Урок русского языка для 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок по теме "Обобщение знанй о глаголе" УМК "Школа 2100", проводился в рамках краевого конкурса "Учитель года Кубани 2016".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 64.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока.
1. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со слов советского летчика – испытателя Валерия Чкалова. Прочитайте их.
СЛАЙД 2. Слова записаны на доске:
«Если быть, то быть лучшим».
- Как вы понимаете это высказывание? (Это значит, надо стараться быть самым лучшим. Человек обязательно должен чего-то в жизни достичь.)
- В чем человек может быть лучшим?
- А ученик? (Ученик должен учиться хорошо. Он должен всегда выполнять домашнее задание.)
- Поднимите руку, кому из вас нравится, если вас считают лучшим в спорте? В игре на музыкальных инструментах? В учебе?
- Попытайтесь сегодня на уроке русского языка показать себя с лучшей стороны, будьте активными, внимательными, старательными.
- Какую часть речи вы подробно изучаете в течение последних уроков? (Глагол).
- Вы знаете о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные вам знания и закрепим ваши умения.
- В течение урока вы будете заполнять «карточку успеха». Отмечайте выполнение каждого задания знаком «+», если вы справились без ошибок, и знак «?», если у вас были ошибки.
Карточка успеха | ||
№ 1 | Самостоятельная работа с текстом | |
№ 2 | Повторение об изменении глагола по временам | |
№ 3 | Определение спряжения глаголов | |
№ 4 | Работа в паре |
2. Актуализация знаний и обобщение во внешней речи.
1) Упражнение в каллиграфии.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа
- Пропишите чередуя на следующей строке е , и, ш, ь
- На следующей сроке запишите, чередуя соединения ешь ишь
- Почему я предложила вам для написания эти соединения? (они встречаются на конце глаголов 2-го лица единственного число и являются орфограммой)
- На следующей строке запишите слова: беседуешь сочиняешь рассказываешь
- Все эти действия вы будете совершать сегодня на уроке.
2) Составление устного рассказа о глаголе.
- Я предлагаю вам продемонстрировать свое умение составлять учебно-научный текст.
- Текст – это … (группа предложений, связанных по смыслу).
- Наш текст на тему “Глагол”, и составить его вам нужно дополнив предложения
СЛАЙД 3.
-Глагол – это самостоятельная … (часть речи), которая обозначает … (действие ) предмета.
- Глаголы отвечают на … (вопросы что делает? что сделает? что делал? что будет делать? и т.д.).
- Глаголы изменяются по … (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени … (по родам)
-Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
-Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы… (что делать? что сделать?)
-В предложении глагол чаще всего является … (сказуемым).
3. Повторение о роли глаголов в речи.
Самостоятельная работа с текстом.
- Скажите ребята, а для чего нужны глаголы в речи? (Глаголы придают речи динамичность, используются для передачи действий, движений, заставляют предметы оживать)
-Сейчас вы будите составлять текст. А о чем он вы узнаете, если отгадаете загадку.
СЛАЙД 4. (на экран проецируется слайд с картинкой весенней природы):
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет.
Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку...
-Да, это весна. Запишите название текста, добавив к слову «весна» глагол прийти в прошедшем времени.
-Составлять текст вы будете, используя КЛИШЕ (Клише – это фраза, выражение, составляемое по образцу)
- Перед вами листы – клише. Дополните предложения, используя наиболее подходящий глагол из скобок, ставя его в нужную форму, вставьте пропущенные буквы.
(звучит музыка П.Чайковского из цикла “Времена года” – “Март”). Самостоятельная работа.
С з…мли еще (не)сош…л сне…, а в душу уже___________________ (проситься, стучаться, заглядывать) в…сна.
Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах.
Д…рев…я еще (не)распустились, но уже ж…вут и _______________ (дышать, качаться, проснуться).
-Прочитайте.
- Какие красивые предложения, у вас получились.
- Какой это текст: текст-описание или повествование? (это текст-повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы)
После выполнения самостоятельной работы – самопроверка по эталону
СЛАЙД 5. (слайд с текстом проецируется на экран):
Весна пришла С земли еще не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Солнце сияет, и лучи его купаются в лужах. Деревья еще не распустились, но уже живут и дышат. - Оцените свою работу по данному заданию в «Карточке успеха» |
СЛАЙД 6. ФИЗМИНУТКА для глаз (методика В.Ф.Базарного)
4. Включение в систему знаний и повторение
1) Повторение об изменении глагола по временам.
СЛАЙД 7.
- Глагол имеет три формы времени, которые показывают когда происходит действие.
-Что обозначают глаголы прошедшего времени? ( действие, которое происходило до момента речи
- При помощи какого суффикса чаще всего образуются? (л)
- Что обозначают глаголы в форме настоящего времени? (Действие , которое происходит сейчас в момент речи)
- Будущего времени? ( действие, которое произойдет после момента речи
- Я прочитаю вам, о чем говорят звери после долгой зимы.
1-й ряд записывает глаголы прошедшего времени, 2-й – настоящего, а 3-й будущего времени.
Ёж : Я спал. Похудел.
Белка: У меня много запасов. Так хорошо себя чувствую.
Волк: Худо мне с такой едой. Увижу обед у пня, а обед как припустит от меня. Вот беда – быстроногая еда.
Медведь: Слышу, каплет. В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода! Заливает! Не до сна.
пр.вр. н.вр. б.вр.
спал чувствую увижу
похудел слышу припустит
пошарил каплет
вскочил заливает
СЛАЙД 8. Самопроверка по эталону на слайде.
- Оцените свою работу по данному заданию в «Карточке успеха»
- Зачем нам определять время глагола?
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое спряжение?
2) Повторение о спряжении глаголов.
СЛАЙД 9. - Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени)
- Теперь вы сможете ответить на вопрос о том, зачем нужно уметь определять время глагола? (Чтобы понять спрягается глагол или нет. Если это глагол прошедшего времени, то он не спрягается)
- А зачем нам уметь определять спряжение? (Глаголы бывают первого и второго спряжения, от этого постоянного признака и зависит написание безударных личных окончаний)
СЛАЙД 11.
- При спряжении глаголов может быть один из вариантов окончаний (табличка на доске):
-у (-ю) | -у (-ю) |
- Давайте поупражняемся в определении спряжения глаголов с ударными окончаниями. – Запишите в тетрадь глаголы выделите окончания и определите их спряжение.
СЛАЙД 12.
(Задание проверяется на интерактивной доске коллективно)
-Оцените свою работу по данному заданию в «Карточке успеха»
3) Повторение о правописании безударных личных окончаний глаголов.
1) Актуализация знаний.
- Почему вы легко справились с этим заданием? (Потому что окончания у глаголов ударные.)
- А что делать, когда окончание безударное? (Использовать алгоритм определения спряжения у глаголов с безударным окончанием).
- Давайте вспомним этот алгоритм.
СЛАЙД 13.
2) Работа в сотрудничестве (парная работа).
Карточка 1 уровня сложности:
I-й уровень – на карточке зелёного цвета – самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
Карточка 2 уровня сложности:
II-й уровень – на карточке жёлтого цвета- сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим, а затем определить спряжение и вставить букву в окончание.
Под прямыми лучами солнца (______________) та…т снег. (_______________) Ве…т теплом. Мартовское солнышко (_________________) буд…т природу. Скоро высоко в небе (_______________) повисн…т жаворонок.
- Используя данный алгоритм, вставьте безударные окончания глаголов в тексте. Работая на карточках в паре, проговаривайте алгоритм.
СЛАЙД 14.
Самопроверка по эталону.
1-й уровень: испытываем (I спр.), сбегает ((I спр.), обливает (I спр.), строит (II спр.).
2-й уровень: тает (I спр.),веет (I спр.),будит (II спр.), повиснет (I спр.).
- Оцените свою работу по данному заданию в «Карточке успеха»
5.Мотвировка на дальнейшее изучение глаголов.
- Какую часть речи мы сегодня повторяли?
- Как вы думаете, вы уже все знаете о глаголах?
- Предлагаю вам закончить фразы:
СЛАЙД 15.
Ты хочешь … ….?. Мы хотим… … .
- Определите спряжение глаголов хочешь и хотим. Что вас удивило? (глагол хочешь 1-го спряжения, а глагол хотим – 2 спряжения).
- Почему так происходит, что это за явление? Вы еще не знаете. Об этом вы узнаете, когда будете изучать глагол в следующих классах.
- Поэтому не ставим точку в теме «Глагол», а ставим многоточие!
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
СЛАЙД 16.
- Обратимся к вашим карточкам успеха. Если у вас за все задания стоят знаки «+», значит вы успешно овладели знаниями по теме « Глагол». Если у вас есть хотя бы один знак «?», то вам необходимо еще потренироваться.
- Скажите, кто достиг поставленной перед собой цели?
- А теперь оцените свою работу на уроке с помощью «Лесенки успеха» по следующим критериям:
СЛАЙД 17.
1 ступенька – есть ошибки, ничего не понял(а)
2 ступенька –есть ошибки, есть вопросы
3 ступенька – нет ошибок, есть вопросы
4 ступенька – нет ошибок, все понял (а)
- Поднимите руку, кто поставил себя на первую ступеньку. Почему?
- Кто на вторую или третью? Кто на четвертую? Объясните свою оценку.
7.Домашнее задание.
- Богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям с ними связанными. Возьмем хотя бы весну. У нее есть в запасе много хороших слов, в том числе и глаголов.
- Художники воспевали весну в своих картинах. Поэты слагали о ней прекрасные строки.
Весенние воды
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Ф.И. Тютчев
- И хотя трудно сказать лучше, но я верю, что вы найдете слова, которые также точно и ярко расскажут не только о наступлении весны, но и о чувствах, которые вызывает у вас приход весны. А помогут вам глаголы.
- Дома напишите мини-сочинение о весне, используя как можно больше глаголов. Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...