сценарий урока по обучению грамоте УМК Гармония
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Звук [ш]. Буква Ш, ш.
Цель: познакомить с новым звуком [ш] – всегда твёрдым согласным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_v_1_klasse.docx | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук [ш]. Буква Ш, ш.
Цель: познакомить с новым звуком [ш] – всегда твёрдым согласным.
Задачи:
Образовательные
- учить давать характеристику новому звуку;
- формировать умение составлять звуковые схемы слов с новым звуком;
- формировать навык чтения с новым звуком;
Развивающие:
- развивать речь учащихся,
- расширять кругозор;
- обогащать словарь учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение друг к другу;
- умение внимательно слушать товарищей.
Здоровьесберегающие:
- создание благоприятного эмоционального состояния на уроке учащихся (упражнение «Улыбка»);
- снятие напряжения с мышц туловища и плечевого пояса, поддержание рабочей позы;
- снятие утомления и напряжения, повышения интереса к учебной деятельности через введение в урок сказочного героя.
Оборудование:
- для фронтальной работы: картинки с изображением камыша, рогоза;
- плакат «Читай правильно!»;
- тетрадь для печатания;
- Учебник «Букварь» М.С. Соловейчик (1ч.).
Ход урока
- Оргмомент.
- Встали ровно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть вас и ваши улыбки. Хочу пожелать вам успеха и удачи. Садитесь.
2. Постановка темы и цели урока.
- У нас сейчас урок обучения грамоте, чему мы учимся на этом уроке?
(Учимся слушать звуки, характеризовать их,
знакомимся с буквами, читаем слоги, слова,
предложения с новыми буквами.)
- Ребята, а мы все буквы изучили, посмотрите на ленту повторений? (Нет)
- Почему вы так решили? ( Не все буквы открыты)
- Как вы думаете, чему сегодня будем учиться, что нового узнаем?
( Мы познакомимся с новым звуком, буквой его
обозначающей, будем учиться читать слоги, слова,
предложения)
- Правильно. Кто из вас хочет этому научиться?
- Мне приятно, сколько у меня будет помощников, а остальным, я надеюсь, урок тоже понравиться и запомниться.
- Но прежде, чем начать наш урок, я хочу представить вам нашу гостью. Это Маша. Она недавно пошла в школу, а вот сегодня решила поучиться с нами. Пустим её к нам на урок?
3. Работа по теме урока
1) – Послушайте такую загадку: «Стоит над водой, трясёт бородой».
- О каком растении идёт речь? Подсказка дана в учебнике на стр.100 на иллюстрации.
- Правильно. Это растение камыш (показ рисунка). Иногда камыш путают вот с таким растением – рогоз. Надеюсь, вы теперь не будете путать эти растения.
- Посмотрите, рядом с иллюстрацией дана вот такая схема, какой звук нам надо выделить в слове камыш? (Последний)
- Выделим его хором и охарактеризуем.
(ш – согл, т.к. воздух при произношении
встречает преграду, глухой – проверим, руку
на горлышко – не гудит, твёрдый, подберите
мягкую пару – не получается- всегда, всегда
твёрдый и упрямый).
2) – Давайте заполним звуковой домик в схеме. (один у доски, остальные на местах - сигнал).
- А в имени нашей гостьи есть новый звук? Где?
(Да, в середине слова)
3) – Посмотрите под схемой звука черта, что просят нас выполнить авторы учебника?
(Обозначить звук буквой)
- Правильно. Давайте повторим буквы, которые мы уже знаем (хором).
- Выберите из этих букв ту, которой можно обозначить звук ш?
(Здесь такой буквы нет)
- Что надо сделать, чтобы мы смогли выполнить это задание?
(Надо познакомиться с буквой, которая обозначает звук ш)
- А где вы можете это узнать? (У учителя, в учебнике)
- Правильно. Так вот звук ш обозначается вот такой буквой (показ), её имя «ша». Назовём её хором.
- Посмотрите в учебнике – в правом верхнем углу в рамке (помогите друг другу найти) – сколько букв напечатано в рамке? (Две)
- Какие же это буквы? (Заглавная и строчная)
- Для чего нужна заглавная буква? (С неё может начинаться предложение, имя, фамилия, кличка животного)
4)- Давайте научимся печатать заглавную и строчную буквы «ша». Н а что она похожа?
«Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл»
- Кто из вас напомнит высоту заглавной буквы? (2кл.)
- А строчной? (1кл.)
- Посмотрите, буква ш и заглавная и строчная состоит из 4 элементов, отличающихся только высотой: три вертикальные прямые и одна горизонтальная прямая.
