Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Краснова Ирина Борисовна

Урок русского языка в 3 классе. Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

     Цель: формировать представление о правописании мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи: 

Образовательная:  познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
Развивающая: Развивать  внимание  и мышление, речь, фонематический слух, развивать умение работать по алгоритму.
Воспитательная: Воспитывать уважение к родному языку, памятным датам в истории страны, культуру общения,  умение слушать и высказывать свою точку зрения, самостоятельность, творческую активность.

Ход урока.

1. Мотивирование к учебной деятельности

В свой срок -

не поздно и не рано -

придёт зима,

замрёт земля.

И ты

к Мамаеву кургану

придёшь

второго февраля.

И там,

у той заиндевелой,

у той священной высоты,

ты на крыло

метели белой

положишь красные цветы (М.Агашина)  (слайд 1)

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк? (сегодня день победы в Сталинградской битве в 1944 года)

-Сегодня на уроке, ребята, мы не только узнаем что-то новое по русскому языку, но и вспомним ту страшную битву.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека)    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 2.    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Там, на Мамаевом кургане,

Вознесся высоко мемориал,

Он для потомков в назиданье

И в память тем, кто смертью пал (слайд 2)

- Прочитайте предложение.

Ноч…ю я слышал тихую песню.

Над рекой поднималос… солнце.

Вставьте пропущенные  буквы.

-Какая из пропущенных букв является орфограммой? (разделительный мягкий знак)

- Какой частью речи являются слова с «ь»?

-Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что? и  обозначает предмет.)

-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род).

3. Открытие новых знаний и способов действий

1.    Ночью я увидел луч.              

  - Что общего в этих предложениях? Найдите имена существительные в этих предложениях. Какими звуками они заканчиваются? (В них встречаются шипящие, встречаются слова с мягким знаком)

- А что это за буква «Ь»? (смягчает – нет, разделяет – нет)

 -  Зачем же она тогда нужна в этих словах?

- Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке?

 (Сегодня мы повторим для чего нужен «Ь», что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое.)

- Какова же тема нашего урока? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.) (слайд 3)

- Я хочу предложить вам ещё одно слово, которое оканчивается на шипящий. Найдите это существительное.  (Луч) 

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка? (слайд 4). Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать,   почему у существительных после шипящих в одних случаях пишется Ь, а в других не пишется) (слайд 5) 

2.    Составление алгоритма работы с новой орфограммой (слайд 6)

    1. Определить часть речи

    2. Определить род

    3. Сделать вывод        

- В существительных какого рода после шипящих мягкий знак пишется?

- Мягкий знак после шипящих будет являться орфограммой? Почему?

    4. Написать слова правильно

3.   Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

4.Усвоение новых знаний и способов действий

1. Применение в стандартной ситуации. Работа с учебником

Выполнение упр.53 с.32

2. Работа с предложениями.

- Составьте и запишите предложения из данных слов. Объясните правильность выполнения.

По, малыш…, берегу, бегал, реки.

Холодный, овраге, ключ…, в, шумит.

На, веселилась, площадке, молодеж….

Плащ…, от, защитил, дождя, меня.

Отец…, багаж, вещи, в, сдал.

- В каких существительных после шипящих пишется мягкий знак?

Вывод: Ь после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед.ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце Ь не пишется. Это орфограмма.

5. Итог урока.  Рефлексия. 

-Мы с вами хорошо потрудились. Понравился ли вам урок?

- Что на уроке было знакомым?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

Продолжите мои предложения:

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

- Я научился …(писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце  после шипящих).

-  Кого из учеников могли бы отметить за помощь, за хорошую работу на уроке?

д/з р.т.  стр. 139 у 3,4 по выбору

                               Оценки.

 Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:

  1. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую  (самую яркую).
  2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа –  розовую.
  3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.

- Молодцы! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...