Грамматические сказки об образовании слов.
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Михайленко Наталья Константиновна
На II этапе коррекционной работы с младшими школьниками широко используются сказки об образовании родственных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammaticheskie_skazki.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматические сказки об образовании слов.

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака- из множества водяных капелек, лес- из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла- «смыслиночку». Самая главная из них- корень.

-Как? -спросите вы. -Разве у слова может быть корень? Это же не растение! -А вот послушайте.

«Деревья из слов».

Много- много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ВОЗ и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло!

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали: от нее, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

Потом на глаза попался им еще один маленький корешок ХОД, такой грустный, но уж очень юркий. И попросил он людей тоже посадить его в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Не поверили люди, но все- таки решили его посадить, не пропадать же ему совсем. Много, очень много ростков появилось от одного маленького корешка ХОД, но все они были чем-то похожи на своего прародителя.

*Нарисуйте, ребята, это дерево и постарайтесь подобрать к нему как можно больше побегов.

«Чудо-дерево».

Жило-было маленькое слово РОС. Было оно коротеньким, почти незаметным, таким, что другие большие слова часто забывали, что нон живет рядышком: в гости не звали, на дни рождения не приглашали. Обидно было слову РОС, и пошло оно со своей обидой к царице Грамматике. Просит ее: «Помоги мне, царица Грамматика! Совсем про меня стали забывать слова- соседи. Сделай так, чтобы я выросло и стало большим и длинным».

«Ну будь по-твоему!»- сказала царица. И посадила слово РОС в землю, водичкой полила. Прошло немного времени, появился из земли РОСТОК. РОС РОСТОК и превратился в деревце. Солнышко пригревало, дождик поливал, деревце РОСЛО, становилось больше. И вот ВЫРОСЛО большое дерево, ПРОРОСЛИ на нем веточки и листочки. РАЗРОСЛОСЬ чудо- дерево, стало пышным, раскидистым, а вместо плодов на его веточках слова висят.

*Найдите в каждом слове то маленькое слово РОС, из которого они все выросли, выделите знаком корня.

«Большая родня».

Жил-был корень- обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка, строитель, строительство, строение,- и прилагательные: строительный, строительский,- и глаголы: строить, строиться. Видятся родные и близкие не часто, письма писать разлюбили, вот и решил наш старец собрать воедино свою большую родню. Разослал пригласительные открытки.

Первыми откликнулись братья- глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя долго ждать и остальные. Явились. Выстроились. Все, как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы-, у кого до-, есть и за-, и на-, и от-, и по-, и под-, и при-. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: молодцы родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали! И все больше среди них глаголы- деловые, энергичные. И сегодня работают, и в прошедшем потрудились на славу, и о будущем не забывают.

И существительные от них не отстают- спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами не бедны.

*Попробуйте записать в своих тетрадках как можно больше слов- родственников этой большой семьи.

Про маленький мудрый корень УЧ.

Жил-был корень УЧ. И вот надоело ему одному жить на свете и призвал он приставки и суффиксы объединяться с ним. Прошло время, и превратился маленький- премаленький корень- корешок УЧ в огромное семейство слов. Попробуйте назвать все его семейство. (Ответы детей) Да, его родственниками стали слова: учитель, ученик, обучение, ученый, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учеба и т.д.

Когда у корня спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он отвечал вопросом: «Вас, наверное, интересует словообразование?? И был прав: словообразование действительно изучает, из каких частей состоит и в какой последовательности образуется слово. Одно слово, как в сказке, может превратиться в другое, стоит приставить к нему приставку или суффикс. Слово может изменить свое лексическое значение (вертолет- вертолетчик) или просто поменять одежду, то есть форму (вертолет- вертолетик).

«Крепыш и Скрепка».

Это случилось в библиотеке, где много- много книг.

Там у дальней стены на верхней полке стоял Словарь. На его страницах были напечатаны все слова, какие есть в русском языке.

Однажды к Словарю стали подбираться Мыши. Страшно стало Словарю. Начал он думать, как спастись от гибели. Вспомнил он, что в его самой середине есть КРЕПКАЯ страница. На ней напечатаны слова с корнем КРЕП.

Потряс Словарь эту страницу, и вывались из нее КРЕПОСТЬ, КРЕПЫШ, СКРЕПКА.

КРЕПОСТЬ с бойницами, рвами, башнями окружила Словарь. У ворот на мосту встал КРЕПЫШ. В крепостные ворота по мосту направилась СКРЕПКА. Увидел ее КРЕПЫШ и засмеялся: «Ты зачем сюда такая тонкая? Без тебя обойдемся» Хотел он СКРЕПКУ копьем подцепить, да она успела прошмыгнуть

Разделились Мыши, никак к Словарю не подобраться. Под КРЕПОСТНЫМИ стенами собрались они на военный совет и начали думать, как КРЕПОСТЬ захватить. Вернулись Мыши- разведчики. «КРЕПКА КРЕПОСТЬ, -сказали они,- УКРЕПЛЕНИЯ такие, что КРЕПЫШУ никаких ПОДКРЕПЛЕНИЙ не надо. Только один способ есть: ворваться в КРЕПОСТЬ по подземному ходу. Но надо иметь чертежи и планы, а они на столе в угловой башне. Окна там открыты, ветер подует, чертежи и планы сами к нам прилетят».

Стали Мыши ждать ветра. Тут ветер подул. Это библиотекарь открыл форточку, Мыши стали радоваться, а чертежи и планы не летят, потому что их СКРЕПИЛА тоненькая СКРЕПКА.

Сняли мыши осаду и ушли в другой конец библиотеки. А там стояла мышеловка, рядом с «Книгой о вкусной и здоровой пище». Мыши в нее и угодили.

Отпраздновал КРЕПЫШ победу. Себя наградил орденом УКРЕПЛЕНИЯ I степени, крепости дал название КРЕПЧАЙШАЯ и вернулся в Словарь. Скрепка тоже заняла свое место в словаре. И до сих пор никто не знает, что Скрепка Словарь спасла. Тонкая она и незаметная.

*Какие слова вывалились с крепкой страницы?

Назовите похожие слова из сказки. Из какого корня они образовались?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двуязычные грамматические сказки и рифмовки на уроках английского языка

Двуязычные грамматические сказки и рифмовки помогают сделать процесс обучения английскому языку учащихся 2-4 классов интересным, привлекательным и понятным для школьников. Они способствуют лучшему зап...

Грамматические сказки.

Материал  используется на уроках русского языка....

Рабочая программа кружка английского языка "Грамматические сказки" (4 класс)

Рабочая программа кружка английского языка рассчитана на 1 час в неделю, 39 часов в год.Включает в себя грамматический и страноведческий материал, соответствующий возрасту обучающихся 4 класса....

Грамматические сказки

С детства мы любим сказки читать и слушать. И нам кажется, что мы уже выросли, но выросли мы чтобы их рассказывать. Так как правила русского языка сложны и темы не всегда понятны нашим ребятишкам, поэ...

Грамматические сказки для учащихся 1-4 классов.

Грамматические сказки помогут при введении новой темы. Дети с удовольствием слушают эти сказки и лучше запоминают тему по русскому языку, правила орфографии....

Грамматические сказки на уроках русского языка

Метод "грамматическая сказка" я использовала на уроках русского языка к УМК Т.Г. Рамзаевой на разных этапах урока.Метод "Грамматическая сказка" очень интересен для детей, особенно первого класса. В да...

Грамматические сказки об образовании слов.

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака- из множества водяных капелек, лес- из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала...