Программа "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Авторская программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zanimatelnaya_grammatika.docx | 49.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43, ул. Мира 7а тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru
Рабочая программа
дополнительного образования
по курсу
«Занимательная грамматика»
Срок реализации 3 года
Разработана
учителем начальных классов
второй квалификационной категории
Овсянниковой Наталией Вячеславной.
г. Тарко-Сале, 2014
Пояснительная записка
Возрастная категория
Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4 классов) и реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с программой «Русский язык» под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»).
Сроки реализации программы: 3 года (2-4 класс).
Трудоемкость: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Количество часов: 34 часа в год, 102 часа за 3 года.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества. А это невозможно без знания русского языка. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Программа «Веселая грамматика» позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Этим и определяется актуальность данной программы.
Особенностью данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, как с высоким, так и низким уровнями интеллекта, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Цели программы:
-развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков по русскому языку;
- формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:
Обучающие:
- развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развивать мотивацию к изучению русского языка;
- развивать творчество и обогащение словарного запаса;
- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
- углублять и расширять знания и представления о литературном языке.
Развивающие:
- развивать умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умения пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Воспитывающие:
- воспитывать культуры обращения с книгой;
- формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.
Ожидаемые результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
Формируемые УУД:
Личностные результаты обучения.
В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на ступени начального общего образования научатся:
- осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры; у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметные результаты обучения.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты обучения.
У четвероклассников будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
Принципы:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
- принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей.
- принцип обратной связи (каждое занятие заканчиваться рефлексией).
- принцип успешности.
- принцип стимулирования.
Образовательные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Содержание программы
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
2 класс.
Тема 1. Веселый алфавит.
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 2. Волшебная страна звуков и букв.
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 3. «Твердый» и «мягкий» характер согласных звуков.
Тема 4. Звонкие и глухие «двойняшки».
Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Тренировочные упражнения.
Тема 5. Звонкие и глухие «одиночки».
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 6. Ча-ща, чу-щу, -чк,-чн, жи-ши-в гости к нам пришли.
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 7. Почему ь называют мягким, ъ- твердым.
Добро пожаловать, ь и ъ! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 8. Предложения по-разному произносятся и по-разному записываются.
Тема 9. Игра слов.
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 10. Зачем повторяется один и тот же звук (составление скороговорок).
Составление скороговорок.
Тема 11. Ребусы, игры и еще много интересного.
Составление ребусов, шарад. Игры на развитие памяти, мышления.
Тема 12. Тематические группы слов.
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
Тема 13. Ударение. Новое превращение слов.
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 14. Наши помощники (орфографические и толковые словари).
Знакомство с орфографическими и толковыми словарями.
Тема 15. Гласные ударные и безударные.
Ударение. Сильная и слабая позиции гласных.
Тема 16. Что такое орфограмма.
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 17. Слова-родственники.
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема 18. Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка.
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок
Тема 19. Викторина «Знаток русского языка»
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов.
Тема 20. Путешествие продолжается…
3 класс
Тема 1. Слово или не слово?
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 2. Многозначность слов.
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 3. Омонимы.
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 4. Синонимы.
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 5. Антонимы.
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема 6. Омофоны.
Тема 7. Игры на развитие мышления, сообразительности.
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 8. Проект «Что в имени твоем».
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 9. Проект «Как появилась твоя фамилия».
Знакомство с происхождением фамилий. Как появилась твоя фамилия.
Тема 10. Родственные слова.
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 11. Как появились «добрые» слова.
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 12. Что такое красноречие.
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 13. Что такое рифма?
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 14. Пословицы и поговорки.
Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 15. Небылицы.
Знакомство и составление небылиц.
Тема 16. Имя существительное.
Тема 17. Имя прилагательное.
Тема 18. Глагол.
Тема 19. КВН
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Тема 20. Итоговое занятие.
4класс
Тема 1. Происхождение слов. Проект.
Знакомство с происхождением слов. Откуда берутся новые слова.
Тема 2. Устаревшие слова.
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 3. Новые слова.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Тема 4. Слова - пришельцы.
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 5. Фразеологизмы. Проект.
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 6. Анаграммы и метаграммы.
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 7. Игры на развитие мышления, сообразительности.
Тема 8. Паронимы.
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Тема 9. Проект «Наш прекрасный русский язык».
Рассказать о красоте и значимости русского языка в жизни человека.
Тема 10. Имя существительное.
Тема 11. Имя прилагательное.
Тема 12. Глагол.
Тема 13. Местоимение.
Тема 14. Наречие.
Тема 15. Сочинение по пословице.
Написание сочинения по любой выбранной пословице.
Тема 16. Сочиняем стихи.
Сочинение стихотворений по заданным рифмам.
Тема 17. Трудные слова. Проект.
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 18. Устное народное творчество. Проект.
Роль народного творчества в воспитании личности. Проект.
Тема 19. Праздник русского языка.
Школьная олимпиада.
Тема 20. Итоговое занятие.
Текущая аттестация качества усвоения знаний проводится в виде школьных олимпиад, КВН, тестирования.
Литература:
1. Волина В. В. Веселая грамматика/В.В. Волина.- М.: Знание, 1995.-235с.
2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя/В.В. Волина.- Екатеринбург: Арго, 1996.-286с.
3.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах/В.В. Волина.- М.: АСТ, 1996. -225с.
4. Граник Г. Г. Секреты орфографии/ Г.Г. Граник , С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.- М.: Просвещение, 1991.-297с.
5. Бурлак Е.Г. Занимательная грамматика/ Е.Г. Бурлак, И.Н. Прокопенко.- Донецк: ПКФ БАО, 1997.-187с.
6.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах/В.П. Канакина.- М.:Просвещение, 1991.-174с.
7.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных класса (1-4)/О.Н. Левушкина.- М.: Владос, 2003.-128с.
8.Маршак С.Я. Веселая азбука. Веселый счет./ С. Я. Маршак.- Ростов н/Д, 1991.-119с.
9.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов/А.В. Полякова.- Самара: Сам Вен, 1997.-216с.
10. Полякова А. В. Превращения слов. Учебное пособие/ А.В. Полякова.- М.: Просвещение, 1991.-173с.
11.Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов/Н. И. Политова.- М.: Просвещение, 1984.-124с.
II Содержание программы
Тематический план дисциплины
2класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Веселый алфавит. | 1 | |
2 | Волшебная страна звуков и букв. | 1 | |
3 | «Твердый» и «мягкий» характер согласных звуков. | 2 | |
4 | Звонкие и глухие «двойняшки». | 2 | |
5 | Звонкие и глухие «одиночки». | 2 | |
6 | Ча-ща, чу-щу, -чк,-чн, жи-ши-в гости к нам пришли. | 2 | |
7 | Почему ь называют мягким, ъ- твердым. | 2 | |
8 | Предложения по-разному произносятся и по-разному записываются. | 1 | |
9 | Игра слов. | 2 | |
10 | Зачем повторяется один и тот же звук (составление скороговорок). | 1 | |
11 | Ребусы, игры и еще много интересного. | 2 | |
12 | Тематические группы слов. | 2 | |
13 | Ударение. Новое превращение слов. | 2 | |
14 | Наши помощники (орфографические и толковые словари). | 2 | |
15 | Гласные ударные и безударные. | 2 | |
16 | Что такое орфограмма. | 2 | |
17 | Слова-родственники. | 2 | |
18 | Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. | 2 | |
19 | Викторина «Знаток русского языка» | 1 | |
20 | Путешествие продолжается… | 1 |
3 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Слово или не слово? | 1 | |
2 | Многозначность слов. | 2 | |
3 | Омонимы. | 2 | |
4 | Синонимы. | 2 | |
5 | Антонимы. | 2 | |
6 | Омофоны. | 2 | |
7 | Игры на развитие мышления, сообразительности. | 2 | |
8 | Проект «Что в имени твоем». | 1 | |
9 | Проект «Как появилась твоя фамилия». | 1 | |
10 | Родственные слова. | 2 | |
11 | Как появились «добрые» слова. | 1 | |
12 | Что такое красноречие. | 1 | |
13 | Что такое рифма? | 2 | |
14 | Пословицы и поговорки. | 2 | |
15 | Небылицы. | 1 | |
16 | Имя существительное. | 2 | |
17 | Имя прилагательное. | 2 | |
18 | Глагол. | 2 | |
19 | КВН. | 1 | |
20 | Итоговое занятие. | 1 |
4 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Происхождение слов. Проект. | 2 | |
2 | Устаревшие слова. | 2 | |
3 | Новые слова. | 2 | |
4 | Слова - пришельцы. | 2 | |
5 | Фразеологизмы. Проект. | 2 | |
6 | Анаграммы и метаграммы. | 1 | |
7 | Игры на развитие мышления, сообразительности. | 2 | |
8 | Паронимы. | 1 | |
9 | Проект «Наш прекрасный русский язык». | 1 | |
10 | Имя существительное. | 2 | |
11 | Имя прилагательное. | 2 | |
12 | Глагол. | 2 | |
13 | Местоимение. | 2 | |
14 | Наречие. | 2 | |
15 | Сочинение по пословице. | 1 | |
16 | Сочиняем стихи. | 2 | |
17 | Трудные слова. Проект. | 2 | |
18 | Устное народное творчество. Проект. | 2 | |
19 | Праздник русского языка. | 1 | |
20 | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»
Цель и задачи урока: Расширить и закрепить у учащихся знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...
"Путешествие в страну Грамматики"
Внеклассное мероприятие проводится в рамках месячника гуманитарных наук....
Занимательная грамматика
Программа по внеурочной деятельности ....
Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.
ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...
Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов
Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"
Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"
Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....