Творческий проект "Устами младенца"
проект по русскому языку (1 класс) на тему
На уроках обучения грамоте проводится работа над лексическим значением слова, над многозначностью слова. Данный проект предполагает создание конечного продукта – сценарий игры «Устами младенца».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustami_mladentsa.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект
Слово и его значение
Руководитель проекта:
Галай Валентина Романовна
МОУ СОШ №24 г. Уссурийска
Тема: Лексическое значение слова, многозначность слова.
Цели:
1. Создать продукт проектной деятельности, осуществляя комплексный подход.
2. Вовлечь всех участников проекта в активный творческий, познавательный процесс.
3. Учить применять свои знания в новых условиях.
Задачи:
1. Развитие творческих способностей, коммуникативных свойств личности.
2. Формирование навыков исследовательской деятельности.
3. Отработка умения представлять результаты проектной деятельности в виде презентации.
4. Воспитание интереса к творческому взаимодействию при совместной деятельности с другими участниками проекта.
Место работы над проектом: МОУ СОШ № 24.
Возраст участников проекта: 7 -9 лет.
Материально – техническое оснащение:
1. «Русская азбука»
2. Словари
3. Предметные картинки
Данный проект предполагает создание конечного продукта – сценарий игры «Устами младенца».
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Подготовительный этап
На уроках обучения грамоте проводится работа над лексическим значением слова, над многозначностью слова.
1. Объединение слов в группы.
Исключение лишнего слова.
Назвать одним словом.
Кубики, мяч, кукла, пирамидка – это …. (игрушки)
Ранец, ручка, карандаш, тетрадь – это …. (школьные вещи)
Кружка, чайник, кастрюля, стакан, тарелка – это …. (посуда)
Диван, стол, шкаф, кресло – это …. (мебель)
Курица, гусь, ворона, голубь – это …. (птицы)
Мак, ирис, роза, ландыш – это …. (цветы)
Щука, окунь, сом – это …. (рыбы)
2. Дополнить группу слов.
Назвать одним словом.
Медведь, ёжик, …. , ….. – это …... (звери)
Корова, собака, …. , …. – это ….. (домашние животные)
3. Найти лишнее слово.
Остальные слова назвать одним словом.
Грабли, рубанок, клещи, пила – это ….
Грабли – это орудие труда.
4. Дополнить предложения.
Деревья: ель, … , … , … , … .
Плоды: яблоко, … , … , … , … .
Реки: Лена, … , … , … , … .
Профессии: водолаз, … , … , … , … .
Птицы: … , … , … , … , … .
5.Используя иллюстрации, тексты, объяснить значение слов – омонимов.
кисти - … кран - …
кисти - … кран - …
кисти - … кран - …
каток - … плитка - …
каток - … плитка - …
плитка - …
звезда - … ручки - …
звезда - … ручки - …
звезда - … ручки - …
земля - … язык - …
земля - … язык - …
земля - … язык - …
земля - … язык - …
коса - … лисички - …
коса - … лисички - …
коса - …
6. Подобрать слова близкие по значению (синонимы), с противоположным значением (антонимы)
ученик - … веселье - …
книга - … день - ….
высоко - … смелость - …
далеко - …
7. Составление загадок.
Этот зверь большой, сильный. Он живёт в лесу, любит мёд.
Кто это? ( ……..)
8. Работа со словарём.
Памятка.
а) Догадайся о значении слова по содержанию текста, предложения.
б) Попробуй объяснить, что обозначает слово.
в) Проверь по словарю.
9. Участники проекта делятся на группы.
1. Эксперты, жюри.
2. Авторы – исследователи.
3. Участники игры.
Основной этап
Ребята, мы начинаем накопление материала для интеллектуальной игры «Устами младенца». Эту игру мы проведём вместе с родителями.
Знакомство с правилами игры, с основными её этапами.
В игре принимают участие 2-3 команды. В состав каждой семейной команды входит родитель и ученик. Эта игра делится на этапы.
