Схемы по русскому языку
материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Составитель: Янушевич Н.А.
2012г.
Имя существительное
№ 1
КТО? | ЧТО? |
№ 2
Единственное число | Множественное число |
| |
Стул | Стулья |
№ 3
Собственное | Нарицательное |
Толя | дядя |
Иванов | доктор |
Пушок | кот |
Бийск | город |
Катунь | река |
Россия | страна |
№ 4
ЖЕНСКИЙ РОД | МУЖСКОЙ РОД | СРЕДНИЙ РОД |
- а, - я, ь | - а, - я, - | - о, - е |
№ 5
Обозначает | Предмет |
Отвечает на вопросы | КТО? ЧТО? |
В предложении может быть | Подлежащим Дополнением Обстоятельством |
Склонение имён существительных
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
|
| |
- а, - я | - - о, - е | ь |
Стена, земля, дядя | Стекло, окно, конь | Любовь, тень, мышь, речь |
Склонение имён существительных
Падежи | Слова - помощники | Вопросы | Предлоги |
Им.п. | Кто? Что? | ||
Р.п. | Нет | Кого? Чего? | От, до, из, без, у, для, около, с |
Д.п. | Дать | Кому? Чему? | К, по |
В.п. | Винить / вижу | Кого? Что? | В (во), на, за, про, через |
Т.п. | Доволен | Кем? Чем? | С (со), за, под, над, между, перед |
П.П. | Думаю | О ком? О чём? | О (об), в, на, при |
Разбор имени существительного
1 | Начальная форма |
2 | Одушевлённое – неодушевлённое |
3 | Собственное – нарицательное |
4 | Число / Единственное – множественное |
5 | Род / Мужской, женский, средний |
6 | Склонение |
7 | Падеж |
Образец:
На лужайке – сущ., н.ф. – лужайка, неодуш., нариц., ед. ч., ж. р., 1 скл., П. п..
Мягкий знак
Смягчающий | Разделительный | Показатель женского рода имени существительного | Показатель 2 лица единственного числа глагола |
Конь Осень Соль | Обезьяна Листья Вьюга | Дочь Речь Помощь | Играешь Любишь Знаешь |
Мягкий знак после шипящих
Мужской род
| Женский род |
В корне после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ мягкий знак | |
Не пишется | Пишется |
Муж Шалаш Луч Плащ | Рожь Мышь Печь Помощь |
Работа со словом
- Прочитай слово орфографически, т.е. так, как оно пишется.
- Найди (выдели) орфограмму.
- Объясни выбор пропущенной буквы.
- Подбери проверочное слово.
- Запиши слово правильно.
Состав слова
1 | Окончание | Измени слово по числам или команде вопросов (измени по падежам) |
2 | Корень | Подбери родственные (однокоренные) слова |
3 | Приставка | Подбери другие слова с такой же приставкой или таким же суффиксом |
4 | Суффикс |
Примечание: суффикс – ть у глагола – особый. Он не входит в основу слова. Он – показатель начальной формы глагола!
Предлоги
Являются | Частью речи |
Обозначают | Слово |
Пишутся | Отдельно |
Служат | Для связи слов |
Девочка бежит ПО дорожке.
ОКОЛО дорожки растёт малина.
НА дорожку выскочила белка.
