Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Сапожникова Анастасия Анатольевна

 В материале расскрываются психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_gramote.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте

Навыки чтения и письма — это речевые навыки, чтение и письмо — виды речевой деятельности человека. Речевая деятельность человека невозможна и теряет всякий смысл без потребности (мотива).

Следовательно, и обучение элементарному чтению и письму (обучение грамоте), и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность школьников была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными детям.

Понимание читаемого и того, что дети пишут,— это тоже важнейшее условие успешного обучения грамоте. 

Поэтому обучение грамоте предполагает разнообразные виды речевой и мыслительной деятельности: Эти виды работ способствуют созданию речевых ситуаций, осмысливающих процессы чтения и письма.

  • живые беседы,
  • рассказы,
  • наблюдения,
  • отгадывание загадок,
  • пересказ,
  • декламацию,
  • воспроизведение звукозаписи,
  • диаи- кинофильм,
  • телепередачу.

Навык не может быть сформирован без многократного повторения действий. Следовательно, при обучении грамоте нужно много читать и писать. 

Поэтому очень важно, чтобы школьник с первых дней в I классе почувствовал естественность овладения грамотой, проникся уверенностью в успехе. 

В чем же состоит суть чтения, каков его механизм?

Вся информация, которой человек пользуется в своей деятельности, закодирована; это значит, что каждый единице значения соответствует условный знак, или кодовая единица.

В устной речи используется звуковой код, в котором значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи; на письме используется — буквенный код, в котором буквы соотнесены со звуками звукового кода. Переход с одного кода на другой называется перекодированием.

Механизм чтения состоит в перекодировании печатных (или письменных) знаков и их комплексов в смысловые единицы, в слова; письмо же представляет собой процесс перекодирования смысловых единиц нашей речи в условные знаки или их комплексы, которые могут быть написаны или напечатаны.

Наше письмо — звуковое,— следовательно, процесс перекодировки осложняется необходимостью промежуточного этапа — перевода графических знаков в звуки, т. е. необходимостью звукобуквенного анализа слов: при письме звуки перекодируются в буквы, при чтении, наоборот, буквы — в звуки.

Достаточно усвоить систему правил соотношения звуков и букв, чтобы научиться читать и писать.

Звуковой строй русского языка и его графика

Русское письмо — звуковое, точнее, фонемное (фонематическое). Это значит, что каждому основному звуку речи, или каждой фонеме, в графической системе языка соответствует свой знак — своя графема.

В русском языке 6 гласных фонем: а, о, у, ы, и, э — и 37 согласных фонем: твердые п, б, м, ф, в, т, д, с, з, л, н, ш, ж, р, г, к, х, ц, мягкие п', б', м', ф', е', и г', д', с', з', л', н', р', долгий ш', долгий ж', ч, и. Фонемы г, к, х выступают в своих мягких вариантах лишь перед гласными е, и.

Сильные позиции для гласных фонем — стоят под ударением, сильные позиции для согласных фонем (кроме и) — находятся перед гласными а, о, у, и.

В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте. 

1. В основе русской графики лежит слоговой принцип. Он состоит в том, что отдельно взятая буква (графема), как правило, не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. С самого начала чтения школьники ориентируются на слог, как на единицу чтения. 

2. Большинство русских согласных букв б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х бывают и твердыми и мягкими и обозначают два звука. Буквы ч, щ однозначны: они обозначают всегда мягкие звуки, а буквы ц, ш, ж — всегда твердые звуки.

3. Звук й (среднеязычный, всегда мягкий согласный) обозначается не только буквой и, но также буквами ё, я, е, ю, когда они стоят в абсолютном начале слова, после гласных в середине слова и после ъ или ъ.

4. Мягкость согласных обозначается в русской графике несколькими способами: во-первых, ь, во-вторых, последующими гласными и, е, я, ё, ю; в-третьих, последующими мягкими согласными:. С первыми двумя способами обозначения мягкости согласных первоклассники знакомятся без теории, практически; третий не затрагивается вовсе.

5. Звуки русского языка в словах стоят в сильных и слабых позициях. Несовпадение звука и буквы в слабых позициях необходимо учитывать в методике: на первых порах стараются избегать слов с безударными гласными, с звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова — вводят эти орфографические трудности постепенно, сопоставляя слабые позиций с сильными (мороз — морозы, дома — дом).

6. Не следует забывать, что все буквы русского алфавита используются в четырех вариантах: печатные и письменные, заглавные и строчные.

Первоклассники усваивают заглавные буквы как «сигнал» начала предложения и как признак имен собственных (простейшие случаи). Заглавные буквы отличаются от строчных не только размерами, но часто и начертанием.

Для нормального чтения необходимо усвоить и некоторые пунктограммы — точку, вопросительный и восклицательный знаки, запятую, двоеточие, тире.

Немаловажное значение для решения методических вопросов имеет слогоделение. 

Чтение.

а) «Поле чтения» начинающего чтеца охватывает всего лишь одну букву, чтобы ее «узнать», нередко он сравнивает ее с другими; прочтение буквы возбуждает в нем естественное желание произнести сразу же звук, но учительница требует произносить целый слог,— следовательно, ему приходится прочесть как минимум еще одну букву, предыдущую удерживая в памяти, он должен слить два или три звука. 

б) Глаза начинающего чтеца нередко теряют строчку, так как ему приходится возвращаться, перечитывать буквы, слоги. Его взор еще не приучен двигаться строго параллельно строчкам.

в) Начинающий читать не всегда легко понимает смысл прочитанного. Понимание смысла отрывается от чтения, «узнавание» слова происходит не одновременно с его прочтением, а после.

г) Для неопытного чтеца характерно угадывание слова либо по первому слогу, либо по картинке, либо по контексту. Ошибки, вызванные догадками, исправляются немедленным прочтением по слогам, звукобуквенным анализом и синтезом.

Наибольшей трудностью при обучении чтению считают трудность звукослияния: дети произносят отдельные звуки, а слога получить не могут. 

Ключ к успеху в обучении — это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.

В современной советской школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. 

В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха, т. е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы (основные звуки) не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы.

В школе требования к фонематическому слуху очень высоки: школьники тренируются в разложении слов на звуки, в выделении звука из сочетаний с различными другими звуками и т. д.

Письмо.  Этот процесс распадается для него на множество самостоятельных действий. Он должен следить за собой, чтобы правильно держать ручку, положить тетрадь.

Учась писать букву, школьник должен вспомнить ее форму, элементы, разместить ее на строчке в тетради, учитывая разлиновку, вспомнить, как будет двигаться ручка по строке.

Если он пишет целое слово, он дополнительно к тому должен вспомнить, как соединяется одна буква с другой, и высчитать, поместится ли слово в строчке.

Он должен помнить, как следует сидеть, не приближая глазок тетради.

Ребенок еще не привык выполнять эти задачи, поэтому все названные действия требуют от него сознательных усилий.

Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. Когда первоклассник пишет, у него напрягается все тело, особенно мускулы кисти и предплечья. Этим обусловлена необходимость проведения специальных физкультурных упражнений в ходе урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Сценарий интегрированного урока на основе уроков обучения грамоте и письму

Сценарий интегрированного урока на основе уроков обучения грамоте и письму...

Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.

В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (при...

Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.

В данной  работе я  обобщила опыт своей работы  по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (природ...

Современные технологии в методике обучения грамоте.

Статья о новых подходах к обучению грамоте первоклассников....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

Лингвистические основы обучения орфографии в школе

В данной статье представлено описание лингвистических основ обучения орфографии в школе...