1. РАЗМИНКА
Команды по очереди выполняют задание. Если одна из команд не справляется с заданием, то отвечает команда соперника и получает дополнительные очки.
2. РАССУЖДАЛКИ
Команды смотрят видиозапись, слушают рассуждалки. Каждая рассуждалка подаётся по частям. Если команда узнала слово, прослушав первую часть, то получает три очка, вторую – 2 очка и после третей присуждается 1 очко.
3. ОБЪЯСНЯЛКИ
Так же как «Рассуждалки».
4. ОБГОНЯЛКИ
Ответ даёт команда, которая раньше узнает слово.
5. ДОГОНЯЛКИ
Отвечает команда, первая узнавшая слово.
Творческая работа по подбору материала для разделов «Рассуждалки» и «Объяснялки».
- Придумайте загадку – характеристику любого предмета, не называя его, а мы должны догадаться о чём идёт речь.
Послушайте загадки. Отгадайте их.
Это общественное здание.
Здесь собирается народ от 6 и старше.
Только изредка тут стоит тишина.
Сюда приходят учить и учиться. (ШКОЛА)
Он круглый, цветной, надутый.
Чем сильнее его бьют, тем веселее он прыгает.
Когда он попадает в корзину, в ворота, все радуются, кричат. (МЯЧ)
Экспертная группа обсуждает, анализирует работы. Авторы отстаивают своё мнение, дополняют, редактируют свои мини – сочинения.
Критерием для отбора служит точность формулировок, краткость, присутствие юмора.
Работа жюри.
Жюри присуждает и подсчитывает очки, награждает команду – победительницу.
Исследование.
Самостоятельная поисковая работа.
- Отгадайте какое слово я задумала. Оно имеет много значений. Я буду давать пояснения. Как только вы узнаете, поднимите руку.
Есть даже у младенца.
В каждом доме их множество.
Это школьная принадлежность. (РУЧКА)
- Вам понравилось отгадывать такие загадки, узнавать слова?
Исследуйте словари, тексты, прислушайтесь к речи окружающих, если найдёте многозначное слово, попробуйте объяснить его значение так, чтобы мы догадались, какое слово вы задумали.
Экспертная группа, в которую входят ребята по выбору и те, которые уже себя проявили, отбирают самые лучшие работы авторов – исследователей.
«Устами младенца»
Игра – соревнование
I РАЗМИНКА
1. Фигура высшего пилотажа.
2. Посуда для соления.
3. Есть в слове бабочка. (БОЧКА)
1. Такое животное.
2. Получится, если в слове корка изменить первую букву.
3. Домик мышки. (НОРКА)
1. Бывает у ружья.
2. Есть такое насекомое.
3. Можно взять у камушка. (МУШКА)
1. Крупное животное с рогами.
2. На них держится мост.
3. Так говорят: «Упрям как …» (БЫК)
1. Растут в лесу.
2. Живут в норе.
3. Любят кур. (ЛИСИЧКИ)
1. Стоит в спортзале.
2. Бывает на шахматной доске.
3. Такое домашнее животное. (КОНЬ)
II РАССУЖДАЛКИ
1. Не кровать и не диван, но уснуть можно. Если внимательно вглядеться, можно узнать целую историю, но лучше не использовать как шпаргалку. Это такая школьная мебель. (ПАРТА)
2. Тут есть всё. Можно завтрак обнаружить или энциклопедию. Чаще всего там надёжно спрятан наш главный документ – дневник. Некоторые из них постоянно на полу валяются, а другие всегда своё место знают. (ПОРТФЕЛЬ)
3. Она бывает страшная, а бывает смешная. Дедушка знает разные. У каждого человека она своя. Это наука о прошлом. (ИСТОРИЯ)
4. Он сделан из резины. Может уничтожить всё, не успеешь и глазом моргнуть. Но если с умом используешь, то уничтожает только лишнее, ненужное. Особенно легко поддаются карандашные зарисовки. (ЛАСТИК)
5. Это общественное здание.
Здесь собирается народ от 6 и старше.
