Грамматические сказки
материал по русскому языку на тему
С детства мы любим сказки читать и слушать. И нам кажется, что мы уже выросли, но выросли мы чтобы их рассказывать. Так как правила русского языка сложны и темы не всегда понятны нашим ребятишкам, поэтому были придуманы сказки для объяснения грамматики русского языка. После этих сказок ребята намного лучше понимают материал урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_skazki.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Парные звонкие и глухие согласные.
Спор согласных.
В одном королевстве жили – были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
- В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, МОРОЗ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.
- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.
Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.
- Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, КОЛОЗ, ОБЕД нужно писать букву, звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.
- Парные звонкие и глухие согласные надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук. Например: дуб – дубы, обед – обеды, мороз – морозы, - спокойно объяснил король Правило.
Звонкие поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными.
- Запомните, ребята, правила нужно учить всегда. Если вы не будете их знать, то вас может одолеть любой враг, - сказало в заключение всемогущее Правило.
Кто важнее?
В королевстве Грамматики жили две королевы. Одну звали Б, другую звали П. Они всегда спорили между собой о том, кто из них важнее. Королева Б говорила: «Меня всегда пишут в конце слова». Королева П говорила: «А меня всегда произносят в конце слова». И никак они не могли помириться между собой. И, наверное, долго бы они спорили, если б не гласные. Они сказали: «Если бы не мы, то никто не знал бы, что писать в конце слова. Обе вы важны: П важна для нашей покровительницы Орфоэпии (произношения, а королева Б – для Орфографии (письма».
Вот так гласные и помирили королев, и до сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга. Но если решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным.
Удвоенные согласные
Про девочку Аллу.
Жила – была девочка Алла. Училась она в пятом классе.
Как – то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила двойку.
Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:
- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя…
Когда на уроке русского языка дети писали Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.
- Почему ты плачешь? – спросила её учительница.
- Я не знаю, как пишется моё имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на подругу и сказала:
- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными.
Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе.
Девочка обрадовалась, выучила правило и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как: ванна, касса, класс, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы.
Правописание о, е, ё после шипящих
Грамматическая сказка
Буква О и буква Ё
Место требует своё.
Капризные шипящие
Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней оказывается шипящая. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам о и ё! То всем шипящим подавай букву ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать:
Шёл по шоссе чёрный галчонок.
Капризничают шипящие и в конце слов. В словах рожь, ночь или съешь они могут обойтись без мягкого знака. А в словах меч, нож или шалаш и видеть его не желают.
Ай да шипящие! Ну и молодцы! Как фокусники в цирке!
Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими буквами. Они недаром предупреждают:
- Осторож – ж –жно! Мы - ш – ш – шипящ – щие!
Объясните правописание о, ё в словах ожог, ожёг.
Морфология
Грамматическая сказка.
Как Морфология порядок навела.
Было это давным – давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка!
Попытались как – то слова построиться. Становились и так и этак – всё плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова. – Призовём – кА мы на помощь Морфологию!»
- Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.
- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.
- А какие формы у вас есть?
- Род, число, падеж.
- А что вы умеете делать?
- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
- Становитесь под знамя «Имя существительное!» - приказала Морфология.
- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым! – отрапортовали другие слова.
- Становитесь под знамя «Глагол!» - ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций объединились под своими знамёнами.
Морфология – командир над всеми частями речи, вместе с Синтаксисом входит она в королевство Грамматики (составляя его…. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой – мудрая Грамматика. Ей прислуживает целая свита принцев и принцесс. Среди них выделяется одна, особо строгая, любящая порядок Морфология.
Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, глагол, Наречие, Предлог, частица, Междометие.
Грамматическая сказка
Глагол и его друзья.
Жил – был глагол.
И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую – нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, видит – сидит существительное на камушке и плачет.
- что ты так пригорюнилось?
- Да вот, живу – живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу
-Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое.
- Что ты кручинишься, Прилагательное, и почему одиноко сидишь здесь?
- Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне.Так хочется поработать, да не знаю где.
- Пойдём с нами счастье искать.
Долго ли , коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе Грамматика. Там всё что – то делали, трудились – скучать было некогда.
Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении.
Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделает? И др. Существительное получило сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением ( в зависимости от своих начальников – падежей.
А прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой – нибудь предмет.
С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!
Грамматическая сказка.
О временах глаголов.
Как мама Глаголиха учила Глагольчиков.
Жила – была мама Глаголиха со своими детьми – десятью глагольчиками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики с мамой гулять по двору. Во время прогулок она рассказывала своим детям много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики выросли, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку.
- Дети, и я и весь наш род занимаемся интересной работой. Мы трудимся в предложении. Там подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим… А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется игра «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы У нас есть для этого…
Как вы думаете, ребята, о чём хотела рассказать Глаголиха своим деткам.
Грамматическая сказка
Инфинитив
Лентяй – инфинитив
Сказал как – то Инфинитив:
- Эх, вы, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени!
- Время мы тебе найдём. Какое тебе, настоящее или прошедшее?
- Лучше будущее, - говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Дали ему Вспомогательный Глагол.
Спрягается Вспомогательный – только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени.
Наречие
Грамматическая сказка
Проделки наречий
Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом – о – и получилось замечательное наречие. Хорошо!
Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание – в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, кверху, сверх, сверху и даже верхом – очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто – то любит ездить верхом, а не в телеге.
Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса – о. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом – о -наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами – сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по новому ведёт себя слово!
Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоём и надвое, из скакать – вскачь и на скаку, из догонять – вдогонку, из обнимать – в обнимку.
Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена с предлогами. Поди разберись, когда как писать – слитно или раздельно. А то ещё некоторые наречия любят писаться вообще по – особому – через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться.
Правописание приставок с глаголами
Грамматическая сказка
Неразлучные друзья
Нередко на Глагола нападала грусть из – за того, что мало было у него настоящих друзей.
И вот шёл он как – то печальный, понурив голову, по берегу реки. Вдруг слышит – кто – то плачет. Подошёл он ближе и видит: сидит на камне Приставка и заливается горючими слезами.
- Что ты плачешь? – спросил Глагол.
- Как же мне не плакать? – сказала в ответ Приставка.
- Мне так плохо одной жить.
- Ну так давай дружить, и мне веселей будет.
- Согласна! – с радостью воскликнула Приставка, утирая слезу. – А у тебя есть братья?
- Да и очень много, но все они живут в разных местах: прыгают, бегают, поют, кричат, дерутся…
- Давай я познакомлю их со своими сестричками – приставками, если мне не удастся их всех собрать: одна где – то над, другая – под, третья – за, четвёртая, кажется, - в…
Наконец приставки перезнакомились с глаголами и стали навек неразлучны. Так им понравилось дружить… И выросли у них дети, много детей…
Теперь, ребята, вы понимаете, почему глаголы с приставками пишутся слитно?
Не с глаголами
Грамматическая сказка
«Сила любви благородный»
Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: « Не верю».
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица Не жить друг без друга не могут.
Причастие
Причастие – это часть речи, причастная глаголу
В образе прилагательного.
В.Даль
Сказка «Как причастия с прилагательными подружились».
Давно это было.
Стояла в лесу избушка. И жили в ней прилагательные. А по соседству с ними бродили в лесу причастия. И не было у них ни хлеба, ни крова.
Вот собрались как – то причастия на совет, решать, как дальше жить. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к Прилагательным. Пошли они к избушке, где Прилагательные жили, постучали. В ответ услышали:
- Кто там?
- Это мы, Причастия.
- Что вам нужно?
- Пустите нас к себе в избушку, мы хотим вместе с вами жить.
Будем помогать, чем сможем.
- Идите лучше к Глаголам, -
отвечают Прилагательные, - ведь вы глагольного происхождения.
- Но ведь мы родня вам, - просят Причастия. – И относимся мы всегда, как и вы, к существительным, и по родам по – вашему изменяемся, и по числам, и по падежам. Куда уж ближе! Недаром некоторые ученики нас с вами даже путают.
- Подождите, мы посоветуемся.
Посоветовались и ответили такими словам:
- Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одно – Н – из суффикса.
Причастия согласились, хотя и не без колебания. Зато с тех пор стали жить Прилагательные и Причастия в большой дружбе, вместе ходят на работу.
Местоимение
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Грамматические сказки и рассказы.
Злая колдунья
В далёкие времена в одном царстве – государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились, не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена: пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!
Злая колдунья отбросила посох и , со злорадством потирая руки, сказала:
- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придёт конец их счастью и радости!
Давайте теперь и мы перенесёмся в сказочное царство.
В нём, к сожалению, уже царил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Ещё ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удручённые бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своём горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий и имён, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много – скажете мы. Обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она, оно, если их много – они. А пока прощайте!Я иду к злой колдунье за вашими именами.
Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и наконец добрался до её жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что отгадает её хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их.
