшой белый зверек. Черная пуговка носа блестит едва заметной точкой. Чуткие уши прижаты к спине. Темные круглые глаза полны огня. Короткие сильные ноги проворны и неутомимы. Это песец, живое сокровище снежных просторов тундры.
3) Стоял летний солнечный день. Мы с братом шли через поле на сенокос. Вдруг на дорогу упала тень. Я быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновение хищник схватил ее и взмыл в небо. Этот случай мы запомнили надолго.
Повествование | Описание | Рассуждение |
Упражнение 19. Укажи верные высказывания. Обведи номера всех правильных ответов.
1) Текст состоит из предложений.
2) К тексту нельзя придумать заглавие.
3) Все предложения в тексте имеют границы.
4) Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
5) В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6) Текст можно разделить на части.
7) Каждая часть текста записывается с красной строки.
8) Существует два типа текстов.
Упражнение 20. Укажи группы предложений, которые можно назвать текстом. Обведи номера всех верных ответов.
1) Осень удивительно богата запахами. Весеннее солнце светит ярко. Желтые листья покрывают землю легким ковром.
2) Голодно осенью перелетным птицам. Только дроздам хорошо. Они стаями потянулись на ягоды спелой рябины.
3) На поляне стояла стройная рябинка. У ручья растут ивы. Скоро настанет холодная зима.
4) Весело играли с Машей. Купили вчера кубики. Моя мама работает лаборантом в поликлинике. У нее в кабинете много всяких пробирок и колбочек.
5) На соревнованиях весело. Болельщики кричат, поддерживают свои команды. А сколько сил прибавляется у участников, когда они чувствуют поддержку. Соперникам не выиграть!
6) Наступила долгожданная зима. Барсук залег в спячку. Мышка тоже поглубже спряталась в свою норку. Белочка уже давно сделала себе запасы на зиму. Даже косолапый крепко заснул.
7) Пилот – очень ответственная работа. Самолет летит быстро. Облака видны близко-близко. Птицы так высоко не летают. Самолеты делают из прочной стали.
8) Снегопад начался уже утром. Засыпало все вокруг. Белыми стали деревья, дома, даже скамейку во дворе занесло снегом. Скоро начнется строительство горки и ледовой площадки. Покатаемся!
9) Прошла весенняя гроза. Красив и печален лес в осенние дни. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Цветут поздние осенние цветы.
- Прошла первая весенняя гроза. Я вошел в лес. Стою и глаз не могу оторвать. Стволы березок тонкие, белые, а ветви лиловые. На концах ветвей сережки висят, на сережках – капли дождя.
Тренировочные упражнения по разделу «Фонетика и графика»
№ п/п | Ответы |
1 | 2 |
2 | 4 |
3 | 2, 5, 7, 10 |
4 | 2, 3, 6, 8 |
5 | 4 |
6 | 1, 2, 3, 5, 8 |
7 | 2 |
8 | 3, 8 |
9 | 2, 5, 8 |
10 | 2, 4, 6 |
11 | 3 |
12 | 3, 4 |
13 | 1, 3 |
14 | 4, 8 |
15 | 3 |
16 | 2 |
17 | 1, 4 |
18 | 1, 3 |
19 | 2 |
20 | 2 |
21 | 3 |
22 | 2 |
Тренировочные упражнения по разделу «Состав слова»
№ п/п | Ответы |
1 | 4, 5 |
2 | 2, 7, 10, 11 |
3 | 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
4 | 2, 3 |
5 | 1 |
6 | 3 |
7 | 1 |
8 | 4 |
9 | 3 |
10 | 4, 12 |
11 | 2 |
12 | 1, 4 |
13 | 1 |
14 | 3 |
15 | 4 |
16 | 4 |
17 | 2 |
18 | 4 |
19 | 3 |
20 |
Тренировочные упражнения по разделу «Лексика»
