Урок письма и развития речи в 4 классе коррекционной школы 8 вида по теме: Родственные слова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цимбалюк Марина Викторовна

Цель: обучающиеся углубят свои знания и умения в определении родственных слов

Задачи :

образовательные: Упражнять обучающихся в умении выделять корень в родственных словах и подбирать однокоренные слова; развивать умение анализировать слова сходные  по написанию и различные по значению;

коррекционно - развивающие :  способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; развивать мыслительные операции, мелкую моторику рук учащихся.

воспитательные: воспитывать уважительное отношение к труду;

Тип урока: закрепление знаний

Технологии: разноуровневого  обучения, здоровьесберегающая, использование активных методов обучения, ИКТ

Метод: закрепления и повторения

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, ученические ноутбуки, программное обеспечение Русский язык 2 класс Л.Ф. Климова (Корень-главная часть слова. Однокоренные родственные слова)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_i_razvitiya_rechi_v_4_klasse.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: письмо и развитие речи 

Тема: Родственные слова

Цель: обучающиеся углубят свои знания и умения в определении родственных слов

Задачи :

образовательные: Упражнять обучающихся в умении выделять корень в родственных словах и подбирать однокоренные слова; развивать умение анализировать слова сходные  по написанию и различные по значению;

коррекционно - развивающие :  способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; развивать мыслительные операции, мелкую моторику рук учащихся.

воспитательные: воспитывать уважительное отношение к труду;

Тип урока: закрепление знаний

Технологии: разноуровневого  обучения, здоровьесберегающая, использование активных методов обучения, ИКТ

Метод: закрепления и повторения

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, ученические ноутбуки, программное обеспечение Русский язык 2 класс Л.Ф. Климова (Корень-главная часть слова. Однокоренные родственные слова)

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

  1. Организационно-подготовительный

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке

-Долгожданный звонок-

Начинается урок

Проверь дружок

Готов ли ты начать урок

Всё ли в порядке

Книжка. Ручка и тетрадка

-  Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их, подарим им свои улыбки.

Обучающиеся зрительно осматривают рабочее место, переключая внимание на педагога

Эмоциональный положительный настрой

  1. Основной

Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся

-  Начнём наш урок.

Внимание на доску (лес, лесок, лесник)

-  Что это за слова?

-  Какие слова мы называем родственными? (Правило)

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с родственными словами.

Будем тренироваться в подборе и образовании родственных слов, выделять в них корень.

- Сегодня наш урок пройдёт в саду. В саду не обычном, а словесном. (На доске четыре силуэта деревьев.)

- Посмотрите, какой некрасивый и невзрачный этот сад.

-Мы должны сегодня с вами так потрудиться, чтобы он стал зелёным

Дают общее понятие словам

Рассказывают правило

Коррекция планирующей функции мышления

Коррекция познавательной деятельности

Проверка домашнего задания.

 

Цель: Цель: проверить уровень выполнения работы.

Стр.171 упр.10

- В домашнем задании вы как раз и подбирали родственные слова к слову труд.

- Назовите эти слова (труд, трудиться, трудовой)

-Какой в этих словах корень?

- А ещё, что в них общего?

- В домашнем упражнении вам предлагалось ответить на вопрос: «Почему труд называют корнем жизни?».

- Как, вы, на него ответили?

Зачитывают родственные слова к слову труд

Правило

Отвечают на вопрос

Коррекция диалогической речи, произвольного внимания

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

-Две сестрички, две руки,

Рубят, строят, роют

Рвут на грядке сорняки,

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки-

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая

-Вспомним наше правило, при работе на уроке письма

Если ручкой я пишу, не верчусь и не спешу

Букву к букве аккуратно по линейке вывожу.

Обучающиеся выполняют упражнения с речевым сопровождением

Развитие мелкой моторики

Коррекция речедвигательной памяти

          Актуализация знаний

Цель: формирование умений и навыков обучающихся

Работа в тетради (записывается число и классная работа)

Чистописание

- С какого звука начинаются все слова в домашней работе, которые мы повторили?

- Охарактеризуйте этот звук

- Сегодня мы повторим написание этой буквы.

Отгадывание загадок, которые начинаются на звук т

-Принесла нам дождь плакучий эта грозовая…… туча

-Ей бродить ничуть не лень

Рядом с вами целый день.

Стоит солнышку зайти,

Как её вам не найти.     ТЕНЬ

  - Придумайте слова, в которых встречаются этот звук

       

       - Прочитаем пословицу в которой встречаются слова с этой буквой.

      «Труд кормит, а лень портит».

     

        - Как, вы понимаете смысл этой пословицы?

         -Назовите слово с сомнительной согласной на конце слова

       - Прочитайте пословицу про себя, прочитаем её хором.

       - Напишите её по памяти.

        (Пословица записывается детьми по памяти, потом проверяется).

