Формирование обще-учебных умений и навыков у учащихся начальной школы по русскому языку.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России к информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.
Целью образования становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов его организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Цель работы исследование формирования универсальных учебных действий младших школьников (на примере системы учебников "Школа России").
Объектом исследования является процесс формирования УУД.
Предмет исследования система учебников "Школа России", как средство развития УУД.
Задачи:
· Изучить теоретическую литературу по вопросу формирования УУД;
· Дать определение УУД;
· Проанализировать влияние системы учебников «Школа России» на формирование УУД по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._zn._rabota.docx | 49.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный областной университет»
Факультет непрерывного образования
Кафедра теории и практики непрерывного образования
Практико-значимая работа
Тема: «Формирование обще-учебных умений и навыков у учащихся начальной школы по русскому языку»
Выполнила:
слушатель, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №10» г. Реутов
Баландина Галина Николаевна
Проверила:
доктор педагогических наук, профессор
Пермилова Людмила Михайловна
2016
Оглавление
1 Теоретические и методологические аспекты формирования универсальных учебных умений
1.1. Определение понятия «универсальные учебные действия»
1.2. Виды универсальных учебных действий
2. Исследование формирования универсальных учебных действий младших школьников (на примере системы учебников "Школа России")
2.1 Развитие УУД новыми программами
2.2. О программе формирования универсальных учебных умений на уроках обучения грамоте и письму в системе учебников "Школа России"
2.3. Практическое применение УУД на уроке русского языка в 3 классе...11
Приложение………………………………………………………………………14
Введение
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России к информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.
Целью образования становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов его организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Цель работы исследование формирования универсальных учебных действий младших школьников (на примере системы учебников "Школа России").
Объектом исследования является процесс формирования УУД.
Предмет исследования система учебников "Школа России", как средство развития УУД.
Задачи:
- Изучить теоретическую литературу по вопросу формирования УУД;
- Дать определение УУД;
- Проанализировать влияние системы учебников «Школа России» на формирование УУД по русскому языку.
Теоретические и методологические аспекты формирования универсальных учебных умений
Определение понятия «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Система универсальных учебных действий (УУД) прописана во ФГОС 2 поколения для начальной школы.
Сопоставим структуру программы формирования УУД, предлагаемую в Стандарте, со структурой этого раздела в Примерной основной образовательной программе начального общего образования.
Сначала обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать:
- описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию».
Программа формирования УУД, представленная в примерной ООП, включает четыре раздела:
- ценностные ориентиры начального общего образования (с. 97-98);
- понятие, функции, состав и характеристики универсальные учебные действия на ступени начального общего образования (с. 98-103);
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов (с. 103-110);
- обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общего образования (с. 110-112).
Как видим, в Примерной ООП не содержится описания типовых задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. В пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» приводится описание диагностических типовых задач. Они позволяют проверить уровень сформированности УУД (с психологической точки зрения), однако не показывают способы формирования УУД в учебном процессе. Диагностика и формирование понятия неравнозначные.
Виды универсальных учебных действий
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников 4 видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор | Умения организовывать свою деятельность | Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире | Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Теоретико-методологической и научно-методической основой новых образовательных стандартов являются:
- Культурно-историческая теория развития личности (Л.С. Выготский,П.Я. Гальперин);
- Культорологическая теория содержания образования (М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, И.Я. Лернов);
- Системно - деятельностный подход. Теория деятельности как основа (С.Л. Рубенштейн,А.М. Леонтьев).
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Любую деятельность – учебную, воспитательную, трудовую, развивающую, эстетическую, коммуникативную необходимо начинать с выявления потребности к ней. Всегда надо идти от потребностей к мотиву.
Деятельность – потребность – мотив – цель – определённые действия – самоконтроль –результат.
Основная идея этого подхода состоит в преобразовании процесса обучения таким образом, чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие учащихся за счет их активного включения в процесс познания.
Деятельность – это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс (Большая Советская Энциклопедия).
Система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей.
Системно – деятельный подход нацелен на развитие личности.
При переходе от одного урока к другому, от курса к курсу важно осуществлять преемственность между отдельными темами, чтобы сформировать целостное представление о сути живых об изучаемой теме.
Но остались и проблемы. Нет выстроенной системы по русскому языку. Мы работаем с программным содержанием.
- Исследование формирования УУД младших школьников на примере УМК «Школа России».
2.1 Развитие УУД новыми программами
Вклад в составление УУД обязан привнести любой учебный предмет. Умение обучаться, т. е сформированные универсальные учебные действия дают возможность автономного удачного усвоения познаний, умений и навыков, охватывая организацию усвоения материала. Так, универсальные учебные действия имеют первоочередное значение над узкопредметными познаниями и способностями.
