Подготовка к ВПР/тренировочные задания по разделам
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
Подготовка к ВПР/тренировочные задания по разделам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к ВПР/тренировочные задания по разделам | 42.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренировочные упражнения № 1. Человек и общество
1. Как по-другому можно назвать Россию? Обведи номер ответа.
1) Совет Федерации;
2) Российская Федерация;
3) Российская делегация.
2. Что означает слово «федерация»? Обведи номер ответа.
1) Сообщество;
2) товарищество;
3) союз, объединение.
3. Какие народы проживают на территории России? Продолжи перечень.
Русские,татары,________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Допиши предложение.
Основной закон России – это ________________________________.
5. Как называется главный документ, защищающий права человека? Обведи номер ответа.
1) Всеобщая декларация прав человека;
2) Красная книга;
3) Конституция России.
6. Какие права имеет каждый человек? Обведи номера всех верных ответов.
1) Право на жизнь;
2) право на труд;
3) право на владение имуществом;
4) право перехода улицы на любой свет светофора;
5) право на свободу;
6) право на образование;
7) право на бесплатный проезд в общественном транспорте.
7. Установи с помощью стрелок соответствия между определением и понятием символа.
Отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу, государству. | ГИМН | |
Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. | ГЕРБ | |
Торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства. | ФЛАГ |
8. Выбери верно раскрашенный флаг Российской Федерации. Обведи номер ответа.
белый | белый | красный | синий | |||
красный | синий | синий | красный | |||
синий | красный | белый | белый | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
9. Что изображено на Государственном гербе России? Обведи номер ответа.
1) Двуглавый сокол;
2) двуглавый лев;
3) двуглавый орел.
10. Что в ряду лишнее? Вычеркни. Допиши предложение.
Флаг, Конституция, герб, гимн – это
________________________________________________________________________.
11. Что держит в лапах двуглавый орел, изображенный на Государственном гербе России? Обведи номер ответа.
1) Серебряное копье;
2) скипетр и державу;
3) лук и стрелы.
12. Прочитай текст и укажи (ь) место на «ленте времени», которое соответствует данному историческому событию.
Первый пилотируемый космический корабль «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту совершил один виток вокруг планеты и благополучно доставил космонавта на Землю.
IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | XVI | XVII | XVIII | XIX | XX | XXI |
13. Укажи (ь) место на «ленте времени» Ледового побоища, произошедшего в 1242 году.
IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | XVI | XVII | XVIII | XIX | XX | XXI |
Тренировочные упражнения № 2. Карта и глобус. Космос
1. Как называется наука о небесных телах? Обведи номер ответа.
1) История; 2) география; 3) экология; 4) астрономия.
2. Установи с помощью стрелок соответствия.
ПЛАНЕТЫ | Солнце | |
Юпитер | ||
Марс | ||
ЗВЕЗДЫ | Сириус | |
Полярная | ||
Сатурн |
3. Какова форма Земли? Обведи номер ответа.
Квадрат | Треугольник | Куб | Шар |
1 | 2 | 3 | 4 |
4. Допиши предложение.
Ближайшая к Земле звезда – это ______________________________.
5. Что не относится к небесным телам? Подчеркни.
Кометы, Солнце, острова, планеты, реки, равнины, метеориты, Луна, океаны, звезды.
6. Что такое глобус? Обведи номер ответа.
1) Модель Солнца;
2) модель Земли;
3) модель шара.
7. Что такое карта полушарий? Обведи номер ответа.
1) Карта, на которой дано изображение какой-либо территории;
2) карта, на которой изображены две половины земного шара;
3) карта, на которой изображена вся Земля.
8. Как Мартин Бехайм назвал свою модель первого глобуса? Обведи номер ответа.
1) «Земное яблоко»;
2) «голубой шар»;
3) «земной шар».
9. Допиши предложения.
Вертикальные линии на глобусе, соединяющие полюса, называются
___________________________________________________________.
Горизонтальные линии на глобусе, расположенные параллельно друг другу, называются ___________________________________________.
10. Что показывает масштаб? Обведи номер ответа.
1) Показывает расстояние на местности между объектами;
2) показывает количество предметов на местности;
3) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.
11. На контурной карте раскрась горы коричневым карандашом. Запиши в таблицу названия гор, обозначенных на карте цифрами.
Номер горы (гор) на карте | Название горы (гор) |
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
12. Прочитай названия топографических знаков, которые ис-пользуются на плане: овраг, болото, смешанный лес, лиственный лес, хвойный лес, родник. Подпиши название каждого топографического знака.
13. Определи по карте, в какой федеральный округ входит город Нижний Новгород*. Выбери номер ответа.
1) Северо-Западный федеральный округ;
2) Центральный федеральный округ;
3) Приволжский федеральный округ;
4) Северо-Кавказский федеральный округ;
5)Сибирский федеральный округ.
Тренировочные упражнения № 3.
Природные зоны России. Арктические пустыни
1. Где расположена природная зона арктических пустынь? Обведи номер ответа.
1) На островах Индийского океана;
2) островах Тихого океана;
3) островах Северного Ледовитого океана.
2. Какие природные условия характерны для Арктики? Обведи номера всех верных ответов.
1) Зима длится почти полгода;
2) постоянный травяной покров;
3) сильные морозы, снегопады и метели;
4) температура воздуха постоянно равна нулю градусов.
3. Почему в Арктике нет растительности? Обведи номер ответа.
1) Нет животных, питающихся растениями;
2) вся растительность уничтожена людьми;
3) люди не занимаются посадкой растений;
4) земля не успевает освобождаться ото снега и льда.
4. Как называется зима в Арктике? Обведи номер ответа.
1) Полярный день;
2) Полярная звезда;
3) полярная ночь.
5. Какие растения не встречаются в Арктике? Подчеркни лишнее.
Лишайники, кедры, березы, тюльпаны, мхи, полярные маки, бузина.
6. Какие животные обитают в Арктике? Обведи номера всех верных ответов.
1) Белые медведи; 4) лоси;
2) нутрии; 5) тюлени.
3) моржи;
7. Найди цепь питания, которая соответствует природным условиям Арктики. Обведи номер ответа.
1) Водоросли → рачки → рыбы → гагарки → белый медведь;
2) водоросли → рачки → сайки → тюлени.
8. Прочитай описание животного Арктики. Какое одно из самых больших в мире животных живет в Арктике? Напиши ответ.
У него очень густая шерсть, а толстый слой жира не дает замерзнуть от сильных морозов. Этот хищник – прекрасный пловец, питается рыбой, тюленями. Детеныши рождаются зимой.
Ответ: __________________________________________________
9. Установи с помощью стрелок соответствия. Соедини природные условия с соответствующими особенностями строения и жизни белого медведя.
Сильные морозы | Большие, широкие лапы | |
Обильные снегопады | Крепкие челюсти и большие зубы | |
Частые метели | Густая шерсть | |
Охота за рыбой и тюленями | Чуткий слух и острое обоняние | |
Умение хорошо плавать |
10. Прочитай описание животного Арктики. Что это за зверь? Напиши ответ.
Его можно по праву считать отличным пловцом. Для плавания природа наградила его вместо ног ластами. В воде он чувствует себя лучше, чем на суше. Питается рыбой. На суше и льдинах отдыхает и выращивает детенышей.
Ответ: __________________________________________________
11. Каково значение Арктики для человека? Обведи номера всех верных ответов.
1) Выращивают овощи и фрукты;
2) перевозят грузы;
3) рыболовство;
4) добывают полезные ископаемые;
5) ведут наблюдения за погодой.
12. Какие меры приняты для защиты природы Арктики? Обведи номера всех верных ответов.
1) Запрещена охота на редких животных;
2) запрещено движение судов по Северному морскому пути;
3) ограничена рыбная ловля;
4) полярники расчищают поверхность островов от снега;
- взяты под охрану «птичьи базары».
Тренировочные упражнения № 4.
Природные зоны России. Тундра
1. Где расположена зона тундры? Обведи номер ответа.
1) Севернее Арктики;
2) южнее Арктики.
2. Установи с помощью стрелок соответствия между временем года и его характеристикой.
ЛЕТО | Долгое время года | |
Короткое время года | ||
ЗИМА | Суровое время года | |
Прохладное время года |
3. Выбери описание растений тундры. Обведи номер ответа.
1) Высокие с мощными корнями и широкими листьями;
2) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
4. Какие растения можно встретить в тундре? Обведи номер ответа.
1) Верблюжья колючка, тюльпаны, саксаул, кактус;
2) кедр, осина, береза, пальма;
3) карликовая ива, мох ягель, карликовая береза, черника.
5. Какие животные обитают в тундре? Обведи номер ответа.
