Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Формировать умение распознавать существительные, обозначающие одушевленные или неодушевленные предметы, имена собственные или нарицательные.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе

Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.


Цели:

1. Умение определить имя существительное в тексте.
2. Формировать умение распознавать существительные, обозначающие одушевленные или неодушевленные предметы, имена собственные или нарицательные.
3. Тренировать умение изменять имена существительные по числам, определять ряд имен существительных.
4. Воспитывать любовь к Родине, чувства патриотизма через работу с пословицей.
5. Способствовать орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, умения делать выводы и обобщать.
6. Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.

Оборудование:

  • иллюстрация разрезного домика,
  • карточки со словами,
  • рисунок гномика,
  • карточки с домашними заданием.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Сегодня мы пойдем в гости.

Жителей города Карталы – называют карталинцы, жителей Челябинска -  челябинцы, жителей Москвы – москвичи, жителей города Речь – части речи.

Догадайтесь к какой именно мы пойдем в гости?

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

(На доске появляется рисунок – знакомый гномик – Имя Существительное).

Гномик Имя Существительное, маленький, он просит нас помочь построить для него домик.

Как изменяются и не изменяются существительные.

А признаки существительного бывают постоянные и непостоянные.

Так кто мне сформулирует тему урока?

(учитель называет цель урока)

Прежде, чем начать строительство домика для имени  Существительного, проведём минутку чистописания.

II. Минутка чистописания.

Догадайтесь, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания.

В данных словах эта буква обозначает твёрдый согласный звук:

Косы, волк, сок. (Какая часть речи?)

Кк   – дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква в данных словах.

[к] – согласный, твёрдый, глухой, парный.

Гимнастика “Пальчики”

Запишите, продолжив закономерность:

К // кк // к // ккк //

- Когда так говорят?

Слово не в* робей: выл *тит – не поймаешь.

Запишите правильно и красиво!

III. Словарно-орфографическая работа.

1). Игра “Путаница”

Расшифруйте словарные слова, запишите, выделите в них орфограммы:

Что в них общего?

Где лишнее слово?

филут

туфли

кажрук

кружка

севеннйи

    весенний (прил.)

родго

 город

шкако

кошка (одуш.)

2).

Что нужно взять с собой, когда идёте в гости?

Да, нужно не забыть взять с собой волшебные слова. Одно из них наше новое словарное слово. Догадайтесь, какое?

Маша слов знала немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом.
За подарком, за обедом,
Это слово говорят, если вас благодарят…

(спасибо)

Как вы думаете, что обозначает слово “спасибо”?

Из словаря: когда-то, очень давно вместо этого слова произносилось сочетание трёх слов: “Спаси тебя Бог”, как исполненное благодарности пожелание.

(на доске: спаси бог – г убрать, остальное соединить)

Запишите в тетрадь новое словарное слово, запомните его правописание.

Устно составьте предложение с этим словом.

Какие ещё волшебные слова вы знаете? Не забывайте их почаще употреблять в своей речи.

IV. Актуализация знаний.

Ну что, поможем им. Существительному построить домик?

Любой дом начинают строить с чего?

(На доске появляется фундамент с надписью Имя Существительное)

http://festival.1september.ru/articles/501436/Image1757.gif

Что вы знаете об им. Существительном? (Дети отвечают правила и приводят примеры)

Прочитайте, сто написано на доске:

В, охотник, домике, ночевал, лесника.

Он, в, услышал, жалобный, полночь, плач.

Кричит, это, ночью, сыч.

Можно назвать эту запись текстом? (Это деформированные предложения, в них нарушена связь слов)

Составьте предложения правильно и запишите их.

Разберите 1-е предложение по членам предложения и частям речи.(с места объяснить)

Поставьте существительные из 1-го предложения в начальную форму.

Почему эта часть речи получила такое название?

1. Называет существующие лица, предметы, вещи, явления.

2.Самая представительная, существенная часть речи.

Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное)

Какую роль в нашей речи выполняют имена существительные?

(Они называют предметы, явления, действия, признаки, вещи. В предложении могут быть главными и второстепенными членами.)

Физминутка

V. Работа по теме урока.

Какие признаки имени Существительного вы знаете?

1. Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный признак имён существительных.

Почему?

Если существительное отвечает на вопрос КТО? – оно уже не может отвечать на вопрос ЧТО?

2 ученика работают у доски:

Разделите слова на две группы. Существительные, отвечающие на вопрос КТО? и ЧТО?

Осина, корова, погрузка, дочь, кружка, щука, море, котёнок, вертолёт, сова.

Объясните орфограммы.

КТО?  

  ЧТО?