Структуру учебной работы учеников, а еще главные психические обстоятельства и механизмы процесса усвоения на сегодня более полно обрисовывает системно-деятельностный подход, который основан на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова.
Главным звеном предметного изучения считается учебная работа, нацеленная на намеренное, интенсивное присвоение общественного навыка учениками. Качество личности быть познающим субъектом, способность применить ресурсы среды для решения важных задач развивается при целенаправленной работы в критериях учебной ситуации. Значит, при выборе и структурировании содержания изучения нужно гарантировать присутствие системы учебных задач, нацеленных на втягивание учеников в учебную работу при которой складываются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические, коммуникативные). Итогом подходящих типов целенаправленных поступков считаются усвоенные познания, умения и способности, которые складываются, используются и сберегаются в тесной связи с интенсивными деяниями учеников. Качество усвоения познаний ориентируется разнообразием и характером типов УУД.
В.В. Рубцов, разбирая концепцию развивающегося изучения В.В. Давыдова, направляет внимание на то, что только особенные учебные задачи имеют могут стать базой для формирования учебной работы. Значимой чертой учебной задачи является овладение содержательно обобщенным методикой решения какого-либо класса конкретно-практических задач. Он отмечает, что поставить перед учениками учебную задачу значит поставить их в эту учебную ситуацию, когда они обязаны реализовать поиск содержательно обобщенного метода воздействия во всех вероятных для предоставленной истории частных и определенных вариантах критерий, что значит сделать обстоятельства для становления умения обучаться (УУД).
В Концепции ФГОС-2 рассказывается, что организация учебной работы на базе системно-деятельностного подхода сдерживается недостаточной методической проработанностью трудности сотворения на уроке учебных обстановок, методик перевода учебной задачки в учебную историю. Нужно не только взвесить суть, но и ее "аранжировку" - поставить задачу в эти обстоятельства, чтобы они провоцировали ребят на интенсивное воздействие, создали мотивацию учения, чтобы ребенку было любопытно на уроке исполнять конкретные действия. Так, обстоятельства, в которых случается изучение, получают исключительную значимость для заслуги важного эффекта.
Инструментарием для формирования универсальных учебных действий считается определенное учебное содержание, на базе которого организуется познавательная работа учеников. От учителя потребуется умение осуществить изучение собственному предмету в информационной образовательной среде так, чтобы в итоге был внесен важный вклад в становление учебной работы и умения обучаться (УУД).
2.2. О программе формирования универсальных учебных умений на уроках обучения грамоте и письму в системе учебников "Школа России"
Приоритетной целью школьного образования становиться развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» в новом стандарте важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
Программа «Школа России» для начальной школы - один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». В качестве единого целого УМК «Школа России» работает с 2001 года. Авторы программы «Школа России» - ученые, чьи имена известны всем, кто работает в системе начального образования: В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, В.П. Канакина, Л.М. Зеленина, Л.Ф. Климанова и др. В 2010 году учебники были переработаны в соответствии с требованиями ФГОС Существенной особенностью системы учебников «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться. Использование инновационных методов, творческого подхода и самостоятельного поиска решения любой проблемы формирует новый тип личности ученика. Продуманное развернутое тематическое планирование призвано не просто передать знания ребенку, а помочь в формировании УУД, как основы дальнейшего обучения и развития школьника.
2.3. Практическое применение УУД на уроке русского языка в 3 классе
Тема: Местоимение как часть речи.
Урок «открытия» нового знания.
Результаты: личностные, метапредметные, предметные
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов.
Развитие самостоятельности.
Развитие интереса к изучению русского языка.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формирование представлений о местоимении, как части речи.
Знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями.
Овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Цели урока:
- Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,
развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
- Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Урок приложение №1 стр.15.
Заключение
Образование — неравновесная система. Противоречие, как ключ становления.
Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий обучающихся – одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, отражено, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не готова справиться с объективными факторами, которые определяют формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности.
Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Родной язык – это основа формирования и развития мышления, интеллектуальных способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.
В частности на уроках русского языка есть возможность эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.
Список литературы
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). - М.: Гардарики, 2002.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
- Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М„ 1978.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: cистема заданий [Текст] / М.Ю. Демидова, С. В. Иванов, О.А. Карабанова и др. – М.: Просвещение, 2009.
- Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева. С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. – М.: Просвещение, 2010. 73
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / сост. Е. Савинов. – М.: Просвещение, 2010.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «ГРИНГО», 2008.
- Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии, № 5, 2001.
- Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М., 1999.
- Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии, № 2,1993.
Приложение №1
Тема: Местоимение как часть речи.
Урок «открытия» нового знания.
Результаты: личностные, метапредметные, предметные
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов.
Развитие самостоятельности.
Развитие интереса к изучению русского языка.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формирование представлений о местоимении, как части речи.
Знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями.
Овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Цели урока:
- Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,
развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
- Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
1 этап. Самоопределение к деятельности. | Минутка чистописания. «Мозговая атака»
7) Последнее слово, будет сложено из первых букв данных слов. (берёза) - Сегодня на орфографической минутке мы будем писать букву, которая стоит в 7 слове она обозначает согласный звонкий звук, он непарный, в слове мягкий. - Белая берёза под моим окном, принакрылась снегом точно серебром - Сегодня слово берёза поможет нам на уроке. Определите закономерность следования букв, продолжите запись: рук кру укр … | 1-2 мин.
Это буква Р Последняя буква переставляется на первое место. |
2 этап. Актуализация знаний. | Индивидуальная работа по карточкам.
(разбери слова по составу)
-Что можете сказать об этих словах? На какие 2 группы можно разделить эти слова? Запишите. Проверка ( 1 ученик расставляет слова в столбики) Первый ученик защита проекта «Имя существительное» Второй ученик проводит пресс-конференцию по теме имя существительное. | 4-5 мин. Словарные слова и слова с другими орфограммами.
|
3 этап. Постановка учебной задачи. | -Давайте вспомним про нашу лестницу успеха, где вы находитесь? - Устно составьте предложение со словом берёза. -Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем. Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза (она) воспета в музыке, живописи. О берёзе (о ней) написано немало стихов, рассказов, сказок. - Вам понравился рассказ? (Есть недостаток?) -Как можно исправить? -Прочитаем отредактированный текст. -Вместо какой части речи мы употребили эти слова. - Эти слова заняли место имени существительного. МЕСТО ИМЕНИе -Какое название можно дать этим словам? -Чем интересны эти слова? | 4-5 мин. Мы изучили тему имя существ, как часть речи, но я думаю ,что будем изучать и другие части речи, поэтому буду стремиться узнать новое и подняться выше на ступеньку. Вместо им. сущ. Место им. существительного Они не называют предмет, а указывают на него |
4 этап. Открытие нового знания. | На листочках в виде бересты выполните задание. Прочитай предложения. Какие слова ты поставишь вместо точек?
Проведите исследования и выясните:
Продолжим наше исследование, попробуем выяснить. Что может означать следующее предложение… - Местоимение- часть речи, которая указывает на… ☺☺☺ (Высказывания детей.) Рассмотрите три символа. (Мнения учеников.) - -Почему лиц три? Причем указано – 1е, 2е, 3е.. Может местоимения делятся на три группы? Попытаемся это выяснить. - С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек ? Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и запомним. -С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? Определим их во вторую группу. -С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят? Определим их в третью группу. Итак, местоимения бывают: 1 лицо – я, мы 2 лицо – ты, вы 3 лицо – он, она, оно, они -Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них?
- Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т. е. бывают ед. ч и мн.ч .
| 7-8 мин. Работа в группах я мы ты вы оно она он они Указывает на лица, предметы, но не называет их. Я, мы - 1 лицо Ты, вы - 2лицо Он, она, оно, они- 3 лицо Эти местоимения стоят в единственном числе |
5 этап. Первичное закрепление | Физминутка. Проведёте вы сами. 3 ряд будет называть существительные или местоимения. Дружно хлопайте, если услышите местоимения, др. часть речи отрицательно качайте головой. | |
6 этап Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Упражнение 294 с.58 Проверка по эталону (взаимопроверка) Я (1л., ед.ч.), ты (2 л., ед ч.), он (3л., ед.ч.) Мы (1л., мн.ч.,), вы (2л.,мн.ч.), они (3 л.,мн.ч.) Он (3л.,ед.ч.),она (3 л., ед. ч.), оно (3 л. ед.ч.) Ока , окно, око. | Эталон на карточках |
7 этап. Включение в систему знаний и повторение. | Задание. Прочитайте текст, определите границы предложений. Выпишите предложения с местоимениями. Ночью выпал снег. он покрыл землю пушистым ковром налетела вьюга она подняла в воздух легкие снежинки они закружились в хороводе. | |
8 этап. Рефлексия. Итог деятельности. | - Что нового вы узнали? - С какой частью речи вы сегодня познакомились? На что указывает местоимение? На сколько групп и какие делится местоимение? Лестница успеха Д/з 1. Создать проект личного местоимения 2. Сочинить стихотворение или сказку о личных местоимениях | 2-3 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания для учащихся начальной школы по русскому языку
Олимпиадные задания для 1-4 классов по русскому языку...
Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка
Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка...
Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе
"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...
Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы по русскому языку
Современные технологии по развитию речи...
олимпиада для учащихся начальной школы по русскому языку
олимпиада по русскому языку для учащихся 2-4 классов...
Программы для учащихся начальной школы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и технологии.
В этом разделе помещено разработанное тематическое планирование по программе "Школа РОССИИ". Планирование составлено на основании Федерального компонента государственного стандарта начального об...
Статья «Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка»
Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингв...