Путешествие по галактике Морфемика
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Учитель начальных классов: Кириловская Галина Ивановна
Класс:3 Дата проведения:17 ноября 2014 г
Тема: «Путешествие по галактике Морфемика».
Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.
Задачи:
Образовательная
- систематизировать знания о составе слова: приставка, суффикс, корень, окончание;
- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
- совершенствовать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
- повторить изученные признаки родственных слов;
- углубить представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов.
Коррекционно-развивающая
- развивать умение разбирать слова по составу;
- развивать умение образовывать новые слова;
- корригировать и развивать память и орфографическую зоркость;
-корригировать переключение внимания путем частой смены заданий;
-коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза).
Воспитательная
- воспитывать интерес к родному языку, ценностное отношение к богатству русского языка;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
-воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах.
Здоровьесберегающая
- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
-способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания;
Оборудование и ТСО:
Карта галактики Морфемика, планеты, карточки со словарными словами, учебник «Русский язык», 6 класс, карточки со схемами слов по разбору слова по составу слова, магнитофон, кассета.
Этапы и виды работы на уроке | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
1. Организационный момент | -Сегодня я вас приглашаю совершить увлекательное путешествие. А вот куда мы отправимся, вы узнаете прямо сейчас, если расшифруете слово. ….. (КОСМОС) - Под космосом понимают Вселенную с множеством звезд, планет, галактик. | Дети слушают. | Способствовать созда-нию благоприятного психологического кли-мата. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; |
2. Сообщение темы и цели урока. | - И сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по галактике Морфемика. А так же узнаем, какие планеты входят в эту галактику. - А что такое морфема? - Значит, во время нашего путешествия мы с вами повторим части слова. Наш полет совершим на космическом летательном аппарате. В меня садились иногда Цари, вельможи, господа. Теперь я стала уж стара, Меня убрали со двора. Переверните половину, - Я к звёздам вас, друзья, подкину. (карета-ракета) - Чтобы наша ракета взлетела, вы должны заправить её топливом. Для этого надо выполнить задания, написанные на ракетах, которые лежат на ваших столах. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова(Карточка ) - Итак, все готово… - Отправляемся в полет Нас галактика уж ждёт…. (Звучит музыка, открывается галактика Морфемика) | Ответы детей: -Морфема – это часть слова. - На ракете. Взаимопроверка. | Активизировать внимание учащихся, развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к родному языку, ценност-ное отношение к богат-ству русского языка; Закрепить знание написания слов с непроверяемой безударной гласной. |
3. Работа по теме урока 1)Планета Окончание 2) Планета Корень. а) Подбор однокоренных слов. б)Игра «Четвертый лишний» 3) Планета Приставка а)Работа по учебнику. 4) Планета Суффикс | -Вот мы и оказались в космическом пространстве. - В мире много интересного. Нам порою неизвестного, Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! И первыми встречают нас жители планеты Окончание и у них для нас задание. - А что такое окончание? - Ну – ка, друзья, внимание! В каждом ли слове есть окончание? - А для чего нам нужно окончание? - Прочитайте запись. Нет, в, мир, краше, родина, нашей. Понятно ли вам это предложение? Почему? - А что надо сделать, чтобы предложение было понятно? - Составьте и запишите это предложение в тетрадь, выделите окончание: Нет в мире краше родины нашей. - В каких словах вы изменили форму слова? - А для чего вы изменяли форму слова? - А как вы понимаете эту пословицу? - Что можно узнать по окончанию в именах существительных? - Определите род и падеж имен существительных. Проверка: М.р ж.р. П.п. Р.п. Нет в мире краше родины нашей. - Итак, продолжаем наше путешествие и нас ждёт следующая планета- планета Корень. - Посмотрите внимательно. На планете развивается флаг с надписью «Зри в корень!» Что она означает? - А что главное в слове? - Что называется корнем? -Жители этой планеты приготовили свое задание. Подберите к данному слову однокоренные слова и выделите корень. Мороз - Прочитайте слова, которые вы записали. _ Почему вы считаете, что эти слова однокоренные? - А что вы можете сказать про эти слова? Вылет, летать, летний, полет - Являются ли они однокоренными? - Какое слово лишнее? Почему? - Со всеми заданиями планеты Корень вы справились, и пора продолжать наш полет к следующей планете. Нас ждет планета Приставка. - А что такое приставка? - Жители этой планеты очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников. Они составили для вас письмо – шифровку: Русский язык, 6 класс, с. 69, № 92. -Что означает эта надпись? - Откройте учебник, прочитайте задание. 1 ученик выполняет со словом резать. 2 ученик - со словом тянуть. -Докажите, что это приставки. - Как пишутся приставки со словами? - А вот и последняя планета на нашем пути. Это планета суффиксов. - А что такое суффикс? -А на этой планете случилась беда: улетели суффиксы в никуда - Добавьте суффиксы к словам и запишите слова, которые у вас получились. Двор (- ик, -ник, -ец,) Цвет (-ок, -очек, -ник) Хлеб (-ушек, -ец) - Прочитайте полученные слова. | - Окончание - это изменяемая часть слова. - Нет. У некоторых слов есть нулевое окончание - Окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании. - Нет. Слова не связаны по смыслу. - Надо изменить форму слов. - мир-мире, родина-родине - для связи слов в предложении. - Каждому человеку нашей страны дорога Россия, её славная история, её символы - число, род, падеж 1-определяет род 2- определяет падеж - Это значит, что надо смотреть на самое главное, важное. - Корень. - Корнь – это общая часть родственных слов. Мороз-морозец, заморозки, заморозил, морозный - Имеют общую часть и сходны по смыслу. - летний - Слова Вылет, летать, полет- однокоренные. Летний –не имеет одинакового значения. - Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. - Это значит, надо выполнить задание в учебнике на с.69, №92. - Приставка часть слова, пишется перед корнем. Приставки со словами пишутся слитно. -Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Дети зачитывают слова. | Систематизировать знания о составе слова. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; Совершенствовать умение распознавать и подбирать однокоренные слова; Углубить представление учащихся о словообразовательной роли приставки. Корригировать и развивать память и орфографическую зоркость; Развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов. |
4 Закрепление изученного материала. | - Пришло время покинуть галактику Морфемика и возвращаться домой. А для этого нужно выполнить последнее задание. Выберите слово, которое подходит к данной схеме. ПОСАДКА, НАГРУЗКА, СПУТНИК, ЗЕМЛЯ | Дети подбираю слова к схеме. | Развивать умение разбирать слова по составу. |
5 Итог урока | - Вот и закончилось наше путешествие. - На каких планетах мы побывали? - Из каких частей состоит слово? - Какая часть в составе слова обязательна? - Шарада. Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка) | Ответы детей. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). |
6 Д/З | - Вы сегодня славно постарались и без домашнего задания остались. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Путешествие в страну Морфемики. Состав слова" 3класс
Урок - путешествие по теме "Состав слова". Урок - повторение....
День знаний. "Урок-путешествие в галактику Знаний".
Конспект мероприятия, проведённого в 1 классе....
Удивительное путешествие по галактике
Посвящено году космонавтики. Дети в увлекательной форме посещают планеты, собирают буквы для ключевого слова.На каждой планете выполняют различные задания, а также знакомятся с историей освоения космо...
Игра-путешествие "Таинственная галактика"
Данная игра проводится в течение года в классе. Она очень помогает в повышении учебной и внеучебной мотивации учащихся, дисциплинированности. ответственности, сплочению классного коллектива. Ее мы про...
Путешествие по галактике Знаний
Первый школьный урок первоклассников...
Урок Знаний "Космическое путешествие по Галактике Знаний" для 2 класса
Пробудить у детей интерес к школе, знаниям; вызвать у детей и их родителей радостные эмоциональные переживания; развивать в детях стремление узнавать что-то новое, поддержать у детей праздничное...
Методическая разработка к открытому уроку русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс
Открытый урок русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс...