Сборник диктантов "Расти здоровым!"
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс) по теме

Сенчик Марина Юрьевна

". Разработан сборник диктантов по русскому языку "Расти здоровым!" (для обучающихся 1-4 классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktant_dlya_uchashchihsya_1.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Диктант для учащихся 1-4-х классов

1 КЛАСС

МЕЧТА

Я рано встаю. Чищу зубы. Мои вещи на месте. Я не ищу их. Я хорош учусь. Часто хожу на лыжах, бегаю на коньках. Хочу быть крепким. Я полечу к звездам.

Грамматическое задание:

1. Списать слова, вставив пропущенную букву. Подчеркнуть орфограмму.

Ш...повник, камыш..., дач..., щ...вель, уж...н.

2. Списать слова: в первый столбик с ударением на первом слог во второй - с ударением на втором.

Андрей, Женя, весело, мальчик, корабль, зарядка.

СПОРТ

Мальчики любят спорт. Ване нравится кататься на коньках. Вова занимается стрельбой из лука. Девочки тоже любят спорт. Ольга учится кататься на лошади. Лошадь любит Олечку.

Грамматической задание:

Слова для справок: нравится кататься, занимается, учится.

1. Напишите два слова с ударением на первом слоге.

2. Спишите предложения, подчеркните слова, отвечающие на вопрос что?

1) Утром Оля делает зарядку. 2) Выглянуло солнышко. 3) Мальчики поехали на соревнования.

2 КЛАСС

ДЕЖУРНЫЕ

Ваня и Коля пришли в класс раньше всех. Они дежурные. Ваня полил цветы. Коля вытер пыль с парт. В перемену дежурные следили за порядком.

После уроков мальчики собрали бумажки и бросили их в корзину. В классе чисто. Ребята идут домой.

Грамматическое задание:

  1. К данным словам подберите проверочные. Запишите по образцу.

Стальные - сталь, лесной - ..., грибной

  1. Разделите слова на слоги и для переноса.
  2. Рязань, адрес, душистые, веселый.

ЗАРЯДКА

Стоит теплая погодка. Школьники вышли на зарядку. Бодрой походкой идут они на площадку. Учитель дает команду. Руки вперед! Руки в стороны! Руки назад! Зарядка нужна для укрепления здоровья.

Грамматическое задание:

1. Записать три словарных слова, которые обозначают овощи.

2. Составьте и запишите с одним из них предложение. Подчеркните буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.

3 КЛАСС

КОНЬКИ

Коньки известны народам северных стран давно. В древности их делали из кости животных. Катались на таких коньках с помощью палок. Hа конце палки был тяжелый наконечник. Коньки крепились к обуви ремнями.

Коньки из металла появились позднее. Носок у таких коньков был загнут. Он напоминал конскую голову. Отсюда и пошло название.

С годами коньки меняли форму. Для скорости необходимо было длинное, тонкое и прямое лезвие. Так были придуманы беговые коньки.

Грамматическое задание:

1. Запишите ответы на вопросы. Укажите падеж и склонение имен существительных.

Где появились гусеницы? (Яблоня, слива.)

Чем засадили огород? (Капуста.)

Где повесили скворечники? (Тополь и береза.)

2. Выберите и запишите в строку слова, обозначающие один и то: же признак предмета. С одним из этих слов составьте и запишите предложение.

Оживленный, зеленый, веселый, радостный, сильный.

ЧАЙ С КЛЮКВОЙ

Кислая и очень полезная для здоровья ягода - клюква растет на болотах. Собирают ее поздней осенью. Самая хорошая, сладкая клюква бывает весной, когда она пролежит всю зиму под снегом. Красную весеннюю клюкву парят в горшочках и пьют с ней чай. Мы это пробовали. Этот кисловатый напиток очень даже хорош в жаркие дни. А какой замечательный кисель бывает из сладкой клюквы! И еще клюкву считают лекарством от всех болезней.

Грамматическое задание:

1. Допишите предложение подходящим по смыслу словом. Укажите над словами части речи.

Сахар сладкий, а лимон ....

Ручей узкий, а река ....

2. Спишите словосочетания, ставя имена прилагательные в нужный падеж. В скобках пишите вопросы. Укажите падеж имен прилагательных.

