Обучение русскому языку в начальной школе через технологию системно-деятельностного подхода.
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Как организовать работу на уроке с позиций деятельностного подхода? Основополагающим подходом, выбранном в новом стандарте, является системно-деятельностный подход. Именно с опорой на него разработана концепция формирования универсальных учебных действий (УУД). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение русскому языку в начальной школе через технологию

системно-деятельностного подхода.

Белошицкая С. Н.

МАОУ СОШ №2 УИИЯ, г. Ноябрьск

Аннотация: Как организовать работу на уроке с позиций деятельностного подхода? Основополагающим подходом, выбранном в новом стандарте, является системно-деятельностный подход. Именно с опорой на него разработана концепция формирования универсальных учебных действий (УУД). Деятельность - это активный, целенаправленный процесс (принцип активности). Именно организация урока с позиций системно-деятельностного подхода формирует человека, способного к самоопределению и самореализации, сохраняющего в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Ключевые слова: деятельность, элементы структуры деятельности, единство сознания и поведения, УУД, мотивация, открытия новых знаний.

«Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей»

                                                                                                   К.Д. Ушинский

        Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает самостоятельно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определённой потребности, мотива.

        Основными элементами структуры деятельности являются:

- действия (относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчинённые общему замыслу),

- мотивы (то, что побуждает человека к деятельности),

- цели (то, на что направлена непосредственно деятельность).

        Ни для кого не секрет, что не всегда цели и мотивы могут совпадать. То почему человек действует определённым образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Мы должны понимать неразрывное единство сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа-действии. И именно действия позволяют ученику достигать успехов в обучении. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, что включает в себя и подразумевает: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

В соответствии с новыми стандартами нужно прежде всего усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не передача отвлечённых от жизни знаний, а наоборот необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни. На данный момент российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира в умении работать с информацией, в умении решать практические, социально - и личностно - значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения, в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт. И самым подходящим и возможно результативным подходом в обучении, который соответствует требованиям ФГОС является деятельностный метод, который я использую в своей работе. На уроках учащиеся не получают знания готовыми, а сами пытаются высказать свои предположения, имея проблемные вопросы, поставить цели и в процессе собственной учебной деятельности и достичь их. Использование на уроках деятельностного метода позволяет на каждом уроке совершать открытия новых знаний. Ведь и материал в учебниках дан так хорошо и в полном объёме, что учителю остаётся лишь продумать этап мотивации, задания для актуализации, подготовить алгоритмы для выполнения заданий, эталоны для самопроверки, этап рефлексии. Хочу поделиться опытом работы по применению деятельностного метода при обучении русскому языку. Осуществляя деятельностный подход, учащиеся осваивают все этапы деятельности и являются соавторами.

Предмет: русский язык

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема: «Что такое текст - повествование? Какова в нём роль глаголов?»

Класс: 2

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка 2кл. под ред.В.П.Канакиной.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Дети проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объясняют для чего нужно их выполнять.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

II. Уточнение типа урока.

 - Как вы думаете, сегодня у нас урок повторения или новых знаний? (Вывешиваю символ «Урок открытия новых знаний»)

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Повторим о глаголе и тексте, чтобы убедиться, достаточно ли знаний о глаголе и тексте. (Класс делю на группы. Каждой группе выдаю карточку с заданиями). Наряду с повторением, детям прививается интерес к русскому языку, что немаловажно.

Карточка 1. 

Ответьте на вопросы, чтобы получился связный рассказ.

  1. Что такое глагол?
  2. Что называют глаголы?
  3. На какие вопросы отвечают глаголы?
  4. Приведите примеры глаголов.

Карточка 2.

Ответьте на вопросы, чтобы получился связный текст.

  1. Что такое текст?
  2. Из чего состоит текст?
  3. Что такое тема текста?
  4. Что такое основная мысль текста?

Карточка 3.

Прочитайте предложения. Что вы заметили? Вставьте подходящие по смыслу глаголы.

Настоящая весна __________ в середине марта. В городах и сёлах _______ с крыш сосульки. Будь осторожен и __________ под свесами кровли.

Слова для справок: не ходи, висят, приходит.

Карточка 4.

Закончите пословицы. Для этого подберите глагол с противоположным значением .

Мир строит, а война … .

Труд кормит, а лень ….

Легко друга потерять, но трудно … .

Карточка 5.

Прочитайте. Соедините фразеологические обороты с глаголами (V группа).

Совать нос                                        думать

Чесать языки                                        обманывать

Клевать носом                                вмешиваться

Надуть губы                                        дремать

Водить за нос                                        болтать

Ломать голову                                обидеться

                                

IV. Выявление места и причины затруднения.

Проверка работы в группах. Выявление учащимися места и причины затруднения.

V.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема).

 -Как бы вы ответили на вопросы, данные в теме урока? (Дети высказывают свои предположения).

- Сегодня нам на уроке предстоит…

- Определите цели урока.

VI.Реализация проекта.

Упр.144, с.82 (Учащиеся под руководством учителя читают и выполняют задания, данные к упражнению. Отвечают на вопросы, данные в теме. Сравнивают свои высказывания с правилом, которое помещено ниже.)

- Что узнали нового из правила?

Запись предложения в тетрадь: «Без глаголов предметы лишь названья.»

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в группах: упр.145, с. 82. Проверка работы.

VIII.Рефлексия учебной деятельности.

