«Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Яшина Надежда Георгиевна

Конспект урока по русскому языку по ПНШ 3класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

по ПНШ «Перспективная начальная школа» 3класс.

Тема: «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Цели:

1.создать на уроке ситуацию, помогающую открыть причины написания О и   Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц;

2.развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения и высказывания;

 3.развивать способность к анализу, планированию учебных действий;

4.подвести детей к формулировке правила написания окончаний существительных с основой на шипящий и ц в форме творительного падежа, обеспечить закрепление полученных знаний;

 5. развивать орфографическую зоркость, мышление, речь;

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Садитесь, ребята.

 - Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять пословицу:

       «Быть грамотным стремись и впросак не попадись»                                                                                      

  - Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ну, что ж, начинаем урок. Желаю удачи.        

II. Определение темы урока: 

-Над какой темой работали на прошлом уроке? Найдите название  тему в содержании.

-Прочитайте название следующей темы. Для чего я вас об этом спросила?

-Откроем страницу 57 учебника.

-Какие цели мы поставим на уроке?

(Научиться писать буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных)                            

III. Изучение нового материала

1)  Cтр.57 упр. 59  -Откройте обратный словарь на – Е. Какое окончание у всех слов с основой на –Ц? Стоит ли окончание под ударением, или оно безударное? А какое окончание у слов с основой на –Щ? В этих словах оно также безударное?

- А теперь откройте словарь на букву –О. Найдите в конце списка слова с основой на –Ц и –Ч. Какое окончание у этих слов? Является ли оно ударным? Какой вывод сделали?

2)  -Закончите формулировку правила (стр.57-58).

    -Я предлагаю понаблюдать: это правило подходит только для существительных начальной формы?

3) Стр.58 упр.60

-Откройте Обратный словарь на –Ц. Устно ставьте каждое слово в форму Т. п. ед. ч. Следите за тем, стоит ли окончание под ударением.

-Запишите в форме Т. п. ед. ч. все слова, в которых буква Е в суффиксе или корне не выделена синим цветом. Сколько таких слов в списке? А затем запиши 10 любых других слов из списка. Везде выделите окончания (проверка). Что вы заметили?

     -Для чего мы выполнили это упражнение?

-Молодцы! Вы справились с заданием

Карточка-правило (в парах)

В окончаниях имён существительных после _________________ букв    под ударением пишем ___, без ударения ______.

- Для чего  нужно знать это правило?

IV. Первичное закрепление.     

 Опираясь на правило предлагаю  (Самостоятельная работа)

Стр. 58, упр.60.  

 -Значения   каких слов вам не понятны?

Распредели слова  в 2 столбика. ( по вариантам)

        О                                                                      Е

-Поверяют консультанты, оказывают помощь

 По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).

-Проверка своего задания по эталону с доски.

- У кого нет ошибок? Молодцы.

VIРабота в группах.

Правила работы в группах. Кто забыл, посмотрите.  

Работаем дружно.

               Уважаем мнение товарищей.

                        Все мнения выслушиваем до конца.

Объединитесь в группы по 4 человека. Прочитайте задание. Чему вы будете учиться, выполняя эти задания? Какое правило будем помнить?

Замените словосочетания одним словом с основой на шипящий или ц, поставив существительные в Творительный падеж.

1, 4 группа:

1. суп со свёклой называется … /борщом/

2. небольшой берёзовый лес называют .. /рощей/

3. растение с мелкими белыми душистыми цветами в форме колокольчиков … /ландышем/

4. чёрную птицу, вестника весны … /грачом/

2, 5 группа:

1. доктора по-другому называют … /врачом/

2. картину, изображающую природу … /пейзажем/

3. приспособление для обливания мелкими струйками воды … /душем/

4. медицинское учреждение со стационаром … /больницей/

3, 6 группа:

1. тёмное облако, несущее осадки называют … /тучей/

2. зверька с длинными ушами и коротким хвостом … /зайцем/

3. дом для временного проживания приезжих … /гостиницей/

4. лёгкое непромокаемое пальто … /плащом/

VII. Проверка усвоенных знаний.

Контрольное оценочное задание

Упр.63. кривить душой - говорить неправду;

              показать товар лицом-   показать лучшие качества товара;

               бить ключом – проявлять большую активность;

              сидеть сычом – сидеть   надувшись, обидевшись, в одиночестве;

              не заманишь калачом – ничем не заманить, не заставить что-либо сделать.

-В каком падеже стоят имена существительные?

-Составьте и запишите предложение с одним словосочетанием.

VIII.  Рефлексия.

-Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

                 -Что вы узнали?

Дополни предложения: 

 Сегодня я узнал…

Было интересно…

                                                   Было трудно…

                                                   Теперь я могу…

    IX. Итог урока.

         -Вы хорошо сегодня поработали и дружно справились со своей задачей.

         -Большое спасибо за работу на уроке.

    X. Домашнее задание: Учебник: стр. 59 упражнение № 65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Написание букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

урок русского языка в 3 классе  в системно-деятельностном подходе УМК ПНШ...

Конспект урока русского языка Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять...

Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...

Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...

1. Урок русского языка УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных».

Урок русского языка  УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных&ra...

презентация "Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

презентация "Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"...

Конспект урока русский язык «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»(УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: Закрепить и обобщить знания учащихся о правописании «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]. По...