Но давайте и мы, ребята, попробуем отгадать их вместе с мудрецом!
- Каким гребнем головы не расчешешь? Петушиным.
- Какое небесное тело имеет два названия: одно – м. р., другое – ж. р. Месяц – Луна.
Что означают детские слова: журчей, колоток, копатка, рыжка, мазелин?
- Как правильно сказать:
У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубей,
Или у рыб нет зуб?
- Какая часть речи помогла узнать предмет?
Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик.
Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Всё стало на свои места, но людям так понравились слова, которые им подарил мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква в затерялась, и слова стали называться местоимениями.
Имя числительное
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
Грамматические сказки и рассказы.
Кто подсчитает?
Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта - самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов.
Кто – то крикнул: «Много», и Существительное подхватило:
- Много!
- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?
- Уважаемый Председатель, - вступился Глагол. –
Существительное умеет считать по порядку, у него единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределённого множества.
- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
Тысяча
Когда тысяча явилась в предложение, все места уже были заняты. Тысяча потопталась в нерешительности, а потом подошла к самому большому Слову, предполагая, что оно – то и есть самое главное.
- Миллион извинений, - сказала тысяча. – Я отниму у вас не больше одной минуты.
- Пожалуйста, - любезно ответило Слово. – Слушаю вас.
- Помогите мне устроиться в предложении, - попросила Тысяча. –
Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где – нибудь к краешку.
- Чем же я могу вам помочь?
- О, ведь вы здесь – самое большое слово, самый главный член предложения!
- К сожалению, я не главный член, - сказало Слово с действительным сожалением. – Я всего лишь деепричастие…
А ваша величина? Неужели с ней никто не считается?
- Что величина? Вон видите самое короткое слово? А ведь это подлежащее!
- Так вот оно какое, подлежащее – протянула Тысяча, сразу теряя интерес к своему собеседнику. И направилась к подлежащему.
Подлежащее было занято срочной работой и поэтому не тратило лишних слов.
- Существительное, - коротко представилось оно Тысяче. – А ваше имя?
- Числительное, - сказала Тысяча и тут же добавила: - Можете называть меня просто Тысяча. Так меня называют все знакомые.
И Тысяча изложила свою просьбу.
- Право, не знаю, как вам помочь, - сказало Существительное. Все вакансии у нас заняты… Разве что зачислить вас на должность служебного слова?
Тысяча поморщилась.
- Нет, для этого дела я вряд ли подойду, - сказала она и, немного подумав, предложила: - А что, если меня зачислить вместо Деепричастия? Я займу гораздо меньше места…
- Дело не в месте, - сказало Существительное. – Деепричастие прекрасно справляется с работой, а справитесь ли вы, я не уверена. Ведь я даже не знаю ваших качеств…
- Зачем вам качества? – прервала его Тысяча. У меня есть количество – и этого достаточно.
- Количество? – переспросило Существительное. – Что ж количество – это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе. Это будет для вас самое подходящее место.
И Тысяча осталась при Существительном.
Сначала оно пробовало давать ей разные мелкие поручения, но это ни к чему не привело. Тысяча не только не подчинялась Существительному, но даже не хотела с ним согласовываться.
Понемногу она начала управлять Существительным, а затем и вовсе заняла его место, став первой частью подлежащего и оттеснив Существительное на второй план.
А Существительное даже не сопротивлялось. Больше того, оно уступило Тысяче свой именительный падеж, а само удовлетворилось родительным. Так оно склонилось перед его количеством.
Частицы
Мы, - промолвили Частицы, -
Можем с каждым подружиться.
Выражаем утвержденье,
Отрицаем и сомненье…
Грамматические сказки и рассказы.
Служебное положение частиц.
Были же сомнения, были же мечты, но были и надежды, что сомнения развеются, а мечты осуществятся!
Были же…
Бы, ли, же… Три маленькие частицы, в которых всё это выразилось с наибольшей силой…
Несмотря на своё служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда твёрдо помнить!
Каждая из них занята своим делом в предложении, старается подчеркнуть главную мысль, чтобы она всем стала понятной. А в неслужебное время… О, о чём только не говорят в неслужебное время служебные слова! Этого вы никогда не прочтёте в тексте.
- Если бы у меня было не две, а хотя бы три буквы, - говорит частица Бы, - я бы такое сказала!
Ах, эта частица Бы, какая она мечтательная. Вечно ей хочется того, чего нет.
- Вряд ли, - возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всём сомневаться. – Да и нужна ли тебе лишняя буква?
- это же пустой разговор, - останавливает их частица же, привыкшая разно смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв – больше тебе не положено по правописанию.
Но частицу Бы трудно остановить.
- Если бы я была Подлежащим, - вдруг заявляет она, - я бы навела порядок в этом тексте.
- Ой ли! Тебе ли наводить в тексте порядок?
- Да перестаньте же. У нас же и так порядок. Этот порядок установлен Грамматикой.
Так спорят в свободное время частицы. Хотя все они – служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по – разному.
Бы – мечтает. Ли – сомневается. Же – утверждает.
И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживёте! Попробуйте ни в чём не сомневаться. Попробуйте ничего не утверждать. Попробуйте ни о чём не мечтать.
Сможете прожить? Не сможете.
Синтаксис
Грамматические сказки
О пользе знаков препинания
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого – нибудь цитировал: так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.
Берегите знаки препинания!
Три точки
Сошлись Три точки, разговорились.
- Как жизнь? Что нового?
- Да всё то же.
- Приятного мало…
У Точки, известно, жизнь точечная. О ней вспоминают только в самом конце, когда уже к предложению нечего добавить. А ведь как хочется попасть в незаконченное предложение, по – настоящему выразить себя.
- А что если нам всем попробовать? В отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроём…
- И правда, попробуем?
- Только бы найти подходящее предложение.
Точки насторожились и стали зорко следить за текстом. Это законченное предложение, это законченное. Вот!..
Точки бросились в незаконченное предложение и, как ни в чём ни бывало, встали за последним словом.
Очередное слово. Которое уже было готово сорваться с пера, чтобы занять своё место в предложении, вдруг заметило Точку.
- Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли.
- Нет, стояла.
- Вы не могли здесь стоять.
- Успокойтесь, пожалуйста, - вмешалась в разговор вторая Точка. – Она стоит лично за мной, а вас я что – то не видела.
- Но вы здесь тоже не стояли, - возмутилось Слово, болтаясь на кончике пера.
- Она не стояла? – возмутилась третья Точка. – Придите в себя. Она стоит за мной!
Слово видит, что точкам этим не будет конца, и начинает злиться…
А точки стоят и посмеиваются. Три Точки – это вам не одна. В предложении три точки кое – что значат.
Чёрточка
Маленькая чёрточка знала своё дело. Она с большим искусством разделяла самые сложные слова, присоединяя нераспространённые предложения, даже принимая участие в образовании некоторых частей речи. Чего только не перенесла чёрточка на своём веку – и ни разу не нарушила правила переноса.
Но вот бывает же так: хороший работник долго оставался на своём месте и никуда не продвигался по службе.
Но вдруг Чёрточку вызвали и сказали:
- Думаем повысить вас по службе и перевести на место Тире. Там больше простора, сможете развернуться…
- Но я не справлюсь, - замялась Чёрточка.
- Ничего, справитесь. В случае чего – поможем.
И поставили Чёрточку на место Тире – между двумя дополнениями. А Дополнения эти как раз противопоставляли себя друг другу и поэтому держались на некотором расстоянии. Пока между ними стояло Тире, это им удавалось, но когда появилась Чёрточка, она первым делом постаралась их сблизить. Что тут началось…
- Отодвиньтесь! - кричало первое Дополнение своему соседу. – Между нами ничего общего не может быть!
- Сами отодвиньтесь! – парировало второе Дополнение. – Я вас и видеть не желаю.
- Остановитесь, Остановитесь! – умоляла их Чёрточка.
- Не нужно ссориться.
Но её прижали, и больше она ничего не могла сказать. А Дополнения так разошлись, что на них обратило внимание само Сказуемое, у которого они находились в непосредственном подчинении.
- Прекратите безобразничать! – прикрикнуло на них сказуемое. – Что тут между вами происходит?
Дополнения сразу притихли. Они понимали, что со Сказуемым шутить нельзя.
- Между нами… - запнулось первое Дополнение.
- Между нами какая – то Чёрточка, а должно быть тире, - чуть слышно произнесло второе Дополнение.
Только теперь Сказуемое заметило Чёрточку:
- Как вы сюда попали?
- Я здесь работаю. Меня сюда перевели, чтобы я развернулась…
- Вы не можете здесь развернуться, - объясняло Сказуемое. – У вас для этого нет данных.
- У меня – то нет данных? Посмотрели бы вы, как я слова соединяла!
- Не знаю, что вы там соединяли, - сказало Сказуемое, которому уже начинал надоедать этот разговор, - но здесь вы не на месте. Это явная ошибка.
- вы так считаете? Что ж, можете оставаться при своём мнении. Но учтите: я отсюда никуда не уйду.
Шумит Чёрточка, скандалит, не поймёт, что с ней произошло.
Такая была скромная Чёрточка, такая воспитанная, и с работой справлялась хорошо, а вот повысили её в должности, поставили не на своё место…
Да, конечно, это была ошибка.
Мягкий знак
Грамматические сказки и рассказы.
Таинственная незнакомка
Кто – то позвонил. Дверь отворилась, и в неё выглянула пригожая, миловидная буква ( не скажу – какая, догадайтесь сами.
- Здесь живёт такая – то буква?
- Да.
- Не могли бы вы сейчас поработать?
- А как?
- Постоять в начале слова. Слово – то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило…
- В начале слова не работаю.
- А тогда вот: место есть – между согласной буквой и буквой А, , надо там поместиться и , значит…
-Простите, в таких местах не бываю.
- Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?
- Какие это буквы, будьте добры?..
- Первая – Н, а за ней Ч.
- Нет, туда не пойду.
- А после Ч, перед Т?
- Если в глаголе – тогда с удовольствием.
- Нет, в существительном.
- Ничем вам не могу помочь.
Дверь захлопнулась.
Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном – не хочет?
Всегда твёрдая буква Ш и Мягкий Знак
Мягкий Знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.
А мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.
Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.
Не смягчается только буква Ш, несмотря на старания Мягкого Знака. Она по – прежнему тверда и так шипит, что Мягкий Знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш – в глаголах второго лица или в существительных 3 – склонения.
Когда это кончится – трудно сказать. У Мягкого Знака слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге – от маленькой запятой до самого Твёрдого Знака.
Твёрдый Знак
«Сел кашу»…
Незнайка писал диктант.
«Сел кашу. Пю воду. Веду Сёмку. Забил коля», - старательно выводил он.
- Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нам нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут.
- А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
- Ничего – то ты не знаешь! – горевали буквы Е,Ё, Ю, Я. – В этих словах мы обозначаем два звука, но делаем это на письме с помощью разделительного ъ, который ставится перед нами после приставки, и разделительного ь, употребляемого в других случаях. Ты же, Незнайкин, наших помощников потерял, а теперь все думают, что мы обозначаем только один звук, и читают: «сел, пю, сёмку, коля» - вместо «мъел, пью, съёмку, колья».
Вводные слова
Грамматическая сказка
К счастью
- К счастью, мы пришли… Но подумайте, что мы пришли к счастью. Там, куда мы пришли, ничего такого не было, но мы так долго шли и так устали в дороге, что когда, наконец, пришли, то вздохнули с облегчением:
- К счастью, мы пришли…
Всё дело в этой запятой, которая отделила счастье от нас, превратила его в мало что значащее вводное слово. Может, совсем не в то слово, которое в данном случае надо было сказать…
Может не то, а может и то.
Может уже ничего не может, потому что означает действие, а какую – то неопределённую вероятность. И здесь опять дело в запятой. Развелось этих запятых. И главное, не знаешь, куда их ставить.
Главное тут вовсе не главное, это вводное слово. Отделилось от предложения с двух сторон, потому и считает себя главным.
А в предложении оно не то, что главный, а даже не второстепенный член. Ввели его – оно и стоит. Можно и вывести без особого ущерба для смысла.
Выведешь – две запятые сэкономишь, которые нужнее в других местах. Хотя, по совести, и там лучше без них обойтись. Совесть – то ни при чём, совесть здесь опять же вводное слово, а значит, и без неё можно обойтись. Без совести можно обойтись, если она всего лишь вводное слово.
- К несчастью, нам пора…
Да нет, никто не спешит к несчастью, хотя и к сожалению никто не спешит. С этими вводными словами никогда не знаешь, что по – настоящему, а что просто так, без чего обойтись возможно.
Ударение
«Гласные поссорились»
Однажды А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. И вдруг так рассорились, что даже птицы разлетелись, звери разбежались, деревья поникли – всем стало стыдно за них, противно слушать, как они ругались.
А с чего это они вдруг поссорились? Дело в том, что когда О или А стоят без ударения, то каждая хочет занять место другой. Вот и начинается…
К счастью, на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоит ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она сразу слышится ясно и не может быть даже малейшего сомнения в её написании. Об этом узнали дети, которые проходили мимо и тоже собирали ягоды. Они очень хотели подружиться с волшебником, чтобы уметь всегда правильно писать гласные. Договорились они всегда звать его на помощь, когда в словах встречаются гласные А и О (да и другие тоже, например, Е – И).
