Урок русского языка "Сложные слова. Соединительные гласные о, е"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Сценарий урока русского языка "Сложные слова. Соединительные глассные о, е" 3 класс. Программа "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка Сложные слова 3 класс | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
УМК | «Школа 2100» |
Предмет: | Русский язык |
Класс: | 3 |
Тип урока: | ОНЗ |
Тема: | «Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах» |
Цель: | Создание условий для развития умения писать сложные слова с соединительными гласными о, е через правильно организованную учебную деятельность и систему продуктивных заданий. |
Задачи: | Образовательные: - обучить алгоритму образования сложных слов и правописанию соединительных гласных; - научить отличать сложные слова от сходных по написанию слов; - расширить знания о природе Дальнего востока, обогатить словарный запас. Воспитательные: - воспитывать любовь к малой родине; - поощрять интерес к языку, слову. Здоровьесберегающие:
Личностные: - развивать умения выказывать своё отношение к проблеме, уроку, выражать свои эмоции; - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: - развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, доски, дополнительной литературы; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: - развивать умение слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме; - умение работать в паре. Познавательные: - развивать умения извлекать информацию слов, текстов; - представлять информацию в виде схемы; - выявлять сущность, особенности объектов; - на основе анализа объектов делать выводы. |
Оборудование | иллюстрации адониса, портрет гольда – Дерсу Узала, фотография В.К. Арсеньева с Дерсу; карточки с однокоренными словами; пазлы с корнями лед, ход; печатные слова адонис; фишки – горицветики; таблички - подсказки к правилу |
Предварительная подготовка к уроку, творческое домашнее задание: | Написать четверостишие о родном крае, используя слова тайга, красота, земля. Оформить своё стихотворение художественно. Сделать небольшую выставку (стенд). |
Ход урока:
- Орг. момент:
- На прошлом уроке вы пробовали себя в роли поэтов, стараясь написать небольшое стихотворение о нашем крае. У всех получилось по-разному. И мы с вами пришли к выводу, что для того, чтобы научиться писать стихи, нужно многое знать о родном языке и родном крае.
– Сегодня я прочту вам четверостишие с заданными словами:
Посмотри вокруг… Красота какая!
Обнимает туман вековую тайгу.
И адонис головку склонил расцветая…
Всё это краски земли Дерсу!
- Какие незнакомые слова встретились в стихотворении?
На доске появляется слово: АДОНИС
- Кто знает, что такое адонис? (варианты ответов детей)
Ученик раскрывает значение слова, зачитывает:
Адо́нис аму́рский — многолетнее травянистое растение семейства Лютиковые, вид рода Адонис. Произрастает на Дальнем Востоке. В народе имеет название горицвет, которое получил из-за своих цветков. Они появляются ранней весной, когда земля освобождается от снега, обнажая ярко пылающие желтые цветы, и кажется, что все вокруг горит золотистым огнем. В городах Приморья и Хабаровского края его часто ошибочно называют подснежником.
Показ иллюстраций: АДОНИС АМУРСКИЙ
- Минутка чистописания:
На доске: (строчные буквы а, и, с)
- Как вы думаете, почему я выбрала написание этих букв?
адонис – …
- Какое народное название имеет этот цветок?
адонис – горицвет, … (мохнатик, волосатик)
- За правильные ответы на уроке, я буду выдавать вот такие горицветики (показ фишек). В конце урока мы с вами узнаем самого активного ученика класса.
- Что можете сказать о слове Дерсу? Знакомо ли оно вам? (ответы детей)
На доске выставляется: портрет ДЕРСУ УЗАЛА
Учитель подводит итог:
Дерсу́ Узала́ (1849—1908) — охотник, нанаец (гольд), который всю свою жизнь прожил в тайге. Маленький, с семенящей походкой, смешно говорящий по-русски – и при этом ладный, ловкий, знающий тайгу как свои пять пальцев, бьющий белку в глаз, умеющий читать звериные следы и разговаривать с лесными духами, но главное – великодушный и самоотверженный друг. Этот трогательный образ донёс до нас русский офицер, ученый и писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев.
3. Сообщение цели урока, постановка проблемного вопроса:
- Сегодня мне поможет провести урок мудрый, добрый и отважный человек -Дерсу Узала. Дерсу Узала очень любознательный. И вместе с ним мы будем совершать маленькие открытия, но уже не на тропинках тайги дальневосточной, а в русском языке.
- Путешествуя по нашему Приамурью, Дерсу придумал много «снежных» слов. Прочитайте их.
Работа по карточке:
Карточка № 1: снежный подснежник снеговик снежок заснежило снегопад снежинка |
- Что общего у этих слов? (Однокоренные) Почему? (Близкие по значению, одинаковый корень)
Задание: я буду задавать вопрос-загадку к любому из прочитанных нами слов, вы должны выбрать слово отгадку и разобрать его по составу.
