Урок письма и развития речи в 4 классе коррекционной школы 8 вида по теме: Родственные слова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель: обучающиеся углубят свои знания и умения в определении родственных слов
Задачи :
образовательные: Упражнять обучающихся в умении выделять корень в родственных словах и подбирать однокоренные слова; развивать умение анализировать слова сходные по написанию и различные по значению;
коррекционно - развивающие : способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; развивать мыслительные операции, мелкую моторику рук учащихся.
воспитательные: воспитывать уважительное отношение к труду;
Тип урока: закрепление знаний
Технологии: разноуровневого обучения, здоровьесберегающая, использование активных методов обучения, ИКТ
Метод: закрепления и повторения
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, ученические ноутбуки, программное обеспечение Русский язык 2 класс Л.Ф. Климова (Корень-главная часть слова. Однокоренные родственные слова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma_i_razvitiya_rechi_v_4_klasse.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: письмо и развитие речи
Тема: Родственные слова
Цель: обучающиеся углубят свои знания и умения в определении родственных слов
Задачи :
образовательные: Упражнять обучающихся в умении выделять корень в родственных словах и подбирать однокоренные слова; развивать умение анализировать слова сходные по написанию и различные по значению;
коррекционно - развивающие : способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; развивать мыслительные операции, мелкую моторику рук учащихся.
воспитательные: воспитывать уважительное отношение к труду;
Тип урока: закрепление знаний
Технологии: разноуровневого обучения, здоровьесберегающая, использование активных методов обучения, ИКТ
Метод: закрепления и повторения
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, ученические ноутбуки, программное обеспечение Русский язык 2 класс Л.Ф. Климова (Корень-главная часть слова. Однокоренные родственные слова)
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коррекционная работа |
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке | -Долгожданный звонок- Начинается урок Проверь дружок Готов ли ты начать урок Всё ли в порядке Книжка. Ручка и тетрадка - Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их, подарим им свои улыбки. | Обучающиеся зрительно осматривают рабочее место, переключая внимание на педагога | Эмоциональный положительный настрой |
Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся | - Начнём наш урок. Внимание на доску (лес, лесок, лесник) - Что это за слова? - Какие слова мы называем родственными? (Правило) - Сегодня на уроке мы продолжим работу с родственными словами. Будем тренироваться в подборе и образовании родственных слов, выделять в них корень. - Сегодня наш урок пройдёт в саду. В саду не обычном, а словесном. (На доске четыре силуэта деревьев.) - Посмотрите, какой некрасивый и невзрачный этот сад. -Мы должны сегодня с вами так потрудиться, чтобы он стал зелёным | Дают общее понятие словам Рассказывают правило | Коррекция планирующей функции мышления Коррекция познавательной деятельности |
Проверка домашнего задания.
Цель: Цель: проверить уровень выполнения работы. Стр.171 упр.10 | - В домашнем задании вы как раз и подбирали родственные слова к слову труд. - Назовите эти слова (труд, трудиться, трудовой) -Какой в этих словах корень? - А ещё, что в них общего? - В домашнем упражнении вам предлагалось ответить на вопрос: «Почему труд называют корнем жизни?». - Как, вы, на него ответили? | Зачитывают родственные слова к слову труд Правило Отвечают на вопрос | Коррекция диалогической речи, произвольного внимания |
Пальчиковая гимнастика Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму. | -Две сестрички, две руки, Рубят, строят, роют Рвут на грядке сорняки, И друг дружку моют. Месят тесто две руки- Левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая -Вспомним наше правило, при работе на уроке письма Если ручкой я пишу, не верчусь и не спешу Букву к букве аккуратно по линейке вывожу. | Обучающиеся выполняют упражнения с речевым сопровождением | Развитие мелкой моторики Коррекция речедвигательной памяти |
Актуализация знаний Цель: формирование умений и навыков обучающихся | Работа в тетради (записывается число и классная работа) Чистописание - С какого звука начинаются все слова в домашней работе, которые мы повторили? - Охарактеризуйте этот звук - Сегодня мы повторим написание этой буквы. Отгадывание загадок, которые начинаются на звук т -Принесла нам дождь плакучий эта грозовая…… туча -Ей бродить ничуть не лень Рядом с вами целый день. Стоит солнышку зайти, Как её вам не найти. ТЕНЬ - Придумайте слова, в которых встречаются этот звук
- Прочитаем пословицу в которой встречаются слова с этой буквой. «Труд кормит, а лень портит».
