"Части речи."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок по теме части речи в виде мини-путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по теме "Части речи" 3 класс46 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Алматинская область Енбекшиказахский район

                                                                 С.Байтерек.

              Провела:                                                                        Шелепина А.В

                                                         

 

                       

                           Тема урока:  « В гостях у частей речи».

Цели урока:

  1. Сформировать понятие о частях речи, о морфологии. Научить

распознавать   слова по частям речи.

                      2.   Обеспечить развитие памяти, речи, мышления, орфографической

зоркости, каллиграфии.

                      3.   Воспитывать интерес к предмету, аккуратность при работе в

тетради, дисциплину, дружеское отношение в классе.

Тип урока:  Сообщение новых знаний.

Формы: фронтально-коллективная, индивидуальная, групповая, игровая.

Приёмы: беседа, рассказ, показ, демонстрация, работа с учебником.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично- поисковый.

Оборудование:  индивидуальные карточки, таблица, сюжетные картинки.

                                                   Ход урока.

  1. Организационный момент.

           Эмоциональный настрой.

      « Прозвенел звонок, начинается урок

         Всё ль  на месте, всё ль готово

         Посмотрите и проверьте

         И  за парты тихо сядьте»

   2. Проверка Д.З.

       Правила по частям слова с примерами.

       Игра найди правильное обозначение части слова.

       ( на доске графическое обозначение частей слова, ученикам необходимо найти  

       к правильному графическому составу слова)

   3. Актуализация  знаний.

         Оформление тетради(запись числа прописью, классная работа)

         Каллиграфическая минута: буква Рр – характеристика буквы.

         Предложение:  Громко работает мотор.

         Словарная работа: корова, собака, ветер, мороз, платок, сорока, ягода.

         -Какой части речи эти слова? Почему?

   4. Постановка ТДЦ.

        -Вот сегодня на уроке мы познакомимся с частями речи. Но не простой урок  у нас пройдет, а путешествие. Мы с вами поедим в гости к частям речи на этой карете.( на доске изображена карета)

   5.  Путешествие начинается:

        Первая станция, что там написано?

          Всему название дано-

          И зверю, и предмету.

          Вещей вокруг полным- полно

          И безымянных нету.

          И всё что может видеть глаз-

          Над нами и под нами

          И всё, что в памяти у нас,

          Означено словами.

 - О какой части речи говорится в стихотворении?  

   ( на доске иллюстрации предметов)

- А зачем эти картины, для чего они нам нужны?

- Правильно, молодцы! Это всё предметы.

- А почему они вывешены в два столбика?

- Давайте мы их запишем словами в тетрадь. (дети записывают слова в столбик, один ученик у доски)

- И всё это ребята слова, какой части речи? А на какие вопросы отвечает имя существительное? ( КТО? ЧТО?)

- А почему два вопроса? Кто поможет мне ответить?

(одушевлённые и неодушевлённые)

Игра « Кто больше назовёт предметов».

- Что же мы можем сказать про имя существительное?(оно находится вокруг нас и в нас).

-  Можем ли мы сказать, что речь состоит только из  существительных?  -

- Какую ещё часть речи вы знаете?

- Молодцы вот мы и прибыли на станцию ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

- Ой,  ребята смотрите опять эти же слова, почему?

- Правильно, молодцы! У этих слов уже есть прилагательные, а какие?

-  Подставим к слову КНИЖКА мы простой  вопрос- КАКАЯ?

   И станет слово ТОЛСТАЯ частью речи ПРИЛАГАТЕЛЬНОЙ.

   А дальше сами постарайтесь найти вопрос к предметам

   И так вы быстренько найдёте все прилагательные.

( у доски один ученик подбирает прилагательные к существительным во второй столбик)

- Какие вопросы вы использовали?   ( КАКАЯ ?, КАКОЕ?,КАКИЕ?)

- Что  же обозначают эти слова, вспомним правило?

Игра «Найди прилагательное»

- Я показываю предмет, а вы как можно больше называете прилагательных к этому предмету.

                                    Физминутка.

- Мы продолжаем своё путешествие.

          Я тоже являюсь частью речи

          Без меня не могут дети

          Ни попрыгать,  ни побегать

          Ни поплакать, ни поесть.

          Я простой , я весь в движенье

          Действием не обделю

          Я ГЛАГОЛ и с нетерпеньем

          Вас движеньем награжу.

- Что за станция такая, интересная, смешная?

                 (Станция ГЛАГОЛ)

(На доске иллюстрации те же самые)

  - Почему опять те же картинки? Станция ведь другая?

  - Молодцы, и глаголы присутствуют  в этих словах, только надо нам поставить вопрос  ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Попробуем ребята? (один ученик у доски)

-Поиграем в игру « Царь-Горох» (действиями ребята показывают профессию, а  другие отгадывают)

 - Молодцы, в путь поехали. Что за станция такая, не понятная такая.

                   ( ПРЕДЛОГ)

На доске предлоги НА, ПО,ЗА,В,С,ПОД и т. д.

- Для чего они нужны? Давайте узнаем?

На доске записаны предложения с пропущенными предлогами:

  1. … улице хорошая погода. 2. Мы пошли .. кино. 3. Ребята вышли ..школы.

(вставить предлоги по смыслу)

- Теперь вы поняли для его нужны предлоги?( смотрим  таблицу)

6. А теперь наша итоговая станция « БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЙ»

Игра « Найди и ответь». Класс делится на команды.

  1. команда: найти существительные.
  2. команды: найти прилагательные.
  3.  команда: найти глаголы.

- А затем собираемся всем классом и составляем предложения со всеми словами, которые нашли команды.

- Чего нам не хватает?

-Молодцы! ПРЕДЛОГИ.

7. Итог урока: - С чем мы сегодня познакомились?

                           - Где мы были?

                           - Что вы узнали?

8. Домашняя работа: Самостоятельно придумать 3 предложения и определить части  

                                      речи в предложениях.

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...