Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 3 класса
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме
Мероприятие для обобщающего повторения материала по русскому языку учащимися 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_moy_russkiy.ppt | 213 КБ |
ru.yaz_.doc | 124 КБ |
zadaniya_r.ya_.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Люблю тебя, язык мой русский!
Фонетические загадки.
Одна буква.
Угадай - ка!
Искусство общения.
Восстанови стихотворение.
Скороговорки.
Загадка в загадке.
Конкурс капитанов.
Умники!
Предварительный просмотр:
КВН «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЯЗЫК МОЙ РУССКИЙ».
Цели:
- Расширять и углублять знания учащихся по русскому языку.
- Развивать самостоятельность учащихся, творческие инициативы.
- Воспитывать интерес к предмету.
Учитель: Сегодня мы собрались вместе в этом зале, ребята, чтобы поговорить о русском языке. Сегодня обычное утро начало рабочего дня, но с нашим одноклассником случилась вот какая история. (Голос за кадром…) В некотором царстве в некотором государстве, а именно в Красногорской СОШ №2 жил да был Матвей, обыкновенный ученик третьего класса. И мечтал Матвей о том, чтобы хоть разочек побывать ему царем. И вот однажды… Просыпается Матвей, а на нем – царская одежда. Матвей: Я ли это? (Щиплет себя.) Я! И, правда, царь! (Танцует.) Ой! Не опоздать бы в школу! Да я же – царь! И в школу мне теперь можно не ходить. Одноклассница Лиза: Матвей, Матвей, просыпайся! В школу опоздаешь! Ой, какой ты интересный, как будто царь! Матвей: Я и так царь! Одноклассница Лиза: Не выдумывай!. Я же знаю, что ты –Матвей, мой одноклассник, а не царь. Матвей: Я сказал – царь! Одноклассница: Ну ладно – царь, царь… Ну и сиди здесь, а я в школу побежала. Там Валентина Ивановна для нас что – то интересное приготовила(Голос за кадром.) Задумался Матвей. Можно в школу не ходить, да неучем не хочется остаться: все же первое лицо в Красногорском государстве. Матвей: Иностранные гости вдруг явятся, а я – неуч. Учиться я, конечно, буду! Да не хочется плохие отметки получать. Как же быть? А пусть меня учат девочки из нашего класса. А то они такие воображалы – всегда все знают. Пусть так и будет! Напишу-ка я указ! (Пишет) (Входят Глашатай и две девочки) Матвей:Эй, слушайте мой указ…(Подаёт глашатому. Глашатый зачитывает.) Глашатай: В некотором царстве, Красногорском государстве, Я, царь – самый умнейший и самый главнейший, назначаю своими учителями следующих подданных: Лизу Островскую и Ксюшу Долгую, – чтобы они учили меня уму – разуму. Матвей: Слыхали? А теперь приступайте к моему учению. Лиза: Мы будем вас, уважаемый царь, грамоте учить. Скажите, наисветлейший, как пишется ЧА – ЩА? Через А или через… Матвей (перебивая): Через Е. Лиза: Ой! Как это?! Матвей: А вот так: я не буду писать слово “чаща”, а напишу слово “лес”. Девочки (хором): Какой умный! Ксюша: А как пишется ЖИ – ШИ? Через И или Ы? Матвей: Я не буду писать это слово вообще! Ксюша: Почему? Матвей: Потому что слов на “жиши” в моей речи вообще нет! Девочки: Какой умный! Матвей: Хватит, хватит! Я устал и спать хочу! (Матвея засыпает, девочки снимают с него царские одежды и уходят). Одноклассница: Матвей, Матвей, просыпайся! Уже первый урок закончился… Матвей (просыпаясь, смотрит на часы). Ой! Проспал! (Голос за кадром) Проснулся Матвей обыкновенным мальчиком, посмотрел на часы и понял, что в школу на первый урок сегодня опоздал. Матвей: Что же я Валентине Ивановне скажу? Правду сказать, что я царем был, - не поверит, а врать как – то нехорошо. Лучше уж промолчу – пусть ругает. Да и на мероприятие по русскому языку я наверное опоздал.
Звучит запись песни “Чему учат в школе” Звенит звонок. (Голос Матвея) - Здравствуйте! Можно мне войти и сесть? (Голос учителя) - Здравствуй, Матвей! Как ты вовремя. А мы мероприятие по русскому языку уже начинаем. Ребята сейчас прочитают стихи о русском языке. Послушай их вместе со всеми.
Дети: Наш язык – язык труда и света, славный прекраснейший язык
Слушает с волнением планета
Русский замечательный язык.
2. Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша могуч. Ученица: Грамматика, грамматика, наука очень строгая, Учебник по грамматике, всегда беру с тревогой я. Она трудна, но без нее плохое было бы житье.
Не отправить телеграмму, и открытку не отправить!
Даже собственную маму, с Днем рождения не поздравить. Ученик: Учите русский – годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом. Ученик Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык. Ученик Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь. Ученик 3. Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства. Ученик Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком. Учитель: А как вы знаете русский язык? Предлагаю вам ребята поучаствовать в конкурсах. (Команды занимают места. Представление команд, жюри.) Учитель: А конкурсы непростые, справитесь с ними используя ваши знания, смекалку и находчивость.
1 Конкурс «Фонетические загадки»
1) Твист или вальс? Что танцевала девочка Пеппи – Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв. (Вальс.) 2) Илья Муромец или Алеша Попович? Кто из них “грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?” В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных. (Алеша.) 3) Мама или бабушка? Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове – отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки. (Бабушка.) 4)Пуфф или буфф? Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие. (Пуфф.) 5) Пулька или Пончик? Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? В имени – отгадке звуков меньше , чем букв. (Пулька.) 6) Кролик или Пятачок? Кто из них гадал на ромашке: “Любит, не любит, плюнет, поцелует”? В имени – отгадке все согласные звуки глухие. (Пятачок.)
2 Конкурс «Головоломки» 1. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфетку. (Ирис – ирис.)
2. Меня вы в сказке отыщите, Я в сказке Пушкина – герой. Но «Л» на «Н» лишь замените Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)
3 Конкурс «Один звук» В словах которые вам даны, замените один согласный звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот – так: корж – морж. (Ногти, лапка, зубы, галка, норка, клин, песок.)
4 конкурс «Угадай – ка!»
1). В каком времени года не «живёт» буква «Е»? А – лето Б – осень В – зима Г – весна 2) Что обозначает имя существительное? А – предмет Б – признак В – действие Г – признак предмета 3) С помощью чего человек выражает свои мысли? А – жестов Б – криков В – шипения Г – слов 4) Что значит сделать фонетический разбор? Разобрать по … А – звукам Б – составу В – значению Г – членам предложения 5) Как пишется слово крокодил? А – КРАКАДИЛ Б – КРОКАДИЛ В – КРАКОДИЛ Г – КРОКОДИЛ 6) Сколько в русском языке гласных букв? А – 9 Б – 10 В – 11 Г -12 7) Что называют главными членами предложения?
А – грамматическую основу Б –смысл предложения В – всё, кроме второстепенных членов Г – самое нужное 8) Кто был создателем первого славянского алфавита? А- Кирилл и Мефодий Б- Борис и Глеб В-Афанасий Никитин Г – Минин и Пожарский 9)Как называют в русском языке слова – близнецы? А – синонимы Б – омонимы В – антонимы Г – паронимы 10) Подлежащее и сказуемое могут быть: А – предложением Б – сложным предложением В – словосочетанием Г – второстепенными членами Ведущий: Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом, чётко произносить слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное - знать вежливые слова речевого этикета.
5 Конкурс « Искусство общения.» Ведущий: Мы сейчас покажем вам , как общаются между собой некоторые ученики. (Двое учащихся разыгрывают сценку для команд.) 1 ученик: - Ты сегодня собирался в кино? 2 ученик: - Ага! 1 ученик: - А билеты ещё не купил? 2 ученик: - Ага! 1 ученик: - Будешь покупать, купи мне. 2 ученик: - Ага! 1 ученик: - Зайти за тобой? 2 ученик: - Ага! Ведущий: То, что вы услышали – обрывок телефонного разговора. Предлагаю разыграть правильный диалог. В каждой команде выберите по 2 участника для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя вежливые слова. Выиграет команда, у которой диалог получится наиболее живой и интересный.
6 Конкурс «Восстанови стихотворение». Ведущий: А знаете ли вы о том, что в разговорном языке культурных людей, поэтов, писателей – от 15000 до 18000 слов? Великий А.С. Пушкин мог выразить свои душевные переживания имея в своём запасе 20000 слов! А сколько слов знаете? Попробуйте в каждой строчке поменять местами слоги так, чтобы получилось осмысленное стихотворение.
Вот мы дим- ви му – ма, А у мы – ма ло – мы. Ма –ма ет – мо му – ра, Бы – что то – чис ло – бы! ( Вот мы видим маму, А у мамы мыло. Мама моет раму, Чтобы чисто было.)
7 Конкурс. Оборудование: конверт со словами скороговорки. Вам необходимо в течение 2-х минут собрать «рассыпавшуюся» скороговорку, прочитать её правильно. Желаю успеха! Скороговорка: У У Тамары тараторки тридцать три скороговорки.
8 Конкурс «Поспевай – не зевай!»
- Сколько звуков в слове ЯМА? (4) - Какого цвета бывает тоска, скука? (зелёная) - Как написать слово МЫШЕЛОВКА пятью буквами? (кошка) - Словарное слово, которое обозначает название предметов домашнего обихода, сбежавших от Федоры. (посуда) - Японцы называют его «лошадью с распухшей спиной». Назовите слово и сколько слогов в этом слове. (верблюд) - Каких слов больше в русском языке (и почему): начинающихся на согласные или гласные? (Согласные.) - Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (азбука) - Как называется знак, которым рисуется на письме звук? (буква)
9 Конкурс «Умницы!» В тексте вставить пропущенные буквы. Прочитать его выразительно. Русский языке. Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу русского слова. Каждый должен хорошо знать русский язык, на котором говорят во многих странах мира. Он помогает дружить и жить в мире и дружбе.
10 Конкурс «В две колонки становись!» Команды получают карточку со словами: водник, водитель, водица, водительские, водолаз, водопой, вводный, водоросль, водомер. Команды должны быстро выбрать из карточки слова, родственные слову вода..
11 Конкурс «Загадка в загадке». Дети должны прочитать загадки, вставить в слова пропущенные буквы и написать отгадки.
По Полотняной стране, По реке Простыне, Плывёт парохо..., То наза…, то вперё… . А за ним такая гла … ь, Что и зыби не видать. (Утюг)
Через поле и л …есок Подаётся г ...л…сок, Он б…жит по пр…в…дам – Скажешь здесь, А слышно там. (Телефон)
12 «Конкурс капитанов» Отгадайте слово:
Его корень в слове писать, Приставка в слове рассказать, Суффикс в слове книжка, Окончание в слове вода. (Расписка)
Его корень в слове вязать, Приставка в слове замолчать, Суффикс в слове сказка, Окончание в слове рыба. (Завязка)
Учитель: Молодцы! Со всеми заданиями вы справились блестяще. А помог вам в этом – русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное. Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка. Сейчас представим слово жюри. Подведём итоги нашего конкурса. (Поведение итогов. Награждение.)
Ведущий предлагает команде – победительнице сфотографироваться на школьном сайте- презентации).
Дополнительный материал.
Игра на прощанье:
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “наоборот”
Скажу я слово ВЫСОКО
А ты ответишь НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО
А ты ответишь БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК
А ты ответишь ПОЛ
Скажу я слово, ПОТЕРЯЛ
И скажешь ты, НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС
Ответишь ты ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу
Ну, отвечай, КОНЕЦ!
Вступление
Учитель: Сколько хороших слов сказано о русском языке Константин Георгиевич Паустовский сказал: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Язык, на котором мы говорим. Красив и богат . На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку , живущему в России. Язык – это история народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью
Класс делится на 2 команды
За каждый правильный ответ – 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
“Приставки” Девиз: | “Существительные” Девиз: |
Ученик 1.
Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Ученик 2.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Ученик 4.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ученик 5.
Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
C докером французским,
С другом на кубинском берегу.
Ученик 6.
Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Задание 1
Каждой команде заполнить квадрат, чтобы получились слова.
|
| л | ь |
|
| л | ь |
|
| л | ь |
|
| л | ь |
(соль, моль, боль, роль)
Задание 2
Найти слова ,которые спрятались в слове ГРАДУСНИК
Конкурс для болельщиков
Раскрыть смысл выражений, которые называются крылатыми
Рукой подать (близко)
В час по чайной ложке (медленно)
Морочить голову (обманывать)
Во весь дух (быстро)
Прикусить язык (замолчать)
Засучив рукава (хорошо работать)
Задание 3
Что такое пословицы? Для чего они нужны?
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их:
- Век живи – ... (век учись).
- Ты ему слово, а ... (он тебе два).
- Когда больше двух, ... (говорят вслух).
- Язык мой – ... (враг мой).
- Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).
- Слово – серебро, а молчание – ... (золото).
- Делу время – ... (потехе час).
- Хочешь есть калачи – ... (не сиди на печи).
- Чего себе не хочешь, ... (того и другим не твори).
- Одно дело делаешь – ... (другого не порть).
Конкурс для болельщиков
Вопрос-ответ
- У кого глаза велики? (У страха.)
- Чем горю не поможешь? (Слезами.)
- Кого по осени считают? (Цыплят.)
- Что красит человека? (Скромность.)
- Чем не кормят соловья? (Баснями.)
- В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)
- Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)
- Что надо беречь смолоду? (Честь.)
Задание 4
Движение в танце называется “па”. Добавляя по 1 букве, составь цепочку слов со следующим значением
- вода в виде газа (пар)
- место отдыха (парк)
- искусственная прическа (парик)
- теплица (парник)
Задание 5. Учимся писать стихи
Участникам предлагаются опорные слова-рифмы: щенка – пока, помогите – найдите
Четверостишие должно получиться примерно такое:
У меня есть три щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите.
Заключение
– Пока жюри подсчитывает очки ,команды показывают инсценировку по стихотворению С.Маршака “Знаки препинания”
Учите русский- годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
(А. Ахматова)
– Как хочется, чтобы эти строки стали девизом всего нашего народа! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние.
Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль.
Предварительный просмотр:
- Твист или вальс?
В названии танца звуков
меньше, чем букв.
- Илья Муромец или Алёша
Попович?
В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.
- Мама или бабушка?
В слове – отгадке есть и звонкие, и глухие согласные
звуки.
- Пуфф или Буфф?
В кличке собаки все согласные звуки глухие.
5. Пулька или Пончик?
В имени – отгадке звуков
меньше, чем букв.
- Кролик или Пятачок?
В имени – отгадке все согласные звуки глухие.
НОГТИ
ЛАПКА
ЗУБЫ
ГАЛКА
НОРКА
КЛИН
ПЕСОК
- В какое время года не «живёт» буква «Е»?
А – лето В – зима
Б – осень Г – весна
- Что обозначает имя
существительное?
А – предмет В – действие
Б – признак Г – признак
предмета
- С помощью чего человек выражает свои мысли?
А – жестов В – шипения
Б – криков Г – слов
- Что значит сделать фонетический разбор?
Разобрать по …
А – звукам В – значению
Б – составу Г – членам
предложения
- Как написать слово …?
А – КРАКАДИЛ В – КРАКОДИЛ
Б – КРОКАДИЛ Г – КРОКОДИЛ
- Сколько в русском языке
гласных букв?
А – 9 В – 11
Б – 10 Г – 12
7) Что называют главными членами предложения?
А – грамматическую основу
Б – смысл предложения
В – всё, кроме второстепенных
членов
Г – самое нужное
- Кто был создателем первого
славянского алфавита?
А – Кирилл и Мефодий
Б – Борис и Глеб
В – Афанасий Никитин
Г – Минин и Пожарский
- Как называют в русском языке слова – близнецы?
А – синонимы В – антонимы
Б – омонимы Г – паронимы
- Подлежащее и сказуемое
могут быть:
А – предложением
Б – сложным предложением
В – словосочетанием
Г – второстепенными членами
___________________________________
Вот мы дим – ви му –ма,
А у мы – ма ло – мы.
Ма – ма ет – мо му – ра,
Бы – что то – чис ло –бы!
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вот мы дим – ви му –ма,
А у мы – ма ло – мы.
Ма – ма ет – мо му – ра,
Бы – что то – чис ло –бы!
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У ТРИ
ТАМАРЫ
ТАРАТОРКИ
ТРИДЦАТЬ
СКОРОГОВОРКИ
Ру…кий …зык.
Я люблю ру…кий …зык. На этих уроках мы уч…мся понимать
силу ру…кого слова.
Каждый должен х..р..шо знат.. ру…кий
..зык, на котором г..в..рят во многих странах мира. Он п..м..гает друж..ть и ж..ть в мире и дружбе.
По Полотняной стране,
По реке Простыне,
Плывёт парохо.. ,
То наза.., то вперё.. .
А за ним такая гла..ь,
Что и зыби не видать.
____________________
Через поле и л..сок
Подаётся г..л..сок,
Он б..жит по пров..дам –
Скажешь здесь,
А слышно там.
_____________________________________
Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.
____________________________________
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.
___________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"
Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....
внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 2 класса
КВН по русскому языку с участием 2-х команд. Детям очень понравилось....
Внеклассные мероприятия по русскому языку для учащихся со 2 по 4 класс
разработки внеклассных мероприятий...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 4 класса "Говорим на русском языке"
Данное мероприятие можно проводить в 3-4 классах. Цели мероприятия:учить детей правильно ставить ударения в словах, меньше употреблять в своей речи слов "паразитов", а также уважать и любить свой родн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса «СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА».
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса «СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА»....
Презентация внеклассного мероприятия по русскому языку во 2 классе «Знатоки русского языка»
Эта презентация является дополнением к внеклассному мероприятию по русскому языку во 2 классе «Знатоки русского языка»...