Записывают число, классная работа

Проводят звукобуквенный анализ

Записывают отгадки

Объясняют пословицу

Записывают по памяти

Проводят самопроверку

Коррекция планирующей функции мышления

Развитие мелкой моторики

Коррекция зрительной памяти слухового восприятия

Развитие навыков самоконтроля

Упражнения в подборе и образовании однокоренных слов.

-  Вот и пришла пора потрудиться в нашем саду.

 

-  Как-то много лет назад посадили странный сад.

Не был сад фруктовым, был он просто словом.

Это слово, слово – корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло:

Стало много новых слов. (Раздаточный материал, дети составляют из слогов слова

 (Слова записываются на доске и в тетрадях).

Сад, садовник, садовод, рассада, посадка.

- Докажите, что это родственные слова.  Выделите корень в этих словах.

- Посмотрите, наше первое дерево стало зелёным (силуэт дерева зеленеет)

Б)- А сейчас попробуйте составить родственные слова к слову гриб (слайд) (картинка гриба и окончание слова очек, ок, ник, ной, ная)

(Учащиеся записывают слова в тетрадях, потом зачитывают их

Составляют индивидуально из слогов однокоренные слова

Записывают в тетрадь, выборочно у доски

Используя изображение предмета и окончание слов составляют родственные слова к слову гриб

Коррекция  письма

Коррекция зрительного и слухового восприятия

      4. Физминутка

Цель: Снятие статистического напряжения ИКТ

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выполняют физические упражнения

Снятие статистического напряжения

Цель: вторичное воспроизведение материала, понимания и закрепление полученных знаний.

Исключение лишнего слова из группы родственных слов.

- Попробуем и другие деревья сделать красивыми.

- Найдите лишнее слово в каждой строчке. Объясните, почему оно лишнее. Если мы правильно выполним это задание, то наше дерево станет цветущим.

        Корень, корешок, коржи.

        Холод, холмик, холодок

        Семя, семечко, семья.

Работа с учебником.

- Чтобы красивым стало последнее дерево нам надо выполнить упражнение в учебнике. Стр. 168. упр. № 3.

(Упражнение выполняется по группам: Гребнев С., Мунько А. делают 1,2,3 предложение, 1.2. группа всё упражнение, потом осуществляется  взаимопроверка)

-Вот и позеленело наше последнее дерево

Исключают лишнее слово из группы родственных слов

Объясняют почему

Читают, разбираем,

Выполняют задание по группам

Развитие мышления, причинно-следственной связи

Развитие орфографической зоркости

Составление предложения по схеме.

- Посмотрите, каким красивым стал наш сад.

- Что с ним произошло?

- В какое время года начинают цвести и зеленеть сады?

- Давайте составим про наш сад предложение по схеме.

I_________    __________    _________    _________ .

- Сколько слов будет в нашем предложении?

- Как, вы, догадались?

- Кто уже придумал предложение?

(Выслушиваются ответы детей, лучшее предложение записывается).

Расцвёл весной наш сад.

(Выделяются главные члены предложения).

Работа с ноутбуками (программное обеспечение Русский язык 2 класс Л.Ф. Климова Корень-главная часть слова. Однокоренные родственные слова

Составляют предложение по схеме

Запись и разбор находят предмет и действие предмета

Коррекция зрительной памяти слухового восприятия

Заключительная часть

 Оценивание детей

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 С. 173.  № 12.

- Вот и подошёл к концу наш урок.

Вы очень хорошо работали. Мы всё успели сделать.

Вспомните, чем мы сегодня занимались?

 (Задание разбирается).

Отвечают на вопросы

 Развитие самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи 3 класс коррекционной школы VIII "Деление слов на слоги" с презентацией.

Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока:  Закрепить умения делить слова на слоги.Задачи: ОбразовательнаяЗакрепить знания детей о слоге.Закреплять умения детей дифференцирова...

Конспект урока письма и развития речи 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида

Конспект урока письма и развития речи4 специальный (коррекционный) класс VIII видаТема урока: Употребление предлогов в, под в речи.Тип урока: комбинированныйЦель: закрепить знания о предлога...

Урок письма и развитие речи для обучающихся коррекционной школы 8 вида 3 класс Тема: Согласование действий с названием предметов.

Цель: учащиеся углубят свои знания в согласовании   слов-предметов и слов - действийЗадачи: образовательные: Уточнить знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названи...

Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов"...

Урок письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе на тему "Соединение слов предлогами"

Урок письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII видаТема: «Соединение слов предлогами»Цели: совершенствовать умение находить предлоги и писать раздельно с другими сл...

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Письмо и развитие речи» 3 класс коррекционная школа 8 вида

Контрольно-измерительные материалы по предмету "Письмо и развитие речи" в коррекционной школе 8 вида 3 класс...