Фонетика. Звуковой анализ слова
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Блинова Екатерина Валерьевна

Фонетика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Фонетика. Звуковой анализ слова.

Цели и задачи:

  • Совершенствовать знания учащихся о звуках и буквах.
  • Развивать умение соотносить звуковую и буквенную формы слова и правильно обозначать мягкость и твердость согласных звуков с помощью гласных букв.
  • Проверить уровень сформированности звукового анализа.
  • Закрепить чтение слогов с пройденными буквами.
  • Закрепить понятие «большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях.
  • Стимулировать зрительно-поисковую активность, развивать зрительно-двигательную координацию.
  • Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
  • Привитие любви к родному краю.

Оборудование: азбука, тетради для творческих работ, схемы, демонстрационный материал.

План урока:

I. Постановка учебной задачи.

II. Проверка домашнего задания. (Состав предложения)

III. Решение учебной задачи.

-Какие бывают звуки?

-Для чего нужны предметы? Слова?

Игра на внимательность.

Звуковой анализ слова.

Звуки мы слышим, а буквы пишем.

Физкультминутка.

Имя – что это?

Кроссворд.

IV. Рефлексия.

Основные выводы урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: - Сегодня, дети, у нас необычный урок. Во-первых, потому что к нам пришли гости, которых вы все знаете и любите. А во-вторых – мы с вами отправляемся в путешествие и посетим сказочный дворец царицы Фонетики.

-Невидимые жители этого дворца (царства) приготовили нам сюрпризы-задачки. Я думаю, что мы сможем их с легкостью разгадать, так как уже знакомы с этой страной.

-Стоп. А о чем идет речь? Что такое фонетика?

Дети: - Это наука о звуках, а звуки – фонемы.

Учитель: -Ну что ж, по ходу урока мы должны все повторить, закрепить наши знания, чтобы потом нам было легко справиться с любыми заданиями.

II. Постановка учебной задачи.

Учитель: -А вот и наши корабли-облака, на которых мы полетим в сказочную страну. Видимо, это первая весточка.

-А что вы видите на облачках? (звуки)

-Давайте произнесем их и отправимся в полет. (Звучит музыка)

- Действительно, вокруг себя мы слышим множество звуков. Вспомните их и воспроизведите голосом:

-Как шумят в лесу деревья? Поют птицы? Лает собака? Капает дождь? Гремит гром? Скрепит под ногами снег? Слышен шорох шагов?

- А дома: Как свистит чайник? Как шипит раскаленная сковорода? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь? Как гудит стиральная машина?

-Но мы с вами люди и между собой мы общаемся, то есть, разговариваем, и для этого нужно знать свой родной язык (русский язык)

- С помощью чего мы выражаем мысли? (С помощью слов).

- А что мы узнали о словах с первых уроков?(С помощью слов можно составить словосочетание, предложение).

-Давайте составим красивое предложение по схеме:

III. Решение учебной задачи.

1.Учитель: - А из какого материала состоят слова?

Дети: - Из звуков (из звуков человеческой речи)

Учитель: -Слышите:

Мы не буквы, мы звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы не буквы, мы звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Учитель: - А какие бывают звуки?

Фонетическая зарядка.

Учитель: - Я вам говорила, что в стране Фонетики живут невидимки, они любят петь.

АОУЫЭИ ОУАЫ ЭИ УОАЫИЭОЯ ИОАЕЫЮЯУ

(Ученица читает стихотворение)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать…

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

2. Учитель: - Дети, в любое путешествие нужно брать необходимые вещи. Вот и я захватила с собой что? (показывает сумку)

-Сумка – это предмет. А что можно с ней сделать? (открыть, закрыть, убрать, продать, купить, повесить и так далее)

«Сумка» - это слово. Что можно сделать со словом? (написать, услышать, изменить, произнести).

1 вывод: Предметы нужны, чтобы ими пользоваться, а слова – чтобы общаться. Чтобы люди могли общаться, они должны знать свой родной язык.

3. Игра на внимание. Шутка.

Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе на реку. Огурец сразу в воду бросился, а кочан капусты стал раздеваться. Раздевался, раздевался, до самого вечера. Огурец все ждал его в воде и так замерз, что покрылся пупырышками.

Куда пошли вместе огурец и капуста?

4. Вы правильно сказали, со словом много что можно сделать…, а зашифровать?

Открываем тетради: Число. Классная работа.

-А вот звуки дали такую схему и попросили расшифровать вот эти слова.

 (Забор, вагон, газон, базар, рулон, роман)

-Удобно ли читать по значкам? (нет)

5. Учитель: - И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилось, что он захотел поближе познакомиться с жителями Фонетики. Но когда он узнал, что они не видимы, то очень огорчился. Но он был волшебником, причем добрым. Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному костюмчику. Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы. А что вы уже знаете про буквы?

Дети: - Их можно прочитать и написать.

Учитель: - Волшебник был теперь доволен. Ведь с тех пор, прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука был свой «костюмчик», а каждая буква имела одежду.

2 вывод: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.

6. Физкультминутка.

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья сложили назад.

7. Учитель: - А с какими буквами мы познакомились на прошлых уроках? АОУЫЭ, МЛНР – Произносим.

-А ведь у каждого из нас тоже есть имя: это название, им пользуются чаще другие, чем ты сам.

Звуки предлагают новую задачку: составь имена из тех букв и слогов, которые мы прочитали. (Лара, Рома, Анна, Алла, Эмма, Элла, Ролан, Роман, Лора, Номан)

3 вывод: Имена нужно писать с большой буквы и не только…, а так же фамилии, отчества, названия городов, рек, клички животных.

8.Послушайте стихотворение «Большая буква».

9. Ну и последний сюрприз – кроссворд.

Край – что вы можете рассказать о своем крае?

IV. Рефлексия. Учитель: - Ну что ж, пора возвращаться домой. А чтобы вернуться, надо вспомнить основные выводы урока:

1 вывод: Предметы нужны, чтобы ими пользоваться, а слова – чтобы общаться.

2 вывод: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.

3 вывод: Имена нужно писать с большой буквы и не только…, а так же фамилии, отчества, названия городов, рек, клички животных.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Сценарий урока обучения грамоте по теме "Звуковой анализ слов.Сравнение звуков"(Начальная школа XXI века)

Урок проведён в превом классе с использованием деятельностного метода....

Презентация к уроку "Звуковой анализ слов. Сравнение звуков"

Приложение к конспекту урока по обучению грамоте....

Годовой тест по русскому языку 1 класс. Звуковой анализ слов

Тест составлен для итогового тестированя по системе Эльконина - Давыдова по теме "Звуковой анализ слов"...

" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов".

" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов"....

Пособие "Звуковой светофор" для развития фонематического восприятия и звукового анализа слова для старшего дошкольного возраста и младшего школьного (первоклассников )

В пособии для каждого ребенка имеются три индивидуальные карточки-фонарики  трех цветов: красный, синий, зеленый. Игру "Звуковой светофор следует совмещать с игрой  "Поймай звук&qu...