- У вас на партах лежит опознавательный знак вашей команды-карточка определённого цвета. Сейчас вы, посовещавшись, должны будете эту карточку повесить на доску:

  • Если вам понравился урок и было интересно работать в группах, выполнять задания и узнавать что-то новое, то прикрепите вашу карточку на красное поле;
  • Если было трудно, но, в принципе, интересно, то – на зелёное поле;
  • Если трудно и не интересно, то на синее поле.

- Давайте сделаем вывод, глядя на доску, как прошёл урок? (Дети делают вывод).

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод: использование на уроках деятельностного метода позволяет учащимся самостоятельно добывать знания, использовать различные источники информации, обеспечивает интенсивный процесс общения между всеми участниками учебного процесса, актуализирует процесс формирования лучших нравственных качеств, ну и, конечно, развивает интерес и прививает любовь к русскому языку, что немаловажно.

Библиографический список:

  1. Дистанционный оргдеятельностный курс «Деятельностный подход в обучении в условиях реализации ФГОС» // Институт образования человека. Центр дистанционного образования «Эйдос». Научная школа А. В. Хуторского [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.eidos-institute.ru - (дата обращения : 21.03.2016).
  2. Родина Н. М., Системно-деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС в начальной школе// Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://nsportal.ru/ - (дата обращения : 22.03.2016).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МАОУ СОШ №2 УИИЯ Белошицкая С.Н. Деятельность должна быть моя, увлекать меня , исходить из моей души . К.Д.Ушинский

Слайд 2

Деятельность должна быть моя, увлекать меня , исходить из моей души . К.Д.Ушинский

Слайд 3

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой , в которой он достигает самостоятельно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определённой потребности, мотива.

Слайд 4

Основные элементы структуры деятельности: д ействия; м отивы; ц ели.

Слайд 5

Не всегда цели и мотивы могут совпадать. То , почему человек действует определённым образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует.

Слайд 6

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками следующих компонентов: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции.

Слайд 7

В соответствии с новыми стандартами нужно усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира , продемонстрировать ему, что школьные знания - подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и применение её в реальной жизни.

Слайд 8

Российские школьники уступают сверстникам в других странах в умении работать с информацией , в умении решать практические , социально- и личностно-значимые проблемы .

Слайд 9

Учащиеся не получают знания в готовом виде.

Слайд 10

Предмет : русский язык Тип урока: урок открытия нового знания Тема : « Что такое текст - повествование? Какова в нём роль глаголов? » Класс: 2 Учебно-методическое обеспечение : учебник русского языка 2кл. под ред.В.П.Канакиной .

Слайд 11

I. Мотивация к учебной деятельности . Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем!

Слайд 12

II. Уточнение типа урока. - Как вы думаете, сегодня у нас урок повторения или новых знаний? - Урок открытия новых знаний .

Слайд 13

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Слайд 14

Карточка 1. Ответьте на вопросы, чтобы получился связный рассказ. Что такое глагол? Что называют глаголы? На какие вопросы отвечают глаголы? Приведите примеры глаголов.

Слайд 15

Карточка 2. Ответьте на вопросы, чтобы получился связный текст. Что такое текст? Из чего состоит текст? Что такое тема текста? Что такое основная мысль текста?

Слайд 16

Карточка 3. Прочитайте предложения. Что вы заметили? Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Настоящая весна __________ в середине марта. В городах и сёлах _______ с крыш сосульки. Будь осторожен и __________ под свесами кровли. Слова для справок: не ходи, висят, приходит.

Слайд 17

Карточка 4. Закончите пословицы. Для этого подберите глагол с противоположным значением . Мир строит, а война … . Труд кормит, а лень …. Легко друга потерять, но трудно … .

Слайд 18

Карточка 5. Прочитайте. Соедините фразеологические обороты с глаголами (V группа). Совать нос думать Чесать языки обманывать Клевать носом вмешиваться Надуть губы дремать Водить за нос болтать Ломать голову обидеться

Слайд 19

IV. Выявление места и причины затруднения. Проверка работы в группах. Выявление учащимися места и причины затруднения.

Слайд 20

V. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема). - Как бы вы ответили на вопросы, данные в теме урока? (Дети высказывают свои предположения). - Сегодня нам на уроке предстоит… - Определите цели урока.

Слайд 21

VI. Реализация проекта. Упр.144, с.82 (Учащиеся под руководством учителя читают и выполняют задания, данные к упражнению. Сравнивают свои высказывания с правилом, которое помещено ниже.) - Что узнали нового из правила? Запись предложения в тетрадь: « Без глаголов предметы лишь названья. »

Слайд 22

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в группах: упр.145, с. 82. Проверка работы.

Слайд 23

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Слайд 24

Организация урока с позиций системно- деятельностного подхода формирует человека, способного к самоопределению и самореализации.

Слайд 25

Использование на уроках системно- деятельностного подхода позволяет: учащимся самостоятельно добывать знания; использовать различные источники информации; обеспечивает интенсивный процесс общения между всеми участниками учебного процесса; развивает интерес и прививает любовь к русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - основа обучения русскому языку в начальной школе.

Описание опыта работы по теме "Проблемное обучение - основа обучения русскому языку в начальной школе"...

Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку в начальной школе

Современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно с...

Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ

Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений....

МЕТОДИКО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье раскрывается сущность использования компьютерных технологий на уроках русского языка в начальной школе, рассматриваются некоторые формы и направления использования КТ в учебном п...

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ РАБОТУ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

В этой статье раскрыты некоторые приемы по ситематизации знаний по русскому языку через еженедельные разборы словарных слов.  Статья опубликована в сборнике материалов научного практической конфе...