Рабочая программа по предмету "Письмо" 4 класс 8 вид
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры «Согласовано» Утверждено начального образования Зам. директора по УВР приказом №_____
Протокол №_______ ________/ ../ « »_________ 2014 г.
Руководитель кафедры: «____»_________2014г.
_________/ /
« » __________ 2014г.
Рабочая программа
по письму для обучающегося 4 класса
индивидуального обучения (8 вида)
Составитель:
Ахматдинова Ильсияр Раисовна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
2014 год
1. Пояснительная записка
На основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г., составлена рабочая программа по письму для 4 класса – 8 вид У.О., авторской программы Воронковой В.В. М.:«Просвещение», 2011год, 8 вид.
Цели и задачи курса.
Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
- вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
- учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
- формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
- воспитывать интерес к родному языку.
2. Общая характеристика учебного предмета
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Особенности занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв.
При обучению письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Письмо» изучается в 4 классе- 68 часов ( 2 часа в неделю, 34 учебных недель)
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения грамоте является осмысление (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека;
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека.
Для умственно отсталого школьника эти занятия являются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, как и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции. Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому упражнения следует строить в такой последовательности, чтобы в начале были задействованы именно длинные мышцы, т. е. задания даются на больших листах бумаги, более крупные и в тетради с большой клеткой и строкой.
Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках: ладони вверх или вниз, одновременно или попеременно; сгибание или разгибание пальцев рук, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой; сжимание и разжимание в кулачок. Специальные упражнения для держания карандаша, правильное держание карандаша или ручки.
Упражнения для подготовки руки к письму:
- обведение по шаблону или трафарету предметов, знакомых детям, их раскрашивание;
- рисование знакомых предметов и их раскрашивание;
- обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала;
- рисование геометрических фигур и похожих на них предметов и раскрашивание;
- рисование геометрических фигур по клеткам ( по ориентировочным точкам, по тонким линиям – обводка);
- рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным линиям и точкам);
- обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;
- составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разными цветами;
- рисование по точкам линий, палочек: прямые, наклонные по ориентирам;
- соединение палочек в разных сочетаниях;
- орнамент из геометрических фигур.
Подготовка к написанию букв (элементы букв):
- наклонные палочки короткие и длинные;
- палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);
- овалы: о;
- полуовалы;
- петелька вверху и внизу;
- элементы буквы: Е;
- палочки с закруглением вверху и внизу: Г и др..
Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, напоминающие образы букв: а, у, в, т, п:
- печатание букв по трафарету, раскрашивание;
- обводка шаблонов и их раскрашивание.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных требование;
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
Освоить роль ученика;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
Знакомить с профессией учитель.
Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка)
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
Определить план выполнения заданий на уроках письма под руководством учителя;
Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: буквы, счётные палочки, круги синего, красного, зелёного цвета;
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике под руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать буквы по их основным признакам, находить общее и различие с помощью учителя;
Группировать буквы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других;
Предметные результаты:
Учащийся должен уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- плавно читать по слогам слово;
- отвечать на вопросы по иллюстрациям к тексту;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
6. Содержание учебного предмета «Письмо»
68ч (по 2 часа в неделю)
Повторение пройденных звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (и-ш, о- а), пространственным расположением элементов (б-д). а так же трудные по начертанию (з-к).
Звуки и буквы
Соотнесение звука и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различие.
Слово
Слог как часть слова. Перенос части слова при письме ( с помощью учителя). Слова со стичением двух согласных, деление данных слов на слоги.практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это? что делает? Большая буква в именах людей и кличках животных.
Предложение
Построение простого предложения:
- составление предложений по вопросу, картинке, на тему предложенную учителем (запись с помощью учителя);
- списывание предложений, вставка пропущенных слов в соответствии с данными картинками;
- написание большой буквы в начале предложения и точка в конце предложения;
- упражнения в списывании рукописного и печатного текста.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности ученика. Формы обучения: практические занятия, использование яркого доступного наглядного материала. Методы обучения: рассказ, беседа, работа с книгой, наблюдение, исследования, просмотр экранных пособий, практическая работа, дидактические игры.