дочь  

осина

щука

погрузка

котёнок

 кружка

корова

море

сова

вертолёт.

Допишите самостоятельно в каждую группу по 2 слова.

Проверка.

Слово погрузка разберём по составу.

Какая основа в этом слове? (твёрдая)

А какая основа называется мягкой?

Вывод: - Какие слова называются одушевлёнными (неодушевлёнными) ?

Это постоянный признак или непостоянный?

Спасибо!

2. Собственные или нарицательные имена существительные.

Какие существительные называются собственными?

Какие существительные называются нарицательными?

Под диктовку запишите предложение

(Ученик работает у доски).

Мой друг Коля гулял с овчаркой Стрелкой по берегу реки Быстринки.

Назовите имена собственные.

Найдите главные члены предложения и подпишите части речи. Все существительные устно поставьте в начальную форму и назовите их.

Вывод: - Что значит существительные собственные и нарицательные?

Это постоянный или непостоянный признак существительных?

Спасибо!

Дом.задание: составить небольшой рассказ (3-5 предл.) с именами

собственными на тему “Наш класс”

3. Число имён существительных.

Ед.ч. – если существительное обозначает 1 предмет.

Мн.ч. - если существительное обозначает 2 или более предметов

Существительные изменяются по числам?

Значит это признак непостоянный!

Самостоятельная работа

Образуйте родственные слова к данным существительным во множественном числе. Запишите их парами. Подпишите число.

Утёнок –

звено –

тополь –

поросёнок –

перо –

Выделите в словах корень. Что это за слова? Взаимопроверка в парах.

Проблемный вопрос: в русском языке есть слова, обозначающие один предмет,

а относятся ко мн.ч.. Приведите примеры. (сани, ножницы, весы, брюки…)

Сделать звуко- буквенный анализ слова:

Перо – 2слога

П – [п] – согл., мягк., глух., парн.,

е – [ и] –гласн., безуд.,

р –[ р] – согл., твёрд., звонк., непарн.,

о –[о] – гласн.,ударн.,

4б.,4зв.

Это постоянный или непостоянный признак? Чем отличаются

существительные мн.ч. от существительных в ед.ч.? Спасибо!

4. Род имён существительных.

1) Существительные изменяются по родам? (Нет)

Они имеют род. Значит род существительных – это постоянный признак.

Сколько родов имеет имя существительное? Какие?

Какой знаете секрет запоминания родов?

Женский род - запомню я 
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!
Спасибо!

2) Задание: распределить существительные в 3 столбика соответственно:

ж.р. м.р. ср.р.

Весна, хлеб, пальто, земля, мама, язык, метро, платье.

Так какие слова-помощники вам способствовали в выполнении этого задания?

3) Запишите слова: Родина, конь, поле к словам соответствующего рода.

Почему слово Родина ж.р.?

Обратите внимание на то, с каким существительным слово Родинаоказалось в одном столбике?

О Родине есть пословица, запишите её:

Родина – мать, умей за неё постоять!

Как вы её понимаете?

Вывод: Родину (как и маму) не выбирают. Она даётся человеку единожды и навсегда. А значит, нужно любить страну такой, какая она есть, сохранять, оберегать и защищать.

4) Самостоятельно запишите по рядам:

1 ряд – сущ. ж. р.

2ряд - сущ. м. р.

слова на тему “Школа”

3 ряд - сущ. ср. р.

Все вместе составить распространённое предложение так, чтобы мы могли представить эту картину, почувствовать ваше настроение.

5)Запишите существительные и определите их род:

рёва, врач, коллекционер.

Это существительные общего рода

Вывод: - Ну что, дом готов? Можно ставить крышу?

Все признаки имён существительных мы назвали?

А какой признак мы только начали изучать?

5. Изменение существительных по вопросам падежей.

- Завтра мы с вами рассмотрим этот вопрос более подробно. А сегодня может быть кто-нибудь назовёт вопросы падежей?

Выводы по всем признакам.

VI. Итог урока.

Оцените себя (у каждого карточка с именем, дети прикрепляют их на доску около “5”, “4”, “3”.

Докажи свою оценку (несколько спросить по схеме:

  • мне понравилось…
  • я даже на думал(а)…
  • я сегодня вспомнил(а) или узнал(а)…
  • Спасибо!

Имя Существительное, наш гномик, очень доволен вашими ответами, рад, что вы ему построили такой замечательный домик. И как принято в гостях, хозяин угощает. Вот и имя Существительное вас угощает фруктами: мальчики возьмите фрукт м.р. (банан), девочки – ж. р. (груша), а гостям какого рода достанется фрукт (яблоко)?

Все скажем: Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...