Внеклассные мероприятия по русскому языку для учащихся со 2 по 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Фёдорова Анастасия Дмитриевна

разработки внеклассных мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnye_meropriyatiya_russkiy.doc641.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассные мероприятия:

утренники и праздники.

Внеклассные мероприятия - очень нужны для учащихся. Дети должны ощущать себя одной командой, учиться помогать друг другу. Готовя вместе праздничный вечер, например, вместе разрабатывают программу, при этом выясняется, кто что лучше делает: поёт, танцует, читает стихи и т. д. Дети лучше узнают друг друга, начинают уважать за какие-то достижения, не связанные с успеваемостью. В таких, мероприятиях иногда сосед, с которым сидишь за партой, вдруг раскрывается с неожиданной стороны, становится интереснее.

2 класс. Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный  русский язык»

На доске – эпиграф

“Учите русский язык –

Годы к ряду,

С душой,

Усердием,

С умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом”

(Сабир Абдулла)

Цель:

- прививать любовь к родному языку;

- закреплять знания и умения, полученные на уроках;

- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное  время;

- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.

Задачи:

-  формирование интереса к русскому языку, как к учебному предмету,

- повышение общей языковой культуры

Оборудование:

 - высказывания писателей о русском языке;

- плакат с ребусами;

- карточки с заданиями.

Ход викторины

1. Вводный этап

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины.  Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели.

Дети читают высказывания о русском языке.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» 

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

Ведущий. Наша викторина посвящена русскому языку. Участвуют дые команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.

Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

2. Представление команд

- название

- девиз

- капитан

3. Разминка «Вопрос-ответ»  (каждый правильный ответ – 1 балл)

Вопрос 1 к.

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Вопрос 1 к.

Сколько согласных букв? (21)

Вопрос 2 к.

Сколько гласных букв? (10)

Вопрос 2 к.

Первый звук в слове Яблоко? (й)

4. Конкурс «Весёлая грамматика»

1 к.

В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.  

http://ped-kopilka.ru/images/tabl1.gif

Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 3 класса:

1. Дельфин

2. Щука

3. Карп

4. Окунь

5. Карась

6. Сом

7. Краб

8. Акула

9. Кит

10. Рак

11. Медуза

12. Осьминог

13. Сельдь.

1 к.

В этом квадрате с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – торт – мы за тебя уже нашли.

http://ped-kopilka.ru/images/tabl2.gif

Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 4 класса

1. Плюшка

2. Мармелад

3. Конфета

4. Джем

5. Мёд

6. Варенье

7. Пастила

8. Леденец

9. Зефир

10. Кекс

11. Торт

12. Изюм

13. Вафли

14. Шоколад.

Игра с болельщиками «Доскажи словечко».

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал ... (конем)

 

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

 

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная ...  (картошка)

 

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я ... (капуста)

 

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? ... (коньки)

 

6.  По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки ... (коса)

 

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется ... (медведь)

 

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц ... (мел)

 

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? ... (мышка)

 

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Этот зверь лесной ... (медведь)

5. Игра «Найди лишнее»

1 к.

Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним».

Имя, мама, лимон.

Дождь, снег, град, луна

2 кл.

Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним».

Тетрадь, книга, дневник, самолёт

Луна, нажим, номер.

6. «Половинки»

(задание на развитие словесно-логического мышления)

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

1 кл.

Любишь кататься,     люби и саночки возить.

Делу время, потехе час.

2 кл

Старый друг лучше новых двух.

Век живи,       век учись.

7. Конкурс «Отгадай ребусы»

1 к.

http://ped-kopilka.ru/images/rebuskart.gif 

http://ped-kopilka.ru/images/rebuskart.gif

2 к.

http://ped-kopilka.ru/images/rebuskart.gif

http://ped-kopilka.ru/images/rebuskart.gif

Игра «Вертолина» (для болельщиков)

Сейчас, уважаемые болельщики, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы. Для этого вам нужно выполнить задания. На листе вы видите 6 букв Д О К О С А. Сколько различных слов  - имён существительных  - сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.

Читать разрешается в разных направлениях; буквы читать подряд.

(сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код)

8. Заключение

Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, я приглашаю болельщиков к своим командам на совместное задание.

 Совместное задание.

Придумайте слово, состоящее из трех букв и трех звуков.

Придумайте слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков.

Придумайте имя девочки, в котором три слога.

Имя мальчика, в котором на один слог меньше.

Подсчитайте сколько букв и звуков в словах яблоко и енот.

Сколько слогов в именах: Петр и Алеша.

Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё)

Что означают эти выражения? Когда мы их употребляем?

- Шиворот на выворот ("Совсем наоборот");

- Спустя рукава ("Трудиться неохотно");

- Точить лясы ("ничего не делать", "без пользы проводить время за разговором").

9. Итоги. Награждение команд.

Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.    

Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов. Награждение команд.


Раздаточный материал.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» 

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

№5.

Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним».

Имя, мама, лимон.

Дождь, снег, град, луна

№5.

Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним».

Тетрадь, книга, дневник, самолёт

Луна, нажим, номер.

№6.

Любишь кататься,                                            люби и саночки возить.

Делу время,                                                      потехе час.

№6.

Старый друг лучше                                          новых двух.

Век живи,                                                          век учись.

№4.

В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.  

http://ped-kopilka.ru/images/tabl1.gif

Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 3 класса:

1. Дельфин                        7. Краб

2. Щука                             8. Акула

3. Карп                              9. Кит

4. Окунь                            10. Рак

5. Карась                           11. Медуза

6. Сом                               12. Осьминог                             13. Сельдь.

№4.

В этом квадрате с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – торт – мы за тебя уже нашли.

http://ped-kopilka.ru/images/tabl2.gif

Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 4 класса

1. Плюшка                                               8. Леденец

2. Мармелад                                             9. Зефир

3. Конфета                                              10. Кекс

4. Джем                                                   11. Торт

5. Мёд                                                     12. Изюм

6. Варенье                                               13. Вафли

7. Пастила                                               14. Шоколад

№7.

http://ped-kopilka.ru/images/rebuskart.gif 

http://ped-kopilka.ru/images/rebuskart.gif

№7.

http://ped-kopilka.ru/images/rebuskart.gif

http://ped-kopilka.ru/images/rebuskart.gif


Внеклассное мероприятие по русскому языку.

 КВН. 2-й класс

Цели: способствовать формированию детского коллектива.

Задачи:

  1. Учить детей получать удовольствие от общения со сверстниками.
  2. Обобщить знания детей, полученные на уроках чтения и русского языка, учить применять их на практике.
  3. Способствовать развитию творческих способностей.

Оборудование:

  • «конвертик», листы ватмана, фломастеры, краски, карандаши;
  • песочные часы, книжки для счёта, дипломы команд, дипломы лучшим участникам;
  • карточки с фразеологизмами, стенгазеты от каждой команды, таблицы для жюри.

Предварительная подготовка:

  1. Подбор заданий, оформление кабинета.
  2. Помощь учителю оказывает инициативная группа.
  3. Разработка сценария. Репетиции с учениками ведущими.

Действующие лица: участники команд, эксперты, ведущие.

Ход мероприятия

Ученик:

Привет, друзья! Сегодня в классе 
Большой и интересный праздник,
Мы приготовили
Наш школьный вечер- 
Весёлый КВН.

Ученица:

На праздник наш дружный
К нам гости, родители пришли,
Мы очень ждали этой встречи
И постарались, как могли!

Ведущий: Дорогие гости, уважаемые родители, ребята!

(Звучит песня «Мы начинаем КВН».)

Мы начинаем КВН,
Для кого? Для чего?
Чтоб не оставить в стороне 
Никого, ничего.
Пусть не решить нам всем проблем,
Не решить,
Но станет радостнее всем.
Веселей, станет жизнь!

Ученица:

А этот КВН сейчас 
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.

Учитель: Разрешите представить вам наше уважаемое жюри.

Ведущий: На нашем празднике проводится Прогноз - Лотерея. Вы можете предсказать счет встречи наших команд.

1. Представление команд.

Первая команда – «Орфограмма».

Наш девиз:

Орфограммы всегда молодцы,
Орфограммы всегда важны.

Приветствие соперникам:

Соревнуясь вместе с вами, 
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба вместе с ней!

Вторая команда – «Словари».

Наш девиз:

Думай, пробуй и ищи,
Трудно будет - нас спроси!

Приветствие соперникам:

Желаем вам место занять призовое,
Нам - первое,
Соперника - второе!

Приветствие жюри от обеих команд:

Вам и слава и почет!
Все мы любим точный счет!

Приветствие болельщиков от обеих команд:

За команды мы болеем
И друзьям помочь сумеем.