- В городах Приморья и Хабаровского края адонис часто ошибочно называют…
( подснежник)
- Пoдул сильный вeтeр. Он принeс с собой стаю белых снежинок. Это был первый снег наступившей зимы. Он падал и падал, и через час всю землю …(заснежило)
- Сколько же дела зимой для лопат!
Им отдыхать не даёт ... (снегопад)
Учащиеся по одному выходят к доске, записывают слова с комментированием, разбирают их по составу.
На доске в разобранном виде слова:
ПОДСНЕЖНИК, ЗАСНЕЖИЛО, СНЕГОПАД
Разбор слова снегопад учеником:
- Слово снегопад происходит от двух слов: снег падает. Поэтому в этом слове два корня. Следовательно, оно сложное.
- Ребята, давайте подведём небольшой итог, так какие слова называются сложными?
(Слова, у которых два корня, называются сложными)
- Дерсу Узала спрашивает: если он возьмёт два корня –лед- и –ход-, то получится ли сложное слово? (нет) (Детям предлагается моделировать корнями - пазлами) Как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово?
- Что соединяет корни? (Гласная О). Как она называется? (Соединительная гласная)
- Определите тему нашего урока.
- Сложные слова и их правописание. Соединительные гласные О и Е.
4. Решение проблемного вопроса:
Наблюдение на материале учебника стр.89, упр.125
Вывод: у слов 1-го столбика общая гласная о, которая соединяет два корня; у слов 2-го столбика корни соединяет гласная е. После твёрдых согласных пишется о, после мягких согласных, ш, ж – пишется е.
На доске появляются таблички - схемы, при помощи которых дети формулируют правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах.
5. Физминутка.
Имитация движений:
Тигрёнок – царапуша,
Олень копытцем бьёт,
Встаёт дальневосточное солнышко,
Закружились, загудели – в тайгу вьюги прилетели,
А теперь тихонько сели…
6. Работа с алгоритмом, первичное закрепление:
Чтение алгоритма на стр. 90
Упр. 126 – выполняется по алгоритму с проговариванием вслух, записью и обозначением орфограмм. 4 слова – у доски, 2 слова – самостоятельно.
7. Закрепление:
- Работа в парах. Образование сложных слов по заданной схеме.
- Каждая пара получает карточку с заданием: образовать сложные слова из заданных корней, выбрать самостоятельно соединительную гласную, записать с этой гласной слова.
камн ход
лед вар
пыл сос
вод пад
земл лаз
верх мер
сам кол
пеш
Проверка:
Камнепад, пылесос, землемер, пешеход.
Ледоход, ледокол, водопад, водолаз, верхолаз, самовар, самоход.
- Работа с текстом:
- Я зачитаю небольшой текст о путешествии Арсеньева и Дерсу Узала по Дальнему Востоку, а вы должны выбрать из него сложные слова, выписать, обозначить корни, правильно подобрать соединительную гласную и подчеркнуть её.
Один ученик работает за доской.
Текст:
Наше путешествие началось 22 июня 1902 года. Путь мы держали по Преображенскому заливу. Ночью поднялся сильный ветер, море разбушевалось. Миноносец «Грозный» шёл осторожно, ощупью. За чашкой чая капитан нам рассказал, что на острове Аскольд коренные жители занимаются оленеводством, а русские золотоискатели спешат на прииски в надежде обогатиться. При высадке на берег мы встретились со старовером, у которого с Дерсу был общий знакомый китаец, со смешным именем Косозуб.
Проверка.
8. Итог:
- Что нового узнали на уроке? Какие соединительные гласные бывают в сложных словах? После каких звуков пишется соединительная гласная е ( о)?
Я благодарю вас за работу на уроке. Кого заинтересовало путешествие Арсеньева с Дерсу по Дальнему Востоку, тот может прочитать об этом в книге Владимира Клавдиевича Арсеньева, которая так и называется «ДЕРСУ УЗАЛА». Рекомендую.
- Оценивание работы учащихся по фишкам (рефлексия).
8. Домашнее задание:
Стр. 89-90, правило; стр. 97 упр. 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
Данный урок был проведен по ОС "Школа 21 века", но он подходит ко всем УМК. Урок строится в личностно-ориентированной технологии, дети имеют право на выбор, работают в парах и группах, проведена рефле...
Урок русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»
Цель урока: формирование умения правильно писать и употреблять в речи сложные слова...
Презентация к урока русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»
Данная перезентация предназначена для урока русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) по теме: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»....
Урок русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»
Урок русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»
Урок русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»...
Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»
Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК «Перспектива», 4 класс, тема: «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.»
Цель урока: формирование у учащихся представления о соединительных гласных в сложных словах, умение писать сложные слова с соединительными гласными.Задачи урока:Дидактические:1) Позн...