Урок руского языка «Правописание слов с разделительным «ь» и «ь» для показания мягкости согласных звуков на письме »
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

1. Конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект468.21 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя открытых уроков

Урок русского языка

Тема: «Правописание слов с разделительным «ь» и «ь» для показания мягкости согласных звуков на письме »

сканирование0004

Цели и задачи: формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к                                                                                    «живому» слову; развивать умение слышать звучащее слово, умение различать на письме  и на слух разделительный «ь» и «ь» - показатель мягкости; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак. Повторять с детьми правило употребления разделительного «ь». Развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: картинки зимних месяцев, следы, стихотворение, слова, картинка зимних забав, каждому ребёнку след в учебник, схема - разделительный «ь», домики и слова для них, домовёнок Кузя, карточки, красные и жёлтые кружки каждому, мордочки.

                                                               Ход урока

  1. Организационный момент. Создание психологического комфорта.

Ну-ка, проверь, дружок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Дети проверяют посадку, готовность к уроку.

- Сегодня у нас на уроке гости. Мы им очень рады. Постараемся порадовать наших гостей хорошими знаниями.

Открывают тетради. Записывают число, классная работа.

  1. Создание проблемной ситуации.

- За окнами закончилась зима, наступила ранняя весна, и погода непостоянная: то потепление, то резкое похолодание. От этого люди часто болеют. Я предлагаю сегодня на уроке укреплять не только знания по русскому языку, но и ваше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам укрепить здоровье. Заболело что-то – таблетку, заволновался – таблетку, забыл что-то – опять таблетку. Вы согласны со мной? Почему? А как вы предлагаете укреплять здоровье без лекарств? Давайте попробуем провести урок, используя ваши рекомендации.

III. Минутка чистописания.  

- Отгадайте  загадку:    Запорошила дорожки,

                                        Разукрасила окошки,

                                        Радость детям подарила

                                        И на санках прокатила. (Зима)

- Назовите зимние месяца. (Декабрь, январь, февраль.)                                   картинки

- Что общего в этих названиях? (ь.)

- Давайте пропишем Ь, но он будет не простой, а вот с таким элементом и точкой.

- 1 –

- Составьте красивое предложение по картинке с одним из месяцев, запишите его красиво и каллиграфически правильно.

IY.  Постановка учебной задачи.                                                                       на доске следы

- Чьи это следы? Откуда они взялись? Кто бы это мог быть? Может, разгадаем, когда выполним задание?

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Бродского и вставьте слова, подходящие по смыслу. Прочитайте, что получилось:

                                                                        Режут лёд … звеня,

                                                                        Словно … у меня.             на доске

                                                                        Я …лечу по …

                                                                        Не беда …упаду.

( Скольжу, коль, коньки, крылья, льду.)

- Прочитайте так, чтобы мы почувствовали, что вам нравится.

- А катание на коньках укрепляет здоровья? (Да.)

- Какие ещё зимние забавы ребят укрепляют здоровье?                                   картинка

- На какие две группы можно разделить слова? (Разделительный «ь» и «ь» - показатель мягкости.)

- Назовите слова, которые относятся к первой группе, а потом ко второй.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Разделительный «ь»  и «ь» - показатель мягкости.)

- Какие цели поставим на данный урок? (Учиться различать разделительный «ь»  и «ь»  показатель мягкости. Укреплять здоровье.)

Y. Повторение правила правописания.

- А что вы уже знаете о правописании разделительного «ь» и «ь» - показателя мягкости. Что у них общего? Чем отличаются? ( ь – не имеет звука, служит для обозначения  мягкости согласных и для разделения согласного с гласным, ь – стоит в середине или в конце слова.)

YI. Закрепление материала.

1.

     - Теперь мы, конечно, увидим, кто здесь наследил.

- Посмотрите вокруг. Не видно?

- Встаньте. Потянитесь на носочках, может, на шкафах?

- Может, в книге затаился?

- Откройте учебники на стр. 120.                  в учебнике спрятан след, на нём упр. 205 

- Прочитайте задание по учебнику.

- Вспомните правило посадки при письме.

- Запишите свои предложения.

- Чем интересны слова «муравьи» и «муравейник»? (однокоренные)

- Какой вывод можете сделать о правописании разделительного «ь»?                    схема

- Я начинаю волноваться. Кто же это наследил? Кто тайно присутствует у нас на уроке? Вы не подскажите, как снять волнение? (Глубоко подышать, улыбнуться, подбодриться.)

                                                                          - 2 –

     Физминутка.  «Обезьянка».

Один из учеников становится на время «обезьянкой». Дети повторяют все движения за ней. Шагает, руки поднимает, наклоны вперёд, назад, вправо, влево, приседания, прыжки.

  1. ученик из парты достаёт веник

- Чей это может быть предмет?

- Где он обычно находится? (В доме.)

- Веник – это залог чистоты и порядка в доме. В классе у нас чисто, на партах порядок. Наверно, наш тайный гость хочет подсказать, что он где-то рядом и скоро придёт. Давайте, выполним ещё одно задание.

- Перед вами два домика. Разнесите слова в нужный дом.               слова на карточках

Ливень, лью, шить, шитьё, свить, вью, отбить, бью, варить, варенье.

Дети записывают слова в два столбика.

   Ь 

Е Ё Ю Я И        

Ь

                


     Проверка.

При проверке разносят карточки к нужному домику с объяснением.

- Что ещё можно сказать о словах?

- Итак, что помогло вам различить знаки?

- Где в словах разделительный «ь» и «ь» - показатель мягкости?

шуршание

- Слышите, кто–то шуршит? Да это же домовёнок Кузя, друг Афонии, это его следы были на доске. Он очень любознательный и тоже хочет знать, как различить эти две буквы. Помогите ему. (Дети делают выводы о различии знаков.)

YII. Творческое задание.

Работа в парах.

- На листочках изобразите различие этих букв так, чтобы было легко запомнить и  объяснить. (Дети создают наглядное пособие.)

Разделительный «ь»

«ь» показатель мягкости

- Кузя вам очень благодарен. Он всё понял и запомнил, как различать эти две буквы.

                                                                          - 3 - 

Итог урока. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

- Достигли ли вы целей, которые ставили в начале урока?

- Кому было легко, всё понятно, прикрепите свой красный кружок к Кузиному на доске.

- Кому было трудно и необходима помощь, прикрепите жёлтый кружок.

- Нужны ли нам таблетки?

     - С каким настроением вы заканчиваете урок? Выберите.                               мордочки                                       

             

Домашнее задание.

С. 120 № 206.

Спасибо за урок. Урок окончен.

               

- 4-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения в правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме», 2 класс

Закрепление полученных учащимися знаний о разделительном ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме....

«Упражнения в правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме», 2 класс

Закрепление полученных учащимися знаний о разделительном ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука»

презентация по теме "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука" с физминуткой для глаз...

Открытый урок русского языка "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками" (с применением информационных технологий)

Задачи:закрепить  знания  о написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками;отрабатывать  навыки  написания изученных орфограмм  в словах;           ...

Конспект и презентация к уроку русского языка «Правописание слов с разделительным Ъ», 2 класс

Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока: развивать умение правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком.Задачи урока :Образовательные: • отработать навык правописания слов с ...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Данный урок построен в соответствии с ФГОС. В основу урока положена технология педагогической мастерской.На данном уроке развитие у обучающихся происходит через осознание своего места в мире и отношен...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе (УМК " Школа России") на тему "«Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком».

Презентация,на мой взгляд, может быть использована на уроке в качестве структуриющего и иллюстрационного компонента. Белый фон позволяет сконцентрировать внимание учеников, а анимационная составляющая...