Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
в данной статье представлен опыт работы развития коммуникативных ууд по программе "Школа 2100" 4 касс рус.язык
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_uud_na_urokah_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация практики «Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе».
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Иными словами, школа должна ребёнка: "научить учиться", "научить жить", "научить жить вместе", "научить работать и зарабатывать" (из доклада ЮНЕСКО "В новое тысячелетие") [2, 15-18].
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому "Планируемые результаты" Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. [12]
В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:
∙ потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
∙ владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
∙ позитивное отношение к процессу сотрудничества;
∙ ориентация на партнера по общению;
∙ умение слушать собеседника. [1]
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
∙ умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
∙ извлечь нужную информацию (полно или частично),
∙ проникнуть в смысл высказывания - слушание;
∙ навыков изучающего чтения;
∙ умений ведения диалога и построения монологического высказывания - говорение;
∙ умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
∙ собирать и систематизировать материал,
∙ составлять план, пользоваться различными типами речи,
∙ строить высказывание в определенном стиле,
∙ отбирать языковые средства,
∙ совершенствовать высказывание - письмо, говорение [5, 241],
Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности [4].
Речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным многочисленных исследований, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Всякая человеческая деятельность, в свою очередь, характеризуется структурностью, то есть состоит из определенной последовательности действий, которые организуются таким образом, чтобы при наименьшей затрате времени достичь определенной цели. "Чтобы полноценно общаться, - пишет А.А. Леонтьев, - человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным".
Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.
Формы работы с текстом:
∙ синтаксическая пятиминутка;
∙ включи воображение;
∙ напиши подобно;
∙ через дополнительное задание к диктанту;
∙ составление таблицы [3, 241].
Совершенствуя речевую деятельность учащихся, учитель опирается на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика.
Примеры заданий:
- Выполните задания в паре(группе)
4 класс.Определяем основной вопрос урока.
Даны слова: рожь,нож,ключ,ночь,мышь,камыш.
Обсудите в паре (в группе),что общего у этих слов.
Теперь обсудите,чем они различаются.
Сформулируйте основной вопрос урока.
Сравните свою формулировку с авторской .
2.Упражнения для развития устной речи.
4 класс.Поработайте над своей устной речью.Подготовьте устный рассказ на тему «Что я знаю о словоизменении имён существительных» по плану.
3.Письменные творческие работы.
Сочинение. Напиши сочинение-описание на тему «Прогулка».Реши, какое время года ты будешь описывать.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя: - желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника
Уроки русского языка с учетом формирования универсальных учебных действий требуют от учителя грамотного построения урока с использованием таких методов как беседа, работа в группах, работа в парах. Данные методы способствуют повышению уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.
Литература:
- Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. - http://festival.1september.ru/articles/563542/
- Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - №1. - 2006.
- . Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх / М. Бройде. - М.: Академия, 2011.
- Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции Электронный ресурс. / С.Г. Воровщиков // "Эйдос": интернет-журнал. 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal.
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Высшая школа, 2008.
- Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе
В работе рассматриваются приемы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и во внеклассной работе учеников 3-4 классов...
Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе
в работе рассказывается о приемах по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и во вне урочное время...
Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Данная статья содержит теоретические и практические исследования, касающиеся названной тематики....
Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, ...
Тема по самообразованию:Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории
Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...
Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"
В статье рассматривается важность развития коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО....
реферат "Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе"
quot;Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе"- материал к выступлению на МО в нач. школе...