Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России по ФГОС
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_.rar | 75.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по русскому языку для 4 класса.
Курс «Русский язык» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»)
№ | Тема урока | Элементы содержания | Предметные результаты | УУД | Дата проведения | |
план. | фактич. | |||||
Повторение (11 ч) | ||||||
1. | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | Расширение круга знаний о лексике, фонетике, орфографии, словообразовании, морфологии, синтаксису, культуре речи. | Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога. Писать правильно слова: «человек», «пожалуйста» | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. | ||
2. | Язык и речь. Формулы вежливости. | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. | ||||
3. | Текст и его план. | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы. | Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составлять планы к данным текстам. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Писать правильно слово «каникулы». | Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности. | ||
4. | Обучающее изложение. | Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного | Излагать содержание повествовательного текста. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
5. | Анализ изложения. Типы текстов. | Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой. | Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи. | Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами. | ||
6. | Предложение как единица речи. | Составлять из каждой группы слов предложение. | Составлять из слов предложения. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. Самооценка на основе критерия успешности | ||
7. | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. | Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Писать правильно слова: «хозяин», «хозяйство». | Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
8. | Диалог. Обращение. | Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. | Находить обращение в предложении. Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
9. | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения. | Находить главные и второстепенные члены предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения. | Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. | ||
10. | Контрольный диктант по теме «Повторение». | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
11. | Словосочетание. | Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения. | Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса. Писать правильно слово «горизонт». | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
Предложение (9 ч) | ||||||
12. | Однородные члены предложения (общее понятие). | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. | Находить в предложении однородные члены предложения. Писать правильно слова: «комбайн», «комбайнёр». | Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
13. | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. | Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления и с помощью союзов. Писать правильно слово «багаж». | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Планирование своих действий при постановке запятых в предложении с однородными членами. | ||
14. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами. | Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами. Писать правильно слово «календарь». | Планирование своих действий при постановке запятых в предложении с однородными членами. | ||
15. | Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». | Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. | Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
16. | Наши проекты. Словарный диктант. | |||||
17. | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | Сравнивать простые и сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы. | Различать простое и сложное предложения. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
18. | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. | Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Писать правильно слово «прекрасный». | Планирование своих действий при постановке знаков препинания в сложном предложении на основе заданного алгоритма. | ||
19. | Обучающее изложение. | Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
20. | Контрольный диктант по теме «Предложение». | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | ||
Слово в языке и речи (19 ч) | ||||||
21. | Слово и его лексическое значение. | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Писать правильно слова: «библиотека», «библиотекарь». | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
22. | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове. | Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. Писать правильно слово «шофёр». | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
23. | Синонимы, антонимы, омонимы. | Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. | Распознавать синонимы, антонимы, омонимы. Писать правильно слово «ещё». | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
24. | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму. | Распознавать фразеологизмы, устаревшие слова. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
25, 26, 27. | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Моделировать слова. | Называть значимые части слова. Находить в словах корень. Писать правильно слово «корабль». Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Писать правильно слово «костюм». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
28. | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове . Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. | Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку. Писать правильно слово «железо». | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
29. | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. | Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов. | Выполнять звуко-буквенный анализ слова. Писать правильно слова: «вокзал», «пассажир», «пассажирский». | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | ||
30. | Правописание приставок и суффиксов. | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. | Объяснять написание приставок и суффиксов. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
31. | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Сочинять объявление. | Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. | ||
32. | Обучающее изложение. | Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
33. | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи. | Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные. Писать правильно слово «двенадцать». | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
34. | Склонение имён существительных и имён прилагательных. | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. | Находить изученные части речи в тексте. Объяснять, по каким признакам определяют части речи. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
35. | Имя числительное. Глагол. | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. | Писать правильно слова: «одиннадцать», «шестнадцать», «двадцать». Различать части речи по грамматическим признакам. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
36. | Наречие как часть речи. | Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. | Находить в тексте наречия. Писать правильно слова: «впереди», «медленно». | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
37. | Правописание наречий. | Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных. | Находить в тексте наречия. Образовывать наречия от прилагательных. Писать правильно слова: «вчера», «теперь», «медленно». | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
38. | Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | Обсуждать представленный отзыв С.И. Мамонтова о картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника. | Составлять предложения и текст по репродукции картины. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | ||
39. | Контрольный диктант по теме «Части речи». | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
Имя существительное (41 ч) | ||||||
40. | Распознавание падежей имён существительных. | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. | Изменять имена существительные по падежам. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
| ||
41. | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. | Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах. | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | ||
42. | Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. | Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим. Различать именительный и винительный падежи. | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | ||
43. | Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах. | Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Писать правильно слова: «телепередача», «телефон». | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
44. | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных. | Называть имена существительные, которые употребляются в одной форме. Писать правильно слово «аллея». | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
45. | Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных. | Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. | Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Писать правильно слова: «беседа», «беседовать». | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
46. | Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения. | Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
47. | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег». | Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя). | Составлять текст-описание. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | ||
48. | 2-е склонение имён существительных. | Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Классифицировать имена существительные по склонениям. | Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходство и различие. | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
49. | Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. | Определять, относится ли имя существительное к 2-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 2-го склонения. Писать правильно слово «агроном». | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
50. | 3-е склонение имён существительных. | Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена. существительные по склонениям | Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
51. | Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения. | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения. | Определять, относится ли имя существительное к 3-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Писать правильно слово «пейзаж». | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
52. | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. | Уметь работать по алгоритму определения склонения имен существительных в косвенных падежах. | Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | ||
53. | Обучающее изложение. | Уметь стилистически точно передавать содержание текста. | Излагать кратко содержание повествовательного текста. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
54. | Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. | Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений. Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Писать правильно слово «портрет». | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
55. | Именительный и винительный падежи. | Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного. Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах. | Определять именительный и винительный падежи имени существительного. Различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа). | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
56. | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. | Определять родительный падеж имени существительного. Писать правильно слово «инженер». | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
57. | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения. | Находить в предложении одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах. Писать правильно слово «хлебороб». | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
58. | Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. | Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. | Определять дательный падеж имени существительного. Составлять словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
59, 60. | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного. Ставить имена существительные в форму дательного падежа. Доказывать, что окончание написано правильно. | Доказывать правильность написания падежного окончания. Писать правильно слово «адрес». | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
61. | Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. | Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. | Определять творительный падеж имени существительного. Писать правильно слова: «вчера», «сегодня». | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
62. | Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже. | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями. | Доказывать правильность написания падежного окончания. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
63. | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. | Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. | Определять предложный падеж имени существительного. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
64. | Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже. | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями. | Доказывать, что имена существительные стоят в творительном падеже. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
65. | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа. | Определять падеж имён существительных в единственном числе. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | ||
66, 67. | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. | Указывать падеж и склонение имён существительных. | Определять падеж имён существительных в единственном числе. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | ||
68. | Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница». | Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница». | Составлять текст-отзыв. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | ||
69. | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в ед. числе». | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
70. | Анализ контрольного диктанта. Повторение. Словарный диктант. | Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе. Определять склонение имён существительных. | Находить в тексте имена существительные во множественном числе. Ставить имя существительное во множественном числе в начальную форму с целью определения начальной формы. Писать правильно слова: «путешествие», «путешественник». | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | ||
71. | Склонение имён существительных во множественном числе. | Составлять из пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падежах с предлогом. | Составлять предложение (словосочетание), употребляя имя существительное в заданной падежной форме. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
72. | Именительный падеж имён существительных множественного числа. | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Определять границы предложений. | Писать правильно слово «директор». Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном падеже. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
73. | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. | Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (нет яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже. Писать правильно слова: «килограмм», «грамм», «газета». | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
74. | Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. | Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. | ||
75. | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. | Определять падеж имени существительного во множественном числе. | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
76. | Обучающее изложение. | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (изложение). | Излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
77. | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в ед. и мн. числе. | Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу. | Выполнять морфологический разбор имени существительного. Формирование мотивации к проведению исследовательской работы. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
78. | Контрольный диктант за первое полугодие. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
79. | Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
80. | Наши проекты. Словарный диктант. | Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже. | Проводить исследование, делать выводы, представлять работу. | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
Имя прилагательное (31 ч) | ||||||
81. | Имя прилагательное как часть речи. | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. | Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов. Писать правильно слово «автомобиль». | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. | ||
82. | Род и число имён прилагательных. | Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». | Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Писать правильно слова: «семена», «электростанция», «электровоз», «электричество», «электрический». | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
83. | Описание игрушки. | Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке. | Определять тему и главную мысль текста. Составлять рассказ по заданной теме. Писать правильно слово «сейчас». | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | ||
84. | Склонение имён прилагательных. | Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. | Изменять по падежам имена прилагательные в единственном числе. Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. | ||
85. | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов». | Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины. | Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | ||
86. | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в ед. числе. | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. | Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
87. | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и средне-го рода в И. п. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного. | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Писать правильно слово «правительство». | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
88. | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Р. п. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, проверять правильность написанного. | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Писать правильно слово «аппетит» | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
89. | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Д. п | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного. | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
90. | Именительный, винительный, родительный падежи. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного. | Называть падеж имён прилагательных, выделять окончания имён прилагательных. | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
91. | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
92. | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?» | Ставить имена прилагательные в нужном падеже. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. | ||
93. | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. | Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. | Писать правильно слово «командир». Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Развитие чувства любви к родному краю – частичке своей большой родины на основе содержания текстов. | ||
94. | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице. | Называть окончания имён прилагательных в каждом из падежей. Писать правильно слово «экскурсия». | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
95. | Склонение имён прилагательных женского рода. | Уметь определять падеж имен прилагательных во множественном числе. | Склонять имена прилагательные женского рода. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | ||
96. | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного. | Выделять окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
97. | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. | Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных. | Актуализировать свои знания для решения учебной задачи. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
98. | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. | Приводить примеры словосочетаний с именами прилагательными в родительном, дательном и предложном падежах. Писать правильно слово «вагон». Называть пропущенные окончания имён прилагательных женского рода. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
| ||
99. | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных. Писать правильно слово «кастрюля». | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. | ||
100. | Изложение описательного текста. | Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение. | Писать по памяти сравнительно-описательный текст. Составлять сообщение о достопримечательностях своего города (посёлка). Писать правильно слово «издалека». | Формирование уважения к национальному достоянию Российского государства, древним архитектурным памятникам, созданным руками русского народа, а также к национальному достоянию других стран. | ||
101. | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице. | Называть окончания имён прилагательных в каждом из падежей. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
102. | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. | Называть вопросы и окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Склонять имена прилагательные, пользуясь таблицей. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | ||
103. | Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости». | Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. | Составлять текст по репродукции картины. Писать правильно слово «салют». | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
104. | Именительный и винительный падежи имён прилагательных мн. числа. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями. | Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах. Определять падеж имён прилагательных множественного числа. Писать правильно слово «ботинки». | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | ||
105. | Родительный и предложный падежи имён прилагательных мн. числа. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями. | Писать правильно слово «богатство». Сравнивать окончания родительного и предложного падежей имён прилагательных. Определять падеж имён прилагательных множественного числа. | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | ||
106. | Дательный и творительный падежи имён прилагательных мн. числа. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями. Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста и записывать его. Проверять написанное. | Определять падеж имён прилагательных множественного числа. Называть окончания имён прилагательных множественного числа. Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. | Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественных текстов. Понимание текста, извлечение необходимой информации. | ||
107. | Обобщение по теме «Имя прилагательное». | Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. | Называть грамматические признаки имён прилагательных. Выполнять морфологический разбор имени прилагательного. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
108. | Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | Называть грамматические признаки имён прилагательных. Составлять текст. Оценивать результаты выполненного задания. Писать правильно слово «сзади». | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | ||
109. | Обобщение по теме «Имя прилагательное». Словарный диктант. | Уметь распознавать число, род, падеж имен прилагательных, правильно писать окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе. | Видеть и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | ||
110. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
111. | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе, повторить изученное об имени прилагательном. | Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | ||
Местоимение (9 ч) | ||||||
112. | Местоимение как часть речи. | Находить местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. | Понимать, что такое местоимение. Распознавать местоимения среди других частей речи. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. | ||
113. | Личные местоимения. | Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений. | Указывать грамматические признаки местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
114. | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений. | Определять лицо, число и падеж местоимений. Составлять тексты с включением в них диалога. Писать правильно слова: «металл», «металлический». | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
115. | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. | Определять лицо, число и падеж местоимений. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
116. | Изменение личных местоимений по падежам. | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. | Определять лицо, число и падеж местоимений. Писать правильно слова: «победа», «председатель». | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. | ||
117. | Изложение повествовательного текста с элементами описания. | Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
118. | Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение». | Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Выполнять морфологический разбор местоимения Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
119. | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания. | Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | ||
120. | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе, повторить изученное о местоимении. Уметь распознавать части речи, рассказывать о глаголе как части речи по плану | Оценивать результаты выполненного задания. | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | ||
Глагол (32 ч) | ||||||
121. | Роль глаголов в языке. | Различать глаголы среди других слов в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). | Объяснять роль глаголов в нашем языке. Называть, что обозначают глаголы. Называть вопросы, на которые отвечают глаголы. Писать правильно слова: «гореть», «сверкать». Называть время, число глагола. Объяснять роль глагола в предложении. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