№ п/п | Ответы |
1 | 4 |
2 | 4 |
3 | 4 |
4 | 1 |
5 | 5 |
6 | 1 |
7 | 1, 4, 5, 7, 9 |
8 | 2, 4, 5, 8, 10 |
9 | 4 |
10 | Зайка косой (прил.) – косит глазами, косоглазый. Девчонка с косой (сущ.) – на голове сплетенные вместе пряди волос. Речная коса (сущ.) – идущая от берега узкая полоса земли, отмель. Косит косой (сущ.) – сельскохозяйственное орудие, длинный изогнутый нож на рукоятке для срезания травы, злаков |
11 | 3, 6 |
12 | 3 |
13 | 2 |
14 | 4 |
15 | 3 |
16 | 1 |
17 | 4 |
18 | 5 |
19 | 2 |
20 | 4 |
21 | 1 |
22 | 4 |
23 | 5 |
24 | 6 |
25 | 4, 5 |
26 | 4, 7 |
27 | 1 |
28 | 1 |
29 | 2 |
30 | 1 |
31 | 1) смелый, 2) рассказывать |
32 | 4, 5, 7, 9 |
33 | 7, 10 |
34 | 2, 5, 6 |
Тренировочные упражнения по разделу «Морфология»
№ п/п | Ответы |
1 | 2 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 2 |
5 | 1 |
6 | 3 |
7 | 3, 6 |
8 | 4 |
9 | 3 |
10 | 3, 5 |
11 | |
12 | 1 |
13 | 3 |
14 | 2 |
15 | 2 |
16 | 1 |
17 | 2 |
18 | 1) Чужим умом (Т. п.) в люди не выйдешь. 2) По одежке встречают, по уму (Д. п.) провожают. 3) Голова без ума (Р. п.) что фонарь без свечи. 4) Не украшай платье, а украшай ум (В. п.). 5) Книга в суме в пути – тягость, книга в уме (П. п.) в пути – облегчение |
19 | 1, 3, 4 |
20 | 1) Кудрявый дубок (И. п., В. п.); 2) маленького олененка (Р. п., В. п.). На опушке вырос кудрявый дубок (И. п.). Дятел сел на кудрявый дубок (В. п.). Лесник увидел маленького олененка (В. п.). Олениха тосковала без маленького олененка (Р. п.) |
Тренировочные упражнения по разделу «Синтаксис»
№ п/п | Ответы |
1 | 3 |
2 | 1, 5 |
3 | 2, 6 |
4 | 5, 6 |
5 | 2 |
6 | 2, 6 |
7 | 4, 5 |
8 | 1, 5 |
9 | 1, 4, 5 |
Тренировочные упражнения по разделу
«Орфография и пунктуация»
№ п/п | Ответы |
1 | 4 |
2 | 3 |
3 | 1, 4, 5, 7 |
4 | 1, 4, 6 |
5 | |
6 | 2, 3 |
7 | 4 |
8 | 1, 4 |
9 | 4 |
10 | 4 |
11 | 3 |
12 | 1, 4, 5 |
13 | 2, 6 |
14 | 1, 4, 5 |
15 | 4 |
16 | 1, 3 |
17 | 2 |
18 | 1 |
19 | 3 |
Тренировочные упражнения по разделу «Развитие речи»
№ п/п | Ответы |
1 | 1.1. Кто хозяин? 1.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 4. Хозяин Жука. 1. Мальчики и Жук. 3. Илья защищает Жука. 2. Овчарки и Жук. 1.3. Яростный – злой, грозный |
2 | 2.1. Перед соловушкой стыдно. 2.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 3. Стыдно. 2. После соловьиной песни. 1. Во время обеда. 2.3. Подбери к словам первого столбика антонимы. 2.4. Прекрасная (песня) – красивая, звонкая |
3 | 3.1. М. М. Пришвин. 3.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 2. Пришвин – агроном. 1. Детство писателя. 4. Дом-музей. 3. Собаки – герои рассказов Пришвина |
4 | 4.1. Северный олень. 4.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 2. Ягель. 1. Удивительное животное. 4. Стертые копыта. 3. Ягель под снегом. 4.3. С серебром |
5 | 5.1. Дикая яблонька. 5.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 3. Сладкие яблоки. 1. Выросла яблонька. 2. Садовник за работой |
6 | 6.1. Кошкин выкормыш. 6.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 4. Гроза собак. 2. Зайчонок-выкормыш. 1. Беда кошки. 3. Дружба зверей. 6.3. Барабанит – бьет врага |
7 | 7.1. Победитель. 7.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 3. Петух-победитель. 2. Хорек схватил цыпленка. 1. Куриная семейка. 7.3. Кружили около дома – вышли на охоту |
