конспект урока по русскому языку УМК " Гармония" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цель:знакомство с понятием член предложения Задачи урока: Образовательная: формировать умение отличать части речи от членов предложения. Развивающая:развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность. Воспитательная:Способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе, прививать любовь к природе, к семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка 3 класс20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Мостовская  средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по

русскому языку 3 класс

УМК « Гармония»

«Как слова – части речи – становятся членами предложения»

                                      Составил: Михайлова Ирина Владимировна

                                                          учитель начальных классов

Тема урока: Как слова – части речи – становятся членами предложения.

Место урока в учебном плане: 2 урок в теме: «Возвращаемся к разговору о предложении».

Класс: 3

Тип урока: объяснение нового материала – открытие нового знания.

Цель:знакомство с понятием член предложения

Задачи урока:

Образовательная: формировать умение отличать части речи от членов предложения.

Развивающая:развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.

Воспитательная:Способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе, прививать любовь к природе, к семье.

Формы обучения:

  • Коллективная (фронтальная)
  • Индивидуальная
  • Групповая (пары, четверки)

Методы:

  • организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:
  1. наглядный;
  2. словесный (рассказ, беседа);
  3. практический (упражнения)
  • стимулирования и мотивации (игровой момент,);
  • контроля и самоконтроля:
  1. устный и письменный;
  2. фронтальный и групповой;
  3. текущий и итоговый

Оборудование:учебники «Русский язык «К тайнам нашего языка» для 3-го класса» (1 – 4) Соловейчик М.С.,Кузьменко Н.С., тетради, авторучки, карандаши, линейки, индивидуальные карточки.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий,

как стрелы, певучий и богатый, как песня над колыбелью.

                                                                                                                    А.Н.Толстой

Конспект урока.

I.Организационный момент.

Звенит звонок, начинается урок.

-Чему мы учимся на уроках русского языка?

-Для чего мы этому учимся?

*грамотно писать

*обогащаем свою речь

*учимся применять свои знания на практике

*знакомимся с тем, как устроен наш язык

Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.

II.Оформление тетради.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

ІІI. Орфографическая минутка.

З а п и с ы в а е м   в   т е т р а д и:

Зимний денек, чудесная погода, легкие снежинки, веселый снеговик, играть в снежки, крепкий лед, кормушки для птиц.

-Какие орфограммы встретились и как их решили?

-Какая тема объединяет эти слова? (Зима)

ІV. Изучение нового материала.

Можно ли назвать эту запись предложением?

Очень, семья, дружная, наша

Составьте предложение

Наша семья очень дружная.

Что мы знаем о предложении?

Вывод: Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу. В предложении выражается законченная мысль. Слова в предложении всегда стоят в определенном порядке.

-Прочитайте еще раз наше предложение. О чем в нем говорится? (О семье).

-Когда-то папа и мама объединились и создали семью. Каждый из них стал членом семьи. Потом появился новый член семьи – это ты. С тех пор так вы и остаетесь: кто – мамой, кто – папой, кто – сыном или дочкой. В семье есть еще дедушки и бабушки. Но одновременно каждый из вас – член семьи. Похоже ведут себя и слова.

 О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Прочитайте сообщение в упражнении 410.

 

      Соединяясь друг с другом для выражения мысли, вступая для этого в предложение, слова становятся членами предложения.

      Но каждый член предложения остается словом, которое относится к какой-нибудь части речи. Поэтому о любом члене предложения обычно говорят, какой частью речи он выражен.

V. Постановка темы.

-Как же мы можем назвать тему нашего сегодняшнего урока? 

Как слова – части речи - становятся членами предложения.

VІ. Физкультпауза.

Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,

А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите.

VIІ. Изучение нового материала.

-Давайте проверим, хорошо ли поняли новую мысль. Для этого прочитайте слова из упражнения 411 и решите: 1)являются ли они частями речи,   2)являются ли они членами предложения?

        Снежинки, пуш*стый, кружились, воздух, в, и, ле*кие, хлоп?ями, земля, на, опускались

Ответы: 1)Эти слова являются частями речи, но не являются членами предложения, так как самого предложения нет, а есть только группа слов.

-Можно ли эти слова сделать членами предложения?

Ответ: Можно. Нужно из слов составить предложение.   «Легкие пушистые снежинки кружились в воздухе и хлопьями опускались на землю.»

-Запишите в тетради предложение и сосчитайте количество слов.

-Как вы думаете? Все ли части речи могут стать членами предложения? Давайте узнаем об этом из упражнения 412.

           Членами предложения могут быть только слова самостоятельных частей речи. Слова служебных частей речи входят в предложение, но отдельными членами его не являются. Предлоги, частицы остаются помощниками других слов и составляют с ними один член предложения; союзы помогают всему предложению.

VIIІ. Закрепление изученного материала.

З а п и с ь   н а   д о с к е:

Зима пришла на реку. Лед покрыл поверхность водной глади. На высокие берега лег пушистый снег.

-Все ли слова являются частями речи? (Да)

-А являются ли они членами предложения? (Нет, только самостоятельные части речи)

-Сколько в предложении частей речи и сколько членов предложения? (15 и 13)

-Спишите предложения.

ІX. Тренировочные упражнения.

1.Цифровой диктант. ( Учитель читает предложения, а дети записывают цифрами – сколько частей речи в предложении и сколько членов предложения.)

Текст

Запись в тетради

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В нем была вода на дне. Стала галка кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Галка напилась.  

3,3,6,4,6,4,6,5,2,2,2,2.

Самопроверка с доски.

Оцените свою работу на полях( +,-)

_ Все ли получилось?

Какие части речи встретились в тексте?

Какие из них не могут быть членами предложения?

2. Составьте предложения  по вопросам и запишите их.

Когда? Какой? Что? Что сделала?

Где? Что сделала? Какая? Что?

Какой? Кто? Как? Что делает?

Сколько членов предложения будет в ваших предложениях? А частей речи?

X. Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведем скорей итог!

– Расскажите, чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

– Что получилось? 
– Что было трудно?

-У каждого из вас на столах лежит лесенка из пяти ступенек. С её помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?

-Урок окончен, спасибо!

XІ. Домашнее задание: упр. 413

Вам предстоит составить словарик на тему « Весело зимой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа России" Тема:"Местоимение.Урок о маме"

Тема "Местоимение" изучается в конце 3 четверти. Я составила тематический урок на основе стихотворений, расказов, посвящённых маме....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»

Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образоват...

План - конспект урока по русскому языку в 1 классе «Русский алфавит, или Азбука»

Познакомить с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей. Научить называть буквы в алфавитном порядке....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей"

Конспект урока  по русскому языку в 1 классе  УМК  «Школа России»Тема: Знакомство с учебником «Русский язык».Наша речь. Её значение в жизни людей...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2

Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...