Ведущий: Итак, начинаем с разминки.

2. Разминка.

1) Каждой команде заполнить квадрат, чтобы получились слова.

Л

Л

Л

Л

Ь

Ь

Ь

Ь

2) Как называется место, где …

1 команда

  • Продают хлеб –
  • Стригут –
  • Продают конфеты –
  • Принимают в стирку бельё –
  • Шьют одежду –
  • Вас лечат –

(Булочная, парикмахерская, кондитерская, прачечная, ателье, больница.)

2 команда

  • Дают на время книги –
  • Зимой выращивают овощи –
  • Хранят автомобили –
  • Учат детей –
  • Дома готовят еду –
  • Работают клоуны –

(Библиотека, теплица, гараж, школа, кухня, цирк.)

3. Подбери слова, противоположные по значению (антонимы):

1 команда

  • Верх –
  • Конец –
  • День –
  • Утро –
  • Свет –
  • Старт –
  • Продавец –
  • Малыш –

2 команда

  • Лето –
  • Жара –
  • Восход –
  • Добро –
  • Глупец –
  • Зима –
  • Враг –
  • Горе –

4. Конкурс загадок.

Написать правильно отгадку.

1 команда

1. Был ребенок - не знал пеленок,
Стал стариком - сто пеленок на нем.

2. Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой
Не с конфетной фабрики - 
Из далекой Африки. 
Чок - чок - чок - чок!

3. Рос на ветке сундучок. 
Сундучок не простой,
Сундучок костяной.

2 команда

1. Нашумела, нагремела, 
Вся промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила.

2. В поле лестница лежит, 
Дом по лестнице бежит.

3. Что за звёздочки сквозные 
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные.
А возьмёшь - вода в руке.

5. Конкурс «Какие бывают слова».

Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета. 
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – ель.

М. Пляцковский.

Продолжите ряды слов.

1 команда

  1. Сладкие слова ...
  2. Книжные слова ...
  3. Лесные слова ...
  4. Весёлые слова ...
  5. Колючие слова ...

2 команда

  1. Лесные слова ...
  2. Весёлые слова ...
  3. Колючие слова ...
  4. Быстрые слова ...
  5. Пушистые слова ...

6. «Он – это кто?»

О ком написаны эти строчки?

1 команда

1. Кто стучится в дверь ко мне 
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной рубашке?
Это он, это он ...

2. Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился.

3. Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает, 
Он страшное слово кричит:
- Карабас! Барабас! Пообедаю сейчас!

2 команда

1. И горы встают на у него на пути, 
И он по горам начинает ползти, 
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!

2. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её.

3. На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился…

Ведущий: Теперь подведем итоги, чья команда набрала больше очков. Слово – членам жюри.

Ведущий:

Нам на месте не сидится, 
Любим мы повеселиться. 
Мы б плясали целый день! 
Вот и музыка играет - 
Всех танцоров завлекает.

«Музыкальная пауза».

7. «Читательский интерес».

Ведущий: Не расстраивайтесь проигравшие игроки, еще рано радоваться лидерам. Конкурсы продолжаются. Игроки, чьей команды быстрее ответят на вопросы конкурса? Назовите что это.

1 команда

  • Принцесса, жившая в домике семи гномов?
  • Как звали героиню книги Л. Кэрролла?
  • Рыбный суп.
  • Жилище медведя.
  • Скошенная и высушенная трава.
  • Жгучий сорняк.
  • Денежная единица США.
  • Собрание географических карт.
  • Перерыв между актами спектакля.

2 команда

  • Автомобильный двигатель.
  • Млекопитающее, живущее под землей.
  • Начало спортивного состязания.
  • Ящик, в котором хранятся деньги, ценные бумаги.
  • Наука о «делах давно минувших дней».
  • Место для представления в цирке.
  • Кондитерское изделие с начинкой, свернутое в трубочку.
  • Есть и у ружья, и у дерева.
  • Животное, в которое превратился непослушный братец Иванушка.

Ведущий: Молодцы, ребята! Слово – жюри.

Учащийся:

«Одеть» и «надеть».

«Одеть», «надеть» …
Два эти слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет;
Оделся в шубу старый дед.
Выходит так, что дед одет, 
А шуба, стало быть, надета.
«Одеть», «надеть» …
Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед 
На шубу может быть надет!

Н. Матвеева.

Ведущий: Слово нашим экспертам.

Ведущий: Ребята, сегодня все же не главное - победа. Важно то, что мы все вместе. С нами дорогие гости, учителя, любимые родители.

8. Конкурс «Стенгазета». (Домашнее задание).

9. Конкурс «Что бы это значило?»

1 команда

  • Прикусить язык –
  • Рукой подать –

2 команда

  • Задрать нос –
  • Бежать во весь дух –

10. Конкурс капитанов.

Раскрыть скобки.

1 команда

  • Язык (до) Киева (до) ведёт.

2 команда

  • Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.

11. Заключительная часть.

Вот и встреча наша кончается,
Веселились бы целый день.
Так давайте же не забудем мы
Этот классный наш КВН!
Мы будем помнить каждый миг:
Наш лучший друг родной язык!
Невозможно стать культурным 
Без родной литературы!


3 класс. Внеклассное мероприятие

по русскому языку в форме игры –

 Крестики-нолики.

Цель:

  • прививать любовь и интерес  к  русскому  языку,
  • расширить их представления о русском языке,  
  • развивать интеллектуальные способности учащихся;
  • развивать устную  речь  детей, логическое мышление;
  • совершенствовать навыки коллективной работы,
  • воспитывать  дружбу, взаимовыручку, взаимоподдержку
  • развивать любознательность, познавательные способности,

- Ребята,  сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. К великому сожалению русский язык стал «загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку:

Ведущий: Встретились два приятеля.

1-ый ученик: Привет!

2-ой ученик: Привет!

1-ый ученик: Все? Отстрелялся? 

2-ой ученик: Сдал. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.

1-ый ученик: А я тоже не могу врубиться в эту математику. Было бы клева получить «4». Оно говорит, иди, блин, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб.

2-ой ученик: Ну похиляли. Кранты.

Вы поняли, о чем шла речь? На каком языке говорили мальчики? К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью.

Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что о нем говорили выдающиеся русские писатели.

Дети показывают портреты русских писателей и говорят их слова.

  • Писатель Александр Иванович Куприн говорил “Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
  • Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». 
  • «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой. 
  • Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками» 

Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому давайте изучать русский язык.

Ребята, освоить  русский  язык -  трудное  дело.   Надеюсь,  что  вы  не  боитесь  трудностей  на  пути  к    знаниям.  

1  чтец. Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру  с  тревогой  я.

2 чтец. Она  трудна,  но без  нее

Плохое  было   бы  житье.

Не составить телеграмму

И открытку не отправить.

Даже собственную  маму 

С днем рожденья не поздравить.

3 чтец. Люблю  тебя ,  грамматика!

Ты  умная  и  строгая,

Тебя,  моя  грамматика,

Осилю понемногу  я !

Русский   язык – необыкновенный  язык,   и  в   этом    мы  сегодня   убедимся. Он может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка. Мы проведём игру «Крестики- нолики», в котором примут у участие 2  команды. 1 команда (дети хором)  «Крестики» 2 команда (дети хором) «Нолики». Вы по очереди будете выбирать сектора. Та команда, которая правильно выполнит задание, поставит свой значок: крестик или нолик в соответствующий сектор. Победителем игры станет та команда, которая заполнит своими значками  строчку по вертикали, горизонтали или диагонали, или 5 секторов игрового поля.

Первый сектор выберу вам я. Это – разминка. Вы должны постараться ответить на все вопросы. 5-ый сектор

КРЕСТИКАМ:

  1. Какие знаки ставятся в конце предложения.
  2. Как пишутся имена и фамилии людей?
  3. На какие две группы делятся все звуки и буквы?
  4. Сколько гласных букв в русском языке?
  5. Как узнать, сколько в слове слогов?
  6. Что такое предложение?
  7. Что такое подлежащее?
  8. Из чего состоит предложение?
  9. Как переносится слово?
  10. Что стоит перед корнем?
  11. Как иначе называются родственные слова?
  12. Выделение голосом одного из слогов в слове.
  13. Как называется общая часть родственных слов.?
  14. Как пишутся предлоги с другими словами?
  15. Сколько гласных в слове «медведица»?
  16. Сколько букв в слове «слива»?

НОЛИКАМ:

  1. С какой буквы пишется первое слово в предложении.
  2. Как обозначаются звуки на письме?
  3. Сколько гласных звуков в русском языке?
  4. Какой звук образует слог?
  5. Сколько букв в русском языке?
  6. Может ли слово состоять из одного слога?
  7. Что такое алфавит?
  8. Что такое сказуемое?
  9. Из чего состоит наша речь?
  10. Переносится ли слово из одного слога?
  11. Что стоит после корня?
  12. Проверочное слово к слову «ветвистый»?
  13. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
  14. Какие буквы могут обозначать два звука?
  15. Сколько слогов в слове «машина»?
  16. Подлежащее подчёркивается…

1-ый сектор: Напишите диктант.

Я буду диктовать текст, а вы на листе напишете слово и передадите лист следующему участнику, тот записывает ещё одно слово и передаёт дальше. И так до конца по одному слову.

Русский язык.

Русский язык звучный и красивый. В словах можно услышать вой вьюги. Жужжание пчелы. На этом языке писал стихи Пушкин. На русском языке Лев Толстой писал маленькие рассказы для детей.

2-ой сектор: Расшифруйте слова, найдите лишнее.

3-ий сектор: Составь пословицу.

Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы. Они учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает её очень выразительной, заостряет ум и развивает память.

Объясните смысл пословицы.

4-ый сектор: Среди букв спрятались слова, отыщите их.

6-ой сектор: Назовите одним словом.

7-ой сектор: К данным словам подберите различные прилагательные. 

8-ой сектор: В каких словах ель растёт?

«метель», «карамель», «кисель», «дельфин», «апельсин», «писатель», «водитель», «дельта», «учитель», «карусель», «пепельница», «мебель», «ущелье», «бездельник», «капель», «портфель», «мель», «цель», «панель»,
«рельс», «новоселье», «картофель», «мельница», «пельмень»,«понедельник»

9-ый сектор: Третий лишний.

Ведущая: Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать русский язык, правильно писать и говорить. «Мы не властны над речью других, но мы хозяева своей собственной речи; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным». Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете.


Раздаточный материал.

1-ый ученик: Привет!

2-ой ученик: Привет!

1-ый ученик: Все? Отстрелялся? 

2-ой ученик: Сдал. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.

1-ый ученик: А я тоже не могу врубиться в эту математику. Было бы клева получить «4». Оно говорит, иди, блин, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб.

2-ой ученик: Ну похиляли. Кранты.

  1. Писатель Александр Иванович Куприн говорил “Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
  2. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». 
  3. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой. 
  4. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками» 

2-ой сектор:

3-ий сектор:

4-ый сектор:

6-ой сектор:

7-ой сектор:

8-ой сектор:

9-ый сектор:


Внеклассное мероприятие по русскому языку "Умники и умницы". 4-й класс 

Цель: Повышение эффективности изучения русского языка.

Задачи:

  • закрепление полученных знаний в игровой форме;
  • расширение кругозора и словарного запаса учащихся;
  • повышение интереса и активности к изучению русского языка;
  • формирование умения работать в группе.

Оборудование:

  • интерактивная доска mimuo,
  • компьютер,
  • мультимедиа проектор.

Ресурсы:

Пояснения:

Игра проходит в 3 этапа, участвуют команды по 6 учеников из каждого класса.

  • 1 этап – выполняя задание, команды получают очки за скорость и правильность выполнения, по результатам победившая команда выбирает цвет дорожки.
  • 2 этап – выполнение заданий на дорожках. Желтая и зеленая дорожки самые короткие, но задания самые сложные и за правильное выполнение заданий команда может получить наибольшее количество очков. Синяя и красная дорожки длиннее, но за правильность выполнения заданий меньше очков.
  • 3 этап – суперигра разгадать кроссворд.

Ход мероприятия

Слайд №2.

Напутствие для команд.

И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Русский язык – необыкновенный  язык, и  в   этом    мы  сегодня   убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка.

Представление команд.

1 этап. Разминка

Задание для команд на карточках. Приложение 1.

Переставьте прямоугольники с буквами таким образом, чтобы по вертикали из букв можно было прочитать русскую пословицу.

Если вы правильно выполните условие, то справа прочтете такую же по смыслу грузинскую пословицу.

(Шила в мешке не утаишь. В сене огня не скроешь)

По итогам 1 этапа – команда, набравшая наибольшее количество очков выбирает дорожку.

2 этап

На каждом этапе команды могут выбрать задание на разные разделы русского языка.

Слайд №3. 1 ступень.

Желтая дорожка

Слайд №4

Выбери тему: фонетика, имя существительное

Слайд №5

Фонетика: прочитай слова по транскрипции

  • й’акар’
  • л’йот
  • н’эабй’атный’

Слайд№6

Имя существительное: назовите существительные женского рода

  • профессор
  • шампунь
  • вермишель
  • шимпанзе
  • тополь

Зеленая дорожка.

Слайд №7.

Выберите тему: род и число, фонетика.

Слайд №8

Фонетика

В каком слове количество звуков и букв совпадает.

  • Поздно
  • Веешь
  • Пять
  • Юла
  • Сеют

Слайд №9

Род и число. Какое существительное не имеет формы множественного числа.

  • Пузырь
  • Родня
  • Степь
  • Инженер
  • Дочь

Синяя дорожка.

Слайд№10.

Выберите тему: фонетика, ребусы.

Слайд№11.

Фонетика. Сколько букв и звуков в словах.

  • Тюльпан
  • Якорь
  • Листья

Слайд №12 Ребусы

Красная дорожка.

Слайд №13

Выберите тему: однокоренные слова, скороговорки.

Слайд №14

Однокоренные слова. Назови в каждой группе лишнее слово.

  • Лес, леска, лесник, лесной
  • Зеленый, позеленел, зелье, зеленка, зелень

Слайд №15.

Быстро и четко произнесите скороговорки.

  • Кукушка кукушонку сшила капюшон.
  • Осип охрип, Архип осип.

Зарядка для глаз.

Слайд №16. 2 ступень

Желтая дорожка.

Слайд №17.

Выберите тему: ударение, лексика

Слайд № 18

Поставьте ударение в словах.

  • Алфавит
  • звонят
  • красивее
  • щавель
  • каталог
  • кухонный

Слайд № 19.

Лексика. Составьте словосочетания.

  • Мечтательный – мечтающий (день, взгляд, человек)
  • Невежливый – невежественный (человек, поступок, ответ)

Синяя дорожка

Слайд №20

Выберите тему: части речи, алфавит.

Слайд №21

Какой частью речи являются выделенные слова.

  • Бабка Дарья холст чернила,
  • Внучка пролила чернила.
  • Снежное покрывало,
  • Все поле покрывало.

Слайд №22

Состав слова. Какое слово будет расположено в словаре раньше.

  • Наверняка или нараспашку
  • Отпечатать или отшатнуться
  • Погреб или подвязка

Зеленая дорожка

Слайд №23

Выберите тему: пунктуация, орфография.

Слайд №28

Расставьте запятые

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

Слайд №29

Вставьте пропущенные буквы.

Аист делает заря..ку-
То вприпры..ку, то вприся..ку.
Осьмино.. Надел перча..ки,
А тюлень удрал с площа..ки.
Пеликан ныряет ло..ко,
Вот что значит трениро..ка!
Рак зале.. На самокат,
Все вперё.., а он наза...

Красная дорожка.

Слайд№24

Выберите тему: ударение, орфография.

Слайд №25

Поставьте ударение в выделенных словах.

Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили.

Я мою руки. Мою руку взял доктор.

Ребёнок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм.

Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребёнка.

Слайд №26

Найди ошибки в тексте.

Ушло тёплое лето. прошла осинь. Выпал первый снек. Пришла зема. подули ветры холадом. Голые стаят диревя.

Слайд №27. 3 ступень.

Желтая дорожка.

Слайд №30.

Выберите тему: фразеологизмы, лексика.

Слайд №31.

Замени устойчивое выражение близким по значению словом.

  • Сидеть сложа руки
  • Как снег на голову
  • В час по чайной ложке

Слайд № 32.

Подбери к данным словам и выражениям синонимы с удвоенными согласными.

  • Специальность –
  • Обучение животных –
  • Асфальтированная дорога–
  • Популярная игра на льду –

Зеленая дорожка.

Слайд № 33

Выберите тему: приставки, состав слова.

Слайд № 34.

Вставьте в слова пропущенную букву з или с

...гущенное молоко

прекрасное ... доровье

...берегательная касса

...дание кинотеатра

...дешние жители

Слайд №35.

Исключите из цепочки лишние слова.

  • Рыбка, дубок, горка, норка
  • Тракторист, пианист, танкист, печник
  • Хвостище, глазоньки, усище, когтище
  • Шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр

Синяя дорожка

Слайд №36.

Выберите тему: фонетика, однокоренные слова.

Слайд№37.

В каких словах все согласные звуки твердые.

  • Варит
  • Скажешь
  • Смена
  • Картина

Слайд №38.

Какое слово лишнее.

  • Маленький, малявка, маляр, малыш
  • Гроза, грозный, гроздь, грозовой
  • Конница, конник, подоконник, конюшня
  • Лень, лентяй, лента, ленивец

Синяя дорожка.

Слайд №39.

Выберите тему: пословицы, имя существительное.

Слайд №40.

Отгадай пословицу по двум словам.

  • Свет - тьма
  • Встречают - провожают
  • Погибай - выручай

Слайд №41.

Определи падеж существительного кот.

У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый 
кот.
Мышь осталась без хвоста
Вырываясь от 
кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к 
коту.
Крыса старая и та, 
Видя грозного 
кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с 
котом.
Там дрожит и в темноте,
Вспоминая о 
коте.

Слайд № 42. 4 ступень

Зеленая дорожка.

Слайд №43.

Выберите тему: лексика, шарады.

Слайд №44.

Лексика.

  • Широкий –
  • Твёрдый –
  • Старый –
  • Скучный –
  • Бесполезный –
  • Неряшливый –

Первые буквы новых слов, если их прочитать по вертикали, составят слово.

Слайд №45.

Шарады. Отгадайте зашифрованные слова

  • Первое – предлог.
  • Второе – летний дом.
  • А целое порой
  • Решается с трудом.

Синяя дорожка.

Слайд №46.

Выберите тему: имя существительное, ударение.

Слайд №47.

Какое имя существительное обычно не употребляется во множественном числе

  • Холод
  • Ветер
  • Зной
  • Туман
  • Дождь

Слайд №48.

Поставьте ударение в словах-парах с одинаковым произношением

1). На двери замка
Нет замка.

2). И утром белка 
Из белка 
Ему взбивает гоголь-моголь.

3). Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку 
окуни,
Не бойся, это 
окуни.

Красная дорожка.

Слайд №49.

Выберите тему: пословицы, на смекалку.

Слайд №50.

Из данных слов составьте пословицы.

  • Один, семь, отрежь, раз, отмерь, раз.
  • Коню, не, в, дареному, зубы, смотрят.
  • Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.

Слайд №51.

Из букв слова образуйте новые слова.

  • ЛОЖА –
  • ТЬМА –
  • ПИОН –
  • УКОР –

Слайд №52. 5 ступень

Зеленая дорожка.

Слайд №53.

Выберите тему: предложение, на смекалку.

Слайд №54.

Придумайте предложение к схемам.

1)

2)

Слайд №55.

Из слов каждой строчки составьте новые. Используйте для этого их первые слоги.

  • Забор, гадкий, камера.
  • Кролик, ватрушка, каша.
  • Пояс, годность, какаду.

Красная дорожка.

Слайд №56.

Выберите тему: части речи, фонетика.

Слайд №57.

Образуйте от прилагательных глаголы с данными приставками.

  • Ясный – про...
  • Грязный – за...
  • Густой – с...
  • Чистый – о...

Слайд №58.

В каком ряду во всех рядах есть звук [к]

  • Композитор, вдруг, кисель
  • Кимоно, кишечник, прятки
  • Друг, очерк, корешок

Слайд № 59. 6 ступень.

Красная дорожка

Слайд №60.

Выберите тему: предложение, имя существительное.

Слайд №61.

Найдите главные члены предложения.

Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия.

Слайд №62.

Назовите данные слова в родительном падеже.

  • Сон
  • Шов
  • День
  • Отец

Музыкальная физкультминутка

3 этап – суперигра

Слайд №63

Команды разгадывают кроссворд (приложение 4)

Слайды №64, 65

Подведение итогов.

Награждение команд. Команда, набравшая наибольшее количество очков побеждает.

Рефлексия


Приложение 2

Л                                                                           Е

А                                                                           Н

Е                                                                           Г

Ш                                                                         Н

Ш                                                                         В

И                                                                          С

К                                                                          Я

Е                                                                          Н

В                                                                          Е

М                                                                         О

Н                                                                         Е

Е                                                                          С

У                                                                          К

Т                                                                          Р

Ш                                                                        Ш

Ь                                                                          Ь

А                                                                          О

И                                                                          Е

Л                                                                           Е

А                                                                           Н

Е                                                                           Г

Ш                                                                         Н

Ш                                                                         В

И                                                                          С

К                                                                          Я

Е                                                                          Н

В                                                                          Е

М                                                                         О

Н                                                                         Е

Е                                                                          С

У                                                                          К

Т                                                                          Р

Ш                                                                        Ш

Ь                                                                          Ь

А                                                                          О

И                                                                          Е

Л                                                                           Е

А                                                                           Н

Е                                                                           Г

Ш                                                                         Н

Ш                                                                         В

И                                                                          С

К                                                                          Я

Е                                                                          Н

В                                                                          Е

М                                                                         О

Н                                                                         Е

Е                                                                          С

У                                                                          К

Т                                                                          Р

Ш                                                                        Ш

Ь                                                                          Ь

А                                                                          О

И                                                                          Е

Приложение 4(1) Кроссворд

                                                                        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Приложение 4(1) Кроссворд

                                                                        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Приложение 4(1) Кроссворд

                                                                        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Приложение 4(2)

  1. На что делятся слова?                                                                                                                          
  2. Знак, который ставят над гласной произносимой с большей силой голоса?
  3. Какой член предложения отвечает на вопрос Кто? Что? И обозначает предмет?
  4. Из чего состоит наша речь?
  5. Из чего состоит предложение?
  6. Какая часть пишется перед корнем?
  7. Какие знаки нужны, чтобы написать слово?
  8. Какая часть слова находится между корнем и окончанием?
  9. Что обозначает имя существительное?
  10.  Бывает устная, а бывает и письменная?
  11.  Какая часть речи обозначает действие предмета?
  12.  Как  называется общая часть родственных слов?
  13. Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?
  14.  Какая часть речи пишется раздельно со словами?
  15.  Каким членом предложения бывает часть речи, обозначающая действие предмета?

Приложение 4(2)

  1. На что делятся слова?                                                                                                                          
  2. Знак, который ставят над гласной произносимой с большей силой голоса?
  3. Какой член предложения отвечает на вопрос Кто? Что? И обозначает предмет?
  4. Из чего состоит наша речь?
  5. Из чего состоит предложение?
  6. Какая часть пишется перед корнем?
  7. Какие знаки нужны, чтобы написать слово?
  8. Какая часть слова находится между корнем и окончанием?
  9. Что обозначает имя существительное?
  10. Бывает устная, а бывает и письменная?
  11. Какая часть речи обозначает действие предмета?
  12. Как  называется общая часть родственных слов?
  13. Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?
  14. Какая часть речи пишется раздельно со словами?
  15. Каким членом предложения бывает часть речи, обозначающая действие предмета?


Приложение 4(2)

  1. На что делятся слова?                                                                                                                          
  2. Знак, который ставят над гласной произносимой с большей силой голоса?
  3. Какой член предложения отвечает на вопрос Кто? Что? И обозначает предмет?
  4. Из чего состоит наша речь?
  5. Из чего состоит предложение?
  6. Какая часть пишется перед корнем?
  7. Какие знаки нужны, чтобы написать слово?
  8. Какая часть слова находится между корнем и окончанием?
  9. Что обозначает имя существительное?
  10. Бывает устная, а бывает и письменная?
  11. Какая часть речи обозначает действие предмета?
  12. Как  называется общая часть родственных слов?
  13. Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?
  14. Какая часть речи пишется раздельно со словами?
  15. Каким членом предложения бывает часть речи, обозначающая действие предмета?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 4-го класса

Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 4-го класса " In the World of Fairy Tales"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 3 класса

Мероприятие для обобщающего повторения материала по русскому языку учащимися 3 класса...

внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 2 класса

КВН по русскому языку с участием 2-х команд. Детям очень понравилось....

Сценарий внеклассных мероприятий по английскому языку для учащихся 2-3 классов

Данный материал представляет методические разработки двух мероприятий: "Путешествие на поезде Дружба" и "В гостях у Санта Клауса". Мероприятия можно проводить как на уроках, так и во внеурочное время,...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 4 класса "Говорим на русском языке"

Данное мероприятие можно проводить в 3-4 классах. Цели мероприятия:учить детей правильно ставить ударения в словах, меньше употреблять в своей речи слов "паразитов", а также уважать и любить свой родн...

Методическая разработка «Сценарии внеклассных мероприятий по английскому языку для учащихся 3-4 классов»

Методическая разработка «Сценарии внеклассных мероприятий по английскому языку  для учащихся 3-4 классов»...