Написание предлогов
О | А | Е | Прочие |
О Об По Под От Около | За На Над | Без Через Перед | В С У Из Из – за Дл |
Предлоги – приставки
Предлог | Приставка |
Часть речи | Часть слова |
Пишется раздельно | Пишется слитно |
Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово | Другое слово или вопрос вставить нельзя |
Служит для связи слов в словосочетании или предложении | Служит для образования новых слов |
По дорожке – по (чему?) дорожке; По узкой дорожке | Подорожник Побежал Посмотрел |
Основа предложения
Подлежащее | Сказуемое |
Кто? / Что? | Что делает? |
Вопрос содержит 1 слово | Вопрос содержит 2 слова |
Подчёркиваем 1 чертой | Подчёркиваем 2 чертами |
Второстепенные члены предложения
Определение | Какой? Какая? Какое? Какие? | красный зелёная ласковое дружные |
Дополнение | Вопросы косвенных падежей | К другу Около дома |
Обстоятельство | Где? Куда? Когда? Откуда? Как? | У реки В лес Вечером Из командировки Быстро |
Имя прилагательное
№1
Обозначает | Признаки предметов |
Отвечает на вопросы | Какой? Какая? Какое? Какие? |
В предложении может быть | Определением |
№2
Единственное число | Множественное число |
Изменяется по родам | Не изменяется по родам |
Какой? Какая? Какое? | Какие? |
Большой Золотая Синее Голубое | Большие Золотые Синие Голубые |
- ой, - ый, - ий; - ая, - яя; - ое, - ее | - ие, - ые |
№3
Мужской род | Женский род | Средний род |
Какой? | Какая? | Какое? |
Большой Золотой Синий Красный | Большая Золотая Синяя Красная | Большое Золотое Синее Красное |
- ой, - ый, - ий | - ая, - яя | - ое, - ее |
Разбор имени прилагательного
- Слово, от которого зависит имя прилагательное.
- Начальная форма
- Число
- Род (в единственном числе)
- Падеж
Образец: В лесу поспела СЛАДКАЯ малина.
Сладкая (малина) – прил., н.ф. – сладкий, ед. ч., ж.р., Им.п..
Глагол
№1
Обозначает | Действие предметов |
Отвечает на вопросы | Что делать? Что сделать? |
В предложении может быть | Сказуемым |
№2
Единственное число | Множественное число |
Я Играю Шалю Читаю | Мы Играем Шалим Читаем |
Ты Играешь Шалишь Читаешь | Вы Играете Шалите Читаете |
Он, она, оно Играет Шалит читает | Они Играют Шалят Читают |
№3
Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
Играл, варил | ||
Играла, варила Играло, варило Играли, варили | Играю, варю Играем, варим | Буду / будем играть, буду / будем варить |
- // - | Играешь, варишь Играете, варите | Будешь / будете играть Будешь / будете варить |
- // - | Играет, варит Играют, варят | Будет / будут играть Будет / будут варить |
Изменение глагола по лицам
Лицо | Единственное число | Множественное число |
1 | Я | Мы |
2 | Ты | Вы |
3 | Он, она, оно | они |
Спряжение глагола
I | II |
- еть, - ать, - оть, -уть, - ыть | - ить |
2 глагола на – ить (брить, стелить) | 7 глаголов на – еть ( смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть) |
4 глагола на – ать (гнать, держать, дышать, слышать | |
- е | - и |
Виды глаголов
Совершенный вид | Несовершенный вид |
Что сделать? | Что делать? |
Сосчитать Засмотреться увидеть | Считать Смотреть Видеть |
Разбор глагола
1 | Часть речи |
2 | Начальная (неопределённая) форма |
3 | Вид |
4 | Число |
5 | Лицо (кроме Прошедшего времени) |
6 | Время (для глаголов Прошедшего времени – род) |
7 | Спряжение |
Образец: Расшумелся – гл., н.ф. – расшуметься, сов. в., ед. ч., Пр. вр., м. р., I спр..
Звукобуквенный разбор слова
- Запиши слово. Произнеси его по слогам, укажи границы слогов (кроме слов, состоящих из 1 слога).
- Поставь ударение на ударный слог (кроме слов, состоящих из 1 слога)
- Запиши слово звуками.
- Запиши слово буквами по вертикали. Укажи, какой звук обозначает каждая буква. Посчитай и запиши внизу количество букв, звуков и слогов.
- Дай характеристику каждому звуку.
Для гласных: ударный или безударный.
Для согласных:
- Звонкий или глухой
- Парный или непарный (в скобках – пара по звонкости – глухости, если она есть)
- Мягкий или твёрдый
- Парный или непарный (в скобках – пара по мягкости – твёрдости, если она есть).
Образец:
Рука – ру / ка, [ рука̒ ].
Р - [р] – согл., звон., непарн., твёрд., парн. ([р / р’].
У - [у] – гл., безуд..
К - [к] – согл., глух., парн. ([к / г]), твёрд., парн. ([к / к’]).
А - [а] – гл., ударн..
4 б., 4 зв., 2 слога.
Части речи и члены предложения
Части речи | Члены предложения |
Существительное Глагол Прилагательное Местоимение Предлог Наречие Союз Другие | Подлежащее Сказуемое Второстепенные члены предложения:
|
Орфограммы
№ п/п | Орфограмма | Пример |
1 | Заглавная буква в начале предложения | Дети играли в саду. |
2 | Знаки препинания в конце предложения | Наступило лето. Наступило лето! Наступило лето? |
3 | Заглавная буква в именах собственных | кот Барсик, собака Рекс, мальчик Ваня, река Обь |
4 | Буквы И, А, У после шипящих (сочетания: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ) | Лыжи, мыши, чай, щавель, чудо, щука |
5 | Правописание сочетаний с Ч, Щ (ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ) | Ночка, точно, чтение, мощный, закончить, гонщик |
6 | Безударный гласный в корне, проверяемый ударением | Окно – окна, снежок – снег, река - реки |
7 | Звонкие /глухие согласные в корне слова | Узкий - узенький, сугроб - сугробы |
8 | Непроверяемые гласные и согласные в корне (словарные слова) | Карандаш, петух, вокзал, класс |
9 | Непроизносимые согласные в корне слова | Чудесный – чудеса, радостный – радость |
10 | Раздельное написание предлогов с другими словами, слитное написание приставок | На реке, за горой; нарисовал, засвистел |
11 | Гласные и согласные буквы в приставках | Полетели, подпрыгнуть |
12 | Мягкий знак смягчающий | Лось, коньки |
13 | Разделительный Ь | Деревья, сучья, вьюга |
14 | Разделительный Ъ | Съезд, объявление |
15 | Употребление Ь на конце имён существительных после шипящих | Мышь, дочь – ж.р.; Плащ, шалаш – м.р. |
16 | Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2 лице единственного числа | Жечь, стеречь, читаешь, носишь |
17 | Раздельное написание частицы НЕ с глаголами | Не знал, не сделал, не выделил, не отметил |
18 | Написание букв И / Ы после Ц | Птенцы, леденцы. Цирк, цифра, но цыплёнок, цыган, цыц |
19 | Перенос слов | До-мик, паль-то, чай-ка, ру-чьи, объ-явить, весен-ний |
Предложения с однородными членами
а) найти в предложениях члены, которые отвечают на один и тот же вопрос; б) определить, какими членами предложения являются данные слова; в) определить, с помощью чего они связаны (интонация или союзы); г) определить, как эта связь выражается в устной речи (интонация перечисления) и на письме (запятая или её отсутствие). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схемы по русскому языку. 4 класс
Падежные окончания существительных, прилагательных. Личные окончания глаголов. Алгоритм определения спряжения....
Схема урока русского языка 2 класс "Какие слова пишутся с заглавной буквы".
схема урока по русскому языку ФГОС 2 класс...
Опорные схемы по русскому языку
В последнее время увеличилось количество детей с проблемами в обучении. Я с этим столкнулась. Чтобы как-то объяснить ребенку...
Опорные схемы по русскому языку
В последнее время увеличилось количество детей с проблемами в обучении. Я с этим столкнулась. Чтобы как-то объяснить ребенку...
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку для учащихся начальных классов...
Опорные схемы по русскому языку при изучении темы "Части речи"
В данной презентации представлены схемы- опоры, которые могут быть использованы при изучении раздела " Части речи" на уроках русского языка в 3-4 классах....
схема по русскому языку
схема по русскому языку...