Пальчиковая гимнастика
- Откройте тетради для печатания, вспомните секрет правильной посадки и наклонного письма, возьмите в руки простой карандаш:
Я тетрадочку подвину,
Уголочком положу,
Я друзья от вас не скрою
Карандаш вот так держу.
- Найдите в тетради красную точку и напечатайте по две буквы «ша» заглавной и строчной через клетку. (добавить буквы на стенд)
5) – Мы научились печатать буквы, давайте вернемся к нашей схеме, теперь можем обозначить звук буквой? (Да)
- Какой? Почему? (Строчной, т.к. в конце слова не может быть заглавной буквы)
6) – Хорошо. А теперь давайте поселим нашу букву в ленту букв. Как вы думаете, где она будет жить в той части, где живут буквы гласных или согласных звуков? (Согласных)
- А на каком этаже: на 1 или 2? Почему? (На 1 , т.к. обозначает глухой звук)
- А почему у неё домик только синего цвета? (Т.К. она обозначает звук всегда – всегда твердый)
- Кто хочет напечатать у доски, остальные на местах в учебнике? (проверка сигнал)
7) – А теперь пришло время подружить нашу букву с буквами гласных звуков, но сначала повторим правило чтения( по плакату «Читай правильно!»), а Машенька его послушает и тоже постарается запомнить.
- Молодцы!
- Теперь найдите в учебнике в голубой рамке слоги с новой буквой. Посмотрите на гласные, назовите их, что они требуют? (Читайся твердо)
- Читаем слоги.
8) - Эти слоги с новой буквой встречаются в словах. Сейчас будем читать 1и 2 столбики, но сначала подготовимся к чтению: разделим слова на слоги.
- Как узнать, сколько в слове слогов? Какое мы знаем правило? (Сколько в слове гласных – столько и слогов)
- Если во время чтения, какое- то слово будет непонятно, поднимите руку, мы объясним значение.
(деление по цепочке с чтением по слогам и с ударением, проверка «ладошки», всем понятно значение этого слова – продолжаем работу)
- А сейчас для Машиного друга покажем физминутку.
Физминутка
Топай, мишка -2 раза
Приседай со мной, братишка,
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.
- Какие слова из физминутки содержат, новый звук? (Мишка, братишка)
9) – Продолжим работу, нам поможет наша иллюстрация (показать на неё).
- Как называется это растение? (Камыш)
- Если я имею ввиду одно растение, то я скажу – камыш, а как правильно сказать, если их будет много? (Камыши)
- Найдите в учебнике над столбиками схему. Это схема чего? (Предложения)
- Как узнали? (Начало с большой буквы, в конце точка)
- Сколько слов в этом предложении? (два)
- Ребята, а проверьте меня, какое из двух предложений подходит к этой схеме:
1. Шуршат камыши.
2. Камыши шуршат.
- В первом слове сколько слогов? (Два)
- А в слове камыши? Кричим, как болельщики на стадионе: ка-мы-ши? (Три)
- Значит, какое предложение подходит? (Шуршат камыши.)
10) – Посмотрите, под схемой опять есть черточки, где надо обозначить некоторые звуки буквами. В первом слове, какой звук обозначим буквой? (Первый звук ш)
- Какой обозначим буквой? (Буквой ш)
( у доски с проверкой - буквы со стенда)
- Почему заглавной? (Начало предложения)
- Какой звук слышим в этом слове под ударением? (а)
- Какой буквой обозначим? Обозначьте. (с проверкой)
- Переходим ко второму слову, какой предпоследний звук? (ш)
- Какой буквой обозначим? Обозначьте. (с проверкой)
- А давайте в этом слове звук под ударением тоже обозначим буквой. Какой звук слышим под ударением? (ы)
- Какой буквой его обозначим? (ы) (у доски ученик – я помогаю)
- Ой, посмотрите ребята, буква «ы» не хочет вставать с буквой «ш».
11) – Это не случайно. Сейчас я открою вам один секрет. Дело в том, что буквы «ш» и «ы» не дружат ( показ таблички). И когда мы слышим под ударением шы, то пишем «и», а читать будем твёрдо, помните, что мы говорили в начале урока, что этот звук упрямый и он не подчиняется команде буквы «и» - читайся мягко.
- Значит в слове камыши под ударением звук ы, мы обозначим, какой буквой? (и)
- Посмотрите, в учебнике у нас есть правило в красной рамке, его для нас приготовил учёный. Поставили карандаш, я – читаю, а вы за мной следите.