1) Тюлени, моржи, белые медведи, киты;
2) песцы, лемминги, северные олени, волки;
3) верблюды, тушканчики, гадюки, черепахи.
6. Укажи верную цепь питания. Обведи номер ответа.
1) Растения – лемминги – полярные совы;
2) мошки – полярные куропатки – песцы;
3) растения – кречеты – волки.
7. Прочитай описание животного тундры. Что это за зверь? Напиши ответ.
Это травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.
Ответ: __________________________________________________
8. Прочитай описание животного тундры. Что это за зверь? Напиши ответ.
Это хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Питается леммингами, куропатками.
Ответ: __________________________________________________
9. Прочитай описание животного тундры. Что это за зверь? Напиши ответ.
Это животное – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется подшерсток.
Ответ: __________________________________________________
10. Прочитай описание животного тундры. Что это за зверь? Напиши ответ.
Это низкорослое животное, травоядное – питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
Ответ: __________________________________________________
11. Каково главное занятие коренного населения тундры? Обведи номера всех верных ответов.
1) Заготавливают полезные для человека ягоды, грибы;
2) оленеводство;
3) добывают каменный уголь, нефть и газ;
4) курортная зона для отдыха и лечения;
5) развит пушной промысел;
6) земледелие.
12. Какие меры необходимо принять для защиты природы тундры? Обведи номера всех верных ответов.
1) Защитить тундру от вредного воздействия транспорта;
2) запретить добычу полезных ископаемых;
3) не допускать загрязнения тундры;
4) взять под охрану оленьи пастбища;
5) запретить оленеводство;
- взять под охрану редких животных.
Тренировочные упражнения № 5.
Природные зоны России. Зона лесов
1. Сколько частей выделяют в зоне лесов? Обведи номер ответа.
1) Пять частей; 3) три части;
2) две части; 4) одну часть.
2. Какие леса занимают самую большую территорию? Обведи номер ответа.
1) Смешанные леса;
2) хвойные леса;
3) широколиственные леса.
3. Какие деревья растут в тайге? Обведи номер ответа.
1) Пихты, кедры, ели, лиственницы;
2) дубы, сосны, ели, клены;
3) березы, липы, осины, лиственницы.
4. Прочитай названия деревьев: ель, осина, дуб, кедр, пихта, рябина, сосна, клен. Дополни схему примерами названий деревьев, характерных для каждого леса.
Лес | ||
Хвойный | Лиственный | Смешанный |
5. Какое значение имеет листопад для леса? Обведи номер ответа.
1) Растения освобождаются от вредных веществ, которые накопились в листьях за лето;
2) зимой листья защищают корни от мороза;
3) опавшие листья являются хорошим кормом для животных в долгие зимние дни;
4) листья, разлагаясь, обеспечивают почву питательными веществами.
6. Кто из названных животных не залегает в спячку? Обведи номер ответа.
1) Лиса; 3) еж;
2) бурый медведь; 4) барсук.
7. Какое животное называют лесным исполином? Обведи номер ответа.
1) Благородного оленя;
2) лося;
3) медведя.
8. Прочитай описание животного леса. Что это за зверь? Напиши ответ.
Очень много этих животных в широколиственных лесах. Большую часть времени они проводят под землей, в глубоких норах и ходах. Питаются они преимущественно насекомыми и их личинками, червями и другими беспозвоночными животными. Зимней спячки у них нет.
Ответ: __________________________________________________
9. Прочитай описание животного леса. Что это за зверь? Напиши ответ.
Это крупное, сильное животное с короткими ногами и крепким коренастым телом. Это предок домашней свиньи. Они схожи строением тела и тем, что всеядны. Он покрыт темной щетинистой шерстью. Детеныши светлее и имеют полосы по бокам и спине. Животные плохо видят, но могут быстро двигаться, ориентируясь по отлично развитому обонянию и слуху. Обычно эти звери ведут ночной образ жизни, отдыхая днем в укромных местах.
Ответ: __________________________________________________
10. Прочитай описание животного леса. Что это за зверь? Напиши ответ.
Это один из хищников смешанного леса. Длина поджарого тела вместе с пушистым хвостом достигает 1,5 м. У них вытянутая остроносая морда и треугольной формы уши. Окрас шерсти обычно рыжий различных оттенков. Щеки, грудь, брюшко и кончик хвоста белые. Особенно красивы животные зимой – с более пушистым и теплым мехом.
