Развитие орфографической зоркости.
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ивачева Наталья Александровна

Приёмы работы по формированию орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости

Проблема формирования орфографической зоркости в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. Для решения орфографической задачи учащийся должен пройти 6 этапов:

1)увидеть орфограмму в слове;

2)определить её вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;

3)определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;

4)определить шаги, ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5)решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6)написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку;

 При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок можно использовать следующие приёмы.

1.Орфографическое проговаривание

2.Обучающие диктанты

3.Словарная работа

  • Диктовка
  • Слова с пропуском букв
  • «Молчанка» (на доске картинки)
  • Ответ – вопрос
  • Определи по признаку

4.Нумерация орфограмм

Начиная с 1 класса использую такие задания:

- Укажи над буквами порядковые номера орфограмм

  • №1 – пропуск и замена букв
  • №2 – большая буква, точка в конце предложения
  • №4 – сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

5.Орфографические зарядки(5-6минут)

1 класс

«Допиши букву»

Учитель пишет на доске какую-нибудь букву, например, М .Кто-либо из учеников выходит и пишет одну гласную впереди или позади(получается ма, им, Ом), другой ученик дописывает согласную.

«Волшебник»

Преврати реку в море.

2 класс

На доске слова с выделенными орфограммами:

Каюта, зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка, альбом, кроты

-Какую букву надо проверить и почему?

3 класс

На доске слова с трудными орфограммами:

Груш..(мн.ч.),ч..гунок, лос..,Ж(ж)учка,задач..

-Назови пропущенные буквы.

4 класс

Испраь ошибки:

Ночька, бирёза, белеет, лёт, ужынать, трава

6.Приём  «усиления» орфограммы

«Усилить орфограмму – значит сделать более ярким, или «уярчить», то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается.

Этапы работы по «усилению»

1.выделение трудной орфограммы

2.постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму?

3.самостоятельный поиск способов «усиления»

4.коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов

5.выбор каждым учащимся индивидуального приёма запоминания

Например:-написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета

                 - составление ребуса

                 - этимология слова

6.Схемы орфограмм

                                      - проверяемая безударная гласная в корне

                           

                                      - непроверяемая безударная гласная в корне

                                 

                                      - заглавная буква

                                      - ъ разделительный

                                      - двойные согласные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости

Вашему вниманию представленна статья о развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе ...

развитие орфографической зоркости

много полезных приёмов и средств...

Презентация"Развитие орфографической зоркости"

Данный материал поможет разнообразить урок, со сказочными героями "выучить" трудные правила....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....