- Теперь прочитайте его каждый себе.
- А где мы будем использовать это правило? ( На письме, при написании слов, предложений с этими сочетанием)
12) – Найдите в учебнике 3 столбик, подготовьтесь его читать сам- но. Обратите внимание голубым цветом (цветом подсказки) выделен слог ши, чтобы мы его правильно читали. Как будем читать этот слог? (Твердо)
- Читаем хором.
- Всем понятно значение слова шины?
Физминутка
13) – Найдите в середине страницы цепочки слов. Самостоятельно приготовьтесь читать – поделите на слоги - пока только 1 пару слов, проверьте друг у друга, сверьте со мной. Все справились?
а) – Что изменилось?
(добавили букву «с» вначале слова, значение)
б) (аналогично работает со второй парой)
- К какому слову какая картинка подходит?
- О чем можно сказать сушили? (о грибах, вещах)
- К слову сушили – 2 картинки
- О чем можно сказать насушили?
(только о грибах, о вещах нельзя)
- К слову насушили – 1 картинка – грибы
в) – Читаем третье слово.
- О чем можно сказать просушили о грибах или об одежде?
(об одежде, что она вся высохла целиком)
- Ребята, о чем нам напоминают выделение голубым цветом слоги ши? Кто напомнит правило еще раз для Машеньки. (пиши с и)
- А читать как будем этот слог? (твердо)
14) – Молодцы! Посмотрите, под правилом изображена уже хорошо знакомая озорная девочка. Какой она опять задает нам вопрос. Прочитайте над ней. (Как так?)
- Давайте прочитаем, что она нам приготовила? Найдите внизу страницы, сколько напечатано предложений. (два)
- Как узнали? (Каждое предложение начинается с большой буквы, в конце знак)
- А почему в середине предложения есть слова с заглавной буквы? (они могут обозначать имена, фамилии, клички животных)
- Давайте убедимся в этом.
Читаем
- Что заметили, какое слово повторяется? (шишка)
- Одно и тоже имеется в виду? (нет)
- Какая шишка у Маши? Посмотрите на иллюстрацию? (шишка с дерева ели)
- А у Миши? (шишка на лбу, он ударился)
- Да, в нашем языке есть слова, имеющие несколько значений, и мы уже встречали такие слова.
- О чем опять нам напоминают выделенные слоги? (правило)
- А кто внимательней, в каких еще словах есть эти же сочетания? (Маши, Миши)
- А почему их не выделили? (так как они не под ударением, а без ударения после буквы «ша» могут быть и другие буквы, но об этом мы узнаем позже)
4. Итог урока
- Вот и закончилась страница учебника, и наш урок подходит к концу.
- Что же вам запомнилось?
- О чем расскажите дома?
- Оцените свою работу с помощью «ладошек» - все ли вам удалось выполнить на сегодняшнем уроке?
- Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
- Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами.
- Машенька тоже благодарит за интересный урок и просит разрешения, еще к нам прийти учиться. Разрешим?
- Спасибо. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по обучению грамоте УМК "Гармония" 1 класс
Открытый урок по теме" Согласный звук й. Буквы Й,й" В конспекте даны описания УУД по этапам урока....
КОНСПЕКТ УРОКА по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония» Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.
Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм. Дата: 22 октября 2013 года. Цель: Создание условий для развития личности. Задачи: 1. Научить учащихся выделять согласные звуки [л - л’], [...
Презентация к конспекту урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.
Презентация содержит слайды, помогающие учителю при проведении урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм....
Конспект урока по обучению грамоте УМК "Гармония" . Тема : " Буквы й,Й. (изучение нового материала) . Учебник ч. 2 с.30-31.
Урок по теме :" Буквы й,Й (изучение нового материала) для учителей, работающих в 1-ом классе по УМК " Гармония". Учебник "Букварь" ч. 2 . Авторы: Соловейчик М.С., и др. Данный урок научит детей анализ...
Сценарий урока по обучению грамоте в 1 классе Буква «ш», звук [ш].
Сценарий урока по обучению грамоте в 1 классе Буква "ш", звук [ш]. Программа Школа России...
План конспект урока по обучению грамоте УМК "Гармония" на тему "Читаем и обсуждаем"
Конспект урока по обучнию грамоте 1 класс 3 четверть...
Сценарий урока по обучению грамоте "Сопоставление звуков [д], [т] по звонкости–глухости. Дифференциация букв Д,д - Т,т».
Задачи урока: Образовательные: познакомить с парными согласными, учить дифференцировать звуки.Развивающие: создать условия по формированию умения: наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать фонем...