№ урока | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Развитие речи - участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомиться с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Фонетика, орфоэпия, графика - характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Лексика - находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика) - владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Морфология - распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Синтаксис - различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Орфография и пунктуация а) применять ранее изученные правила правописания, а также: - непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой; в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса); г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов); ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания; з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД - Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
| - Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
|
|
| 1 | Язык и речь ( 2 ч) Наша речь. Виды речи. |
|
| 1 | Наш язык. |
|
| 1 | Текст. Предложение. Словосочетание ( 14 ч) Текст. Типы текстов. |
|
| 1 | Текст. Типы текстов.
|
|
| 1 | Предложение.
|
|
| 1 | Виды предложений по цели высказывания. |
|
| 1 | Виды предложений по интонации. |
|
| 1 | Предложение с обращением. |
|
| 1 | Обучающее изложение. |
|
| 1 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. |
|
|
| Входящая контрольная работа (тест) |
|
| 1 | Главные и второстепенные члены предложения. |
|
| 1 | Простое и сложное предложение. |
|
| 1 | Простое и сложное предложение.
|
|
| 1 | Словосочетание |
|
| 1 | Словосочетание |
|
| 1 | Контрольный диктант по теме «Предложение». |
|
| 1 | Работа над ошибками. Слово в языке и речи (19 ч) Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. |
|
| 1 | Синонимы и антонимы. |
|
| 1 | Омонимы. |
|
| 1 | Слово и словосочетание. |
|
| 1 | Фразеологизмы. |
|
| 1 | Обучающее изложение. |
|
| 1 | Работа над ошибками. Части речи. |
|
| 1 | Имя существительное. |
|
| 1 | Имя прилагательное |
|
| 1 | Глагол |
|
| 1 | Имя числительное как часть речи |
|
| 1 | Однокоренные слова |
|
| 1 | Звуки и буквы. Гласные звуки. |
|
| 1 | Звуки и буквы. Согласные звуки. |
|
| 1 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный ь. |
|
| 1 | Обучающее изложение. |
|
| 1 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. |
|
| 1 | Проект «Рассказ о слове». |
|
| 1 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». |
|
| 1 | Работа над ошибками. Состав слова (16 ч) Корень слова. |
|
| 1 | Как найти в слове корень. Контрольный словарный диктант. |
|
| 1 | Сложные слова. |
|
| 1 | Формы слова. Окончание. |
|
| 1 | Формы слова. Окончание Контрольное списывание |
|
| 1 | Приставка — значимая часть слова |
|
| 1 | Значение приставок |
|
| 1 | Суффикс. Как найти в слове суффикс |
|
| 1 | Суффикс — значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов |
|
| 1 | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе». |
|
| 1 | Основа слова. |
|
| 1 | Обобщение знаний о составе слова |
|
| 1 | Контрольный диктант по теме «Состав слова». |
|
| 1 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. |
|
| 1 | Обучающее изложение
|
|
| 1 | Проект «Семья слов». |
|
| 1 | Правописание частей слова (29 ч) Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. |
|
| 1 | Правописание слов с безударными гласными в корне |
|
|
| Правописание слов с безударными гласными в корне |
|
| 1 | Правописание слов с безударными гласными в корне |
|
| 1 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
|
| 1 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
|
| 1 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
|
| 1 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
|
| 1 | Обучающее изложение. |
|
| 1 | Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
| 1 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
|
| 1 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
| 1 | Правописание слов с удвоенными согласными. |
|
| 1 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка». |
|
| 1 | Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными. |
|
|
| 1 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». |
|
| 1 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. |
|
| 1 | Правописание суффиксов и приставок |
|
| 1 | Правописание суффиксов и приставок. |
|
| 1 | Правописание суффиксов и приставок |
|
| 1 | Правописание приставок и предлогов. |
|
| 1 | Правописание приставок и предлогов Контрольный словарный диктант |
|
| 1 | Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ) |
|
|
| Разделительный твёрдый и мягкий знаки Контрольное списывание |
|
| 1 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. |
|
| 1 | Обучающее изложение Разделительный твёрдый и мягкий знаки. |
|
| 1 | Работа над ошибками. |
|
| 1
| Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова». |
|
| 1 | Проект «Составляем орфографический словарь». |
|
| 1 | Части речи (76 ч) Части речи. |
|
| 1 | Имя существительное |
|
| 1 | Имя существительное
|
|
| 1 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные Устаревшие слова. |
|
| 1 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
|
| 1 | Обучающее изложение |
|
| 1 | Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные |
|
| 1 | Проект «Тайна имени» Собственные и нарицательные имена существительные. |
|
| 1 | Число имён существительных. |
|
| 1 | Число имён существительных. |
|
| 1 | Род имен существительных |
|
| 1 | Род имен существительных |
|
| 1 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. |
|
| 1 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. |
|
| 1 | Обучающее изложение. |
|
| 1 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
|
| 1 | Склонение имён существительных. |
|
| 1 | Падеж имён существительных. |
|
| 1 | Падеж имён существительных. |
|
| 1 | Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». |
|
| 1 | Именительный падеж имен существительных |
|
| 1 | Родительный падеж имен существительных |
|
| 1 | Дательный падеж имен существительных |
|
| 1 | Винительный падеж имен существительных |
|
| 1 | Творительный падеж имен существительных |
|
| 1 | Предложный падеж имен существительных |
|
| 1 | Обучающее изложение. |
|
| 1 | Все падежи. |
|
| 1 | Обобщение знаний по теме «Падежи имени существительного». |
|
| 1 | Сочинение по картине К.Ю.Юона «Конец зимы. Полдень». |
|
| 1 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». |
|
| 1 | Проект «Зимняя страничка». |
|
|
|
|
| 1 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. |
|
|
|
|
| 1 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. |
|
|
|
|
| 1 | Роль прилагательных в тексте. |
|
|
|
|
| 1 | Текст-описание. |
|
|
|
|
| 1 | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь». |
|
|
|
|
| 1 | Род имён прилагательных. |
|
|
|
|
| 1 | Изменение имен прилагательных по родам |
|
|
|
|
| 1 | Изменение имен прилагательных по родам |
|
|
|
|
| 1 | Число имён прилагательных. |
|
|
|
|
| 1 | Число имён прилагательных. |
|
|
|
|
| 1 | Изменение имен прилагательных по падежам |
|
|
|
|
| 1 | Изменение имен прилагательных по падежам |
|
|
|
|
|
| Изменение имен прилагательных по падежам |
|
|
|
|
| 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном |
|
|
|
|
| 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном |
|
|
|
|
| 1 | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками». |
|
|
|
|
| 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном |
|
|
|
|
| 1 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». |
|
|
|
|
| 1 | Проект «Имена прилагательные в загадках». |
|
|
|
|
| 1 | Личные местоимения |
|
|
|
|
| 1 | Изменение личных местоимений по родам. |
|
|
|
|
| 1 | Местоимение. |
|
|
|
|
| 1 | Местоимение. |
|
|
|
|
| 1 | Обучающее изложение. |
|
|
|
|
| 1 | Значение и употребление глаголов в речи. |
|
|
|
|
| 1 | Значение и употребление глаголов в речи. |
|
|
|
|
| 1 | Неопределённая форма глагола. |
|
|
|
|
| 1 | Неопределённая форма глагола. |
|
|
|
|
| 1 | Число глаголов. |
|
|
|
|
| 1 | Число глаголов. |
|
|
|
|
| 1 | Времена глаголов. |
|
|
|
|
| 1 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. |
|
|
|
|
| 1 | Изменение глаголов по временам |
|
|
|
|
| 1 | Изменение глаголов по временам |
|
|
|
|
| 1 | Обучающее изложение. |
|
|
|
|
| 1 | Род глаголов в прошедшем времени. |
|
|
|
|
| 1 | Род глаголов в прошедшем времени. |
|
|
|
|
| 1 | Правописание частицы не с глаголами. |
|
|
|
|
| 1 | Правописание частицы не с глаголами. |
|
|
|
|
| 1 | Не с глаголами |
|
|
|
|
| 1 | Правописание не с глаголами |
|
|
|
|
| 1 | Обобщение знаний о глаголе |
|
|
|
|
| 1 | Повторение изученного материала |
|
|
|
|
| 1 | Контрольный диктант по теме «Глагол». |
|
|
|
|
| 1 | Повторение ( 14 ч) Части речи. |
|
|
|
|
| 1 | Части речи. |
|
|
|
|
| 1 | Обучающее изложение. |
|
|
|
|
| 1 | Обобщение изученного о слове, предложении. |
|
|
|
|
| 1 | Правописание окончаний имён прилагательных. |
|
|
|
|
|
| Правописание приставок и предлогов |
|
|
|
|
| 1 | Правописание безударных гласных. |
|
|
|
|
| 1 | Правописание значимых частей слова. |
|
|
|
|
| 1 | Итоговый контрольный диктант. |
|
|
|
|
| 1 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. |
|
|
|
|
| 1 | Обучающее изложение. |
|
|
|
|
| 1 | Текст. |
|
|
|
|
|
| Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». |
|
|
|
|
|
| КВН «Знатоки русского языка». |
|
|
|