Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса
олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) на тему
Развивающие задания по русскому языку позволяют подготовить детей к олимпиадам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиада по русскому языку 2 класс | 29 КБ |
Олимпиада по русскому языку 2 класс | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС
- Напиши слово, которое состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы.
________________________________________________________________________
- Одинаковы ли эти предложения? Обведи правильный ответ.
Костя вёл брата за руку.
Костю вёл брат за руку. да нет
- Выбери слово, в котором есть только мягкие звуки:
а) Лебедушка в) Водитель
б) Сирень г) Житель
- Догадайся, какой корень пропущен в словах, и допиши эти слова.
____________ение, ___________ить, _____________еник,
____________итель, ____________еница, ____________ительница,
____________енический, ______________ительская.
- Подчеркни лишнее слово в каждой строке:
пара, парный, паровой
носильщик, носатый, поднос
лето, лететь, летний.
- Вставь, где это необходимо, разделительный ь.
Пол покрыт пыл…ю, а я мету и не пыл…ю.
- Напиши, как большой дом превратить в маленький?
_______________________________________________________________________
- Подчеркни строчку, в которой все имена существительные – одушевлённые.
Бабочка, девочка, машина
Кукла, лётчик, теремок
Корова, кенгуру, слоник
- Вставь, где надо, пропущенные буквы в слова:
Маш…на, ч…чело, ж…вотное, ч…йник, щ…тка, девоч…ка, ноч…ник.
- Подчеркни слова, которые неправильно перенесены:
Зме-я, гай-ка, ча-йка, субб-ота, групп-па, О-ля, ма-ши-на.
- Угадай слово и напиши его: смор1а.
______________________________________________________________.
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДА ПОЛ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (2 КЛАСС)
1. Как вы понимаете словосочетания:
О двух головах.
Палка о двух концах.
Рука об руку.
2 балла
Ключ к выполнению задания:
О двух головах – о неосмотрительно смелом человеке, рискующем жизнью.
Палка о двух концах – о том, что может кончиться и хорошо и плохо.
Рука об руку – вместе, дружно.
2. Напишите отгадки:
Он на вокзале есть всегда, Загадка эта нелегка:
К нему приходят поезда. Пишусь всегда через два К:
Двойное Р содержит он И мяч, и шайбу клюшкой бей,
И называется …… А называюсь я …..
Во мне два К, не забывайте, На большие расстояния
Таким, как я, всегда бывайте: Мчится он без опоздания,
Я точный, чистый и опрятный, Пишется в конце два С,
Иным же словом …. Называется …
4 балла
Ключ к выполнению задания:
Перрон, аккуратный, хоккей, экспресс.
3. Как вы объясните такую пару антонимов: новатор – рутинер.
2 балла
Ключ к выполнению задания:
Новатор – тот, кто вносит и осуществляет новые идеи, принципы в какой-либо области.
Рутинер – человек, лишенный чувства нового, противник прогресса, отсталый, не интересующийся новым.
4. Образуйте слова, где первой частью будут:
Теле-
Кино-
4 балла
Ключ к выполнению задания:
Телеведущий, телепрограмма и т. д.
Кинорежиссер, кинопрокат и т. д.
5. Из каждого слова каждой строчки возьмите по одному слогу (подчеркните его), образуйте и запишите новое слово:
Пластинка, картинка, павлин.
Сапоги, парашют, фантазия.
Косари, заморозки, летчик.
2 балла
Ключ к выполнению задания:
Пластилин, сарафан, самолет и т. д. (вариантов много).
6. Определите род имен существительных:
Рояль, мозоль, газель, табель, вуаль.
2 балла
Ключ к выполнению задания:
Рояль – м. р., мозоль – ж. р., газель – ж. р., табель – м. р., вуаль – ж. р.
7. Раскройте скобки и заключенное в них слово поставьте в нужной форме:
Купить несколько (простыня).
В углу стояло несколько (кочерга).
5 баллов
Ключ к выполнению задания:
Купить несколько простынь и (можно простыней).
В углу стояло несколько кочерег.
8. Вставьте пропущенные буквы.
Ч..рный ч..ртенок по берегу ш..л,
Ч..рный ч..ртенок ч..рнила наш..л.
Ж..лтенький ш..лковый бантик испачкал.
Вот вам с ч..ртенком такая задачка:
Вставьте все буквы для гласного звука,
Ч..рному ч..ртику будет наука.
5 баллов
Ключ к выполнению задания:
Чёрный чертенок по берегу шёл,
Чёрный чертенок чернила нашёл.
Жёлтенький шёлковый бантик испачкал…
Вот вам с чертенком такая задачка:
Вставьте все буквы для гласного звука,
Чёрному чертику будет наука.
ЗАНЯТИЕ 19
1. Закончите пословицы:
У кого что болит, тот о том и…
Где много слов, там…
Долго спать – с долгом…
Ехал бы воевать, да…
За все берется, да…
3 балла
Ключ к выполнению задания:
У кого что болит, тот о том и говорит.
Где много слов, там мало дела.
Долго спать – с долгом вставать.
Ехал бы воевать, да ленив вставать.
За все берется, да не все удается.
2. Отгадайте загадки:
1) Кто над нами вверх ногами?
2) Круглая, с хвостиком, а не мышь.
3) Лежит на земле: не закрасить, ни соскоблить, ни завалить.
4) Что растет без коренья?
5) Не живое, а на всех языках говорит.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
1. Муха. 2. Репа. 3. Тень. 4. Камень. 5. Эхо.
3. Что такое омонимы. Приведите примеры омонимов.
2 балла
Ключ к выполнению задания:
Произошло от греческого. Омонимы – слова, имеющие одинаковое звучание, но различное значение: например: три (число) и три! (повелительное наклонение от слова тереть).
4. Какие слова в словосочетаниях употреблены в переносном значении: бить тревогу; мобилизовать усилия школьников; фронт уборочных работ; в авангарде борьбы за мир; начать атаку на бесхозяйственность; ставить на новые рельсы; сцементировать коллектив; вирус недоверия?
5 баллов
Ключ к выполнению задания:
Бить тревогу; мобилизовать; фронт; в авангарде; атаку; рельсы; сцементировать; вирус.
5. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова.
2 балла
Ключ к выполнению задания:
Теплица, подвода.
6. Подберите синонимы к данным именам существительным:
Учитель –
Ученик –
Машина –
2 балла
Ключ к выполнению задания:
Преподаватель, школьник, автомобиль.
7. К каждому из данных слов добавьте по два прилагательных: одно в прямом, другое в переносном значении:
Руки, голова, язык, ночь, день, зима.
5 баллов
Ключ к выполнению задания:
Образец: Руки чистые, руки золотые.
8. А как правильно: идти по воду; идти по грибы?
3 балла
Ключ к выполнению задания:
Идти по воду; идти по грибы – присущи просторечию; литературное: идти за водой; идти за грибами.
9. Составьте из четырех слов предложение, в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Последовательность букв менять нельзя.
2 балла
Ключ к выполнению задания:
Образец: Солнце сéло за селó.
Варианты могут быть разные.
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (2 КЛАСС)
1. Найди среди четверостиший загадки:
Усатенько, Плачет киска в коридоре,
Мохнатенько, У неё большое горе:
Лапки мягоньки, Злые люди бедной киске
А коготки востры. Не дают украсть сосиски.
Кошенька, коток, В новой стене
Котя, серенький хвосток! В круглом окне
Приди, котик, ночевать, Днём стекло разбито,
Нашу деточку качать. За ночь вставлено.
2. Вспомни, к какому жанру относится каждое из записанных произведений, и запиши их названия на соответствующую строку:
С. А. Есенин «Задремали звёзды золотые».
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
И. А. Крылов «Слон и Моська».
«Русалочка».
«Илья Муромец и Святогор».
Сказка ____________________________________________
Былина ____________________________________________
Рассказ ____________________________________________
Басня ______________________________________________
Стихотворение______________________________________
3. Ответь на вопросы:
а) Какой известный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту, и компас?_______________________________________________
б) Каким обитателям сказочного мира мотыльки служат лошадками? _____________________________________________________________
в) Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Енси Баба, а как называем её мы?____________________________________________
4. Зашифрованное послание.
Цифра в углу каждой клетки указывает, какую букву из этого слова нужно взять.
Расположите нужные буквы по порядку, и вы сможете прочитать известное выражение.
1. сова | 2. дом | 1. бабочка | 3. бра | 5. замок | 4. роза |
3. лодка | 3. герб | 2. лук | 1. год | 3. печка | 2. венок |
3. яблоко | 2. зонт | 4. конверт | 3. звезда | 5. гамак | 5. пчела |
5. Соавторы. Найди наиболее подходящее в данном контексте слово и подчеркни его. За каждое совпадение с авторским текстом получаете очко.
Чужой мальчик (пошёл, побрёл, побежал) прочь, (стряхивая, счищая, вытирая) с костюмчика пыль, всхлипывая, (хлюпая, сопя, шмыгая) носом, время от времени оборачиваясь, качая головой и грозя жестоко разделаться с Томом в следующий раз, когда поймает его. Том отвечал (шутками, анекдотами, насмешками) и направился к дому, (счастливый, гордый) своей победой.
Но только он повернулся спиной к незнакомцу, тот запустил в него камнем и (попал, угодил) между лопаток, а сам (кинулся, бросился, заторопился) бежать, как антилопа. Том (мчал, гнался, нёсся) за изменником до самого дома и таким образом узнал, где живёт враг. Он постоял немного у калитки, вызывая врага на бой, но враг только строил ему (гримасы, рожи) в окне, а выйти не (захотел, пожелал, торопился). Наконец появилась мать врага, обозвала Тома гадким, испорченным, грубым мальчишкой и велела (уходить, убираться, исчезнуть) прочь. Он ушёл, но, уходя сказал, что будет (бродить, гулять, находиться) поблизости и подстерегать того мальчика.
Марк Твен («Приключения Тома Сойера»)
6. Строки стихотворения Николая Рубцова записаны вразброс.
«Собери» стихотворение, записав строки по порядку.
Коза
Ей навстречу попался народ. _________________________
И коза опустила глаза. _______________________________
Побежала коза в огород ______________________________
Побежала опять в огород. ____________________________
– Как не стыдно тебе, егоза? _________________________
А когда разошёлся народ, _____________________________
7. Закончи пословицу:
Семь раз отмерь – __________________________________.
С миру по нитке – __________________________________.
Волков бояться – ___________________________________.
Ученье – свет, а ____________________________________.
Один в поле ________________________________________.
8. Найди пару, вспомнив полное имя, фамилию или прозвище литературного героя.
Марья разбойник
Рики-Тики Лукойе
Огневушка Крузо
Мэри искусница
Карлик Тави
Жар Баба
Робинзон поскакушка
Оле Поппинс
Али Нос
Соловей птица
II ВАРИАНТ
1. Спиши, соединяя части «крылатого выражения»:
Льёт, как зеницу ока.
Беречь, как ножом отрезать.
Дрожать, как осенний лист.
Сказать, как из ведра.
Торопиться, как своих ушей.
Не видать, как на пожар.
2. Подбери синонимы к словам:
Красивый – ______________________
Вежливый – _____________________
Шалун – ________________________
Маленький – _____________________
3. Подбери антонимы к словам:
Смеяться – ______________________
Помогать – ______________________
Богач – __________________________
Голодный – ______________________
Спасти – ________________________
4. Ответь на вопросы:
а) Назови средство передвижения Бабы-Яги?
___________________________________________________
б) Чем может стать карета после полуночи?
