Правописание личных окончаний глаголов
методическая разработка по русскому языку на тему
Урок-праздник. УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_lichnyh_okonchaniy_glagola.docx | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы изменения
и правописание глаголов.
Обобщающий урок.
УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
МБОУ «ЛАЗУРНЕНСКАЯ СОШ»
УЧИТЕЛЬ: САФИЕВА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Цели:
- Образовательные: совершенствовать умение в безошибочном написании безударных окончаний глаголов;
- Развивающие: развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, письменную и устную речь учащихся
умение пользоваться алгоритмом определения безударного окончания.
- Воспитательные: воспитывать умение оценивать результат своей работы; воспитывать уважение к женщине, матери.
Оборудование: компьютер; проектор; слайдовая презентация, выполненная учителем; карточки для индивидуальной работы;
План урока.
- Организационный момент.
- Определение первой темы урока.
- Фронтальный опрос.
- Работа по слайду.
- Чистописание.
- Алгоритм определения спряжения глагола.
- Определение второй темы урока.
- Чтение стихотворения.
- Беседа о маме.
- Чтение стихотворения.
- Комментированное письмо по цепочке.
- Физкультминутка
- Работа с пословицами в группах.
- Эмоциональная разгрузка: мини-сценка
- Самостоятельная работа
- Домашнее задание
- Итог урока.
19. Рефлексия урока.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВОЙ ТЕМЫ УРОКА.
- Доброе утро, ребята. Садитесь.
Сегодня у нас на уроке много гостей. Как нужно принимать гостей?
Да, быть к ним внимательным, уметь занять интересной беседой, игрой. Я думаю, что вы всё сделаете для того, чтобы наши гости остались довольны вашим тёплым приёмом.
А сейчас угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!) (СЛАЙД)
- Правильно, речь пойдёт о глаголе.
1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
Ответьте на вопросы:
- Что такое глагол?
-Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
А сейчас внимание на экран. Задание называется «Продолжи фразу». Внимательно прочитайте все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.
2. РАБОТА ПО СЛАЙДУ.
Приём «Продолжи фразу».
а) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам)
б) Не с глаголами пишется (отдельно)
в) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы (ть, ти,чь)
д) В предложении глагол является (сказуемым).
е) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
Откройте тетради, запишите дату.
- ЧИСТОПИСАНИЕ (на доске)
- А сейчас внимание на доску.
ем ешь ете ет ут ют
им ишь ите ит ат ят
Что это за соединения?
Как называются эти окончания? (Личные)
– Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)
Прочитайте фразеологизм. Не ударить в грязь лицом.
– Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.)
Запишите этот фразеологизм.
– Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.
В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр. )
А второй? ( когда глагол 2 спр)
Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.
– Когда в написании окончаний глаголов можно ошибиться? (Когда они безударные.)
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА
Как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?
Назовите алгоритм.
(ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 3)
- В какой форме дан глагол в нашем фразеологизме? (Ударить – неопр. )
Определите спряжение. (2-е).
Проспрягайте устно этот глагол. Окончания проговаривайте чётко.
Отвечает…
1 лицо – я ударю, мы ударим.
Отвечает …. 2 лицо – ты ударишь, вы ударите
Отвечает … 3 лицо – он ударит, они ударят
- МОЛОДЦЫ!
- Какие орфограммы вы можете определить в словах данного фразеологизма?
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВТОРОЙ ТЕМЫ УРОКА.
Мы повторили о глаголе довольно много.
Но не только о нём мы будем сегодня говорить.
Послушайте стихотворение, которое прочитает Ногина Кристина
(На экране слайд с изображением женщин с детьми на руках)
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!)
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
1. Вступительная беседа о мамах.
Совсем недавно мы отмечали День Матери. Но я думаю, что говорить о маме надо не только один раз в году. И сегодня мы продолжим этот разговор.
- Мама - это особое слово. Оно рождается вместе с нами и сопровождает всю жизнь. Каждая мама несет в своем сердце материнскую любовь.
У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные маме.
Послушайте стихотворение, которое прочитают Илья, Шамиль, Серёжа, Ортик .
(На экране слайд с фотографиями)
Красивые мамы – на свете вас много,
В глаза вы глядите открыто и прямо…
В какую бы даль ни звала нас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы.
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто её огорчает…
А добрая мама прощает нам это,
Красивая мама всё это прощает.
Под грузом забот не сгибаясь, упрямо
Она выполняет свой долг терпеливо.
Красива по-своему каждая мама –
Любовью своей материнской красива.
Нас в детстве она забавляет игрушкой,
Порой мы о чём-то ей шепчем счастливо…
Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой,
Но будешь по-прежнему самой красивой.
С.Богомолов
Мы ещё вернёмся к фотографиям ваших мам, а сейчас…
2. Комментированное письмо по цепочке.
Перед вами текст этого стихотворения с пропущенными личными окончаниями глаголов в третьем четверостишии . Задание будем выполнять в тетради, по цепочке, с комментированием по образцу на экране.
Приносить – 2 спр., приносим – 1 л., мн.ч.
Каждая мама мечтает о том, чтобы её ребёнок никогда не болел, рос здоровым, крепким. Встаём на физкультминутку. Будьте внимательны. Постарайтесь запомнить глаголы.
3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дружно маме помогаем:
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем
Полощем, выжимаем.
Подметаем всё кругом.
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь отворяем,
Маму крепко обнимаем.
Какие глаголы вы запомнили? Внимание на экран. Здесь представлены все глаголы из физкультминутки. Посмотрите на них внимательно.
- Что общего в этих глаголах? (Все они 1 лица, множественного числа, 1 спряжения). Какая буква будет в личных окончаниях глаголов?
- Работа с пословицами.
А сейчас работа в группах.
Все встали. Каждая группа встаёт у первой парты на своём ряду.
Каждой группе нужно собрать из слов пословицу. После того как соберёте, определите, кто будет отвечать.
- Какую пословицу собрала 1-я группа? 2-я? 3-я? Соберите слова в конверт. Садитесь.
- А какие вы приготовили пословицы о маме?
Спишите первую пословицу с экрана. В скобках после глагола укажите спряжение, лицо, число.
Слепой щенок и тот к матери лезет. (1 спр., 3 л., ед. ч)
Ближе матери друга нет.
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. (2 спр., 3 л., ед.ч.)
Чем интересен глагол «обидит»?
А сейчас проверим, хорошо ли вы знаете глаголы-исключения.
По одному вы выходите к доске и записываете по одному глаголу-исключению. В левом столбике глаголы, оканчивающиеся на -ать,
а в правом – на –еть. Смотрите внимательно, не повторяйтесь.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА
4. А сейчас немного отдохнём. Вашему вниманию предлагается небольшая сценка.
Внимательно послушайте её и постарайтесь запомнить глаголы.
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
-Нет.
Может быть дом не наш?
- Наш.
- Может не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
Значит, это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась.
- Бывает ли в вашей семье такая ситуация?
Какие глаголы вы запомнили?
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Запишите глаголы: приходит, поиграли. Определите время каждого глагола. Запишите после тире. У какого глагола можно определить спряжение? Почему? Разберите их по составу.
Глагол: глядит – фонетический разбор (по цепочке)
[г л и д и т] – 2 слога, 6 зв.
з з з г
глядит – 6 б. Какая орфограмма в этом слове?
ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ 8.
Работа в группах
(У каждой группы задание на карточках)
Участники группы обсуждают задание, затем один высказывает мнение всей группы с доказательством.
Работа в группах
1 группа
А | Б | В | |
В каком из предложений слово «мама» является главным членом? А Мы обнялись с мамой при встрече Б Платье у мамы было очень красивое. В Мама угощает меня чаем. |
Выделенное предложение разобрать по членам предложения, выписать словосочетания, дайте характеристику глаголу.
2 группа
А | Б | В | |
В каких предложениях слово «мама» является второстепенным членом? А. Мама помогает больной соседке. Б. События последних дней огорчали маму. В. Настроение у мамы было великолепное. |
Выделенное предложение разобрать по членам предложения, выписать словосочетания, дайте характеристику глаголу
3 группа
А | Б | В | |
В каком падеже стоит слово «мама» в предложении «Перед мамой сидит маленький щенок»? А. В творительном Б. В предложном В. В родительном. |
Выделенное предложение разобрать по членам предложения, выписать словосочетания, указать грамматические признаки глагола.
ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ 6, 7, 8.
Домашнее задание. Составить текст о своей маме. Выписать глаголы, указать грамматические признаки.
6.ИТОГ УРОКА.
Тест (Дети выполняют на экране или на листах, смотря по времени)
1. Что называется спряжением?
а) изменение глагола по падежам;
б) изменение глагола по родам и числам;
в) изменение глагола по лицам и числам.
2. Сколько спряжений у глагола?
а) одно б) два в) три
ДА или НЕТ
1) В 1 спряжении у глагола - ить? (нет)
2) Во 2 спряжении в окончании пишется И? (Да)
4)Спряжение можно определять по неопределенной форме?( Да)
5)У глагола прошедшего времени определяется спряжение? (Нет).
Рефлексия урока.
Закончите любым из предложений:
На этом уроке…
- Я всё понял.
- Было интересно.
- Было скучно.
4. Запомню надолго.
- Ничего не понял.
О чем урок заставил задуматься?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.
Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе меж...
Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"
Урок русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголо". К уроку подготовлена презентация....
Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. 4 класс. УМК "Школа России"
Урок составлен по требованиям новых ФГОС в технологии развития информационно-интеллектуальной компетенции. Представляет собой технологическую карту, которая рассчитана на 2-3 урока....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".
Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....
Самоанализ урока: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".
Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"
Урок закрепления знаний учащихся 4 класса по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" по УМК "Школа России"....
Правописание личных окончаний глаголов
Отработка правописания личных окончаний глаголов...