Только изредка тут стоит тишина.
Сюда приходят учить и учиться. (ШКОЛА)
6. Он круглый, цветной, надутый.
Чем сильнее его бьют, тем веселее он прыгает.
Когда он попадает в корзину, в ворота, все радуются, кричат. (МЯЧ)
III ОБЪЯСНЯЛКИ
1. Всегда ждут их с нетерпением. Они бывают длинными, а кажутся всегда короткими.
Весёлая пора! Сколько затей. Всё забывается, если не повторять, если особенно то, что нужно помнить.
Очень жаль, что бывают редко! Только 4 раза в год. (КАНИКУЛЫ)
2. Иногда он бывает «спасательным кругом» для утопающего у доски. Если звучит вовремя, то всех переполняет радостью. Иной раз думаешь: !Лучше бы его не было!» У нас он электрический, а если электричества не бывает, то он механический. (КОЛОКОЛЬЧИК)
IV ОБГОНЯЛКИ
1. Оно бывает непостоянным, изменчивым, то весёлым, то грустным. На уроках оно серьёзное, решительное. Если справился хорошо с контрольной работой, то оно радостное. (НАСТРОЕНИЕ)
2. Они высоко ценятся. Того у кого их серьёзный запас охотно берут на работу, принимают в институт. Их добывают из разных источников: из книг, компьютера, на уроках. (ЗНАНИЯ)
3. Ими украшают флаги, одежду. Висят на рябине. Даже в руке есть такая часть. Ими пользуются художники, маляры. (КИСТИ)
4. Они живут в лесу. У них пушистый хвост. Нет, у них рыжая шляпка. От дождя прячутся в норку. Нет они любят дождь. (ЛИСИЧКИ)
VI ДОГОНЯЛКИ
1. Он есть у людей и животных.
Его можно увидеть в пламени костра.
Даже колокол без него нем.
Бывает родной и иностранный. (ЯЗЫК)
2. Постоянно случается в жизни.
Бывает во время обеда.
Её ждут ученики на уроках. (ПЕРЕМЕНА)
3. По ним часто бьют.
Раньше были особенно прочные.
То закрываются, то открываются. (ВОРОТА)
4. Есть на реке и на море.
Такое сельскохозяйственное орудие труда.
Украшает девочку. Причёска. (КОСА)
5. Водятся в море.
Бывают на погонах.
Ночью сверкают в небе. (ЗВЁЗДЫ)
6. Удобрение.
Есть такая нота.
Её кладут в суп. (СОЛЬ)
7. Начальник, руководитель.
Есть в книге.
Часть тела человека. (ГОЛОВА. ГЛАВА)
8. Нужна всем школьникам.
У сумки она тоже есть.
Без неё дверь не откроешь. (РУЧКА)
9. Такое химическое вещество.
Бывает сосновый.
Есть в слове забор. (БОР)
10. Утолит жажду путника.
Постоянно встречается в музыке.
Откроет любой замок. (КЛЮЧ)
11. Снимают с молока.
Бывает в море во время шторма.
Такая птица. (ПЕНОЧКА)
12. Увидишь в кумире.
Это вселенная.
Спокойствие. Жизнь без войны. (МИР)
13. Спортивная игра.
Тёплое помещение для машин.
Стрижка. (БОКС)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устами младенца.
Сценарий ко Дню учителя....
Презентация к празднику "Экология устами младенца."
Фрагмент праздника "Экология устами младенца" Презентация....
"Устами младенца" к 8 Марта
Праздник - игра , посвящённая 8 Марта....
Утренник "Устами младенца"
Утренник посвящен детям родившимся осенью(ко дню именинника)...
Игра "Устами младенца"
Разработка игры между учениками и их родителями.Рекомендуемый возраст: 1-2 класс....
Устами младенца - игра с родителями.
Работа с родителями. Игра по одноименной телевизионной передаче....
Открытое мероприятие для учащихся 1-4-х классов. Игра "Устами младенца"
8 Марта день торжественный. Игра "Устами младенца"...