- Как, вы понимаете смысл этой пословицы? -Назовите слово с сомнительной согласной на конце слова - Прочитайте пословицу про себя, прочитаем её хором. - Напишите её по памяти. (Пословица записывается детьми по памяти, потом проверяется). | Записывают число, классная работа Проводят звукобуквенный анализ Записывают отгадки Объясняют пословицу Записывают по памяти Проводят самопроверку | Коррекция планирующей функции мышления Развитие мелкой моторики Коррекция зрительной памяти слухового восприятия Развитие навыков самоконтроля |
Упражнения в подборе и образовании однокоренных слов. | - Вот и пришла пора потрудиться в нашем саду.
- Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым, был он просто словом. Это слово, слово – корень, разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло: Стало много новых слов. (Раздаточный материал, дети составляют из слогов слова (Слова записываются на доске и в тетрадях). Сад, садовник, садовод, рассада, посадка. - Докажите, что это родственные слова. Выделите корень в этих словах. - Посмотрите, наше первое дерево стало зелёным (силуэт дерева зеленеет) Б)- А сейчас попробуйте составить родственные слова к слову гриб (слайд) (картинка гриба и окончание слова очек, ок, ник, ной, ная) (Учащиеся записывают слова в тетрадях, потом зачитывают их | Составляют индивидуально из слогов однокоренные слова Записывают в тетрадь, выборочно у доски Используя изображение предмета и окончание слов составляют родственные слова к слову гриб | Коррекция письма Коррекция зрительного и слухового восприятия |
4. Физминутка Цель: Снятие статистического напряжения ИКТ | Мы работали отлично. Отдохнуть не прочь сейчас. И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. | Выполняют физические упражнения | Снятие статистического напряжения |
Цель: вторичное воспроизведение материала, понимания и закрепление полученных знаний. | Исключение лишнего слова из группы родственных слов. - Попробуем и другие деревья сделать красивыми. - Найдите лишнее слово в каждой строчке. Объясните, почему оно лишнее. Если мы правильно выполним это задание, то наше дерево станет цветущим. Корень, корешок, коржи. Холод, холмик, холодок Семя, семечко, семья. Работа с учебником. - Чтобы красивым стало последнее дерево нам надо выполнить упражнение в учебнике. Стр. 168. упр. № 3. (Упражнение выполняется по группам: Гребнев С., Мунько А. делают 1,2,3 предложение, 1.2. группа всё упражнение, потом осуществляется взаимопроверка) -Вот и позеленело наше последнее дерево | Исключают лишнее слово из группы родственных слов Объясняют почему Читают, разбираем, Выполняют задание по группам | Развитие мышления, причинно-следственной связи Развитие орфографической зоркости |
Составление предложения по схеме. - Посмотрите, каким красивым стал наш сад. - Что с ним произошло? - В какое время года начинают цвести и зеленеть сады? - Давайте составим про наш сад предложение по схеме. I_________ __________ _________ _________ . - Сколько слов будет в нашем предложении? - Как, вы, догадались? - Кто уже придумал предложение? (Выслушиваются ответы детей, лучшее предложение записывается). Расцвёл весной наш сад. (Выделяются главные члены предложения). Работа с ноутбуками (программное обеспечение Русский язык 2 класс Л.Ф. Климова Корень-главная часть слова. Однокоренные родственные слова | Составляют предложение по схеме Запись и разбор находят предмет и действие предмета | Коррекция зрительной памяти слухового восприятия | |
Заключительная часть Оценивание детей ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. С. 173. № 12. | - Вот и подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо работали. Мы всё успели сделать. Вспомните, чем мы сегодня занимались? (Задание разбирается). | Отвечают на вопросы | Развитие самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи 3 класс коррекционной школы VIII "Деление слов на слоги" с презентацией.
Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока: Закрепить умения делить слова на слоги.Задачи: ОбразовательнаяЗакрепить знания детей о слоге.Закреплять умения детей дифференцирова...
Конспект урока письма и развития речи 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида
Конспект урока письма и развития речи4 специальный (коррекционный) класс VIII видаТема урока: Употребление предлогов в, под в речи.Тип урока: комбинированныйЦель: закрепить знания о предлога...
Рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс коррекционная школа 8 вида индивидуальное обучение
Рабочая программа для ученика 9 класса индивидуального обучения....
Урок письма и развитие речи для обучающихся коррекционной школы 8 вида 3 класс Тема: Согласование действий с названием предметов.
Цель: учащиеся углубят свои знания в согласовании слов-предметов и слов - действийЗадачи: образовательные: Уточнить знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названи...
Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов"...
Урок письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе на тему "Соединение слов предлогами"
Урок письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII видаТема: «Соединение слов предлогами»Цели: совершенствовать умение находить предлоги и писать раздельно с другими сл...
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Письмо и развитие речи» 3 класс коррекционная школа 8 вида
Контрольно-измерительные материалы по предмету "Письмо и развитие речи" в коррекционной школе 8 вида 3 класс...