7.Учебно- тематическое планирование и основные виды деятельности учащегося
№п.п. | Название раздела программы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности в контексте ФГОС |
1. | ПОВТОРЕНИЕ. Предложение | 7 | Усвоение понятий рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Знакомство с гигиеническими правилами письма. Подготовка руки к письму. Выполнение разных типов штриховки. Обводка предметов по контуру, штриховка. |
2 | ЗВУКИ И БУКВЫ | 26 | Сравнивать строчную и заглавную букву. Писать и распознавать изучаемую букву. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине, углу наклона. |
3 | СЛОВО | 20 | Слог как часть слова. Перенос части слова при письме ( с помощью учителя). Слова со стичением двух согласных, деление данных слов на слоги, практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это? что делает? Большая буква в именах людей и кличках животных. |
4 | ПРЕДЛОЖЕНИЕ | 12 | Составление предложений по вопросу, картинке, на тему предложенную учителем (запись с помощью учителя); Списывание предложений, вставка пропущенных слов в соответствии с данными картинками; Написание большой буквы в начале предложения и точка в конце предложения; Упражнения в списывании рукописного и печатного текста. |
5 | ПОВТОРЕНИЕ | 3 | |
Всего | 68 |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- УМК Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2012. – 191с.
- Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2013.
Наглядные пособия
1.Касса печатных букв для демонстрации.
2.Разрезная азбука для учащихся.
3.Фишки для обозначения звуков - красные, синие, зеленые квадраты, кружки.
4.Полоски для обозначения слов, предложений.
5.Набор цветных карандашей.
6.Предметные картинки.
7.Сюжетные картинки (для составления предложений).
8.Магнитная доска.
9.Мягкие игрушки.
10.Раздаточный материал по темам: «Одежда», «Обувь», «Деревья, цветы, грибы, растения», «Инструменты, спортинвентарь», «Игрушки, предметы», «Люди, профессии», «Транспорт», «Насекомые, птицы».
11.Кубики «Сказки в картинках».
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовый | Минимальный |
Обучающиеся должны уметь: - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения; -анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, -устанавливать последовательность звуков в слове); -списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями; -писать под диктовку предложения и тексы (30-35 слов) Обучающиеся должны знать: -алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре. | Обучащиеся должны уметь: -составлять нераспространенные предложения; -устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя; -ставить знаки препинания в конце предложения после многократного интонационного повторения, и используя карточку-подсказку; -анализировать слова по звуковому составу (гласные, согласные, ударные, безударные, количество букв); -списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями; -писать под диктовку предложения и тексты после предварительной словарной работы; -ориентироваться в алфавите; находить слова в алфавитном порядке в словаре |
Система оценки достижения планируемых результатов предполагает оценку достижений личностных результатов, метапредметных результатов и предметных результатов. - система оценивания предметных результатов включает в себя: текущий контроль.
10. Календарно-тематическое планирование учебного материала по письму на 2014-2015 учебный год
по 2 ч в неделю - 68 ч
№ урока | Изучаемая тема | № | Тема урока | Количество часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1 | ПОВТОРЕНИЕ Предложение ( 7ч) | 1 | Практическое построение простого предложения. | 1 | ||
2 | 2 | Выделение предложений из текста. | 1 | |||
3 | 3 | Окончание как часть слова. | 1 | |||
4 | 4 | Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах | 1 | |||
5 | 5 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | 1 | |||
6 | 6 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 1 | |||
7 | 7 | Деление текста на предложения. | 1 | |||
8 | ЗВУКИ И БУКВЫ ( 26ч) | 1 | Алфавит. | 1 | ||
9 | 2 | Расположение слов в алфавитном порядке. | 1 | |||
10 | 3 | Гласные и согласные буквы. Мягкий знак на конце и в середине слова. Мягкий знак на конце слова. | 1 | |||
11 | 4 | Мягкий знак в середине слова. | 1 | |||
12 | 5 | Мягкий знак на конце и в середине слова. | 1 | |||
13 | 6 | Разделительный мягкий знак. Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. | 1 | |||
14 | 7 | Дифференциация слов с мягким знаком и разделительным ь. | 1 | |||
15 | 8 | Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |||
16 | 9 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |||
17 | 10 | Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику. | 1 | |||
18 | 11 | Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак. Мягкий знак на конце и в середине слова». | 1 | |||
19 | 12 | Работа над ошибками. | 1 | |||
20 | 13 | Гласные после шипящих Сочетание гласных с шипящими. | 1 | |||
21 | 14 | Закрепление. Гласные после шипящих. | 1 | |||
22 | 15 | Составление рассказа по плану и данным предложениям. | 1 | |||
23 | 16 | Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание на конце слова. | 1 | |||
24 | 17 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | |||
25 | 18 | Звонкие и глухие согласные в середине слова. | 1 | |||
26 | 19 | Способы проверки написания звонких и глухих согласных в середине слова. | 1 | |||
27 | 20 | Объяснение написания слов со звонким и глухим согласным. | ||||
28 | 21 | Упражнение в подборе проверочных слов путем изменения формы слова. | ||||
29 | 22 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. | ||||
30 | 23 | Написание письма и адреса. | ||||
31 | 24 | Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. | ||||
32 | 25 | Контрольный диктант (за II четверть) по теме «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные» | ||||
33 | 26 | Работа над ошибками. | ||||
34 | СЛОВО (20 ч0 | 1 | Названия предметов, действий и признаков. Слова, обозначающие названия предметов. Дифференциация слов по вопросам кто? что? | |||
35 | 2 | Дифференциация слов, обозначающих один или много предметов. | ||||
36 | 3 | Изменение слов, обозначающих предмет, по вопросам. | ||||
37 | 4 | Работа со словами синонимами. | ||||
38 | 5 | Название действий. Изменение слов по вопросам. | ||||
39 | 6 | Работа со словами антонимами. | ||||
40 | 7 | Выделение в тексте слов, обозначающих название предметов и их действий. Правильное их согласование. | ||||
41 | 8 | Название предметов и действий. Правильное их согласование. | ||||
42 | 9 | Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира». | ||||
43 | 10 | СЛОВО Названия предметов, действий и признаков. Слова, обозначающие названия предметов. Дифференциация слов по вопросам кто? что? | ||||
44 | 11 | Дифференциация слов, обозначающих один или много предметов. | ||||
45 | 12 | Изменение слов, обозначающих предмет, по вопросам. | ||||
46 | 13 | Работа со словами синонимами. | ||||
47 | 14 | Название действий. Изменение слов по вопросам. | ||||
48 | 15 | Название предметов и действий. Правильное их согласование. | ||||
49 | 16 | Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира». | ||||
50 | 17 | Название признаков. Изменение слов по вопросам. | ||||
51 | 18 | Согласование названий признаков предметов с названиями предметов | ||||
52 | 19 | Контрольный диктант (за III четверть) по теме «Единообразное написание корня». Работа над ошибками. | ||||
53 | 20 | Работа над ошибками. | ||||
54 | ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12 ч) | 1 | Практическое построение простого предложения. | |||
55 | 2 | Составление и запись небольшого рассказа по сюжетной картинке и вопросам. | ||||
56 | 3 | Выделение предложений из текста. | ||||
57 | 4 | Упражнения в составлении предложений | ||||
58 | 5 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | ||||
59 | 6 | Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. | ||||
60 | 7 | Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам. | ||||
61 | 8 | Постановка вопроса к выделенным словам и запись предложений с вопросительным знаком. | ||||
62 | 9 | Восклицательные предложения. Восклицательный знак в конце предложения. | ||||
63 | 10 | Предложения различные по интонации. Умение правильно ставить знак препинания в конце предложения. | ||||
64 | 11 | Контрольная работа по теме «Виды предложений по интонации». | ||||
65 | 12 | Работа над ошибками. | ||||
66 | ПОВТОРЕНИЕ (3ч) | 1 | Алфавит. | |||
67 | 2 | Родственные слова. | ||||
68 | 3 | Безударные гласные |
Контрольные параметры оценки достижений
I четверть
Контрольная работа №1
Зрительный диктант «В лесу»
У Севы дедушка лесник. Дед и внук пошли в лес. Вот ель. Вот сосна.
На ветках шишки.
Задание. Подчеркнуть буквы: е, и.
Контрольная работа №2
Контрольное списывание «Мой отец»
Мой отец работает в кузнице. Он кузнец. Отец любит машины. Машины работают на полях. Мой отец работает хорошо. Он молодец.
Задания. 1).Подчеркнуть буквы: ц, з.
2).Выписать слова, в которых есть буква ю.
II четверть
Контрольная работа №3
Зрительный диктант «Урок»
Мы в школе. У нас урок математики. Мы читаем по учебнику. Мы считаем. Мы решаем примеры и задачи. Мы пишем в тетради.
Задания. 1).Подчеркнуть букву: ч.
2). Выписать слова, состоящие из 4-х букв.
III четверть
Контрольная работа №4
Контрольное списывание «Кто это?»
Кто это?
Это папа.
Это мама.
Это Ира.
Это Жучка.
Задания. 1).Подчеркнуть букву: э.
2). Выписать слова, в которых есть буква ю.
IV четверть
Итоговая контрольная работа №5
Контрольное списывание
На берегу.
Стоит жара. Глеб и Олег бегут на пляж. По волнам плывёт парус. Ребята сняли одежду. Они зашли в воду. (19 слов)
Задание.
- Выписать имена мальчиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/17/picture-15522.jpg)
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-473341-1409157422.jpg)
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/17/picture-1049868-1534484696.jpg)
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...