Ответ: __________________________________________________
11. Прочитай описание животного леса. Что это за зверь? Напиши ответ.
Это насекомоядное млекопитающее. Имеет слабое зрение, но отличное обоняние и слух. Спину зверька густо покрывают иголки длиной 2 см, обычно серые с поперечными темными полосами. Защищаясь от опасности, животное сворачивается в игольчатый шар. Предпочитает местности с густым травяным покровом и подлеском. Зимует и выводит детенышей в норах.
Ответ: __________________________________________________
12. Напиши, почему такое распространенное в зоне лесов животное, как белка, не может жить в зоне тундры? ___________________
___________________________________________________________
13. Дуб – один из представителей деревьев смешанного леса. В этих же смешанных лесах, помимо других животных, водятся волки и кабаны. Составь цепь питания, в которой участвуют волк, дуб и кабан. Обязательно покажи, как в этой цепи питания участвует дуб. ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
14. С чем связаны экологические проблемы зоны лесов? Обведи номер ответа.
1) С неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой леса;
2) с неблагоприятными погодными условиями;
- с организацией заповедников.
Тренировочные упражнения № 6.
Природные зоны России. Степь
1. Какая природная зона сменяет к югу зону лесов? Обведи номер ответа.
1) Зона арктических пустынь;
2) зона степей;
3) зона тундры.
2. Установи с помощью стрелок соответствия между названием времени года и его характеристикой.
ЛЕТО | Жаркое время года | |
Короткое время года | ||
Продолжительное время года | ||
ЗИМА | Длинное время года | |
Теплое время года | ||
Засушливое время года |
3. Какие признаки характерны для растений степи? Обведи номер ответа.
1) Стелющиеся корни, крупные листья;
2) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;
3) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
4. Какие растения характерны для зоны степей? Обведи номер ответа.
1) Деревья;
2) кустарники;
3) травы.
5. По описанным признакам определи животных, обитающих в степной зоне. Допиши предложения.
Самая крупная степная птица России – это _____________________.
Степной грызун, передвигающийся с исключительной быстротой прыжками на одних задних ногах и управляющий своими движениями при помощи хвоста, – это _____________________________________.
6. Восстанови цепи питания.
Растения → … → степная гадюка;
… → кобылки → ящерицы;
Насекомые → кузнечики → … ;
… → суслик → степной орел.
7. В какое время года степи покрываются великолепным ковром цветущих растений? Обведи номер ответа.
1) Летом; 3) весной;
2) зимой; 4) осенью.
8. Почему в степях много грызунов? Обведи номер ответа.
1) На них некому охотиться;
2) для них в степях много корма;
3) им легче, чем в лесу, рыть норы;
4) легче прятаться от хищников.
9. Распредели животных по природным зонам. Заполни таблицу.
Название животного | Природная зона |
Суслик | |
Северный олень | |
Дятел | |
Дрофа | |
Хомяк | |
Песец | |
Ящерицы | |
Белый медведь |
10. Каково значение зоны степей для человека? Обведи номера всех верных ответов.
1) Хорошие условия для полеводства и садоводства;
2) развито оленеводство;
3) добывают поваренную соль и природный газ;
4) хорошие условия для пастбищ;
5) заготавливают полезные для человека ягоды и грибы.
11. Определи основное природное условие степей, позволяющее заниматься ее жителям земледелием. Обведи номер ответа.
1) Короткая зима с непродолжительными морозами;
2) богатая перегноем почва;
3) незначительное количество осадков;
4) частые засухи.
12. Какие меры необходимо принять для защиты природы степной зоны? Обведи номера всех верных ответов.
1) Ограничить выпас скота;
2) ограничить рыбную ловлю;
3) запретить изучение и описание природы степей;
4) прекратить распашку степи;
- взять под охрану редких животных.
Тренировочные упражнения № 7.
Природные зоны России. Субтропическая зона
1. Где расположена субтропическая зона России? Обведи номер ответа.
1) В центре страны;
2) на востоке страны;
3) побережье Северного Ледовитого океана;
4) побережье Черного моря;
5) побережье Тихого океана.
2. Какие горы расположены в субтропиках России? Обведи номер ответа.
1) Уральские;
2) Алтай;
3) Кавказские.
3. Для климата субтропиков России характерны (обведи номер ответа):
1) Короткое жаркое лето, длинная морозная зима;
2) длинное влажное жаркое лето, короткая теплая зима;
3) жаркое сухое лето, морозная снежная зима.
4. Какие животные обитают в Черном море? Обведи номер ответа.
1) Киты, морские черепахи, тюлени;
2) медузы, крабы, морские коньки;
3) крокодилы, анаконды, котики.
5. О каком животном идет речь в описании? Обведи номер ответа.
Это самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде своих сородичей.
1) Морской конек;
2) дельфин;
3) морская черепаха;
4) морж.
6. Какие растения выращивают в парках и на улицах городов черноморского побережья? Обведи номер ответа.
1) Кипарис, магнолия, бук, пальма;
2) липа, пихта, джузгун, мак;
3) полынь, каштан, типчак, ель.
7. Какие меры необходимо принять для сохранения природы черноморского побережья? Обведи номера всех верных ответов.
1) Взять под охрану редкие растения;
2) ограничить выпас скота;
3) не допускать загрязнения моря;
4) запретить отдых и лечение людей;
5) взять под охрану редких животных.
8. Каково значение черноморского побережья для человека? Обведи номера всех верных ответов.
1) Можно увидеть красивые растения, привезенные из теплых стран;
2) хорошие условия для развития оленеводства;
3) хорошие условия для отдыха и лечения;
4) хорошие условия для развития садоводства и виноградарства;
5) развит пушной промысел;
- развито рыболовство
Тренировочные упражнения № 8.
Полезные ископаемые
1. Что относится к полезным ископаемым? Обведи номера всех верных ответов.
1) Кирпич; 2) бензин; 3) нефть; 4) торф; 5) каменный уголь; | 6) природный газ; 7) железная руда; 8) глина; 9) краски; 10) вода. |
2. Установи с помощью стрелок соответствия между названием полезного ископаемого и его свойством.
Нефть | Имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде, он твердый, но хрупкий. Основное свойство – горючесть |
Известняк | Камень плодородия, состоит из мелких частичек, плотный, тяжелее воды |
Железная руда | Маслянистая жидкость, легче воды, темного цвета, с резким запахом. Главное свойство – горючесть |
Гранит | Прочная, тяжелая горная порода, серого или темно-красного цвета, хорошо полируется |
Каменный уголь | Плотное, мелкозернистое вещество, темно-коричневого цвета. Важное свойство – плавкость |
3. Какое свойство торфа является главным? Обведи номер ответа.
1) Горючесть;
2) рыхлость;
3) хрупкость.
4. Какое свойство железной руды является главным? Обведи номер ответа.
1) Блеск;
2) прозрачность;
3) плавкость.
5. Допиши предложения.
Бензин, керосин, лаки, краски, пластмассы, вазелин, мазут изготавливают из ____________________________________________________.
Кирпичи, черепицу для крыш, посуду, вазы, горшки, облицовочную плитку изготавливают из _______________________________________
___________________________________________________________
6. Где добывают полезные ископаемые? Установи с помощью стрелок соответствия.
В шахтах | Нефть | |
Известняк | ||
При помощи буровых установок | Железная руда | |
Природный газ | ||
В карьерах | Каменный уголь | |
Глина |
7. Какие меры необходимо применять по охране подземных богатств? Обведи номера всех верных ответов.
1) При перевозке не рассыпать и не проливать;
2) прекратить использование подземных богатств;
3) заменять более дешевыми;
4) перевести в заповедник;
5) использовать очень экономно.
8. Прочитай описание полезного ископаемого. Напиши ответ.
Образуется в болотах из остатков растений. Полезное ископаемое используется как топливо, а также как подстилка для домашних животных (коров, овец и т. д.).
Ответ: __________________________________________________
9. Прочитай описание полезного ископаемого. Напиши ответ.
Это полезное ископаемое используется как топливо, а также для получения кокса, который является топливом при выплавке чугуна в доменных печах. Применение в доменной плавке полезного ископаемого вместо древесного помогло не только сберечь леса от вырубки, но и значительно улучшить качество металла.
Ответ: __________________________________________________
10. Прочитай описание полезного ископаемого. Напиши ответ.
Это жидкое полезное ископаемое, представляющее собой маслянистую жидкость. Цвет зависит от состава полезного ископаемого и меняется от светло-коричневого до черного.
Ответ: __________________________________________________
11. Прочитай описание полезного ископаемого. Напиши ответ.
Слоистый минерал, тонкие пластинки которого прозрачны. Раньше это полезное ископаемое использовали, вставляя в окна вместо стекла.
Ответ: __________________________________________________
12. Прочитай описание полезного ископаемого. Напиши ответ.
Это полезное ископаемое используется для изготовления кирпича. Существует также керамический сорт, который идет на изготовление посуды и других керамических изделий.
Ответ: ___________________________________________
13. Прочитай описание полезного ископаемого. Напиши ответ.
Это полезное ископаемое состоит из окаменевших ракушек моллюсков, живших в древних морях много миллионов лет назад.
Ответ: __________________________________________________
Тренировочные упражнения № 9.
Растительный и животный мир
1. Выбери из приведенного ниже списка два утверждения, которые характеризуют аптечную ромашку как светолюбивое однолетнее растение. Обведи номера всех верных утверждений.
1) Корень растения стержневой, слабо разветвленный, светло-бурый.
2) Стебель прямостоячий, высотой до 60 см.
3) Семена разносятся ветром, дождевыми и талыми водами.
4) Из растения извлекают эфирное масло, которое находит применение в медицине.
5) Ромашка аптечная растет по лугам и степям с разреженным травостоем.
6) Всходы ромашки аптечной произрастают из семян каждый год.
2. Выбери из приведенного ниже списка два утверждения, которые характеризуют подорожник как лекарственное светолюбивое растение. Обведи номера всех верных утверждений.
1) Листья подорожника в прикорневой розетке, голые, широкояйцевидные с дугообразным жилкованием.
2) Цветки подорожника мелкие невзрачные, собраны в густой, длинный цилиндрический колос на верхушке стебля.
3) Запах у растения отсутствует, вкус горьковатый, слегка вяжущий.
4) Растет на обочинах дорог, тропинках, пустырях.
5) Лекарственным сырьем являются листья подорожника, которые собирают в течение всего лета.
6) Размножается подорожник семенами.
3. Рассмотри изображения растений и прочитай их названия: лотос орехоносный, женьшень настоящий, пион тонколистный, венерин башмачок, тюльпан Шренка, ковыль, касатик (Ирис) карликовый, ландыш майский*. Подчеркни названия растений, занесенных в Красную книгу.
Лотос орехоносный | |
Женьшень настоящий | |
Пион тонколистный | |
Венерин башмачок | |
Тюльпан Шренка | |
Ковыль | |
Касатик (Ирис) карликовый | |
Ландыш майский |
4. Прочитай текст про колокольчик. Выбери свойства этого растения, которые относятся к внешнему виду колокольчика. Обведи все верные утверждения.
В пышном разнотравье июньских лугов голубыми, синими, лазоревыми огоньками вспыхивают издали заметные цветки колокольчиков.
1) Цветки у колокольчиков всех оттенков синего и фиолетового цвета.
2) Стебель колокольчика стелется по земле.
3) У разных видов колокольчиков цветки имеют одинаковый вид – форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками.
4) Луговой колокольчик относится к ядовитым растениям.
5) Цветет луговой колокольчик ранней весной.
5. Прочитай текст про клевер. Выбери свойства этого растения, которые относятся к внешнему виду лугового клевера. Обведи все верные утверждения.
Клевер имеет лилово-красные, иногда темно-пурпурные соцветия.
1) Листья клевера – тройные с белым треугольником в виде буквы «л».
2) Соцветия лугового клевера от лилового до красного цвета.
3) Клевер растет на берегах водоемов.
4) Цветет клевер круглый год.
5) Клевер – ценное кормовое растение.
6) Цветки собраны в шарики-соцветия.
6. Прочитай текст про березу. Выбери свойства этого растения, которые относятся к внешнему виду березы. Обведи все верные утверждения.
Береза – дерево красивое, высокое – до 20 м.
1) Береза – хвойное растение.
2) Ствол березы с гладкой белой, у основания – темной, сероватой корой.
3) Овальные листья березы не имеют зубчиков по краям.
4) Цветы собраны в соцветия – сережки.
5) Многие части березы используются в хозяйстве: древесина, кора, береста, березовый сок.
6) Береза – кустарниковое растение.
7. Прочитай текст о кукушке обыкновенной и выполни задания.
