3 класс. Урок по развитию речи. Изложение повествовательного текста.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ситдикова Айсылу Раефовна

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: Подробное изложение текста повествовательного типа

Тип урока: комбинированный

Цели деятельности учителя:

- развивать умения пересказывать письменно текст по плану;

Планируемые результаты:

Предметные:

- научатся писать письменное изложение;

- научатся анализировать часть текста, выделять его главную мысль, озаглавливать часть, составлять план текста;

- получат возможность применить полученные теоретические знания на практике, в течение урока;

Личностные:

- развитие наблюдательности, речи;

- воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;

- развитие самостоятельности, инициативности в выборе решения.

Оборудование: презентация, учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izlozhenie_3_klass_shkola_rossii.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока по развитию речи

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: Подробное изложение текста повествовательного типа

Тип урока: комбинированный

Цели деятельности учителя:

  - развивать умения пересказывать письменно текст по плану;

  Планируемые результаты:

Предметные:

   - научатся писать письменное изложение;

   - научатся анализировать часть текста, выделять его главную мысль, озаглавливать часть, составлять план текста;

   - получат возможность применить полученные теоретические знания на практике, в течение урока;

Личностные:

   - развитие  наблюдательности, речи;

   - воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;

   - развитие  самостоятельности, инициативности в выборе решения.

Оборудование: презентация, учебник.

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

Сл: слово учителя

Пр.: запись в тетради

≈ 1  мин

- Здравствуйте! Присаживайтесь.

- Откройте тетради для творческих работ, запишите число, изложение.

Настраиваться на урок

Записывать число, тему урока

Л: эмоционально настраиваться на урок

2.

Мотивационный

Сл.: отгадывание загадки, ребуса

Сл.: ответы на вопросы

Работа с книгой: чтение

≈ 2  мин

- Отгадайте загадку:

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы

Он, мурлыча, песнь поет –

Только мышь его боится, угадали –это…? (Кот)

- Разгадайте ребус:

Петя, -Ух!

На слайде изображения кота и петуха.

- Предположите, как они могут жить друг с другом?

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем писать?

-Для того, чтобы подтвердить наши предположения об этих героях, прочитайте текст на с.56

- Какая тема текста?

Отгадывать загадку, ребус

Рассматривать иллюстрации

Определять главного героя

Читать текст в учебнике

сохранять учебную цель и задачу;

2.

Постановка учебной задачи

Работа с книгой: озаглавливание текста

Сл.: беседа по содержанию текста

Работа с книгой: определение части

Нагл.: рассматривание иллюстрации

Пр.: соотнесение части текста с иллюстрацией  

Сл: беседа по содержанию текста

Работа с книгой: составление плана

Сл.: беседа по содержанию

Работа с книгой: озаглавливание

Сл.: пересказ части

Работа с книгой: чтение части

Сл.: анализ части, ответы на вопросы

Пр.: опорные слова

Работа с книгой: пересказ

Сл.: чтение части

Сл.: отв. на вопросы, анализ части

Работа с частью: пересказ по опорам

1 мин

1 мин

1 мин

1-1,5 мин

1 мин

1 мин

1 мин

3 мин

3 мин

3 мин

1 мин

 - Как можно озаглавить данный текст? (Куры в саду, вкусная каша и  т.д.)

-запишите понравившийся заголовок.

- назовите главную мысль текста. (кот ходил как хозяин и сторож)

- Давайте определим, какой тип текста- повествование, описание или рассуждение?

Текст-повествование:

1. задача текста

Рассказать о каком –либо событии.

2. Вопросы к тексту

Что? Где? С кем происходит?

- С чего начинается текст?

- На сколько частей можно разделить этот текст?

- Посмотрите на иллюстрации.

На 1-ом рисунке, что мы видим? Где в тексте об этом говорится? В какой части об этом может говориться?

- С каких слов начинается? (однажды кот)

Каким предложением заканчивается часть? (они стали склевывать с тарелок кашу)

- Смотрим на 2 рисунок. Что на нем происходит?

Этот рисунок к какой части относится? Где она начинается? с каких слов?(Кот прокрался…)

Где заканчивается часть? (от петуха летели пыль и пух)

- К какой части относится 3 рисунок? (ко второй)

- Что на нем изображено? (мчался петух, а кот его бил передней лапой по спине)

- Где начинается последняя часть? С каких слов? (С тех пор…)

И заканчивается последним предложением.

Давайте с вами составим план.

Работа над частью.

- Прочитай первую часть. (1 ученик)

- О чем говорится в этой части? (о благородном поступке кота, о курах в саду)

- Что значит благородный?  (делать благо, добро)

- найдите слово, которое говорит о том, как куры попали в сад. (влезли)

- Что стали делать куры в саду? (склевывать кашу)

- Где стояла каша? (в тарелках на столе в саду)

- Озаглавьте эту часть. (Куры в саду)

- Посмотрите на опорные слова и на выделенные орфограммы. Давайте прочитаем вместе.

- Кто может пересказать часть по (опорным) словарным словам?

Опоры:  Однажды, совершил, благородный, влезли, склёвывать из тарелок

- Прочитай вторую часть текста.

