Конспект урока по русскому языку: Предлоги и приставки
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Петрова Алёна Семеновна

Урок проводился в 3-м классе на тему : Предлог и приставки. Сопровождается презентацией, самоанализом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_petrova_a.s.docx29.34 КБ
Office presentation icon rus.yaz_._predlogi_i_pristavki.ppt863.5 КБ
Файл samoanaliz_uroka_petrova_a.s.docx15.62 КБ
Файл kartochka_1.docx12.65 КБ
Файл kartochka3.docx10.29 КБ
Файл kartochka4.docx11.19 КБ
Файл poslovitsa.docx10.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока русского языка в 3-м классе

УМК В. П. Канакиной «Школа России» по теме«Правописание приставок и предлогов»

Выполнила: Петрова А.С.

Место и роль урока в изучаемой теме: 1-ой урок по  теме «Приставки и предлоги»  

Тип урока:   урок освоения новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Задачи урока:

1.        Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

2.        Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3.        Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

4.        Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование:

1.  Русский язык: Учебник. Часть 1: для 3 класса четырёхл.нач.шк. – М.:Просвещение, 2013г.

2. Презентация

3. Карточки с заданиями.

4. Средства обратной связи (светофоры)

Технология: проблемного обучения; в урок взяты элементы технологии системно – деятельностного обучения.

Методы: словесный, практический, наглядный

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;

 - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

 - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

 -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

 -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

 -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

 -  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

предметных результатов:

 - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

 - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

 - отличать слова с приставками от предлогов;

- применять правила правописания предлогов и приставок;

Ход урока

  1. Организационный момент

Скажите, что хотели бы получить от сегодняшнего урока.

-Какое у вас настроение?                                                                                                                  

- Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

  1. Минутка чистописания.

- Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? (Да). Тогда начнём:

 -Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите  тетради  дату. (Выполнить не можем.)

- Почему выполнить не можете задание? (Пропущено слово.)  Догадайтесь, какое слово я пропустила? (На, в.)

- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются?  (Предлоги.)

На слайде 1: Возьмите тетрадь. Положите на парту, возьмите ручку, запишите  в тетради  дату.

- А теперь выполните данную инструкцию. (На слайде 2 и на доске: число, классная работа).

Слайд 3: На, за, по, от, со, под.  (На доске)

- Запишите данную строку в тетради.

  1. Самоопределение к деятельности

- Посмотрите внимательно на строку. Что записали вы?  (предлоги и приставки). Слайд. 3     На, за, по, от, со, под,

-Так приставка или предлоги? Кто сможет доказать?

- Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог?

- Значит, какую учебную  задачу  предстоит  нам  решить на  этом  уроке?  (Будем учиться различать  предлоги  и  приставки).

- Для чего  нужно  уметь  различать их? (Чтобы  правильно писать  слова  с  предлогами  и  приставками,  уметь правильно  употреблять  в  речи  приставки  и предлоги, правильно написать  письмо, заявление  и  другие  документы).

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (Тема: Правописание приставок и предлогов).

- А цель нашего занятия – различать приставки и предлоги,  правильно  употреблять в письменной и устной речи. Слайд 4 (на доске)

  1. Первичное усвоение новых знаний

Слайд 5: Хорошеесловодосердцадойдет.

- Расшифруйте данную пословицу. Слайд 6: Хорошее слово до сердца дойдет.

- Объясните смысл данной пословицы.

- На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы? (На то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно).

- Запишите данную пословицу, выделите приставку и предлог. Предлог выделяем в кружок, сверху обозначаем. (На слайде 7)

– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования новых слов.)

– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме, пишется слитно.)

– Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.) Докажите, подберите однокоренное слово с другой приставкой (Уйдет, пойдет и т.д.).

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.)

– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)

– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.

Слайд 8: Хорошее слово до (до чего?) сердца дойдет.

               Хорошее слово до щедрого сердца дойдет.

- Поэтому предлоги пишутся раздельно.

- С какой частью речи употреблен предлог в данной пословице? (Имя существительное).

- Я хочу вам открыть небольшой секрет. В русском языке предлоги никогда не употребляются с глаголами. Надеюсь этот секрет вы будете помнить всегда.

  1. Первичная проверка понимания. Составление кластера в группах.

- Сейчас я вам предлагаю составить в группах кластеры по нашей теме урока. У каждой группы на столах лежат фразы, распределите их так, чтобы получилась сравнительная таблица. Можете использовать фломастеры, выделять главное, подчеркивать. После один ученик будет защищать свой кластер у доски. На это вам 2 минуты.

(Защита кластера)

Слайд 9: Предлагаю данные кластеры сохранить как памятку.

Предлог

Приставка

1 часть речи

1 часть слова

2 пишу раздельно

2 пишу слитно

3 не употребляется с глаголами

3 с разными частями речи

4 для связи слов

4 образует новые слова

  1. Физкультминутка

Положите руки на стол

Положите руки под стол.

Поднимите руки вверх, похлопайте над головой.

Поднимите правую руку, поднимите левую руку.

А теперь все дружно встали

Покружились, наклонились вперед, назад, влево, вправо.

И друг другу улыбнулись.

 - Какие предлоги и приставки  вы услышали на физминутке. (На, под, над; в, по)

- Пальцы в замок, повертели, покружили, ладошки растираем и к щекам прикладываем.

Садимся. Спасибо!

  1. Первичное закрепление полученных знаний.

Работа  в парах.

- Предлагаю поработать в парах.  У вас на столах карточка со словами. Ваша задача -  составить пары слов, вставляя пропущенную букву. Выделить приставку и предлог. На это вам 2 минуты.

доехал       до гор..да

слез            с б..рёзы

устроил     у д..ма

наклеил    на р..сунок

впустил     в комн..ту

изгнал       из кв..ртиры

отплыл      от бер..га

постучал   по дер..ву

подсунул   под меб..ль

зашёл         за д..ревню

пропел       про р..машку

надписал   над к..мпьют..ром 

- По какому принципу искали пару? (Чтобы получилось словосочетание)

- А что такое словосочетание? (Слова связанные по смыслу)

 -Чем отличается группа слов справа от группы слов слева? (Слева  - глаголы, справа - существительные с предлогами. Приставки пишутся слитно, предлоги раздельно. Предлоги никогда не употребляются с глаголами. Предлог это часть речи, а приставка – часть слова. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово, а между приставкой и корнем - нельзя).Например, докажите.

Доехал до (чего?) города

Доехал до большого города.

- Оцените свою работу в паре. Если все верно как на слайде – поставьте +, если возникли вопросы - ! . Слайд 10.

  1. Систематизация полученных знаний. Билетик на выход.

- Предлагаю выполнить интересное задание, которое будет являться вашим билетом на выход.

У каждого есть карточка. Дан текст, ваша задача – выделить в словах приставки и предлоги. Приставку помним как выделяем, предлоги выделяем в кружок. Подпишите. На это вам 3 минуты.

- В конце урока каждый из вас сдает свой билетик.

1.(С)востока (по)тянул ветерок. 2. Далеко (в)лесу (за)кричала сова. 3. Туча краем (на)катилась (на)солнце. 4. Муравьишка (до)лез (до)вершины березы. 5. Синичка (по)летела (по)комнате, (в)летела (в)клетку и стала клевать зерно.

  1. Рефлексия.

- Какое открытие сделали сегодня на уроке?

- Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?

- Как отличить приставку от предлога?

- С какой частью речи не употребляются предлоги? Приведите примеры.

- Как вы считаете достигли мы сегодня с вами поставленную цель на уроке?

- Какие задания  помогли достигнуть поставленную цель? (Составление кластера, работа в парах, группах, работа с пословицей).

- О чем хотели бы узнать подробнее?

- Предлагаю оценить свою работу с помощью нашего светофора.

Зеленый – все было понятно, могу помочь одноклассникам.  

Желтый – есть вопросы.

Красный – нужна помощь учителя.

- Передаем вперед. Слайд 11.

  1. Домашнее задание

Задание на выбор:

Учебник: упр. 260 с. 132 или выполните задание творческого характера: выписать 5 пословиц, в которых употреблены и приставки и предлоги. Слайд 12.

Спасибо вам! Я вами довольна. При выходе сдаем билетики. Слайд 13.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возьмите тетрадь. Положите на парту, возьмите ручку, запишите в тетради дату.

Слайд 2

Одиннадцатое января. Классная работа.

Слайд 3

Одиннадцатое января. Классная работа. На, за, по, от, со, под.

Слайд 4

Тема: Правописание приставок и предлогов Цель: различать приставки и предлоги, правильно употреблять в письменной и устной речи

Слайд 5

Хорошеесловодосердцадойдет

Слайд 6

Хорошее слово до сердца дойдет

Слайд 7

Хорошее слово сердца дойдет до предлог

Слайд 8

Хорошее слово до (до чего? )сердца дойдет Хорошее слово до щедрого сердца дойдет

Слайд 9

Приставка - часть слова - пишу слитно - с разными частями речи - образует новые слова Предлог - часть речи - пишу раздельно - не употребляется с глаголами - для связи слов

Слайд 11

до ехал до гор о да с лез с б е рёзы у строил у д о ма на клеил на р и сунок в пустил в комн а ту из гнал из кв а ртиры от плыл от бер е га по стучал по дер е ву под сунул под меб е ль за шёл за д е ревню про пел про р о машку над писал над к о мпьют е ром

Слайд 12

Билетик на выход

Слайд 13

Цель: различать приставки и предлоги, правильно употреблять в письменной и устной речи

Слайд 15

Домашнее задание Задание на выбор: - Учебник: упр. 260 с. 132 или - Выполните задание творческого характера: выписать 5 пословиц, в которых употреблены и приставки и предлоги.



Предварительный просмотр:

Самоанализ

урока русского языка по теме « Правописание приставок и предлогов» в 3 Г классе, разработанный и проведённый учителем начальных классов Петровой А.С.