Обыкновенная кукушка размером с галку. У нее длинный хвост и заостренные крылья. У самца спина темно-серая, а низ белый с поперечными полосами; на хвосте белые пятна. Окраска оперения самки рыжевато-бурая. Во время кукования самцы принимают своеобразную позу: крылья опускают несколько вниз, а хвост поднимают кверху. |
Кукушка широко распространена в лесах Европы, Азии, большей части Африки. Птица перелетная, зимует в Южной Африке, Индокитае.
Обыкновенная кукушка обитает в смешанных и лиственных лесах, лесостепи и даже степи. Разнообразие мест обитания кукушки связано с ее особым образом жизни – гнездовым паразитизмом. Она не вьет гнезда, не насиживает яиц и не выкармливает своих птенцов. За нее это делают другие, в основном мелкие певчие птицы. Поэтому у кукушки одна забота – найти гнезда этих птиц и отложить в них свои яйца. В этом ей помогает самец, который своим обликом походит на хищную птицу ястреба-перепелятника. Каждая самка кукушки откладывает свыше 12 яиц – по одному в каждое гнездо птицы-хозяина. Яйца у нее относительно мелкие (весят всего лишь 3 г), окраска их очень похожа на окраску яиц птиц-хозяев. Кукушонок появляется из яйца на день-два раньше птенцов хозяев гнезда, выбрасывает все то, что соприкасается с его спинкой, и остается в нем один. Приемные родители не замечают перемен, происходящих в гнезде. Они усердно кормят кукушонка насекомыми, семенами, ягодами, от чего он быстро растет и развивается. Покидает гнездо кукушонок в возрасте трех недель, однако «родители» его продолжают кормить и вне гнезда до тех пор, пока он не станет самостоятельно отыскивать корм. Взрослые кукушки – исключительно насекомоядные птицы. Они питаются насекомыми – вредителями леса, например волосатыми гусеницами, которых не едят другие птицы. Поэтому кукушек считают друзьями леса. (По материалам Е. Т. Бровкиной.)
7.1. В тексте встретились слова, которые редко употребляются в речи. С помощью стрелки для каждого слова из первого столбца подбери значение из второго столбца.
Паразитизм гнездовой | Птица не вьет гнезда, не насиживает яиц и не выкармливает своих птенцов. |
Сосуществование двух организмов, при котором один организм (паразит) питается за счет другого (хозяина). | |
Облик | Характер |
Внешний вид |
7.2. Выбери верные утверждения о внешнем виде самца обыкновенной кукушки. Обведи номера всех верных ответов.
1) Размером с галку.
2) Спина темно-серая.
3) Брюшко белое, с поперечными полосами.
4) Окраска оперения рыжевато-бурая.
5) На хвосте белые пятна.
7.3. Выпиши предложение, в котором описывается яйцо кукушки.
______________________________________________________________________________________________________________________
7.4. Ниже приведено краткое описание птицы. Составь описание обыкновенной кукушки, используя информацию из прочитанного текста.
Если какая-либо информация в тексте отсутствует, поставь минус (–) в соответствующей ячейке таблицы.
Название | Стерх, или белый журавль | Обыкновенная кукушка |
Образ жизни | Перелетные | |
Места обитания | Архангельская область, республика Коми, север Якутии | |
Места гнездования | В болотистой местности | |
Количество яиц в кладке | 1–2 | |
Питание | Мелкие грызуны, рыба, насекомые, водные растения |
8. Прочитай текст о рябчике и выполни задание.
Рябчик – птица размером примерно с ворону. Свое название получил благодаря рябой окраске. Она у него серая с поперечными черточками. У самца черное пятно на горле и хорошо выраженный хохолок. Крылья короткие и тупые. Взлетает рябчик с шумом, летает на небольшие расстояния. |
Распространен в лесах Европы и Азии. Держатся рябчики всегда парами в еловых и смешанных лесах. Птица оседлая, но местами совершает короткие кормовые кочевки.
Живя в лесу, рябчики проводят большую часть жизни на земле, быстро бегают. Вспугнутые рябчики всегда поднимаются на деревья и затаиваются в их кронах. Гнездо помещается на земле, в густых участках леса, среди бурелома и валежника. В кладке 6–10 яиц. Насиживание продолжается около трех недель и осуществляется самкой. Она же продолжает заботиться и о птенцах, защищая их от непогоды и хищников. Птенцы кормятся насекомыми и их личинками, пауками, а затем, как и взрос-лые, употребляют пищу растительного происхождения (ягоды, семена трав и др.). Зимний сезон – самый трудный период в жизни рябчиков. В сильные морозы они зарываются под снег, проводя там большую часть суток. В этот период они питаются на деревьях сережками березы и ольхи.
