Использование образовательных технологий на уроках в начальной школы в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Ремезова Елена Дмитриевна

Данное выступление об использовании образовательных технологий в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_gmoavgust_2016.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вид деятельности: ГМО.

Место проведения: г. Вышний Волочёк, Лицей №15

Дата проведения: 25.08.2016 г

Учитель начальных классов 1 категории Ремезова Елена Дмитриевна

1.Вводная часть:

Я рада приветствовать ВАС сегодня, на заседании ГМО ,в стенах гостеприимного лицея.  

 Слайд №1

 Итак тема моего выступления:

Использование современных образовательных технологий на уроке  в условиях реализации ФГОС.

СЛАЙД №2

Вначале дам вам маленькую аналитическую справку о школе

Работаю я в дружном педагогическом коллективе творческих учителей начальных классов  29 лет, он совсем небольшой: 5 учителей. На начало 2016-17 года в  нашей школе сформировано  5 начальных классов: один первый, 2 вторых, один третий и  один четвертый класс. На данный момент это около 120 обучающихся, общая численность  – около 300 человек)   В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.    Эпиграфом моего выступления можно считать слова Сенеки                                                                                                                   

Если не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным.

    Кто  - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение.

Таким образом, цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Это одно из требований ФГОС. Поэтому сегодня мы опять  возвращаемся к ФГОС, вспоминаем изученное и изучаем новое.

Придя в 1 класс в 2011-2012 учебном году,  приступила к обучению по ФГОС, который в корне отличается  от традиционного подхода. Изучив образовательную программу по ФГОС, сравнивая с  традиционной, пришла к выводу, что мне необходимо  изменить атмосферу занятий, учебное  содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. От меня, как от  современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности  к обучению в школе. Я поняла, работать так, как уже работала много  лет, уже не получится, надо учиться работать в соответствии новыми целями образования  В этом году У МЕНЯ 2 КЛАСС, ЭТО БУДЕТ ВТОРОЙ ВЫПУСК ПО ФГОС, с количеством обучающихся 21.    

Слайд №3

И здесь, наиболее адекватно данной цели – использование деятельностного подхода в обучении. Системно – деятельностный подход, являющийся методологической основой Стандарта -  есть  идеальная форма, задающая норматив социально-желаемых характеристик личности. Для достижения новых результатов образования необходимы современные педагогические технологии обучения.

Слайд №4

-Что  же такое педагогическая технология?

Педагогическая технология -это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Слайд №5

        Рассмотрим основные критерии составляющие сущность   педагогической технологии:

однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

отбор и структура содержания (что);

оптимальная организация учебного процесса (как);

методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

 объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Слайд №6

В педагогике существует большое количество педагогических технологий

К числу современных образовательных технологий относят:

здоровьесберегающие технологии

технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых  и других   видов обучающих игр;

информационно-коммуникационные технологии;

технологию дистанционного обучения  и др.

технологию продуктивного чтения;

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

технологию  развития «критического мышления»;

технологию модульного  и блочно-модульного обучения.

проектные технологии;

исследовательские методы  в обучении;

коллективную систему обучения (КСО);

технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ);

разноуровневое обучение;

проблемное обучение;

развивающее обучение.

        

В своем выступлении я не буду разбирать то множество технологий, которое предлагает современная педагогика. Вашему вниманию я предложу  те технологии, которые нашли отклик в моей  работе,в моем классе, которые прижились именно в нашей школе. Технология обучения, или образовательная технология - это "привязывание" методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам.

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

Вашему вниманию предлагаю современные  образовательные технологии, которые применяю я на своей практике:

игровые технологии

здоровьесберегающие технологии

информационные технологии

проектная и исследовательская деятельность

личностно-ориентированное обучение;

технология проблемного обучения

технология продуктивного чтения

технология дифференцированного подхода

обучение в сотрудничестве

технология «портфолио»

Слайд № 7

Остановлюсь на некоторых:

         Одна из современных технологий -   проблемно-диалогическая технология , которая направлена на творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. 

        Целью этой технологии является - обучить самостоятельному решению проблем, с помощью открытия знаний вместе с детьми.

Слайд № 8

       Отличия такого урока от традиционного в результате стимулирует интеллектуальное развитие учеников, дает прочные знания, воспитывает активную личность.)проговорить о формировании УУД)

Слайд № 9

Технология продуктивного чтения позволяет максимально эффективно обучать школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших коммуникативных умений, таких, как умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; и познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Слайд № 10

1.до чтения текста – просмотровое чтение;

2. во время чтения текста – изучающее чтение;

3. после чтения текста – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.

Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует полному пониманию текста, более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения.

Слайд № 11

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.

Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.

Слайд № 12

В структуре  урока  применяю следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

положительный эмоциональный настрой на уроке;

оптимальный темп ведения урока;

подача материала доступным  рациональным способом;

наглядность;

смена видов деятельности ;

физкультминутки, динамические паузы;

дифференцированный подход в обучении;

групповая работа, работа в парах;

санитарно – гигиенические условия.

Слайд №13

Игровые  технологии на уроках. Если привычной и самой желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. На этом и должен быть построен современный урок в начальной школе.

Игры применяю разные: сюжетно-ролевые (преобладают в 1 классе), дидактические, логические, подвижные.

Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях:                           - для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета  

(урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок–путешествие «Сказочная страна»);

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля (игры, игровые элементы)

Слайд 14

Информационные (компьютерные) технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач.  Использование компьютера кардинально расширяет мои  возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. 

Что дает мне, как педагогу, использование ИКТ  ?

Создание собственных мультимедийных продуктов

Использование готовых мультимедийных продуктов

Использование готовых программных средств, электронных ресурсов

Использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам для самообразования

Дистанционное образование (курсы повышения квалификации и переподготовки)

Профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях

Электронная обработка документов

Использование электронной почты для переписки, общения с коллегами

Слайд № 15

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио моих учеников состоит из 3 обязательных частей,

Слайд 16

1 часть – Я и мой мир, включает в себя – Мое фото,мое имя, моя семья, моя малая родина, мой адрес,я и мои друзья ,

2 часть – Учебная деятельность.

Включает в себя:

 отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”,  конкурсах сочинений и т.п.  

Слайд 17

 3 часть – Мои достижения в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях, куда помещаются  грамоты, благодарности и т.п.

  В нашей школе принято положение о портфолио обучающегося начальной школы,в мае 2015-16 учебного года были проведены классные конкурсы  и школьный конкурс на лучшее портфолио, победители были награждены грамотами .  

Слайд 18

Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях - дело не простое, но сегодня это требование времени. 

Применение различных технологий не  возможно отдельно друг от друга на каком-либо уроке, они применяются в сочетании. Если пройтись по этапам урока  то на этапе актуализации знаний мы используем игровые технологии для создания игровой ситуации  и здоровьесберегающие для создания эмоционального настроя на урок. На этапе сообщения темы и целей урока используем технологию проблемного обучения для создания проблемной ситуации и ИКТ для представления наглядного материала  в виде слайдов презентации

Завершить хотелось бы словами доктора педнаук Владимира ПАвловича Беспалько «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается,  технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала».  Чтобы плыть с попутным ветром, современному педагогу, работающему по ФГОС, необходимо владеть современными технологиями.

Применяя современные технологии, педагог развивается сам! 

И в завершении небольшое лирическое отступление!!

Не знаю  даже, сочувствовать или поздравлять:

 Прекрасный внешний вид, румянец, стать…

 Подозреваю, отдохнули вы, как нужно,

 Здоровье укрепилось, ум разбужен,

 Теперь в работу окунайтесь смело,

 Без Вас совсем застопорилось дело!

 Ведь после отдыха энергия – к успеху пропуск,

 А вечерами будете вы вспоминать про отпуск. Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в условиях введения ФГОС нового поколения

Изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Согласно Программе обучени...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы  технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе при реализации ФГОС

Использование информационных технологий на уроках в начальных классах...

"Инновационные технологии на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО»

Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего? ...

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

Полное описание здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС....