Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Автор делится опытом работы по проведению урока русского языка , с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 596.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Связь слов – названий и слов – признаков. Закрепление.
Задачи урока:
- обобщать и систематизировать знания учащихся о словах – предметах и словах – признаках;
- закреплять умение правильно составлять словосочетания существительное + прилагательное;
- способствовать развитию интеллекта, речи, внимания к слову;
- воспитывать толерантность, любовь к родному краю, чувство гордости за свой город.
Тип урока: обобщения и систематизации изученного материала.
Класс: 2
Оборудование: компьютер, таблицы «Имя существительное», «Имя прилагательное», карточки с
заданиями для работы в группах, алфавит, ароматерапия (смеси масел: эвкалипт, розмарин – профилактика острых респираторных заболеваний, апельсин – для концентрации внимания и стимуляции мыслительного процесса).
Ход урока:
1. | Орг. момент. Упражнения «Сова», «Активизация руки». Методика «Гимнастика мозга» Настрой на урок. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание моё растёт. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов работе. Я работаю. | (Приложение 1) Я говорю слова, а дети после каждой строчки повторяют вслух. Работаем стоя. (Приложение 2) | |
2. | Актуализация опорных знаний Формулирование учащимися темы урока. - Прочитайте. Какая связь между словами в левой части? Составьте пару слов справа, выбрав одно из трёх слов в скобках. Посёлок - новый город-(большой, старинный, чистый) Стакан – стеклянный ставни-(деревянные, узорчатые, тяжелые) Горка- снежная дорога-(прямая, длинная, железная).
-Прочитайте внимательно. Описание какого населенного пункта у вас получилось? -Мариинск – старейший город Кемеровской области, получивший статус города в 1956 году, также является административным центром Мариинского района. Ни в одном другом городе нашей области не сохранились дома с резьбой по дереву. Резьбой украшались окна, карнизы, ворота, заборы. Украшения настолько разнообразны, что не найти в городе двух одинаковых домов. Очень характерен для Мариинска орнамент наличников с изображением птиц и растений. Цветы и птицы – символ жизни, радости и счастья. Через наш город проходит Транссибирская магистраль. - На какие две группы можно разделить все слова в полученных примерах. Запишите каждую группу в тетрадь. Посмотрите внимательно на каждую группу слов. Сформулируйте тему урока. -Сегодня мы продолжаем говорить о существительных и прилагательных. Эти понятия вам знакомы? - Что мы знаем о прилагательных и существительных? Составим схему. У вас на партах даны части этой схемы. ИМЯ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПРЕДМЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ЧТО? КТО? КАКИЕ? КАКОЙ? КАКОЕ КАКАЯ? НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ
- Всё мы с вами вспомнили? Где можно найти подсказку? - Чем дополним нашу схему? | Работаем стоя. Записи на зелёной доске выполнены желтым мелом, что способствует меньшему утомлению глаз. Дети: описание нашего города Мариинска Рассказываю сама. Приложение 3 (слайды) Дети: на имена существительные и имена прилагательные. Сегодня будем говорить о существительных и прилагательных и о нашем родном городе. Эти термины мы знаем с первого класса. Дети по одному выходят с карточкой и размещают её на доске, обосновывая свой выбор. Схема с изучением нового материала дополняется. Дети: в таблице. (на противопо- ложной стене) Дети: существительные ещё обозначают явления природы, события, живые существа, абстрактные понятия. | |
3. | Минутка чистописания. -Начинаем работу в тетради с минутки чистописания. Сегодня мы будем работать над написанием буквы, которая встречается несколько раз в имени императрицы в честь которой назван наш город. В имени эта буква обозначает мягкий согласный звук, а в отчестве – твёрдый согласный звук. - Определите последовательность букв в цепочке: Ррае Рряю Ррёи Ррэы … - Напишите начатый ряд букв в данной последовательности, ориентируясь на алфавит. | Работаем стоя. Дети: это буква Р Дети: заглавная Р строчная р чередуются с двумя гласными с начала и двумя гласными с конца алфавита. Работаем сидя. | |
4. | Словарная работа. - Мариинская земля богата лесами. Кедр – самое ценное дерево нашей тайги. Встречаются и другие породы деревьев и одно из них очень часто встречаются в лесах нашего района. -Внимательно посмотрите на цепочку, найдите слоги в следующем порядке: СГ, СГ, СГ. Сложив их в указанной последовательности, вы получите слово. - Что вы знаете об этом дереве? Сообщение ребёнка: (Береза охраняет поля от засухи и суховеев, служит своеобразным фильтром воздуха. Настои из чаги (небольших грибов, растущих на березе), давно употребляют в народе как заменитель чая и как лекарственное средство. Березовый сок используется для приготовления лечебных сиропов, является одним из любимейших напитков русского народа. Народные умельцы изготавливают из бересты немало красивых и полезных вещей для домашнего хозяйства: лёгкие абажуры, корзины, солонки, туеса и т.д. Мариинские художники постигают тайны старинного берестяного промысла и не случайно единственный в своём роде музей «Береста Сибири» обрёл прописку в нашем городе - Напишите слово по системе СУО (слог, ударе- ние, орфограмма) - Дайте характеристику слову берёза по нашей схеме. - Устно подберите подходящие прилагательные к слову БЕРЁЗА. Берёза (какая?) - …, …, …, …, … | берёза Ответы детей Подготовленные ученики Приложение 4 (слайды) Дети: Е Дети: слово берёза обозначает предмет,отвечает на вопрос что?, неодушевленный, это существительное. | |
5. | Физминутка. -Молодцы! А теперь немного отдохнём. Я буду называть имена существительные и имена прилагательные. Если услышите существительное - подпрыгиваете и хлопаете в ладоши. Если назову прилагательное – приседаете, руки на пояс. Что является лишним в этом ряду. Почему? Музей краеведческий, железнодорожный вокзал, Мариинская тайга, красавица Кия, гора Арчекас, плавать в бассейне. |
| |
6. | Закрепление. Работа по группам. -Вы хорошо поработали и теперь можете выбрать себе задание по желанию. Эти задания помогут вам больше узнать о родном городе и районе. Каждая группа получает основное задание, записанное на конверте. Чтобы его выполнить нужно решить логические задачи, которые находятся в самом конверте. 1 группа (ряд) ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ: что объединяет все словосочетания и как они связаны с темой урока. - Решите следующие задачи. Составьте словосочетания сущ + прилаг. Составьте схему, определите главное слово.
С В П Е Е Т С Л Ы О К Й какой? Светлый песок
Г Б Л Е Л И Н А А Я какая? Глина белая
З Р А С О С Ы П Л О Н О Т О Е какое? Золото рассыпное 2 группа(ряд) ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ: - Попробуйте связать между собой все «лишние» слова и узнаете об одном из символов Мариинского района. - Какое слово в каждой строчке является «лишним»? Почему? Запишите «лишние» слова, поставьте к ним вопрос. 1) рыба, человек, флаг, собака 2) синий, красный, деревянный, розовый 3) пчела, оса, бабочка, цветок 4) красный, бордовый, алый, голубой 5) старинный, красивый, цвет, туристический 3 группа (ряд) - Прочитайте и запишите слово: ДЕСТЯСЕМЬВО ТЯПЬ | Три конверта разного цвета. На конвертах написано основное задание, которое можно выполнить, когда решишь задачи в конверте. Дети: это полез- ные ископаемые, которые добы-вают в нашем районе. Раньше по берегам Кии мыли рассыпное золото. Приложение 5 (слайд) Принят флаг Ма- риинского района 1 апреля 2009 г. На флаге изображен «деревянный цве- ток» - символ резьбы по дереву. Голубой цвет полотнища симво- лизирует реку Кию. Желтый цвет – символ бо- гатого урожая, великодушия. Дети: получилось слово восемьдесят пять. В этом году нашему району исполняется 85 лет. | |
7. | Итог урока. -А сейчас подведем итог. Давайте поговорим о ваших впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? В чем вы испытали за- труднения? Закончите предложения, которые есть в ваших индивидуальных карточках. Вспомните свои впечатления на уроке. Я работал с _____________________________настроением. Я _____________________________доволен собой. Я испытал затруднения, когда _________________________________. Я бы хотел стать более_______________________________________. Я _____узнал, что ____________________________________________. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Методика «Гимнастика мозга» (интерпретация и адаптивный вариант работы доктора Пола И.Деннисона и Гейл Деннисон)
Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут занятий дают высокую умственную энергию. С помощью гимнастики мозга у детей появится энергия к учебе.
В целом работа Пола Деннисона и Гейл Деннисон является совершенно новым явлением, и адаптация их работы к условиям российской образовательной системы является весьма актуальной. Она становится первым шагом в образовательной кинеспологии – науке, изучающей обучаемость на уровне работы целостного мозга.
Упражнение «Сова». Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через левое плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните, расслабляя мышцы; повторите тоже самое, схватив левое плечо правой рукой
Упражнение «Активизация руки». Вытяните правую руку вверх, прислонив её к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте её вперед, назад, к себе, от себя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
В своей работе использую «Подвижный» способ обучения. «Сиди и не вертись!» кому не знакома эта фраза. Между тем сорокалетние наблюдения некоторых ученых навели на мысль. Что во время сидения не только можно, но и необходимо ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. Все это обеспечивает лучшее кровообращение, питание мозга кислородом, что в свою очередь позволяет избежать быстрого утомления.
Специалисты утверждают, что стоящий человек усваивает информацию в 4 раза быстрее, чем сидящий. Не имея возможности вести обучение за партами типа – «конторка», использую прямостояние. Ученики могут встать и работать стоя, когда почувствуют усталость. Обучение в положении «стоя» можно проводить с одновременным раздражением рефлексогенных зон стопы (на физкультурных ковриках).
При проведении опроса стремлюсь к тому, чтобы все дети смотрели на отвечающего ученика со своего места. В этом случае возникает организованный динамический компонент урока, изменяется расстояние от глаз до рассматриваемого предмета. Кроме того, дети привыкают к тому, что, когда они говорят, их внимательно слушают, и в дальнейшем излагают свои мысли свободно, без стеснения.
Схемы, картины, таблицы размещаю поочередно на всех классных стенах, что также приводит к динамике поз.
Сама в течение урока систематически перемещаюсь по классу, чтобы ученики делали больше движений, чаще поворачивались в разные стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-212605-1361905539.jpg)
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/12/picture-220340-1363113746.jpg)
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/10/picture-441976-1641823329.jpg)
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-521045-1415536290.jpg)
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/28/picture-858499-1480350906.jpg)
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/21/picture-936609-1500648399.jpg)
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569511-1421829848.jpg)
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...