Схемы по русскому языку. 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Бусыгина Нина Александровна

Падежные окончания существительных, прилагательных. Личные окончания глаголов. Алгоритм определения спряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ookonchaniya_imyon_pril_sushch_glag..doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Падежные окончания имён прилагательных

Род

Падеж

М.р.

Ср.р.

Ж.р.

Мн.ч.

И.п.

Какой?

-ой –ый -ий

Какое?

-ое -ее

Какая?

-ая -яя

Какие?

-ые -ие

Р.п.

Какого?

-ого -его

Какой?

-ой -ей

Каких?

-ых -их

Д.п.

Какому?

-ому -ему

Какой?

-ой -ей

Каким?

-ым -им

В.п.

Какой?(неодуш)

-ой –ый –ий

Какого?(одуш)

-ого -его

Какое?

-ое -ее

Какую?

-ую -юю

Какие?(неодуш)

-ые –ие

Каких?(одуш)

-ых -их

Т.п.

Каким?

-ым -им

Какой?

-ой -ей

Какими?

-ыми -ими

П.п.

(о) каком ?

-ом -ем

(о) какой ?

-ой -ей

(о) каких ?

-ых -их

Падежные окончания имён существительных

Скло-нение, род

Падеж

1 склонение

2 склонение

3 скло-нение

Множественное число

м.р. и ж.р. на –а, -я

ж.р. на -ия

м.р. на

–   , ср.р. о, -е

м.р. на –ий, ср.р. на -ие

ж.р. на

все склонения

ср.р. на -ие

И.п.

а, я

ия

        , о, е

ий, ие

ы, и, а, я

ия

Р.п.

ы, и

ии

а, я

ия

и

    , ей, ов, ев

ий

Д.п.

е

ии

у, ю

ию

и

ам, ям

ям

В.п.

у, ю

ию

а, я (одуш)

   , о,е (неодуш)

ия, ие

ы, и, а, я (неодуш)

,   , ей, ов, ев (одуш)

ия

Т.п.

ой, ей

 (ою, ею)

ей

 (ею)

ом, ем, ём

ем

ю

ами, ями

ями

П.п

е

ии

е

ии

и

ах, ях

ях

Личные окончания глаголов

      Спряжение, число

Лицо

1 спряжение

2 спряжение

Спряжение глаголов с безудар-ными личными оконча-ниями определя-ется по суффиксу, который стоит в неопределен-ной форме перед –ть-:

-и- -  2 спряжение;

-а-, -у-, -я-, -е-, -о- - 1 спряжение.

ед.ч

мн.ч

ед.ч

мн.ч

1 лицо

(я, мы)

-ем

 -ём

-у -ю

-им

2 лицо

(ты, вы)

-ешь

-ёшь

-ете

 -ёте

-ишь

-ите

3 лицо

(он, она,

оно, они)

-ет -ёт

-ут

-ют

-ит

-ат -ят

Неопред.

Форма

Что делать?

Что сделать?

Глаголы-исключения

Брить, стелить –1спряжение

Гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть – 2 спряжение

Настоящее

время

Что делает?

Что делают?

Прошедшее

время

Что делал (-и)?

Что сделал (-и)?

Будущее

 время

Что будет(ут)делать?

Что сделает (-ют)?

Окончание ударное?

                     да                                            нет

3 лицо, мн.ч. в оконч. –и

или –а (-я)?

Это глагол-исключение

Брить, стелить.

В неопределён. форме –и-?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы по русскому языку

                   В последнее время увеличилось количество детей с проблемами в обучении. Я с этим столкнулась. Чтобы как-то объяснить ребенку...

Опорные схемы по русскому языку

                   В последнее время увеличилось количество детей с проблемами в обучении. Я с этим столкнулась. Чтобы как-то объяснить ребенку...

Опорные схемы по русскому языку

Опорные схемы по русскому языку для учащихся начальных классов...

Схемы по русскому языку для 1-4 классов

Данные схемы и таблицы позволят организовать наглядное обеспечение на уроках русского языка для учащихся начальной школы....

Опорные схемы по русскому языку 4 класс

Схемы синтаксического, морфологического разборов по русскому языку в 4 классе...

Опорные схемы по русскому языку для 1 класса

В презентации представлены схемы по школьному курсу русского языка для 1 класса. Их назначение - помочь учащимся усвоить теоретические знания и овладеть практическими умениями и навыками грамотного пи...