Именно с тех пор и пишут дети грамотно, а гласные не ссорятся. А чего им ссориться, если существует волшебник Ударение! Надо только вовремя позвать его на помощь. И вы, ребята, тоже зовите его, когда будете сомневаться, какую букву писать. Он всегда поможет!
«Волшебник Ударение»
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда – то и закричало:
- Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замок и сказал:
- Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким – то Ударением. Ведь Ударение – это же просто чёрточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, а перед взором всех предстал Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд Белки и сказали:
- Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами – то Ударение ничего не сделает.
Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Белки.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился Атлас, вместо Капель – Капель, Вместо Дорога – Дорога, Города – Города. И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.
Волшебные превращения, или рассказ о том, как буквы проучили невнимательного школьника
Раньше я был невнимательным и часто делал ошибки. Не скажу, что это меня очень огорчало.
- Подумаешь, важность. Не ту букву написал, - рассуждал я.
Однако сами буквы думали иначе. Они очень возмущались пренебрежительным отношением к ним и, наконец, решили меня проучить
…Это началось с утра. Умыться мне не удалось, потому что не было Воды, - из крана сыпался какой – то белый порошок. Позавтракать мне не пришлось: Булка, едва только я к ней протянул руку, превратилась в проворного пушистого зверька, Сыр – в угрюмую мрачную птицу, а вместо чая стакан оказался наполненным едким дымом.
Неудачи преследовали меня и тогда, когда я сел за уроки. Чернил не оказалось, вместо них в чернильнице были ягоды. «Ну это ещё не беда!» - подумал я и стал решать примеры. Однако едва я написал первую Строку, как она тут же превратилась в птицу и улетела. Проводив беглянку растерянным взглядом, я вздохнул и снова взялся было за карандаш, но сразу заметил, что вместо математического знака Минус написал тригонометрическую функцию… Последнее было тем более удивительно, что тригонометрию мы ещё не проходили.
«Вот ведь какая незадача», - подумал я, отложил карандаш и взялся за книгу. Мне надо было выучить басню Крылова, в которой говорится о том, как плохо получается, когда в совместной работе нет ладу. Я раскрыл книгу, отыскал басню, но…не узнал героев. Один из них Лебедь превратился в сорное растение, другой Рак – в огородное растение с крупными яркими цветами, третий Щука – в действующее лицо из пьесы М.Горького «На дне».
Тут моё терпение лопнуло. Я швырнул портфель и подошёл к окну. Улица была белая, нарядная, весело кружились в воздухе снежинки. Пойду погуляю, покатаюсь на лыжах, а потом позанимаюсь. Но прогулка моя не состоялась. Моих Лыж, которые обычно стояли в коридоре, не оказалось, а вместо них я увидел…
- Да что же это на самом деле! - воскликнул я. - Не могли же лыжи растаять! Однако похоже было, что лыжи действительно растаяли. Во всяком случае мне пришлось вооружиться тряпкой и заняться уборкой. С тех пор я стал внимательнее: я понял, что и одна буква может иметь силу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двуязычные грамматические сказки и рифмовки на уроках английского языка
Двуязычные грамматические сказки и рифмовки помогают сделать процесс обучения английскому языку учащихся 2-4 классов интересным, привлекательным и понятным для школьников. Они способствуют лучшему зап...
Грамматические сказки.
Материал используется на уроках русского языка....
Грамматические сказки об образовании слов.
На II этапе коррекционной работы с младшими школьниками широко используются сказки об образовании родственных слов....
Рабочая программа кружка английского языка "Грамматические сказки" (4 класс)
Рабочая программа кружка английского языка рассчитана на 1 час в неделю, 39 часов в год.Включает в себя грамматический и страноведческий материал, соответствующий возрасту обучающихся 4 класса....
Грамматические сказки для учащихся 1-4 классов.
Грамматические сказки помогут при введении новой темы. Дети с удовольствием слушают эти сказки и лучше запоминают тему по русскому языку, правила орфографии....
Грамматические сказки на уроках русского языка
Метод "грамматическая сказка" я использовала на уроках русского языка к УМК Т.Г. Рамзаевой на разных этапах урока.Метод "Грамматическая сказка" очень интересен для детей, особенно первого класса. В да...
Грамматическая сказка "Зелёная лягушка и корова с синими рожками"
Грамматические сказки помогают детям усвоить грамматические понятия при помощи ассоциаций....