Конспект урока "Сочинение – описание по картине И.И. Левитана «Март»"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кропочева Мария Сергеевна

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Сочинение – описание по картине И.И. Левитана «Март»

Цели урока: формировать умение составлять художественное описание природы на основе     пейзажной живописи (композиция, определение темы, настроение); способствовать развитию речи и творческого воображения, чувства прекрасного и интереса к живописи.

Планируемые результаты:                                                                                                                       

·        Предметные: учащиеся получат возможность научиться письменно излагать мысли, писать сочинение.

·        Личностные: понимать необходимость сотрудничества с учителем, понимать необходимость товарищеского сотрудничества.

 Тип урока: развитие речи, сочинение по картине.

 Оборудование: презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_sochinenie.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Сочинение – описание по картине И.И. Левитана «Март»

Цели урока: формировать умение составлять художественное описание природы на основе     пейзажной живописи (композиция, определение темы, настроение); способствовать развитию речи и творческого воображения, чувства прекрасного и интереса к живописи.

Планируемые результаты:        

  • Предметные: учащиеся получат возможность научиться письменно излагать мысли, писать сочинение.
  • Личностные: понимать необходимость сотрудничества с учителем, понимать необходимость товарищеского сотрудничества.

 Тип урока: развитие речи, сочинение по картине.

 Оборудование: презентация.

Этап урока.

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент.

Словесный: слово учителя; отвечать на вопросы.

1

Начинается урок.

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Ну-ка улыбнитесь,

Здравствуйте, садитесь.

- Давайте покажем друг другу, как должна лежать тетрадь, а как должен сидеть ученик, который внимательно слушает учителя.

− Начинаем урок развития речи и пусть он принесёт нам радость общения, а наши сердца наполнит тёплыми чувствами.

Приветствовать учителя. Слушать учителя.

Положительное отношение к урокам русского языка, формирование ценностных ориентаций.

Постановка учебной задачи и ее решение

Слов.: слово учителя; ответы на вопросы.

5

- Послушает стихотворение.

Ещё в домах пылают печки

И поздно солнышко встаёт,

Ещё у нас по нашей речке

Спокойно ходят через лёд.

Ещё к сараю за дровами

Не проберёшься напрямик,

И в садике под деревами

С метлою дремлет снеговик.

Ещё мы все тепло одеты-

В фуфайки, в ватные штаны.

А всё-таки весны приметы

Во всём, во всём уже видны.

 – Вы прослушали отрывок из стихотворения Е. Благининой.

- Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?

- Какие приметы весны видны в природе?

 − Куда бы мы сейчас ни бросили свой взгляд, везде видим, как весна преображает природу, слышим весенние звуки.

- Весна − необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается.

 − Природу можно изобразить по-разному. Поэты показывают это словами, композиторы музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. Но надо уметь понимать этот особый язык.

- Поэтому сегодня перед нами стоит задача научиться «читать» картину, понимать её содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками. Сегодня вы напишите сочинение по картине И.И. Левитана «Март».

Слушать учителя. Отвечать на вопросы.

Строить речевые высказывания.

Воспринимать информацию.

Решение частных задач

Слов.: слово учителя; ответы на вопросы.

Практ,: работа над картиной.

Слов.: слово учителя;

Слов.: ответы на вопросы;

Слов.: Строить речевые высказывания.

Слов.: слово учителя; ответы на вопросы.

Практ.: лексическая работа со словами.

Практ.: составление плана.

Слов.: ответы на вопросы, слово учителя.

18

Слово о художнике

− Исаак Ильич Левитан -  один из великих русских художников пейзажистов. Родился в 1860 году. Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился очень строго. За 25 лет написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения.

- Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Свою картину «Март» он написал в 1895 году.

Работа над картиной.

− А теперь попробуем представить, что мы входим в картинную галерею. Мы видим большую, занимающую чуть ли не всю стену картину.

- Всмотритесь в картину.

- Левитану посчастливилось запечатлеть неуловимое − подстеречь самые первые мгновения весны.

Беседа по содержанию картины

-  Расскажите, что вы видите на картине.

(Дом с крыльцом; лошадка, запряжённая в сани, деревья, снег, небо; скворечник, который сиротливо ютится на голых ветвях дерева и ждёт своих крылатых гостей, жильцов.)

-  На картине художник изобразил снег, сугробы, запряжённую в крестьянские сани лошадку. Что он хотел этим показать?

(Что зима ещё хозяйка природы.)

 − И всё-таки здесь чувствуется весна.

-  Какой день изобразил художник? (Тёплый, солнечный.)

 − Чем вы можете подтвердить это? (Солнечный свет на деревьях, на крыльце, на стене дома, тени от деревьев.)

-  Взгляните на небо. Какое оно? (Оно не просто голубое, оно какое-то чистое, прозрачное.)

