№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия(УУД) | Средства обучения |
1 | Организацион-ный момент Мотивацион -ный настрой. Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
| – Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Организация рабочего места, настрой на работу | организация учебного места (Р) - внутренняя позиция школьника (Л) - планирование совместного сотрудничества (К)
| Учебник, тетрадь,ручка, карандаш проектор,экран |
2 | Самоопределение к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность
| Найди лишнее слово: Зелёный, ветер, вкусная, голубое.
-Какую часть речи продолжим изучать?
. | Ответы учеников: Ветер лишнее слово, так как это часть речи- имя сущ., а все остальные слова- имена прилагательн-ые.
-Имя прилагательное
| 1 слай
| Компьютер: 1 слайд
2 слайд |
3 | Актуализация знаний. Цель: организация подготовки обучающихся к открытию нового знания, выполнение пробного учебного действия и фиксация индивидуально- го затруднения | -Догадайтесь, о чём идёт речь. Запишите слова, распределив их в три столбика. -Последний месяц осени. (Ноябрь) -Плод яблони (Яблоко) -Часть суток от восхода до захода. (Ночь) - Родник. ( Ключ) - Это рисует художник. ( Картина) -Рама со стеклом. (Окно) - По какому признаку записали в три столбика?
- Как узнать род имени существительного?
Повторить изученные орфограммы в записанных словах.
_ |
Ответы детей: по родам существительного
1)-По словам: она-ж. р; он-м .р; оно- ср.р
Объясняют орфограммы |
| |
4 | Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности Цель: выявление и фиксация причины затруднения – конкретные знания, умения и способности, которые недостаёт для решения проблемы | -Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.
Зелён… лист, Зелён…. трава, Зелён…. платье
-Что вы заметили?
-Почему окончания имён прилагательных разные?
-Какой грамматический признак повлиял на изменение окончания прилагательного?
-Какой род у имени прилагательного в первом словосочетании?( во 2-м?, в 3-м ?)
-Мы сейчас определяли…. -У какой части речи?
-Сформулируйте тему урока.
-От чего зависит род имени прилагательного?
|
Списывают, вставляют окончания.
Ответ: окончания разные.
Ответ: Окончания имён прилагательных разные, потому что стоящие рядом имена существительные разного рода.
-Ответ: Род имени существительного
Ответ:в 1-м - м.р во 2-м—ж.р в 3-м- ср.р
Ответ: Род Ответ: У имени прилагательного
Ответ: Род имён прилагательных.
-Ответ: Род имени прилагательного зависит от стоящего рядом существительного
| - мотивационная основа учебой деятельности (Л) -извлечение необходимой информации (П) - формулирование и аргументация, выражение своих мыслей, учёт разных мнений (К) - волевая саморегуляция (Р) - учебно-познавательный интерес (Л) - контроль и оценка своей деятельности (Р) -постановка и формулирование проблемы (П) - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К)
| 2 слайд
Рабочие тетради
|
4 | Построение проекта выхода из затруднения Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий
| Прочитайте словосочетания. Если вы увидите, что то-то необходимо изменить в имени прилагательном, то измените и запишите новый вариант .Изменять имена существительные нельзя. После этого посоветуйтесь и если нужно, укажите своему товарищу на ошибку. Верная друг Лесное озеро Голубой небо Хороший книга
-Что повлияло на то, чтобы имя прилагательное изменилось?
-Во всех словосочетаниях надо менять окончание? Почему?
-Определите род имени существительного в 1-м словосочетании.(во 2-м, в 3-м, 4-м)
_ Какой род у имени прилагательного в 1-м словосочетании?( во 2-м, в 3-м. в 4-м)
-От чего зависит род имени прилагательного?
-Выделите окончания у прилагательных.
-Продолжи фразу: На уроке я узнаю…..
|
Выполняют задание
Стоящее рядом имя существительное.
Ответ: Во 2-м словосочетании не надо менять. Там окончание верно указано.
- Мужской род (ср.род Ср.род. Ж.род)
-Мужской род (ср.род Ср.род. Ж.род)
-От стоящего рядом существительного.
Выделяют окончания
Ответы детей:(как изменяются имена прилагательные; -от чего зависит род имени прилагательного; какие бывают окончания у имён прилагательных в м.роде, ж.роде, ср.роде)
| -
самоопределение (Л) - постановка познавательной цели (П) - планирование, прогнозирование (Р) - планирование учебного сотрудничества (К) |
3 слайд; Тетради
тетрадь; карандаш |
5 | Первичное закрепление с проговариванием Цель: решение типовых заданий на новый способ действия
Физминутка Цель: восстановление физических и духовных сил | Работа по теме урока. Работа по учебнику. Упр.124(с.72) («Цепочкой»)
-Назовите имена прилагательные.
-Назовите окончания имён прилагательных. Что вы заметили?
- От чего зависит окончание имени прилагательного?
-Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода.
-Прочитайте сведения о языке. -Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?
-Как определить род имени прилагательного?
Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
Поднимайте плечики Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)
|
(Называют имена прилагательные)
Ответ: Окончания имён прилагательных разные. Ответ: Окончание имени прилагательного зависит от существительного, с которым оно связано по смыслу.
(Называют окончания.)
(Читают правило)
-Ответ: По родам
Ответ: По роду имени сущ-ого, с которым оно связано. (Первичное закрепление новых знаний с проговариванием) (взаимопроверка усвоенного правила)
Выполняют соответствующие движения. | - контроль (Р) - учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П)
| Учебник Упр.124 ( с.72)
Учебник с 72 |
6 | .Самостоятель ная работа с самопроверкой по эталону Цель: самостоятельное выполнение заданий нового типа
|
Работа по учебнику. Упр.127(с.74)
- Запишите по памяти загадки. Подчеркните имена прилагательные, укажите их род и выделите окончания. - Проверьте выполненную работу. -Прочитайте имена прилагательные. Назовите их род и окончания. -Как определить род имени прилагательного? - | Дети самостоятельно выполняют упражнение.
(Письмо по памяти)
Самопроверка
Ответ: Род имени прилагательного нужно определять по роду имени существительного, стоящего рядом | волевая саморегуляция (Р) - использование общих приёмов (П) - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)
| Учебник Упр.124 ( с.72) тетради |
7. Включение в систему знаний и повторение Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению новых норм |
К нам сегодня пришло в гости солнышко. Выберете каждый свой лучик и выполните задание, тогда наше солнышко вам улыбнётся. (На лучиках записаны оценки и соответствующие к ним задания.) На 3: Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных. Д…ждливая погода, жареный к…ртофель, белый лебедь, вкусное какао, молодое дерево, летуч… мыш…, горяч… в…да. На 4: Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных, выдели окончания имён прилагательных Детск… комната, золот… кольцо, весен… утро, смел… поступок, весенн… погода, смел… решение, добр… утро, дальн… поле.) На 5: Составь словосочетания из групп слов. Запиши полученные словосочетания. Определи род имён прилагательных Золот..,, высок., горяч.. любим…, син…, молод…, жарен… | Кольцо, лента, дерево сказка, море
шоколад, картофель, вода, утро. |
|
|
Дети выбирают задания по своему уровню. | использование общих приёмов, знаково-символических средств (П) - планирование учебного сотрудничества (К) - оценивание усваиваемого содержания (Л)
| Рисунок солнышка с лучами; тетради |
.8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: соотнесение цели учебной деятельности и результата
Подведение итогов урока.
Домашнее задание
| -Составьте словосочетания: Вкусн…. ( конфета, яблоко, пирог)
- В каком роде стоит имя прилагательное в 1-м словосочетании ?( во 2-м,в 3-м?) -От чего зависит род имени прилагательного?
-Какое окончание у имени прилагательного в ж.р, (м.р. ср.р?)
-Что нового узнали на уроке?
- Как определить род имени прилагательного?
-Ребята, преодолели ли вы затруднения? - Какой вид работы вам понравился? -Какие трудности возникли?
Продолжи фразу: - На уроке я узнал… - На этом уроке я похвалил себя за… -Сегодня я сумел…
Оцените свою работу на уроке.
Выставление оценок за работу на уроке.
Упр.126(с.73),правило знать
- Урок окончен! Спасибо за работу на уроке! |
| ( Составляют словосочетания)
Ответ: в 1-м -ж.р во 2-м -ср.р в 3-м -м.р
Ответ: Род имени прилагательного зависит от стоящего рядом имени существительного. Называют окончания.
( Ответы детей: -узнали, что имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам;
-По роду имени существительного.
(Ответы детей)
На шкале успеха ставят себе отметку 1-я ступенька- «Я не понял» 2-я ступенька –« Я понял, но не всё» 3-я ступенька- «Мне всё понятно»
( Записывают задание в дневник)
| - внутренняя позиция и самооценка (Л) - контроль и оценка результатов (П) - формулирование и аргументация своего мнения (К)
| 5 слайд тетради
Рисунок шкалы успеха «Лесенка» |