8 | 8.1. Чьи вы? 8.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 5. Где чибисы поднялись? 2. Сторож над степью. 1. Гнезда чибисов. 4. Заманили лису. 3. Сигнал тревоги |
9 | 9.1. Зяблик с колечком. 9.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 3. Что писатель сделал с пойманной птичкой? 4. Зачем отпустил окольцованную птицу? 1. Когда летят зяблики? 2. Что зяблики делают днем? |
10 | 10.1. Теплинка. 10.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 3. Как пекли рыжики? 5. Какой получился обед в лесу? 4. Что сделали с теплинкой? 1. Какие припасы были у мальчиков? 2. Как развели теплинку? |
11 | 11.1. Зимняя рыбалка. 11.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 4. Выдра. 1. Рыбак. 3. Лисица. 2. Вороны |
12 | 12.1. Кошка на веревочке. 12.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 4. Кошка на веревочке. 1. Суровая зима. 5. Разбойница возле птичьей кормушки. 3. Гостьи писателя. 2. Забота о птицах |
13 | 13.1. Снежные фонтаны. 13.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 5. Снова снежные фонтаны. 1. Тетерева на березах. 4. Разбойник наказан. 3. Снежные фонтаны. 2. Тетерева прячутся в сугроб |
14 | 14.1. Жадина. 14.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 3. Жадина утонула. 2. Лиса полакомилась. 1. Баба поставила в ручей кувшин с молоком. 14.3. Жадность погубила лису |
15 | 4. А потом тучи разошлись. 6. Вот и пришел зиме конец. 5. Показалось солнце и пригрело землю. 1. Ветер пригнал тучи. 3. На землю полился первый дождь. 2. Укрыли они все небо |
16 | 16.1. Воробей. 16.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 5. Неудача. 3. Задиристый воробей. 1. Щедрое угощение. 4. Тяжелая добыча. 2. Борьба за горбушку |
17 | 17.1. Белый гусь. 17.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана. 2. Белый гусь – спаситель дюжины гусят. 3. Гибель гуся. 1. Гуси на лугу. 17.3. Это повествовательный текст. 17.4. Животные способны быть смелыми, любить и жертвовать собой ради других |
18 | |
19 | 1, 3, 5, 6, 7 |
20 | 2, 5, 6, 8, 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами
Необходимость овладения детьми навыком чтения как залогом успеха всего дальнейшего обучения понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Система тренировочных упражнений решает эту задачу. Только не ...
тренировочные упражнения зоркости
упражнения на развитие зрительной памяти, необходимые на уроках чтения для формирования темпа чтения....
тренировочные упражнения по математике
тренировочные упражнения по математике для 2 класса...
тренировочные упражнения по русскому языку
тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс...
Тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс для подготовки итоговому мониторингу
Тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс для подготовки итоговому мониторингу...
Подготовка к ВПР/тренировочные задания по разделам
Подготовка к ВПР/тренировочные задания по разделам...
Подготовка к ВПР. Тренировочные упражнения по разделу «Фонетика и графика»
Подготовка к ВПР. Тренировочные упражнения по разделу «Фонетика и графика»...