Технологическая карта урока по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Подробное изложение
по самостоятельно составленному плану
«Малышка Шарида».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_malyshka_sharida.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока русского языка в 4 классе Б
Тема урока.
Подробное изложение
по самостоятельно составленному плану
«Малышка Шарида».
Разработала: Короткая Ольга Николаевна, учитель начальных классов
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Тема урока | Подробное изложение по коллективно составленному плану. | |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений (рефлексии) | |
Цель | Совершенствование навыков письменного изложения текста, навыков связной речи, составления плана, развивать память; орфографическую зоркость. | |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. Адекватно воспринимать на слух текст, владеть разными видами аудирования. 2. Выделять в процессе обсуждения значимые части текста. 3. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова). 4. Создавать вторичный текст. 5. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме). 6. Редактировать письменное высказывание.
| Личностные: Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств Метапредметные Регулятивные: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 4. Оценивать результат, соотносить результат с целью. 5. Формировать целевые установки учебной деятельности (удерживать цель деятельности до получения ее результата; работать по алгоритму; анализировать эмоции, полученные от результата деятельности); 6. Формировать умения контрольно-оценочной деятельности (оценивать результаты деятельности (чужой, своей); анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос "чего я не знаю и не умею?"). Познавательные: 1. Вычитывать все виды текстовой информации. 2. Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста; основной и дополнительной информации). 3. Подробно излагать содержание текста. 4. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выделять общее и частное в изучаемых объектах; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; Комуникативные:
| |
Основные понятия | Изложение, текст, план, опорные слова, орфограмма | |
Межпредметные связи | Русский язык - развитие речи - литературное чтение | |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. Пособие для начальных классов. М.: «Грамотей», 2005. Мультимедийное сопровождение урока Карточки с текстом изложения Карточки с опрными словами Карточки с деформированным текстом для индивидуальной работы | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся к деятельности на личностном уровне | Включение в деловой ритм Подготовка класса к работе Устное сообщение учителя | Готовятся к работе | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
-Проверьте готовность к уроку.
-Давайте поздороваемся с нашими гостями.
-Садитесь. Настраиваемся на рабочий лад. Для плодотворной и эффективной работы мы должны соблюдать определенные правила. Давайте их повторим.
(Слайд 1)
Учитель:
- Право поднятой руки (отвечает только тот, кто поднимает руку).
- Быть внимательным и активным.
- Быть терпимым к мнению друга.
- Не перебивать говорящего, уметь слушать товарища.
-Окрываем тетради, записываем дату.
Постановка учебной задачи и актуализация знаний Цель: проговоривание цели урока, повторение материала, необходимого для успешной работы, | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Консультирует. Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной. | Ставят цели, выявляют место и причины затруднений. | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, оценка действий партнера. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
-Сегодня, как вы видите, я раздала вам тетради по развитию речи.
-Как вы думаете, какой вид работы нас ожидает? (Или сочинение, или изложение.)
-Мы будем писать с вами изложение.
-Вспомните, что такое изложение? (письменный пересказ текста)
-Запишите в тетради: Изложение.
-Для чего мы учимся писать изложение? (развивать память, правильно составлять предложение, точно употреблять слова,…)
-Где нам это может пригодиться? (при написании сочинений, писем, …)
-Какую учебную задачу будем решать, сформулируйте цель нашего урока? (учиться письменно оформлять пересказ текста)
-Какие задачи мы должны решить для достижения нашей цели? (прзнакомиться с текстом, определить тему и главную мысль, составить план, повторить орфограммы,…)
-Излагать свои мысли красиво и грамотно – это большое искусство, которому нужно учиться. Существуют ли какие то секреты для написания изложения? Давайте попробуем это выяснить.
-Я приготовила отрывки из детских изложений. Все ли вам нравится?
-Какое задание у вас будет?
-Зачем?
-Поработайте в парах, исправьте ошибки.
Маша была одета в желтковую кофту.
Медвежонок заметно подрос. У медвежонка уже открылись глазки.
Хрупкий лед треснул мальчик очутился в воде.
-Какие же секреты есть при написании изложений?
-Как избежать ошибок?
-Кроме правил писания
-Как избежать ошибок при написании изложения?
-Кроме правил написания, всем необходимо читать книги. Именно через книги мы знакомимся с образцами грамотной и правильной речи.
Построение проекта коррекции выявленных затруднений Цель: Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации | Устанавливает осознанность восприятия. Помогает в планировании последующей коррекции. Первичное закрепление. | Подробные ответы на поставленные вопросы. Формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий. Выбирают способ и средства коррекции. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него Коммуникативные: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Предметные: формирование навыков построения моделей и решения практических заданий |
-Прежде, чем мы познакомимся с текстом, давайте вспомним порядок работы над изложением. Вставьте в нужном порядке пункты плана
Памятка подготовки к изложению
Прослушай внимательно текст .
Уточни значение незнакомых слов.
Определи тему и главную мысль.
Придумай заголовок к тексту.
Раздели текст на части.
Составь план.
Найди орфограммы
Перечитай текст.
Напиши изложение.
Проверь работу.
-Проверьте по памяткам. Эти памятки останутся у вас до конца работы.
-Для чего нужно планировать свою работу? (чтобы выполнить ее успешно)
Реализация построенного проекта. Цель: Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять изученные способы действий | Контролирует деятельность учащихся. Организация работы по вопросам, направление действий уч-ся на точность выполнения задания, первичное чтение, работа по содержанию, деление на части, составление плана | -Исправляют свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств. Соотносят свои результаты с эталоном. - В случае затруднения – исправляют ошибки с помощью предложенного эталона для самопроверки. Выбирают или придумывают задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. Решают эти задания | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; Логические – формулирование проблемы, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений
|
-Итак начнем с первого пункта
- Для каждого из вас заготовлен текст.
- Я буду читать вслух, вы можете следить по своим текстам.
(текст читает учитель)
Малышка Шарида
В зоопарке произошло приятное событие. У верблюдицы родилась очаровательная малышка. Её назвали Шарида. Но радость была недолгой. Мать отказалась кормить своего ребёнка.
Осиротевшую малышку отдали на конюшню. Сначала кормили её молоком из соски семь раз в день. Потом стали давать каши с яйцом и витамины.
Труднее всего было приучить её самостоятельно утолять жажду. Шарида никак не могла понять, как пить воду из ведра? Пришлось один раз не дать ей питья из соски. Шарида долго думала, но потом решилась попить из ведра. С тех пор она навсегда выучила этот урок.
Когда Шарида выросла, её научили катать маленьких детей
-К какому типу относится данный текст? Докажи. (повествование, События в тексте излагаются последовательно)
-Какова тема текста? (История верблюжонка Шариды)
-Определи основную мысль текста (История верблюжонка Шариды)
-Давайте озаглавим наш текст.
-Запишите название в тетрадь. (Малышка Шарида).
-Посмотрите в нашу памятку, что будем делать дальше?
- Сейчас поработайте в парах: разделите текст на 4 части.
Какие предложения относятся к первой части, ко второй, к третьей, прочитайте последнее предложение. Какова его роль? (заключительное)
- Теперь мы проверим как вы поняли текст, вашу память, следовательно, вашу готовность писать изложение. и составим план текста.
Первая колонка придумайте вопросы к первой части, вторая ко второй части, третья колонка к третьей части. Можно работать парами.
1 часть
Первая колонка задает вопросы
-Где событие произошло? Какое событие произошло? Как назвали малышку? Почему радость была недолгой?
-Приятное (событие) каким словом можно заменить. Почему лучше употребить слово приятное? (чтобы не было повтора)
-Какими словами автор называет верблюжонка? Почему?
-Что главное в этой части? Как можно назвать эту часть?
2 часть
Вторая колонка задает вопросы
-Куда отдали малышку? Как кормили?
-Найдите слова, с помощью которых автор передает последовательность событий. (сначала, потом)
-Что главное в этой части? Как можно назвать эту часть?
3 часть
Третья колонка задает вопросы
-Что было самым трудным? Чего не могла понять Шарида? Что придумали? Что сделала Шарида?
-Почему употребили глагол пришлось?
-Каким глаголом можно заменить слово решилась?
-Как можно озаглавить эту часть?
4 часть
-Прочитайте последнюю часть, о чем она?
-Как можно озаглавить эту часть?
-У вас получился план. А зачем мы его составили? (будет помогать при написании изложения)
Обобщение затруднений во внешней речи. Цель: Закрепление способов действий, вызвавших затруднение | Организация обсуждения типовых затруднений, организация дифференцированного подхода. | Проговаривают формулировки способов действий, | Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, определение последовательных, промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
-Для нас важно не только подробно письменно пересказать текст, но еще и грамотно его написать. Поработаем с орфограммами. Переверните тексты изложения.
- Возьмите листочки со словами с пропущенными орфограммами, вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
Проверьте свою работу, сравнив ваш вариант с вариантом на экране.
-Теперь поработаем с пунтограммами.
-Найдите вопросительное предложение. Запомните, где ставится запятая.
-Найдите в этой части еще предложение с запятой, объясните ее написание.
-Прочитайте последнее предложение. Это сложное предложение, запомните где стоит запятая.
ФИЗМИНУТКА
-С какой целью мы выполняли задание по орфографии и пунктуации? (Чтобы не было ошибок в тексте изложения.)
-Что нам нужно ещё сделать, чтобы лучше запомнить произведение? (Прочитать его ещё раз).
-Что нужно будет сделать, когда напишите текст?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Следит за выполнением самостоятельной работы, оказывает необходимую помощь. | Выполняют самостоятельную работу, проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
Самостоятельная работа: написать изложение в тетради.
Самопроверка
- Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.
- Начало предложения пиши с большой буквы.
- Найди слова, которые нужно проверить.
- Проверь, все ли опорные слова использованы.
- Прочитай текст ещё раз.
Те, кто быстрее остальных напишет текст изложения, выполнят взаимопроверку.
Включение в систему знаний и повторения Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Организует выполнение заданий, оказывает помощь, контролирует, проверяет правильность решения. | Выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой; | Познавательные: Логические-установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; |
- Какие правила написания изложения мы сегодня вспомнили? При самопроверке вы обнаружили у себя в изложениях ошибки на эти правила?
Рефлексия деятельности на уроке Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | Предлагает выбрать формы рефлексии и подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты. Предлагает дом задание по результатам деятельности учащихся. | уточняют алгоритм исправления ошибок; называют способы действий, вызвавшие затруднение; фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке; намечают цели последующей деятельности; в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества). | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
Успешно ли мы решили поставленную в начале урока задачу? Достигли ли мы цели?
Теперь расскажите мне, что сегодня на уроке у вас получилось, а с чем возникли затруднения?
1-2 изложения дети зачитывают.
Молодцы, ребята! Большое спасибо за работу на уроке!
Информация о домашнем задании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".
Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...
Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация
Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...
Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока: - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".
Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...
Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...