Рябчик имеет важное практическое значение как охотничья промысловая птица. (По материалам Е. Т. Бровкиной.)
8.1. В тексте встретились слова, которые редко употребляются в речи. С помощью стрелки для каждого слова из первого столбца подбери значение из второго столбца.
Бурелом | Сломанные или поваленные бурей деревья |
Беспорядок, неразбериха | |
Сезон | Время года |
Часть года, характеризующаяся какими-либо явлениями природы |
8.2. Выбери верные утверждения о внешнем виде самца рябчика. Обведи номера всех верных ответов.
1) Размером примерно с ворону.
2) Окраска желтая с поперечными черточками.
3) Черное пятно на горле.
4) Хорошо выраженный хохолок.
5) Крылья короткие и острые.
8.3. Выпиши предложение, в котором описывается месторасположение гнезда рябчика.
______________________________________________________________________________________________________________________
8.4. Ниже приведено краткое описание птицы. Составь описание рябчика, используя информацию из прочитанного текста.
Если какая-либо информация в тексте отсутствует, поставь минус (–) в соответствующей ячейке таблицы.
Название | Стерх, или белый журавль | Рябчик |
Образ жизни | Перелетные | |
Места обитания | Архангельская область, республика Коми, север Якутии | |
Места гнездования | В болотистой местности | |
Количество яиц в кладке | 1–2 | |
Питание | Мелкие грызуны, рыба, насекомые, водные растения |
9. Прочитай текст и сравни описания подорожника и одуванчика. На основании описаний укажи хотя бы одно сходство и одно различие этих растений.
Ты пошел в лес и – вот неприятность! – порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» – и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…
А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!
Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник. (А. А. Плешаков.)
Одуванчик – очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит – одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится – и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны. (С. П. Красикова.)
Сходство: __________________________________________
Различие: ___________________________________________
10. Определи, на каком из рисунков изображен ядовитый гриб. Обведи номер ответа.
1 | 2 | 3 | 4 |
11. Выбери подходящее описание времени года, изображенного на рисунке. Обведи номер ответа.
1) Потеплело. Осадки выпадают в виде дождя, но еще может выпасть снег. Водоемы освобождаются ото льда. Некоторые растения стоят еще голые, ждут первой грозы. Начинается массовый прилет птиц.
2) Холодно. Часто идет снег. Водоемы уже скованы льдом. Все деревья стоят голые, только зеленеют хвойные растения. Дикие животные почти все время проводят в поисках корма. Некоторые залегают в зимний сон или спячку.
3) Похолодало. Осадки выпадают в виде дождя или снега. Сильный холодный ветер уносит последние опавшие листья. Стало заметно исчезновение насекомых. Начался массовый отлет птиц.
4) Тепло. Редко идет дождь. Водоемы свободны ото льда. В садах и на полях созревают плоды и семена. Животные активны, для них достаточно корма.
12. Маша решила посадить дерево на своем дачном участке. Расставь по порядку номера действий, которые она должна осуществить:
___ полить выкопанную ямку водой;
___ полить посаженное дерево;
___ поместить растение в ямку;
___ засыпать ямку землей;
___ выкопать ямку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировочные задания для подготовки к мониторингам в 4 классе
Тренировочные задания для подготовки к мониторингам для 4 класса...
Тренировочные задания по теме : " Подготовка к математическому диктанту".
Тренировочные задания на отработку навыка счета в пределах 1000....
Подготовка к ВПР/тренировочные упражнения по разделам
Подготовка к ВПР/тренировочные упражнения по разделам...
Тренировочное задание. Раздел "Письмо" для сдачи итоговой аттестации по немецкому языку
Предлагаемое тренировочное письмо содержит лексический материал по темам "Погода осень" и "Школьные учебные предметы". Данное задание используется для тренировки навыков письменной речи у учащихся 4-х...
Тренировочные задания для подготовки к олимпиаде
Тестовые задания для 2 класса...
Тренировочные задания для подготовки к школьной олимпиаде по математике
Данные задания помогут учащимся подготовиться к школьным олимпиадам...
Подготовка к ВПР. Тренировочные упражнения по разделу «Фонетика и графика»
Подготовка к ВПР. Тренировочные упражнения по разделу «Фонетика и графика»...