- О чем говорится в этой части? (о том, как кот прокрался и наказал кур, как он побил петуха)

- Как можно озаглавить эту часть? (наказание и погоня)

- Найдите слово, которое говорит о том, как кот подошел к курам. (прокрался)

- Что сделали куры, когда кот прыгнул на стол? (взлетели с писком, бросились удирать)

- Что значит «удирать»?  Чем отличается от «убегать»?

- Что значит «мчатся»? (очень быстро передвигать) Кто мчался впереди? Что делал кот за петухом, прочитайте это слово. (нёсся)

- как вы понимаете это слово? (быстро бежал за петухом)

- Что делал кот с петухом? (бил передней лапой по спине, что от того летели у петуха пыль и пух)

- Посмотрите на опорные слова и на выделенные орфограммы. Давайте прочитаем вместе.

Опоры: прокрался, прыгнул, взлетели, удирать, впереди,  нёсся,  

- Кто может пересказать часть по (опорным) словарным словам?

- Переходим к работе над следующей частью.

- Прочитай третью часть текста.

- О чем говорится в этой части? (о том, как кот стал ходить как сторож и хозяин в саду и дома, а куры его боялись)

- Что говорит автор о курах? (опасались воровать)

- Чем закончилась эта история?

- Как можно озаглавить эту часть? (сторож)

- посмотрите на последнее предложение. Что вы увидели? (запятая перед союзом как)

Опоры: опасались, воровать, по дому и саду ,как хозяин и сторож.

- Кто может пересказать эту часть?

-С какого слова начинается каждый абзац?

1- Однажды кот…

2- Кот прокрался…

3-С тех пор…

Озаглавливание текста

Отвечать на вопросы; делать выводы;

Читать текст

Отвечать на вопросы

Рассматривать иллюстрацию к тексту

Анализировать текст

Определять часть текста

Рассматривать иллюстрацию к тексту

Отвечать на вопросы

Определять часть текста

Рассматривать иллюстрацию к тексту

Отвечать на вопросы

Определять часть текста

Составлять план текста

Отвечать

на вопросы

Озаглавливать часть текста

Пересказывать текст по опорам

Читать часть текста

Анализировать часть;

Отвечать на вопросы;

Пересказывать текст по опорам

Читать часть текста

Анализировать часть;

Отвечать на вопросы;

Пересказывать текст по опорам

Читать часть текста

Анализировать часть;

Отвечать на вопросы;

Пересказывать текст по опорам

Разбирать начало каждого абзаца

Уяснить значение каждого абзаца, выяснить, какой  абзац главный

способствовать формированию умения 

обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

сохранять учебную цель и задачу;

формулирование

выводов;  определение основной и

второстепенной инфо-рмации;

ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание).

К:  уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения,

3.

Физминутка

Пр.: упражнения

≈ 1-2 мин

- Повторяйте за мной движения.

Повторять движения за учителем

Л: установка на ЗОЖ

4.

Решение частных задач

Работа с планом: пересказ  по плану

Работа с книгой: чтение, изложение

Пр: письменное упр.

Сл.: чтение изложения, анализ изложения

≈ 3

Мин

1 мин

12 мин

1 мин

1 мин

- Перескажите текст по опорам (плану).

План:

  1. Куры в саду
  2. Наказание и погоня
  3. Сторож

- Прочитайте текст, закройте учебники, начинайте писать изложение. Пишем каждую часть с красной строки, также вам помогут план и слова на доске.

Учащиеся пишут изложение.

Учитель выслушивает 1-2 учеников у доски, остальные дополняют ответы учащихся.

- проанализируйте пересказ данного текста:

* Насколько полно было передано содержание текста?

* Насколько он был последователен?

* Какие ошибки были допущены?

Пересказывать текст по опорам

Писать изложение

Воспроизводить собственный текст

Исправлять ошибки

сохранять учебную цель и задачу;

уметь излагать свой текст,

5.

Итог урока

Сл.: отв.на вопросы

Рефлексия

≈ 3 мин

- Что мы сегодня сделали на уроке?

- какая задача стояла перед нами?

- Кто желает  прочитать получившиеся изложения?

- кому было трудно писать изложение?

- Кто совсем не справился?

- Молодцы! Урок окончен!

Читать текст изложения

Л: применять полученные в жизни, на других уроках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка 3 класс УМК "Школа России" Подробное изложение повествовательного текста "Горностай"

Презентация к уроку русского языка составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по программе УМК "Школа России" 3 класс...

Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

Презентация к уроку по развитию речи, к учебнику"Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г. 3 класс к упражнению 88 стр. 52....

3 класс. Конспект урока по русскому языку "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану".

Цели деятельности учителя: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.Планируемые результаты:Предметные:Знать содержание текста по плану,Знать тему и основную мысль текста...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Дата: 04.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...

Конспект урока русского языка "Подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений передавать содержание текста по составленному плану, развитие умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова.Пла...

Урок русского языка "Подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану" 3 класс

Тема: Подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.Цели деятельности учителя: способствование развитию умений анализировать текст, составлять пл...