___________________________________________________
5. Пробуем сочинять стихи. Вставь подходящие по смыслу слова так, чтобы получилось стихотворение.
Ледоход: лёд________________________.
Вышел на берег народ,
_____________, как река______________.
Лёд в кусочки _______________________.
Слова для справок: разбивает, идёт, играет, смотрит.
6. Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название сказочных предметов.
Сивка Алёша Ковёр Лягушка Винни Конёк Ванька Муми Иван Сорока | Встанька Горбунок самолёт царевич тролль Попович бурка путешественница Пух белобока |
7. Прочитай. Определи, каким жанрам художественных произведений соответствуют данные признаки.
а) Небольшой объём;
стихотворная форма; басня
изображение чувств и переживаний.
б) Небольшой объём;
герои-животные или
растения; о животных
говорится, как о людях; сказка
часто – стихотворная форма;
поучительность
(обычно выделяется мораль).
в) Наличие вымысла;
постоянные помощники; стихотворение
добро побеждает зло.
8. Прочитай тексты.
Определи, какому жанру Устного народного творчества соответствует каждый из них:
а) Спи, Алёнушка моя,
Спи, голубушка моя. дразнилка
Баю, баюшки, баю.
б) Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец, считалочка
Во дворце певец.
в) Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок, колыбельная
Голова с лоток.
г) Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит – выйди вон. загадка
ОЛИМПИАДА ПО МАТЕМАТИКЕ (2 КЛАСС)
1. Машенька рисовала котиков и раскрашивала их разными цветными карандашами: сначала голубым, потом красным, потом черным, потом желтым и так далее. Какого цвета будет семнадцатый котик?
3 балла
2. Логическое упражнение.
Подберите нужное слово:
Слагаемое – сумма
Уменьшаемое – …
Вычитаемое – …
Вычитание – …
Произведение – …
Разность – …
5 баллов
3. На заседании совета университета присутствуют 29 академиков, 12 из них имеют бороду, а 18 – усы. У трех академиков нет ни бороды, ни усов. Сколько академиков имеют и бороду, и усы?
Реши и изобрази графически решение.
4 балла
4. Петиного отца зовут Павел Иванович, а дедушку – Николай Семенович. Каково отчество Петиной мамы?
3 балла
5. Назовите самое маленькое целое число, которое делится на 2, 3 и 4.
2 балла
КАРТОЧКА 41
1. Настя села поиграть в компьютерную игру в 9 часов 30 минут утра, заигравшись, вспомнила, что не делала еще уроки. На часах было 3 часа 15 минут. А брат ухитрился просидеть за компьютером на 1 час 50 минут дольше, чем просидела Настя. Сколько времени просидел у компьютера брат Насти?
3 балла
2. Брусок собран из трех деталей. Каждая деталь состоит из четырех кубиков и окрашена в свой цвет. Как выглядит белая деталь?
4 балла
3. Внимательно прочитай ряд чисел и на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд:
8 7 6 5 4 3 ___ ___
9 9 7 7 5 5 ___ ___
8 2 6 2 4 2 ___ ___
5 9 13 17 21 25 ___ ___
22 19 17 14 12 9 ___ ___
4 5 7 10 14 19 ___ ___
12 14 13 15 14 16 ___ ___
24 23 21 20 18 17 ___ ___
18 14 17 13 16 12 ___ ___
2 5 10 17 26 37 ___ ___
21 18 16 15 12 10 ___ ___
3 6 8 16 18 36 ___ ___
5 баллов
4. В одном ряду 8 камешков на расстоянии 2 см один от другого. В другом ряду 15 камешков на расстоянии 1 см один от другого. Какой ряд длиннее?
1 балл
5. На книжной ярмарке продали в первый день 8700 книг. Это на 1800 книг больше, чем во второй день. Всего за три дня продали 24500 книг. Сколько книг продали в третий день?
4 балла
КАРТОЧКА 42
1. Родительский комитет купил на покраску пола в классе 4 банки краски, по 3 кг в каждой, длина класса 8 м и ширина 6 м. Хватит ли краски, если на 1 кв. м идет 250 г ?
4 балла
2. В кинотеатре «Россия» 2 зала вместимостью по 947 человек. А в кинотеатре «Авангард» 3 зала вместимостью по 625 человек. В каком кинотеатре больше собирается зрителей и на сколько, если, конечно, в зале аншлаг?
5 баллов
3. В каждом ряду попытайся найти пропущенные числа.
3, 9, 7, 13, 11, 17, 15, ___, 19;
1, 2, 4, __, 16, 32;
1, 2, 5, 10, 11, 14, __, 20, 23;
8, 2, 7, 3, 6, __, 5, 5, 4 ;
1, 2, 3, 6, 7, 14, 15, 30, __, 6;
9, 18, 10, 20, 12, 24, __, 32, 2;
3, 10, 5, 12, __, 14, 9, 16;
7, 14, 6, 12, 4, 8, __, 6;
24, 32, 16, 24, 12, __, 10, 18;
2, 5, 4, 10, 6, 15, __, 20, 10, 25;
15, 8, 16, __, 18, 11, 22, 15;
4, 9, 16, __, 36, 49;
28, __, 29, 35, 30, 34, 31, 33;
73, 1, 64, 2, 55, 4, __, 8;
39, 7, 34, 10, __, 13, 24, 16.
4 балла
4. Для спортивного выступления параллель учащихся первых классов построилась в 4 ряда так, что в первом ряду стояло 2 человека, а в каждом следующем на 2 человека больше, чем в предыдущем. Сколько детей стояло в 4 ряду?
5 баллов
5. На уроке математики ученики 2 класса решали пример:
70 : ( 7 + 7).
Катя сначала сложила числа в скобках и задумалась при вычислении частного чисел: 70 : 14. Валя давно справилась с заданием и, скучая, заглядывала в Катину тетрадь.
– А я долго не думала. Посмотри, как я решила этот пример.
Катя посмотрела в её тетрадь и увидела следующую запись:
70 : ( 7 + 7) = 70 : 7 + 70 : 7 = 10 + 10 = 20.
Катя сообразила, что ответ у Вали неправильный. Какую ошибку при решении примера допустила Валя?
6 баллов
КАРТОЧКА 43
1. Четыре ученика собирали вместе макулатуру.
Один ученик собрал 120 кг.
Второй – на 1/4 меньше от количества собранного первым.
Третий ученик собрал на 1/4 больше от количества собранного первым.
А четвертый ученик заявил:
– По моему учету, все мы собрали вместе вчетверо больше, чем первый.
– А ты сколько собрал? – спросили у четвертого ученика.
После того, что сказано о количестве собранной макулатуры, вы легко подсчитаете, сколько собрал четвертый мальчик.
4 балла
2. Кирилл, получив пятерку в школе, домой бежал, прыгая через две ступеньки, он считал: «Один, два, три, четыре…» Когда ему нужно было сказать пять, то оказалось, что осталась одна ступенька. Сколько всех ступенек на лестнице?
3 балла
3. Начерти квадрат со стороной 5 см. Закрась 1/5 площади данного квадрата. Сколько квадратных сантиметров ты закрасил?
2 балла
4. Год основания Москвы 1147-й. Сколько лет исполнилось Москве в 2004 году?
1 балл
5. Запиши при помощи цифр 2, 4, 6, 7 все четырехзначные числа, не повторяя этих цифр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс
олимпиадные задания...
Олимпиадные задания по русскому языку 1 класс.
Олимпиада по русскому языку....
Олимпиадные задания по русскому языку.3 класс
Материал для проведения школьных олимпиад ....
Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс
Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс (школьный тур)...
Тестовые олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
Тестовые олимпиадные задания по русскому языку 4 класс....
олимпиадные задания по русскому языку 3 класс школьный тур.
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся ....
Олимпиадные задания по русскому языку 3 класс
Материал включает задания и ответы...