Урок русского языка был проведен в 3 Г классе. Согласно календарно-тематическому планированию тема урока: «Правописание приставок и предлогов», раздел «Правописание частей речи»

Целью данного урока является: создание условий для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Были определены задачи: обобщить знания о предлогах и приставках, об особенностях написания части слова и части речи; развивать познавательный интерес, операции мышления: анализ, синтез, сравнение; положительно содействовать мотивации учебной деятельности; обеспечить благоприятное условие для познавательной деятельности.         

По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании системно-деятельностной технологии и элементов сингапурской системы (кластер, билетик на выход). 

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы и методы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая. Методы – словесный, практический, наглядный. А также использовано оборудование: презентация, карточки с заданиями, средства обратной связи (светофоры, билетик на выход).

Тип урока определяет его структуру. Исходя из типа, урок строится по следующим этапам:

1. организационный

2. самоопределение к деятельности

3.усвоение новых знаний

4.первичная проверка понимания

5.закрепление

6.обобщение и систематизация знаний

7.рефлексия

8. информация о домашнем задании

При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности учеников моего класса. В данном классе обучаются 28 учащихся. Уровень обученности по русскому языку средний. Есть в классе высокого уровня  учащиеся  – Ахмедьянова, Пелих, Ражева, Корепанова, Гинц, также  низкого уровня – Чапурин, Рогов, Усанов, Волков.

Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой. Через проблемную ситуацию дети самостоятельно определили тему и цель урока.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими

Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям младших школьников, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствовали повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.

В процессе урока наблюдалось конструктивное сотрудничество учащихся между собой и с учителем.

            На каждом этапе урока делали не просто выводы, а учащиеся доказывали на примерах. Использование кластера дает преимущество тем детям, которым вместо словесного метода, требуется наглядность.

Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Домашнее задание носит дифференцированный характер. По тому выбору учащихся, который они сделают, можно диагностировать степень усвоения нового материала, а также эмоциональную предпочтительность творческому заданию.

Учащиеся обнаруживали самостоятельность в действиях, были эмоционально активны. Реализованы этапы целеполагания и рефлексии урока. Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты. На следующем уроке необходимо включить промежуточный контроль на каждый этап урока.

Анализ билетиков на выход и светофоров самооценки  мне позволят увидеть затруднения и скорректировать дальнейшую работу с детьми на следующих уроках.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

На уроке была благоприятная атмосфера. Использовалась похвала, поощрение, что мотивировало учащихся.

Цель урока достигнута.




Предварительный просмотр:

доехал       у д..ма

слез            до гор..да

устроил     на р..сунок

наклеил     с б..рёзы

наклеил     в комн..ту

впустил     из кв..ртиры

изгнал       от бер..га

отплыл      на р..сунок

отплыл      по дер..ву

постучал   от бер..га

подсунул   за д..ревню

зашёл         под меб..ль

зашёл         про р..машку

пропел       над к..мпьют..ром 

надписал   на р..сунок

наклеил     за д..ревню

доехал       у д..ма

слез            до гор..да

устроил     на р..сунок

наклеил     с б..рёзы

наклеил     в комн..ту

впустил     из кв..ртиры

изгнал       от бер..га

отплыл      на р..сунок

отплыл      по дер..ву

постучал   от бер..га

подсунул   за д..ревню

зашёл         под меб..ль

зашёл         про р..машку

пропел       над к..мпьют..ром 

надписал   на р..сунок

наклеил     за д..ревню

доехал       у д..ма

слез            до гор..да

устроил     на р..сунок

наклеил     с б..рёзы

наклеил     в комн..ту

впустил     из кв..ртиры

изгнал       от бер..га

отплыл      на р..сунок

отплыл      по дер..ву

постучал   от бер..га

подсунул   за д..ревню

зашёл         под меб..ль

зашёл         про р..машку

пропел       над к..мпьют..ром 

надписал   на р..сунок

наклеил     за д..ревню

зашёл         про р..машку

пропел       над к..мпьют..ром 

надписал   на р..сунок

наклеил     за д..ревню

зашёл         про р..машку

пропел       над к..мпьют..ром 

надписал   на р..сунок

наклеил     за д..ревню



Предварительный просмотр:

Тема:

      Правописание    приставок и предлогов

Цель:

различать приставки и предлоги,  правильно  употреблять в письменной и устной речи



Предварительный просмотр:

Предлог    

часть речи

пишу раздельно

не употребляется                     с глаголами

для связи слов

Приставка

часть слова

 пишу слитно

 с разными частями речи

 образует новые

слова



Предварительный просмотр:

Хорошее  слово до сердца

дойдет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Приставка"

Урок русского языка во 2-м классе УМК «Школа 2100»  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина  Тема: Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки.Тип урока: Изучение н...

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка. Ее роль в слове" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить с приставкой, ее ролью, алгоритмом нахождения приставок в словах;Планируемые результаты:·...

Конспект урока по русскому языку «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс: "Приставка и предлог"

Урок разработан для учащихся 3 класса по УМК "Планета знаний"...

Конспект урока по русскому языку "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Работа над ошибками." (2 класс)

Конспект урока по русскому языку "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Работа над ошибками." (2 класс)...