Урок русского языка для 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Мандражий Инна Юрьевна

Урок по теме "Обобщение знанй о глаголе" УМК "Школа 2100",  проводился в рамках краевого конкурса "Учитель года Кубани 2016".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx64.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока.

1. Самоопределение к деятельности. 

- Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со слов советского летчика – испытателя Валерия Чкалова. Прочитайте их.

СЛАЙД 2.  Слова записаны на доске:

«Если быть, то быть лучшим».

- Как вы понимаете это высказывание? (Это значит, надо стараться быть самым лучшим. Человек обязательно должен чего-то в жизни достичь.)

- В чем человек может быть лучшим? 

- А ученик? (Ученик должен учиться хорошо. Он должен всегда выполнять домашнее задание.)

- Поднимите руку, кому из вас нравится, если вас считают лучшим в спорте? В игре на музыкальных инструментах? В учебе?

- Попытайтесь сегодня на уроке русского языка показать себя с лучшей стороны, будьте активными, внимательными, старательными.

- Какую часть речи вы подробно изучаете в течение последних уроков?  (Глагол).

- Вы знаете о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные вам знания и закрепим ваши умения.

- В течение урока вы будете заполнять «карточку успеха». Отмечайте выполнение каждого задания знаком «+», если вы справились без ошибок, и знак «?», если у вас были ошибки.

Карточка успеха

№ 1

Самостоятельная работа с текстом

№ 2

Повторение об изменении глагола по временам

№ 3

Определение спряжения глаголов

№ 4

Работа в паре

2. Актуализация знаний и обобщение во внешней речи.

1) Упражнение в каллиграфии.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа

- Пропишите чередуя на следующей строке  е , и,  ш, ь

- На следующей сроке запишите, чередуя соединения  ешь    ишь

- Почему я предложила вам для написания эти соединения? (они встречаются на конце глаголов 2-го лица единственного число и являются орфограммой)

- На следующей строке запишите слова: беседуешь   сочиняешь   рассказываешь

- Все эти действия вы будете совершать сегодня на уроке.   

2) Составление устного рассказа о глаголе.

  • Я предлагаю вам продемонстрировать свое умение составлять учебно-научный текст.
  • Текст – это … (группа предложений, связанных по смыслу).
  • Наш текст на тему “Глагол”, и составить его вам нужно дополнив предложения

СЛАЙД 3.

-Глагол – это самостоятельная … (часть речи), которая обозначает  … (действие ) предмета.

- Глаголы отвечают на  … (вопросы что делает? что сделает?  что делал? что будет делать? и т.д.).

- Глаголы изменяются по … (временам, лицам, числам), а в прошедшем  времени … (по родам)

-Спряжение – это    (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем  и будущем времени).

-Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы… (что делать?  что сделать?)

-В предложении глагол чаще всего является   …   (сказуемым).

3. Повторение о роли глаголов в речи. 

 Самостоятельная работа с текстом.

- Скажите ребята, а для чего нужны глаголы в речи? (Глаголы придают речи динамичность, используются для передачи  действий,  движений, заставляют предметы оживать)

-Сейчас вы будите составлять текст. А о чем он вы узнаете, если отгадаете загадку.

СЛАЙД 4. (на экран проецируется слайд с картинкой весенней природы):

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет.
Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку...

-Да, это весна. Запишите название текста, добавив к слову «весна» глагол прийти в прошедшем времени.

-Составлять текст вы будете, используя КЛИШЕ (Клише – это фраза, выражение, составляемое по образцу)

- Перед вами листы – клише. Дополните  предложения, используя наиболее подходящий глагол из скобок, ставя его в нужную форму, вставьте   пропущенные буквы.

(звучит музыка П.Чайковского из цикла “Времена года” – “Март”). Самостоятельная работа.

С  з…мли  еще  (не)сош…л  сне…, а в душу уже___________________ (проситься, стучаться, заглядывать)  в…сна.

Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах.  

Д…рев…я  еще   (не)распустились, но уже  ж…вут   и _______________ (дышать, качаться, проснуться).

-Прочитайте.

- Какие красивые предложения, у вас получились.

- Какой это текст: текст-описание или повествование? (это текст-повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы)

После выполнения самостоятельной работы – самопроверка по эталону

СЛАЙД 5. (слайд с текстом проецируется на экран):

Весна пришла

С  земли  еще  не   сошёл  снег, а в душу уже  просится  весна.  Солнце  сияет, и лучи его  купаются  в лужах.  Деревья  еще   не  распустились, но уже  живут   и дышат.

- Оцените свою работу по данному заданию в «Карточке успеха»

СЛАЙД 6.                          ФИЗМИНУТКА для глаз (методика В.Ф.Базарного)

4. Включение в систему знаний и повторение

1) Повторение об изменении глагола по временам.

СЛАЙД 7.

- Глагол имеет три формы времени, которые показывают когда происходит действие.

-Что обозначают глаголы прошедшего времени? ( действие, которое происходило до момента речи

 -  При помощи какого суффикса чаще всего образуются? (л)

 - Что обозначают глаголы  в форме настоящего времени? (Действие , которое происходит сейчас в момент речи)

- Будущего времени? ( действие, которое  произойдет после момента речи

 - Я прочитаю вам, о чем говорят звери после долгой зимы.

1-й ряд записывает глаголы прошедшего времени, 2-й – настоящего, а 3-й будущего времени.

                Ёж : Я спал. Похудел.

                Белка: У меня много запасов. Так хорошо себя чувствую.

                Волк: Худо мне с такой едой. Увижу обед у пня, а обед как припустит от меня. Вот беда – быстроногая еда.

                Медведь: Слышу, каплет. В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода! Заливает! Не до сна.

пр.вр.                     н.вр.                             б.вр.

спал                      чувствую                    увижу

похудел               слышу                         припустит

пошарил              каплет

вскочил              заливает

СЛАЙД 8. Самопроверка по эталону на слайде.

- Оцените свою работу по данному заданию в «Карточке успеха»

- Зачем нам определять время глагола?

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое спряжение?

2) Повторение о спряжении глаголов.

СЛАЙД 9. - Что такое спряжение?  (Изменение глаголов  по лицам и числам в настоящем и будущем времени)

- Теперь вы сможете ответить на вопрос о том, зачем нужно уметь определять время глагола? (Чтобы понять спрягается глагол или нет. Если это глагол прошедшего времени, то он не спрягается)

- А зачем нам уметь определять спряжение? (Глаголы бывают первого и второго спряжения, от этого постоянного признака и зависит написание безударных личных окончаний)

СЛАЙД 11.

- При спряжении глаголов может быть один из вариантов окончаний (табличка на доске):

-у (-ю) 
-ешь (-ёшь)
-ет (-ёт) 
-ем (-ём) 
-ете (-ёте) 
-ут (-ют)

-у (-ю)
-ишь 
-ит
-им
-ите
-ат (-ят)

- Давайте поупражняемся в определении спряжения глаголов с ударными окончаниями. – Запишите в тетрадь глаголы выделите окончания  и определите их спряжение.

СЛАЙД 12.

 (Задание проверяется на интерактивной доске коллективно)

-Оцените свою работу по данному заданию в «Карточке успеха»

3) Повторение о правописании безударных личных окончаний глаголов.

1) Актуализация знаний.

- Почему вы легко справились с этим заданием? (Потому что окончания у глаголов ударные.)

- А что делать, когда окончание безударное? (Использовать алгоритм определения спряжения у глаголов с безударным окончанием).

- Давайте вспомним этот алгоритм.

СЛАЙД 13.

2) Работа в сотрудничестве (парная работа).

Карточка 1 уровня сложности:

I-й уровень – на карточке зелёного цвета – самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.

Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

Карточка 2 уровня сложности:

II-й уровень – на карточке  жёлтого цвета- сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим, а затем определить спряжение и вставить букву в окончание.

Под прямыми лучами солнца (______________) та…т снег.  (_______________)  Ве…т теплом. Мартовское солнышко  (_________________) буд…т природу.  Скоро высоко в небе (_______________) повисн…т жаворонок.

- Используя данный алгоритм, вставьте безударные окончания глаголов в тексте. Работая  на карточках в паре, проговаривайте алгоритм.

СЛАЙД 14.

Самопроверка по эталону.

1-й уровень: испытываем (I спр.), сбегает ((I спр.), обливает (I спр.), строит (II спр.).

2-й уровень: тает (I спр.),веет (I спр.),будит (II спр.), повиснет (I спр.).

- Оцените свою работу по данному заданию в «Карточке успеха»

5.Мотвировка на дальнейшее изучение глаголов.

- Какую часть речи мы сегодня повторяли?

- Как вы думаете, вы уже все знаете о глаголах?

- Предлагаю вам закончить фразы:

СЛАЙД 15.

Ты хочешь …  ….?.                            Мы хотим… … .

 - Определите спряжение глаголов хочешь и хотим. Что вас удивило? (глагол хочешь 1-го спряжения, а глагол хотим – 2 спряжения).

- Почему так происходит, что это за явление?  Вы еще не знаете. Об этом вы узнаете, когда будете изучать глагол в следующих классах.

- Поэтому не ставим точку в теме «Глагол», а ставим многоточие!

 6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

СЛАЙД 16.

- Обратимся к вашим карточкам успеха. Если у вас за все задания стоят знаки «+», значит вы успешно овладели знаниями по теме « Глагол». Если у вас есть хотя бы один знак «?», то вам необходимо еще потренироваться.

  • Скажите, кто достиг поставленной перед собой цели?
  • А теперь оцените  свою работу на уроке с помощью «Лесенки успеха» по следующим критериям:

СЛАЙД 17.

1 ступенька – есть ошибки, ничего не понял(а)

2 ступенька –есть ошибки, есть вопросы

3 ступенька – нет ошибок, есть вопросы

4 ступенька – нет ошибок, все понял (а)

  • Поднимите руку, кто поставил себя на первую ступеньку. Почему?
  • Кто на вторую или третью? Кто на четвертую? Объясните свою оценку.

7.Домашнее задание.

- Богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям с ними связанными. Возьмем хотя бы  весну. У нее есть в запасе много хороших слов, в том числе и глаголов. 

- Художники воспевали  весну в своих картинах. Поэты слагали о ней прекрасные строки.

Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

                           Ф.И. Тютчев

- И хотя трудно сказать лучше, но я верю, что вы найдете слова, которые также точно и ярко расскажут не только о наступлении весны, но и о чувствах, которые вызывает у вас  приход весны. А помогут вам глаголы.  

- Дома напишите мини-сочинение о весне, используя как можно больше глаголов. Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...