122. | Изменение глаголов по временам. | Трансформировать текст, изменяя время глагола. Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе. | Изменять глаголы по временам. Объяснять, как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. | ||
123, 124. | Неопределённая форма глагола. | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). | Объяснять, что такое неопределённая форма глагола. Называть глаголы в неопределённой форме. Писать правильно слова: «лучше», «расстояние». | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
125. | Изменение глаголов по временам. | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. | Находить в предложении глаголы в неопределённой форме. | Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
126. | Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств. | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. Писать правильно слова: «сверху», «снизу». | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | ||
127. | Анализ изложение. Спряжение глаголов. | Обсуждение правильности записи текста, находить неправильно написанные слова и обсуждать ошибки. | Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
128. | Спряжение глаголов. | Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.). | Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени. | Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
129. | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в ед. числе. | Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. | Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
130. | Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». | Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины. | Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
131. | I и II спряжение глаголов настоящего времени. | Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». | Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
132. | I и II спряжение глаголов будущего времени. | Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». | Понимать, что глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени. Писать правильно слова: «назад», «вперёд». | Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
133. | Наши проекты. Словарный диктант. | Уметь стилистически точно передавать содержание текста; уметь употреблять в письменной речи предложения с однородными членами. | Оценивать результаты выполненного задания. | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | ||
134, 135, 136, 137. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. | Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Называть глаголы-исключения. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
138. | Возвратные глаголы. | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. | Объяснять, как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. | ||
139, 140. | Правописание – тся и – ться в возвратных глаголах. | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. | Объяснять, как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. | ||
141. | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. | Уметь составлять текст по сюжетным рисункам и плану. Уметь писать окончания глаголов. | Оценивать результаты выполненного задания. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | ||
142. | Правописание глаголов в прошедшем времени. | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. | Объяснять, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
143. | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. | Писать правильно слова: «свобода», «здесь» Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
144. | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | Уметь писать безударные суффиксы перед суффиксом – л в глаголах прошедшего времени. | Называть суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | ||
145. | Изложение повествовательного текста по вопросам. | Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы). | Излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
146. | Контрольный диктант по теме «Глагол». | Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
147. | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе, повторить изученное о глаголе. | Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
148, 149. | Обобщение по теме «Глагол». Словарный диктант. | Уметь изменять глаголы по временам и обосновывать написание безударных окончаний глаголов. | Выполнять морфологический разбор глагола. | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | ||
150. | Изложение повествовательного текста. | Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное. | Излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | ||
151. | Проверка знаний по теме «Глагол». | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Находить и отмечать в словах орфограммы. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
152. | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение. | Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе; редактировать текст. | Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Сличение способа действия и его результата с данным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качеств и уровня усвоения. | ||
Повторение (18 ч) | ||||||
153. | Язык. Речь. Текст. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Различать язык и речь. Называть виды речи. Объяснять назначение речи. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
154, 155, 156. | Предложение и словосочетание. | Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Разбирать предложение по членам. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. | Объяснять, что такое предложение. Находить границы предложений. Определять тип предложения. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
157. | Лексическое значение слова. | Закреплять представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов. | Объяснять лексическое значение слов. | Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. | ||
158. | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь». | Уметь определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать свое отношение к картине. | Находить границы предложений. Определять тип предложения. | Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий. | ||
159, 160, 161, 162. | Состав слова. | Закреплять знания о составе слова, о значимых частях слова. Уметь разбирать слова по составу, подбирать к словам однокоренные слова. | Объяснять правописание приставок и предлогов. Видеть орфограммы в корне слова, уметь правильно писать слова с орфограммами в корне. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
163, 164. | Части речи. | Уметь распознавать части речи и правильно их употреблять, распознавать орфограммы в словах разных частей речи и обосновывать их написание. | Определять части речи и правильно их употреблять. Находить орфограммы в словах разных частей речи и обосновывать их написание. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
165. | Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | Уметь стилистически точно передавать содержание текста; уметь употреблять в письменной речи предложения с однородными членами. | Выделять в письменной речи предложения с однородными членами, с обращением. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
166. | Анализ изложение. Части речи. | Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе; редактировать текст. | Находить и исправлять ошибки в своей работе; редактировать текст. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. | ||
167. | Итоговый контрольный диктант. | Применять свои знания для выполнения итоговой работы. Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания. | Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. Называть правила правописания слов на изученные темы. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
168. | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | Применить свои знания для выполнения заданий. | Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
169. | Звуки и буквы. | Знать звуки русского языка, уметь обозначать их буквами. | Писать правильно слова с безударными гласными. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
170. | Игра «По галактике Частей Речи». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах. | Называть правила правописания слов на изученные темы. Уметь применять полученные знания при решении нестандартных задач. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
171- 175. | Резервные уроки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку. календарно-тематическое планирование с учётом УУД...
Рабочая программа по русскому языку УМК \'Школа России\' (ФГОС) 3 класс
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться ...
Рабочая программа по русскому языку УМК \'Школа России\' (ФГОС) 3 класс с нормативными документами
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться ...
Рабочая программа по русскому языку1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...
Рабочая программа по русскому языку3 класс, Школа России по ФГОС
Программа по русскому языку 3 класс Школа России с календарно-тематическим планированием и приложение КИМ...