Правописание слов с разделительным мягким знаком
план-конспект урока по русскому языку на тему

Садретдинова Марина Юрьевна

Урок русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком »  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                             

Урок русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком »  

Тип урока: закрепление изученного материала

Цели урока:

  1. Образовательная:
  • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
  • Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак;
  • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
  • Развивать умения составлять предложения
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  1. Развивающая
  • Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность
  1. Воспитательная
  • Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимовыручку

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

 регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • участвовать в групповом обсуждении.

Оборудование: индивидуальные листы учащихся, карточки для групповой работы,  компьютерная презентация, проектор.

                                       Ход урока

1). Организационный момент  

 

 ХАЙ ФАЙВ

Давайте поприветствуем партнеров по лицу и по плечу . Дайте друг другу пять. Подарите улыбку.

2).Актуализация знаний.

 1) Каллиграфическая минутка.

 Загадка: Слайд № 1.

-Чтобы узнать, с какой буквой мы будем работать во время каллиграфической минутки, послушайте загадку.

                                                               

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную  читать         (Ь)

 Чистописание

- Откройте тетради, запишите число.

ь ь ь  

2) Отгадайте загадки, напишите отгадки. Слайд №2-11 .

(Свинья, обезьяна, листья, воробьи.)

Слайд №12

Какая орфограмма есть во всех словах? Подчеркните. 

3) Самоопределение  к деятельности.

 Посмотрите на экран. Слайд №13.

Вот ромашка непростая,

А чудесная какая.

Посмотрите на лепестки ромашки.

- Что может быть у них общего? .( Обозначают мягкость согласных)

- Какая буква лишняя? Почему?      (ь)

-А что объединяет оставшиеся буквы?  ( Все остальные гласные)

4). Тема и учебные задачи

  1. – Кто уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ь)
  2. – Какой бывает Ь в русском языке?

3  - Чему мы сегодня будем учиться?  (Различать две роли Ь как разделительного и показателя мягкости)

1) Структура  МИКС-ПЭА-ШЭА  

(звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету)

-Встаньте, задвиньте стульчики. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3 - 5 секунд на размышление.

1- вопрос  .- Где может стоять Ь- показатель мягкости?    ( Ь- на конце слова и в середине . После согласного или между согласными)

 (Начинает тот, у кого нога больше.)

(Ученики делятся своими партнерами по 15 секунд.TimedPairShare.)

  • Поблагодарите своего партнера.
  • А теперь на этот вопрос ответит…(Ceer!) Что сказал тебе твой партнер?
  • (Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)

2- вопрос   - Когда пишется разделительный мягкий знак?   (Начинает тот, кто ниже ростом.)

(Ученики делятся своими партнерами по 15 секунд.TimedPairShare.)

  • Поблагодарите своего партнера.
  • А теперь на этот вопрос ответит…(Ceer!) Что сказал тебе твой партнер?
  • (Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)

3- вопрос     - Как переносятся слова с разд. Ь знаком?  

  (Начинает тот, у кого волосы светлые.)

   (Ученики делятся своими партнерами по 15 секунд.TimedPairShare.)

  • Поблагодарите своего партнера.

А теперь на этот вопрос ответит…(Ceer!)    Что сказал тебе твой партнер-Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.

 Слайды 14-18

2) -Помогите Маше отгадать слова и разделите их для переноса. Запишите слова  в тетрадь .(Вью-га , ульи , се-мья , ва-ренье , варе-нье.)

5) Работа по теме урока.

-Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Однажды  Ь  обиделся на согласные и сказал: «Не буду с вами дружить!» И вот что из этого получилось.

1)Работа по карточке.

Прочитайте про себя предложения.

- Как вы думаете, какое будет задание?

В лесу жил хор. Лодка села на мел. Мы мылись в банке. Угол сложили в угол.

Проверка с экраном.  Слайд №19 (Обмен карточками, проверяет партнер по лицу)

ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН  (у кого нет ошибок, у кого одна, две…)

Молодцы! Вы отлично справились с заданием .

 Какую работу выполняет Ь в этих предложениях?   (ь - показатель мягкости)

2)Игра

 Поучимся различать братьев-близнецов Ь - разделительный и показатель мягкости. Поиграем.

    Слушайте внимательно. Слайд №20

Если я говорю слово с разделительным Ь, вы хлопайте, а если с Ь показателем Ь -  вы топайте.

Попробуем -  Лень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, вьюнок, дождь,

ружье, пальма, осень, печенье .  Молодцы!

3)Работа  по учебнику    

Упр.65 с.37

6) Физминутка  

  - Молодцы, ребята! Вы все отлично поработали и получили много новой  информации, а теперь давайте отдохнем и напитаем наш мозг новой порцией кислорода, используя структуру ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР. Каждый стол встает, выстраивается в линию за учеником №1-лидером и под музыку двигается, выполняя движения, которые показывает лидер, когда музыка заканчивается   лидер сменяется следующим партнером.

- Садитесь, спасибо. Теперь мы с вами готовы снова работать.    

7) Закрепление изученного материала.

Структура     ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН

- Прочтите загадки, вставьте недостающие слова. Важно, чтобы в этих словах был разделительный мягкий знак:

С хвостом, а не зверь, с ….. , а не птица. (Рыба)

Не книжка, а с ….. . (Капуста)

Не птица, а с ……. . (Бабочка)

--Подумайте, запишите на листочках , обсудите в команде.       ( Время-2мин.)

Отвечает стол № … участник №…

- Зачитайте свою загадку. (Ученики обосновывают выбор слов: перьями, листьями, крыльями.)

2)      Структура РЕЛЛИ ТЭЙБЛ                                  ( Время-2 мин)

 (работа в парах по очереди  записывают  ответ на карточке

Возьмите карточку. Прочитайте задание. Начинают участники под буквой А.

Карандашом  восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение.

  1. сидит, на, снегирь, рябине 
  2.  птицы, деревьях, на,  гнёзда,  вьют
  3. на, лесную, вышел, полянку, олень 
  4. на, мальчики, коньках ,катаются

  Проверяем.   Отвечает стол № … участник №…

- У кого другое предложение?

Прочитайте предложение, в котором разделительный Ь.

Спишите это предложение. Обозначьте орфограмму.

8) Рефлексивно - оценочный этап

 Тест                  Слайд № 21

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) в конце слова;

В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

2.  Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья.

3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:

А) солов…и;

Б) руч…ка;

В) ден…ки.

4. Укажи слово с правильным переносом:

А) вь-юга;

Б) крыль-я;

В) маль-чик.

5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

А) друзья;

Б) стуля;

В) очки.

- Взаимопроверка.     Слайд № 22        ( Проверяет партнер по лицу, поменяйтесь тестами.)

ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН  (у кого нет ошибок, у кого одна, две…)

9).Подведение итогов урока.

- Какой бывает Ь?

-Почему Ь назвали разделительным?  Где он пишется? Слайд №23

-Какое задание понравилось больше всего?

Выставление отметок.

10) Домашнее задание.             Слайд №24

Упр. 67 стр. 38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...