-  Опишите снег, лежащий на земле. (Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным, на нём лежат тени и много следов.)

-  Что вы можете сказать про ком снега на крыше? (Он подтаял и скоро с шумом упадёт на землю.)

-  Какие краски являются главными на этом полотне?

(Три основных цвета использовал живописец в этом пейзаже − жёлтый, голубой и зелёный. Их разнообразные сочетания с добавлением белой краски создают сияющую гармонию.)

-  Обратите внимание на лошадь у крыльца. Что можете о ней сказать?

(Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот тёплый весенний день.)

-  Не смотря на состояние безмолвия и покоя, здесь можно обнаружить и следы невидимого присутствия человека. Что говорит об этом? (Открытая дверь; лошадка, которая смирно дожидается своего хозяина.)

-  Что бы вы могли там услышать?

(Весеннюю капель, крик птиц, шелест веток от тёплого ветерка.)

-  Если бы вы были композиторами, то какую музыку написали?

(Тихую, спокойную.)

Рассказ учителя по содержанию картины.

 На картине “Март” художник изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Снег еще лежит везде: перед домом, в лесу, на крыше крыльца. И люди еще ездят в санях. Но по всему уже видно, что идет весна. Снег осел. Стал плотным. На крыше крыльца он подтаял. И снежная глыба вот-вот соскользнет вниз. И цвет снега уже не такой, как зимой. Он стал серым, а на дороге смешался с землей, почернел и пропитался водой. Дом освещен яркими лучами весеннего солнца, отчего стена его кажется оранжевой. Небо высокое, в воздухе много света. У дома несколько белоствольных берез. Каждой веткой они тянутся к солнцу и теплу. Вдали виднеются темно-зеленые ели. От них ложатся на снег синие тени. Картина полна воздуха, солнца, движения.

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Речевая подготовка к сочинению

1. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

день (тёплый, весенний, солнечный)

небо (голубое, ясное, высокое, чистое, лазурное)

снег (рыхлый, мокрый, зернистый, ноздреватый)

деревья (стройные, хрупкие)

лошадь (усталая, рыжая)

2. Подберите глаголы к существительным.

 небо (сияет)

солнце (светит, греет, освещает)

капель (звенит, поёт, стучит, барабанит)

снег (оседает, тает, темнеет)

деревья (тянутся)

 3 . Подберите синонимы к словам:

 художник (автор, живописец)

картина (полотно, произведение)

создал (написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил)

Составление плана сочинения.

- Сколько частей будет в сочинении?

-  Как называются части? О чём они?

I. Вступление.

Как называется картина, кто автор, немного об авторе или истории создания картины.

II. Основная часть.

Описание картины.

III. Заключение.

Своё отношение к картине; чувства, которые она вызывает, основная идея.

- Как можно начать сочинение? (Передо мной картина известного русского художника …)

- Что будете описывать в основной части? (Небо, снег, деревья, лошадь.)

 - Как можно закончить? (Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство … от того, …)

(Я благодарен художнику, что ещё раз могу пережить чувство … при виде …) (Мне эта картина очень нравится, чувствуется, что художник любил русскую природу.)

Слушать учителя.

Смотреть картину.

Отвечать на вопросы.

Строить речевые высказывания.

Анализировать, делать выводы.

Слушать учителя.

Описывать картину.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Строить речевые высказывания.

Слушать

учителя.

Строить речевые высказывания.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Работать над словами.

Подбирать синонимы.

Подбирать глаголы к сущ.

Составлять план сочинения.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Написание сочинения

Прак.: писать сочинение.

15

− Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинения. Пишем на черновике. В вашем распоряжении много средств, чтобы сделать свою речь яркой и выразительной.

 Переписываем в тетрадь. Проверяем ошибки.

Писать сочинение.

Итог урока

Слов.: ответы на вопросы.

2

− Понравилось ли вам сочинять?

 − Кто хотел бы зачитать своё сочинение?

Ответы на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. "Сочинение – описание по картине И.И.Левитана « Золотая осень» (Происшествие в музее Осени)"

Урок проводится в игровой форме. Игровой сюжет: из музея похищена картина. Учащиеся представляют сыщику (ученику этого же класса) различные сведения о пропавшей картине. По этим признакам сыщик должен...

Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана "Март"

Материал представляет собой разработку урока по развитию речи по картине "Март". В конспекте также представлены работы детей 4 а класса....

конспект урока "Сочинение - описание картины И.И. Левитана "Март" 4 класс русский язык

Конспект урока "Сочинение- описание по картине И.И. Левитан "Март" 4 класс русский язык. В конкпекте представлен материал , который поможет провести урок - подготовить учащихся к написанию сочинения....

Сочинение – описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс.

Сочинение – описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс....

Сочинение - описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Сочинение - описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень»...