Подошли к (... ?) (густая, березовая) роще. Плыли по (... ?) (красивая, широкая) реке. Напились (... ?) (чистая, холодная) воды.

УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА

Каждое утро мы с дедом совершали утреннюю прогулку в соседнюю рощу. Мы шли по узкой, извилистой тропке. Первые весенние цветочки бодро поднимали свои головки. Молодые листочки на тонкой березке были точно покрыты блестящим лаком. Все здесь дышало необыкновенной свежестью. На шелковистой травке сверкали крупные капли росы. Дед садился на пенек и любовался этой сказочной красотой. Он много мне рассказывал про лес, про его обитателей.

Грамматическое задание:

1. Охарактеризуйте несколькими именами прилагательными следующие имена существительные: зима, озеро, школьник. Запишите словосочетания, укажите род имен прилагательных.

2. Запишите имена прилагательные, образуя их от данных имен существительных. Рядом запишите имена прилагательные противоположного значения (антонимы).

Счастье, радость, холод.

4 КЛАСС

ЛЕКАРСТВО ДЛЯ РАНЕНЫХ

 Это было в грозные годы войны.

Однажды ребята городка Никольска прочитали в газете, что раненым нужны березовые почки. Их них делают лекарство. На самодельных лыжах школьники отправились в березовую рощу. Они нагибали молоденькие деревца и собирали почки в банки и бутылки. Зябли руки на холодном ветру.

Ребята собирали березовые почки до самой весны. Это было очень важное дело. Они верили, что из березовых почек сделают лекарство. Оно поможет встать на ноги неизвестным раненым бойцам.

 

Грамматическое задание:

  1. Прочитайте имена прилагательные.

Внимательный, молодой, добрый, заботливый, старый, чуткий, юный, отзывчивый, злой, пожилой, жестокий.

Выпишите в строчку имена прилагательные, обозначающие хорошие качества человека.

2. Запишите данные имена прилагательные в нужных падежах. Выделите у имен прилагательных окончания.

Голубое глубокое озеро (Т.п.), черные вкусные ягоды (П.п,), прозрачная речка (В.п.).

СИЛЬНЫЕ, ЛОВКИЕ

День начинается в нашей стране. Солнышко встает. Москва здоровается со всей страной. Бодростью на весь день запастись нужно. Встал рабочий, открыл форточку, сделал зарядку. Легко после зарядки на работу идти.

Стоит военный корабль у берега. Играет горнист подъем. Выбежали матросы на палубу. Хорошо после сна пробежаться! Палуба - не поле. Море кругом - не разбежишься. Легко дышится, крепнут мускулы.

На далекой границе в этот час вышли пограничники на зарядку. Солнышко еще за лесом, от реки холодком тянет.

Разбудило солнце ребят в детском саду. Малыши тоже зарядку делают. Большим и маленьким нужно быть здоровыми, ловкими, сильными.

Грамматическое задание:

1. Составьте и запишите сочетания слов, употребляя данные в скобках местоимения.

Увидел (мы, она, он). Спросил (ты, вы, мы).

2. Составьте и запишите предложение. Разберите предложение по членам, укажите части речи.

Давно, в, ребята, поход, отправиться, хотели.

В ЛАГЕРЬ

К девяти часам утра все собрались на вокзале. В поезде мы заняли последний вагон.

Поезд тронулся. За окном виднелись леса, луга. На солнце пестреют колокольчики, ромашки, одуванчики. Зеленеют огороды с капустой, свеклой, картофелем. На полях работают люди.

Вот мы и приехали. Наш лагерь расположен в лесу. У ворот нас встретили вожатые. Всех ребят распределили по отрядам.

Вечером состоялся первый лагерный костер. Было очень весело и интересно.

Грамматическое задание:

1. Допишите предложения. Данные в скобках слова поставьте в нужном падеже, употребите подходящие предлоги.

Густая тень падала (развесистый дуб). Хорошо отдыхать (развесистый дуб). Школьники повесили скворечник (развесистый дуб).

2. Вставьте пропущенные буквы. Спишите слова, располагая их в алфавитном порядке.

Ябл...ко, к...пуста, л...герь,...рех; ур...жай, п...м...дор, д...ревня, ягд...да, т.. .варищ,.. .бед.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Знаменитые Олимпийские игры пришли к нам из глубокой древности. Эти игры связаны с именем знаменитого греческого героя - Геракла. Именно Геракл нашел самое красивое место в Греции. Оно подходило для игр и празднеств. Это место называлось Олимпией, и находилось оно близ реки Алфей. Геракл установил правила игр и награды. Победителям вручались венки из веток серебристо-серой оливы.

Олимпийские игры в честь бога Зевса стали проводить раз в четыре года. Игры начинались с зажжения огня. Он горел в чаше, пока шли игры. Его называли Олимпийским огнем.

Грамматическое задание:

1. Записать по три имени прилагательных, обозначающих величину, размер и температуру предметов.

2. Спишите сочетания слов, заменив множественное число имен существительных, данных в скобках, на единственное. Укажите род имен существительных.

Чудесный (пляжи), звездная (ночи), футбольный (мячи), новая (вещи), детский (врачи).

ЛЕТНЕЕ ЗАКАЛИВАНИЕ

Замечательное летнее закаливание - бегать босиком по влажному песочку, по траве, шлепать по теплым летним лужам после дождя. В старину на Руси ребятишки весной и летом бегали босиком. В прохладную погоду они надевали лапти. Лапти плели из липового лыка. Липовое лыко - это верхний тонкий слой коры липы. Лапти - легкая, удобная обувь, в них нога дышит, не потеет.

Полезно пробежаться утром по росистой траве. Прошел теплый летний дождик. В лужах на дорожках сада плавают большие пузыри и лепестки цветов. По таким лужам очень полезно и приятно побегать босиком, а потом вытереть ноги и обуться. Это прекрасная закалка!

Грамматическое задание:

1. Составьте и запишите три предложения на тему «На уроке физкультуры», включив в них глаголы неопределенной формы.

2. Спишите предложение. Выполните синтаксический разбор. Первый луч солнца заиграл на вершине могучего дуба.

ДАРЫ ЛЕТА

Лето - щедрая и добрая пора! В лесах созревают ягоды. На вырубках возле пней, на опушках и полянках зажигаются алые огоньки земляники. В ароматных ягодах много полезного витамина С. Из сушеных листьев и плодов готовят чаи и отвары.

В хвойных сосновых и еловых борах созревает черника. Это ягодка -чудодейственная! В ней множество витаминов. Ягоды черники останавливают кровь, улучшают зрение. Кто из вас не собирал в лесу малину? Это любимая русская ягода. О ней народ сложил сказки, стихи, песни, загадки. Малина - целебная ягода.

Лето угощает нас не только лесными ягодами, но и садовыми. Красное лето - лучшее время для укрепления здоровья.

 

Грамматическое задание:

1. Составьте предложение со словосочетанием серебристая роса. Выполните синтаксический разбор предложения.

2. Запишите глаголы чувствуешь, играем, дружите, бегают, дышит. В скобках укажите время, лицо, спряжение. Выделите безударны личные окончания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник диктантов здоровье сберегающих текстов и заданий для уроков русского языка в начальной школе

Здоровье сберегающие тексты диктантов дают возможность проверять грамотность воспитанников и научить ребёнка быть здоровым....

Сборник упражнений "Ступеньки здоровья"

Комплекс мер по сохранению,укреплению здоровья учащихся начальной школы....

1-4 класс. Сборник интерактивных игр по теме "Здоровье и безопасность". Дидактические материалы. Соавтор Колямина С.А.

Диплом победителя Всероссийского дистанционного конкурса "Школьная площадка" на базе ТГ "Начальная школа" профессионального сообщества педагогов "Методисты.ру" в номинации "Дидактические игры".Часть 1...

Как сберечь здоровье младшего школьника. Сборник упражнений для использования на уроках в начальных классах.

Сбережение здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Задача современного учителя начальных классов - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельн...

Сборник научно-методических статей "Практика реализации инклюзивного обучения и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья"

http://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/945-arkhiv-za-2015-god/osobennosti-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-realizuyushchikh-programmy-obshchego-obrazova...

Методическое пособие. Сборник Квестовых игр "В СТРАНЕ ФИКУЛЬТУРИИ" как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников.

Сборник Квестовых игр "В СТРАНЕ ФИКУЛЬТУРИИ" как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников....