Рабочая программа для 4 класса по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Программа "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для 4 класса по русскому языку | 74.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Русский язык» ( автор С.В.Иванов). Москва. Издательский центр «Вентана- Граф» 2014г.
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009 года.
Учебная программа адресована обучающимся 4 в класса общеобразовательной школы.
Цели учебного предмета «Русский язык»:
- ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
- формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Специфика учебного предмета «Русский язык» в обучении в том, что этот предмет обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели видоизменения слова).
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются педагогические и современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания:
- технология развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные;
- технологию уровневой дифференциации;
- игровые технологии;
- коллективного взаимообучения и сотрудничества;
- проектной и исследовательской деятельности;
- технология развития критического мышления.
- интенсификации обучения на основе схемных и знаковых материалов.
Формы обучения:
Программа предусматривает разнообразные типы уроков: урок-аукцион, урок – ярмарка, урок-суд, урок «открытия новых знаний», урок контроля, урок – путешествие, урок–практикум, урок- исследование. При проведении уроков используются коллективные и индивидуальные формы работы: беседы, «работа в паре», работа в группах, разноуровневые задания, деловые игры, интеллектуальные марафоны.
Произведена коррекция программы в связи с выделением часов для резервных уроков, проведения административных срезов. Количество уроков в неделю -5, в год – 170.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся научится:
-различать звуки и буквы;
-характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
-пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
-соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
-находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся научится:
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться
-выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
-использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
-выявлять слова, значение которых требует уточнения;
-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться:
-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
-различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
-оценивать уместность использования слов в тексте;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
-распознавать грамматические признаки слов;
-с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Обучающийся получит возможность научиться:
-проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
-находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
-различать предложение, словосочетание, слово;
-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
-классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
-определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
-находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
-различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
-применять правила правописания (в объёме содержания курса);
-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
-безошибочно списывать текст объёмом 75-80 слов;
-писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
-подбирать примеры с определённой орфограммой;
-при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся научится:
-оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-выражать собственное мнение и аргументировать его;
-самостоятельно озаглавливать текст;
-составлять план текста;
-сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-создавать тексты по предложенному заголовку;
-подробно или выборочно пересказывать текст;
-пересказывать текст от другого лица;
-составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
-анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Личностные универсальные учебные действия
У обучающего будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
-учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
-устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнёра;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты).
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
-находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-определять тему и главную мысль текста;
-делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
-вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
-сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
-понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
-понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
-использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
-ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
-работать с несколькими источниками информации;
-сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
-пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
-соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
-формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
-составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
-делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
-составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
-оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
-участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сопоставлять различные точки зрения;
-соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
-использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
-рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
-сканировать рисунки и тексты.
Обучающийся получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
-подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
-описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
-собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
-редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
-пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
-искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
-заполнять учебные базы данных.
Обучающийся получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
-создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
-создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
-создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
-размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
-пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Обучающийся получит возможность научиться:
-представлять данные;
-создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Обучающийся научится:
-создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
-определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
-планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
-моделировать объекты и процессы реального мира.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема блока (тема учебного занятия при отсутствии тематического блока) | Количество часов |
1 | Как устроен наш язык | 54ч. |
2 | Правописание | 63ч. |
3 | Развитие речи | 28ч. |
4 | Итоговое повторение | 10ч. |
5 | Резервные уроки | 15ч. |
Итого: | 170ч. |
Содержание учебно-тематического плана
4 класс (170 уроков).
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
Фонетика и графика
Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Состав слова (морфемика)
Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология
Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения 1-го и 2-го спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.
Имя числительное: общее значение.
Синтаксис
Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.
Различение простых и сложных предложений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Повторение правил правописания, изученных в 1-3 классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применением:
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- суффиксы глаголов-ива-/-ыва-, -ова-/-ева-;
- гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- буквы а, она конце наречий;
- мягкий знак на конце наречий;
- слитное и раздельное написание числительных;
- мягкий знак в именах числительных;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи»
Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Условные обозначения | |
По плану | По факту | |||
1 | Повт. Фонетика | исп. ИКТ | ||
2 | Повт. Разбор слова по составу | |||
3 | Повт. Правописание парной согласной в корне слова | Проект. деят. | ||
4 | Повт. Правописание безударной гласной в корне слова | |||
5 | Повт. Правописание приставок | Проект. деят. | ||
6 | Повт. Правописание непроизносимых согласных в корне слова | исп. ИКТ | ||
7 | Повт. Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения | Проект. деят. | ||
8 | Повт. Правописание окончаний имен существительных 2-го склонения | Проект. деят. | ||
9 | Повт. Правописание окончаний имен существительных 3-го склонения | Проект. деят. | ||
10 | Повт. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных Контрольный словарный диктант | К.сл.д. | ||
11 | Повт. Упражнения в правописании безударных падежных окончаний слов на – ий, -ие, -ия | исп. ИКТ Проект. деят. | ||
12 | Повт. Правописание окончаний имен существительных множественного числа | |||
13 | Текст - рассуждение | |||
14 | Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний имен существительных» | К.д. | ||
15 | Работа над ошибками. Имя прилагательное | исп. ИКТ Исслед. деят. | ||
16 | Признаки имени прилагательного. | |||
17 | Правописание орфограмм в окончаниях имен прилагательных | Проект. деят. | ||
18 | Морфологический разбор имени прилагательного | Исслед. деят. | ||
19 | Обучающее изложение | Об.изл. | ||
20 | Буквы о, ё после шипящих и -ц | исп. ИКТ | ||
21 | Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих | Исслед. деят. | ||
22 | Местоимение | Проект. деят. | ||
23 | Правописание приставок | Исслед. деят. | ||
24 | Упражнения в правописании слов с разделительным твердым и мягким знаком | Проект. деят. | ||
25 | Однородные члены предложения | исп. ИКТ | ||
26 | Разбор предложения по членам предложения | Проект. деят. | ||
27 | Упражнения в разборе предложений по членам предложения. Синтаксический разбор предложения | исп. ИКТ Исслед. деят. | ||
28 | Обучающее сочинение | Об.соч. | ||
29 | Знаки препинания при однородных членах предложения | Проект. деят. | ||
30 | Союзы при однородных членах предложения | Исслед. деят. | ||
31 | Контрольное списывание | К. сп. | ||
32 | Текст. Озаглавливание текста | Проект. деят. | ||
33 | Глагол. Общее значение | Исслед. деят. | ||
34 | Совершенный и несовершенный вид глаголов | Проект. деят. | ||
35 | Правописание приставок в глаголах | исп. ИКТ Исслед. деят. | ||
36 | Правописание не с глаголами | Проект. деят. | ||
37 | Личные формы глагола. | |||
38 | Вид глагола. Контрольный словарный диктант | К. сл. д. | ||
39 | Начальная форма глагола | Проект. деят. | ||
40 | Контрольное изложение | К. изл. | ||
41 | Лицо и число глаголов | |||
42 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | исп. ИКТ | ||
43 | Упражнения в правописании мягкого знака после шипящих в глаголах | Исслед. деят. | ||
44 | Правописание ться и тся в глаголах | исп. ИКТ Проект. деят. | ||
45 | Упражнения в правописании ться и тся в глаголах | Исслед. деят. | ||
46 | Контрольный диктант по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах» | К. д. | ||
47 | Работа над ошибками. Спряжение глаголов. | Проект. деят. | ||
48 | Способы определения 1-го спряжения глаголов | Исслед. деят. | ||
49 | Способы определения 2-го спряжения глаголов | |||
50 | Контрольный словарный диктант. Правописание глаголов. | исп.ИКТ К. сл. д. | ||
51 | Озаглавливание текстов. Корректирование текстов | Исслед. деят. | ||
52 | Правописание безударных окончаний глаголов. | |||
53 | Изложение с элементами сочинения | Из.соч | ||
54 | Безударные окончания глаголов 1-го спряжения | исп. ИКТ Проект. деят. | ||
55 | Контрольный диктант по теме: «Спряжение глаголов» | К. д. | ||
56 | Работа над ошибками. Безударные окончания глаголов 2-го спряжения | Исслед. деят. | ||
57 | Упражнения в правописании безударных окончаний глаголов | Проект. деят. | ||
58 | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа | Исслед. деят. | ||
59 | Правописание личных окончаний глаголов | Проект. деят. | ||
60 | Правописание приставок раз-/рас-, из-/ис-, без-/бес- в глаголах | исп. ИКТ | ||
61 | Настоящее время глагола. | |||
62 | Правописание суффиксов глаголов | Исслед. деят. | ||
63 | Прошедшее время глагола | Соч. | ||
64 | Упражнения в определении прошедшего времени глагола | исп. ИКТ Проект. деят. | ||
65 | Правописание суффиксов глаголов | |||
66 | Контрольный словарный диктант. Будущее время глагола. | исп. ИКТ К. сл. д. | ||
67 | Правописание гласных перед –ть в начальной форме глагола. | |||
68 | Обучающее изложение | Обуч. изл. | ||
69 | Изменение глаголов по временам | Проект. деят. | ||
70 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | Проект. деят. | ||
71 | Контрольная работа за Iполугодие по тексту администрации | К.р. | ||
72 | Условное наклонение глагола | исп. ИКТ | ||
73 | Правописание глаголов в прошедшем времени | Проект. деят. | ||
74 | Упражнения в правописании окончаний глаголов в прошедшем времени. | |||
75 | Текст. Составление текста по заданному плану | Проект. деят. | ||
76 | Повелительное наклонение глагола | исп. ИКТ | ||
77 | Упражнения в определении повелительного наклонения глаголов | Исслед. деят. | ||
78 | Словообразование глаголов | Проект. деят. | ||
79 | Глагол в предложении | исп. ИКТ | ||
80 | Текст. Сочинение – повествование | |||
81 | Правописание глаголов | Исслед. деят. | ||
82 | Правописание окончаний глаголов | |||
83 | Озаглавливание текстов и их корректирование | Проект. деят. | ||
84 | Морфологический разбор глагола | исп. ИКТ | ||
85 | Повторение изученных признаков глагола. Контрольный словарный диктант | К.сл.д. | ||
86 | Изложения сжатые, выборочные. Пересказ | Проект. деят. | ||
87 | Контрольный диктант по теме: «Правописание глаголов» | К.д. | ||
88 | Работа над ошибками. Наречие. | Исслед. деят. | ||
89 | Значение и употребление наречий в речи | исп. ИКТ Проект. деят. | ||
90 | Упражнения в различии наречий как части речи | |||
91 | Образование наречий | Исслед. деят. | ||
92 | Правописание гласных на конце наречий | Проект. деят. | ||
93 | Образование наречий от качественных прилагательных | |||
94 | Контрольное изложение | К.изл. | ||
95 | Морфологический разбор наречий | Исслед. деят. | ||
96 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих | исп. ИКТ | ||
97 | Упражнения в правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих | Исслед. деят. | ||
98 | Контрольный диктант по теме « Правописание наречий» | К.д. | ||
99 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов –а- или –о- в наречиях | Проект. деят. | ||
100 | Текст. Создание собственных текстов по плану | исп. ИКТ Проект. деят. | ||
101 | Имя числительное. | Исслед. деят. | ||
102 | Общее значение имени числительного. Контрольный словарный диктант. | Проект. деят. К.сл.д. | ||
103 | Изменение имен числительных | |||
104 | Контрольное списывание | К.с. | ||
105 | Слитное и раздельное написание числительных | |||
106 | Правописание мягкого знака в именах числительных | исп. ИКТ Проект. деят. | ||
107 | Упражнения в правописании мягкого знака в именах числительных | Проект. деят. | ||
108 | Повторение правил правописания мягкого знака в словах | Исслед. деят. | ||
109 | Правописание числительных | Проект. деят. | ||
110 | Правописания мягкого знака в словах | |||
111 | Типы текстов | Исслед. деят. | ||
112 | Связь слов в предложении | исп. ИКТ Проект. деят. | ||
113 | Словосочетания и фразеологизмы. Контрольный словарный диктант. | К.сл.д. | ||
114 | Слово. Словосочетание. Предложение | Проект. деят. | ||
115 | Сочинение - рассуждение | Соч. | ||
116 | Правописание слов в словосочетаниях | |||
117 | Связь слов в словосочетании. Согласование | Проект. деят. | ||
118 | Правописание слов в словосочетаниях | Исслед. деят. | ||
119 | Связь слов в словосочетании. Управление | Проект. деят. | ||
120 | Склонение словосочетаний | исп. ИКТ | ||
121 | Обучающее изложение | Об.изл. | ||
122 | Связь слов в словосочетании. Примыкание | |||
123 | Контрольный диктант по теме: «Словосочетание» | К.д. | ||
124 | Работа над ошибками. Правописание слов в словосочетаниях. | Проект. деят. | ||
125 | Словосочетание в предложении | исп. ИКТ Исслед. деят. | ||
126 | Сложное предложение Контрольный словарный диктант. | К.сл.д. | ||
127 | Как связаны части сложносочиненного предложения | Проект. деят. | ||
128 | Знаки препинания в сложном предложении | |||
129 | Правописание запятых между частями сложного предложения | исп. ИКТ | ||
130 | Контрольное изложение | К. изл. | ||
131 | Работа над ошибками. Как связаны части сложноподчиненного предложения | Проект. деят. | ||
132 | Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | Исслед. деят. | ||
133 | Знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения | Проект. деят. | ||
134 | Различение простых и сложных предложений | |||
135 | Контрольный диктант по теме « Знаки препинания в сложном предложении» | К.д. | ||
136 | Работа над ошибками. Запятая между частями сложного предложения | исп. ИКТ Проект. деят. | ||
137 | Знаки препинания в сложном предложении с однородными членами. | Исслед. деят. | ||
138 | Знаки препинания в сложном предложении с однородными членами. | Проект. деят. | ||
139 | Союзы в сложном предложении | исп. ИКТ Проект. деят. | ||
140 | Контрольное списывание | К.сп. | ||
141 | Упражнения в правописании знаков препинания в сложном предложении | |||
142 | Текст. Создание собственных текстов. | Исслед. деят. | ||
143 | Правописание знаков препинания в сложном предложении | Проект. деят. | ||
144 | Упражнения в правописании знаков препинания в сложном предложении Контрольный словарный диктант. | К.сл.д. | ||
145 | Сложное предложение. | исп. ИКТ | ||
Итоговое повторение (10 ч.) | ||||
146 | Правописание окончаний имён существительных. | |||
147 | Правописание окончаний имен прилагательных | |||
148 | Итоговая контрольная работа на промежуточной аттестации по тексту администрации | К.р. | ||
149 | Местоимение | |||
150 | Наречие | исп. ИКТ | ||
151 | Глагол. Спряжение глаголов | |||
152 | Правописание безударных окончаний глаголов Контрольный словарный диктант | К.сл.д. | ||
153 | Правописание суффиксов глаголов | |||
154 | Имя числительное | |||
155 | Сложное предложение | |||
156- 170 | Резервные уроки (15ч.) |
Система условных обозначений:
С/р – самостоятельная работа
К.сл.д. – контрольный словарный диктант
Об.изл.- обучающее изложение
К.изл. – контрольное изложение
Соч. -сочинение
Из.соч. – изложение с элементами сочинения
К/д – контрольный диктант
исп. ИКТ- использование ИКТ
Исслед. деят.- исследовательская деятельность.
Проект. деят. – проектная деятельность
К/р – контрольная работа
Т – тестирование
К.т. – контрольное тестирование
К.с. – контрольное списывание
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект
- Русский язык. 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Петленко Л.В., Романов В.Ю. в 2 ч. Ч.2.-3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2014 г.
- Пишем грамотно. Рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений.
4класс. Кузнецова М.И. - 3-е изд.,перераб.-М.: Вентана-Граф, 2014 г.
- Пишем грамотно. Рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений.
4 класс. Кузнецова М.И. - 3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф. 2014 г.
- Учусь писать без ошибок. Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. Кузнецова М.И. -2-е изд.,дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.
Литература для учителя
- Беседы с учителем. 4 класс Л.Е.Журова.М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011г.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г.Асмолова.- 2-ое издание. - М.: Просвещение, 2011.-152 с.
- Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х ч. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой .- 2-ое издание. - М.: Просвещение, 2012Г. -215 с.
- Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой .- 2-ое издание. М: Просвещение, 2011.-120 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. – 2-ое издание.- М: Просвещение, 2014.-232с
- Практическое пособие по развитию речи. О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова. Издательство «Аквариум», 1997.
- «Русский язык» справочник для учителей / Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Русский язык. Иванов С.В., Кузнецова М.И.Комментарии к урокам. 4 класс.- М.: Вентана-Граф, 2014.-448с. (Начальная школа 21 века).
- Русский язык. Шукейло В.А. Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2007 – 360 с. – (Начальная школа: результаты обучения).
- Современные подходы к начальному образованию: Учебно-методическое пособие./ Под редакцией Н.Н. Ценаревой. – Саратов: Издательство ГОУ ДПО «СарИПК и П2008.- 47с.
Литература для обучающихся
- Занимательные материалы по русскому языку. А.Т. Арсерий. Книга для учащихся. – М. Просвещение. 2000 г.
- Занимательные задачи по русскому языку. Л.А. Шкатова. Книга для учащихся. – М. Просвещение. 1999 г.
- О русских именах. А.В. Суслова. Саратов. 1998 г.
- Русский язык в рисунках. В.М. Бурмако. – М. Просвещение. 1999 г.
- Учимся играя. В.В. Волина. – М. Новая школа. 1994 г.
Образовательные диски
- Демонстрационные таблицы. Русский язык. Начальная школа. Издательство «Учитель».Уроки русского языка Кирилл и Мефодий.
- Начальная школа. Новый образовательный Интернет-проект компании «Кирилл и Мефодий»
Адреса электронных ресурсов
- http://www.bookarchive.ru/fund-discipliny/russkijj-jazyk/94626-nachalnaja-shkola.-demonstracionnye-tablicy..html
- http://www.rusedu.info/reviews-22.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс по русскому языку с учетом ФГОС
программа составлена с учетом методписьма и локальным актом школы...
рабочая программа 2 класс перспектива русский язык
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа 4 класс по русскому языку ОС "школа 2100" Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 ЛЕТ общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая со...
рабочая программа 3 класс по русскому языку
рабочая программа 3 класс по УМК "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа 1 класс по русскому языку УМК "Школа 21 века"
Файл содержит поурочное планирование по ФГОС,пояснительную записку....
Рабочая программа 1 класса по русскому языку
Данная программа является составной частью завершенной предметной линии «Русский язык» комплекта «Перспективная начальная школа», направленной на реализацию государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа 2 класс по русскому языку УМК "Школа 21 века"
Полная рабочая программа с тематическим планированием и критериями оценки....