"Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Алфавит.
Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, развивать умение пользоваться алфавитом.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание:
Планируемые результаты: Предметные результаты: Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей. Возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке. УУД Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания. Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями. Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к русскому и чувашскому языкам.
- Организационный момент.Здравствуйте (слайд 1)
__Мы начинаем урок русского языка, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, друг другу и нашим гостям. Настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: « Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!» Ведь вокруг нас так много интересного, нового. Но мы должны помнить, в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Правила нашего урока(слайд 2)
1. Не выкрикиваем.
2. Не перебиваем друг друга.
3. Мы слышим друг друга.
4. Учимся работать сообща.
- Я желаю вам успехов! Прошу вас правильно рассуждать на уроке: «Я думаю…», «Я считаю…» (слайд 3)
- Мобилизация деятельности.
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
И всё получится у нас.
3.Самоопределение к деятельности
НА ДОСКЕ: Л Ф А Т В А И (слайд 4)
- Что написано на доске? (Буквы).
- На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).
- Назовите согласные. (Л Ф Т В)
- Назовите гласные (А И).
- Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую, букву мы будем писать на минутке чистописания.
В море плавала акула
Ела всё, что в нём тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву... (А) (слайд 5)
Минутка чистописания.
19-ое октября .
Классная работа.
(слайд 6
Напишите в тетради по образцу заглавную буквуА и строчную букву а одну строчку.
- Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока.( слайд 7)(АЛФАВИТ).
Правильно, тема нашего урока алфавит)
4. Постановка целей и задач урока.
Как вы думаете, какова будет цель нашего путешествия?
_ Узнаем , что такое алфавит ? Для чего нужно знать алфавит?(Слайд 8)
5.Изучение нового.
На доске план:
1.Что такое алфавит?
2.Для чего он нужен?
- .Что такое алфавит? ( Буквы, расположенные в определенном порядке)(Высказывания детей).
- Правильно, алфавит это когда буквы располагаются в строго определённом порядке. В алфавите каждая буква имеет своё место и название (слайд 9).
- Работа по учебнику:
1) Чтение правила на стр. 39.(Чтение про себя)
2) Чтение правила хором.
3)Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной.По учебнику и слайдам (Слайд 10.)
4)Задание алфавита: Назовите пропущенные буквы (Слайд 11)
3.Происхождение слов.
Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – алфавит.(слайд 12)
- Групповая работа
У детей на столах карточки с ребусом. По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составить слова и записать их в тетрадь.
Появляется словоАЗБУКА:
- Это первые две буквы из старославянского письма «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. (слайд 12 ).
- Русское слово азбука и греческое слово алфавит – обозначают одно и тоже понятие. Слова алфавит и азбука - синонимы.
А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)
- Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание которое находится в конвертах у вас на парте.
Задания в парах: раскодируйте слова, используя алфавит с номерами букв
12 10 18 10 13 13
14 6 22 16 5 10 11
- Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ((Проверка задания - слайд №13).
- Это первые учителя, которые создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли совсем, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
- Ребята, нам от азбуки пришло сообщение! Прочитать его? (Слайд №14).
Физкультминутка
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)
Дети садятся на свои места.
Исследование -сравнение
А вы знаете, кто является основателем чувашского алфавита?
( Предположения детей)
_Чувашский алфавит создал российский педагог, просветитель чувашского народа И.Я.Яковлев.(Слайд 15)
В чём схожи русский и чувашские алфавиты?(Предположения детей).
Какими буквами они отличаются?(Предположения детей).
Отличительным признаком служат все дополнительные буквы: А,Е,У,С. (Показываю)
В русском алфавите –33 буквы, а в чувашском алфавите -37.
Работа с текстом:
1)Чтение текста про себя(упражнение 2, стр.40)
2)Какое произведение вы читали?(Рассказ,стихотворение,сказка)
3)Назовите героев сказки? Кто они? (Выставляю картины барана, ослика, гуся и жука)
4)В какой школе они учатся?
5)Кто правильно произнёс название буквы?
6)Посмотрите на героев сказки. Кто лишний? Почему?(Предположения детей).
7)Чтение сказки по ролям
- Давайте подумаем, для чего нужен алфавит? (Предположения детей).
- Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.
- С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).
- Значит, алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. (Слайд №16).
- Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему?(Высказывания детей).
- Конечно, он использует алфавит. (Слайд №17).
- Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему?(Предположения детей).
- Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги.(Слайд №18).
6.Закрепление
1)Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги в алфавитном порядке. Слайд № 19
(Практическое пользование Алфавитом).
2)Запиши в алфавитном порядке имена обучающихся вашего класса). (Слайд №11).(Напомнить написание имён собственных).
Самостоятельная работа учащихся
(Проверка задания – слайд №12).
7.Домашнее задание : Выучить алфавит, письменно выполнить упр. 3 на с. 40
9.Рефлексия
- Что такое алфавит?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Кто уже запомнил алфавит?
- Кто правильно называет буквы?
- Кому ещё нужно потренироваться?
- Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки)
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Предлагаю провести игру «Алфавит – художник».
Соедините все буквы алфавита по порядку - и у вас получится картинка.
( Первые, закончившие задание начинают раскрашивать картинку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавит в стихах
Красивые иллюстрации и стихи помогут лучше запомнить алфавит.1 часть (А-Н)...
Алфавит в стихах 2 часть
Красивые иллюстрации и стихи помогут запомнить буквы алфавита. 2 часть (О-Я)...
Детский алфавит
В предложенном архиве представлен детский алфавит, который можно использовать для оформления....
Английский алфавит в стихах
Учим английский алфавит вместе! Как проконтроллировать знание алфавита, если родители учили немецкий....
Английский алфавит
При помощи это таблицы родители помогут детям закрепить знания при изучении букв...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе "Алфавит"
Совершенствование знаний алфавита...
Алфавит
Красочные карточки с буквами английского алфавита...