Признаки однокоренных слов (урок русского языка во 2 классе)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_kopiya.doc | 53.5 КБ |
koren_slova.ppt | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
ТЕМА: «Признаки однокоренных слов»
Цель: Уточнить представление о понятиях «однокоренные слова», «корень».
Задачи:
- закрепить умение находить корень в однокоренных словах;
- развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
- развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;
- воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Нас сегодня игра ждет. К новым знаньям поведет. Вы друг к другу повернитесь И друг другу улыбнитесь. Все получится у нас. Вы я, знаю, дружный класс. Сегодняшний урок мы проведем в лесной школе. А учатся в ней не ребятки, а зверятки. Надевайте скорее маски, превращайтесь в учеников лесной школы. Вот какие необычные ученики получились. Но и в лесной школе нужно помнить о правилах поведения на уроке. А писать мы будем не в тетрадках. А вот на таких кленовых листочках..
Как красиво в нашем лесу. Какие необычные деревья здесь растут. Ветер подул и разбросал листочки по полянке. Ну-ка, зверятки, соберите листочки, прочитайте слова, записанные на них. Солнце, солить, солнышко, соленый, солнечный, соль Предложите, какие можно выполнить задания с этими словами? (найти ошибкоопасные места, назвать части речи, посчитать количество звуков и букв). А я предлагаю определить, с какого дерева они упали. Обсудите с соседом по парте, на какие две группы их можно разделить. Запишите их в два столбика. солнце соль солнышко соленый солнечный солить Почему вы именно так сделали? - Что общего у них? (корень) выделяем корень. На прошлом уроке мы с вами исследовали слово «корень». Представители групп сейчас отчитаются о своей работе. 1 группа мы изучали лексическое значение слова «корень». Работали с Толковым словарем Выяснили следующее: слово корень – многозначное. Имеет несколько значений.
2 группа Мы проводили звуко-буквенный анализ слова корень. В слове корень – ударение падает на слог ко-, 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, 6 букв, 5 звуков. Слово корень имеет безударную непроверяемую гласную –е-. Значит, это слово словарное и его нужно запомнить. 3 группа Мы искали в словарях устойчивые выражения со словом «корень» Нашли выражение «Смотри в корень», что означает В любом деле старайся понять самое главное. Спасибо, ребята. А как называются эти группы слов? (однокоренные) 3. Сообщение темы и целей урока. Мы сегодня на уроке будем продолжать учиться находить и выделять корни слов, выясним признаки однокоренных слов. Это тема нашего сегодняшнего урока. 4. Работа по теме:
Я предлагаю вам немножко поиграть. Вместе с лисенком.
Скажите, что больше всего любят лисята? (рыбку) Давайте образуем группу слов, связанных со словом рыба. - Записываем первое слово – РЫБА, а теперь через запятую продолжаем - Как называется небольшая мелкая рыба (РЫБКА, РЫБЕШКА) - Рыбная ловля одним словом (РЫБАЛКА) - Человек, занимающийся рыбной ловлей (РЫБАК, РЫБОЛОВ) - Ловить рыбу Как сказать по-другому. (РЫБАЧИТЬ) Сравните слова. Что заметили? (Одинаковый корень) Выделим его. Какие это слова? (однокоренные) ИТАК, первый признак однокоренных слов – ОДИНАКОВЫЙ КОРЕНЬ. 5. Физминутка Посмотрите, к нам на полянку прилетели красивые бабочка. А одна из них никак не хочет сидеть на месте. закружилась в вальсе. Понаблюдаем за ней. 6. Продолжение работы
А в следующую игру с нами поиграет белочка. Прочитайте слова, которые она записала. белка, беленький, белить Сравните их. какой здесь корень? Будут ли эти слова однокоренными? Почему нет, ведь корень «БЕЛ»? Значит, какой сделаем вывод? (однокоренные слова должны иметь одинаковое значение) Тогда выполним работу по вариантам. Нужно выписать только однокоренные слова. 1 вариант. лист, лиса, лисенок лось, лоскут, лосенок 2 вариант моряк, морской, моржи вода, водитель, водный Проверяем. Какие слова вы выписали?
А вот и Волчонок со своим заданием Волчонок написал на доске следующее: Серый волк в густом л.су встретил рыжую л.су. _Что записано? (Предложение) Дайте ему характеристику. Перепишите это предложение в тетрадь с комментированием. Меня интересуют слова с пропущенными буквами. Будут ли они однокоренными? Почему нет? Ведь они произносятся одинаково. А пишутся по-разному! А какое условие должно соблюдаться при написании корней? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)
Раз это так, помогите Волчонку узнать, какие буквы должны стоять в следующих словах. Небо, н (е,и) беса, н (е,и)бесный Сад, с(а,о)довый, пос(а, о)дить лес, л(е,и)ок, л (е,и)сник
Ну молодцы. Коль вы такие умные, предлагаю вам проверить себя. Зайчик, Олененок и Мишка принесли вам свои карточки. Группа Зайчика – карточка красного цвета. Группа Олененка – желтого Группа Мишки – синего Выберите себе карточку по силам. 1 уровень Образуйте однокоренные слова с корнем –берез- Составьте с одним из слов предложение. Запишите его. 2 уровень. Прочитайте однокоренные слова. Напишите их в порядке указанных значений. Выделите корень. Повар, вареник, поварешка, варево, варенье __________ - ягоды, сваренные в сахаре. __________ - горячее жидкое кушанье ___________ - маленький вареный пирожок ___________ - мастер по приготовлению пищи __________ - большая ложка для разливания жидкой приищи. 3 уровень. выпишите из текста однокоренные слова .Выделите корень «В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы. - Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих - нет? - не огорчайся, - отвечала мама, - подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки. - Почему, - спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты? - И к тебе будут прилетать птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.» Проверка. 7. Итог урока. Итак, с чем мы познакомились сегодня на уроке. (Выяснили признаки однокоренных слов) Какие же условия должны соблюдаться в однокоренных словах? (корни одинаковые, одинаковое значение) 8. Выставление оценок. Д/З | звучат голоса птиц работа в паре исследовательская работа Коллективная работа Зарядка для глаз работа по вариантам. Работа в парах Дифференцированная работа |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛЕСНАЯ ШКОЛА
солнце солить соль солнышко солёный солнечный
соль солить солёный солнце солнышко солнечный
сол ь сол ить сол ёный солн це солн ышко солн ечный
КОР Е НЬ [ кор эн ] Подземная часть растения Внутренняя часть зуба, волоса, ногтя Начало, происхождение чего-то Главная, низменяемая часть слова , ,
Смотри в корень! В любом деле старайся понять самое главное.
Признаки однокоренных слов
Подумай! рыба рыбка рыбёшка рыбалка рыбак рыболов рыбачить
Назови! рыб а рыб ка рыб ёшка рыб алка рыб ак рыб олов рыб ачить
Признаки однокоренных слов: одинаковый корень
Поморгаем …
Подумай! бел ка бел енький бел ить
Признаки однокоренных слов: Одинаковый корень Одинаковое значение
1 вариант Лист, лиса, лисёнок. Лось, лоскут, лосёнок. 2 вариант Моряк, морской, моржи. Вода, водитель, водичка.
1 вариант Лис а, лис ёнок. Лось , лос ёнок. 2 вариант Мор як, мор ской Вод а, вод ичка
Серый волк в густом л . су встретил рыжую л . су. е и
Небо, н(е,и)беса, н(е,и)бесный Сад, с(а,о)довый, пос(а,о)дить Лес, л(е,и)сок, л(е,и)сник
Работа по карточкам
Над какой темой мы сегодня работали? 2. Что такое корень слова? 3. Как определить корень в слове?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов. (урок русского языка) 1 класс
Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова по учебнику Н.В. Нечаевой. Урок отработки умений и рефлексии.Цель урока: способствовать формированию навыка произношения и написания йотированных ...
Обозначение парных согласных звуков на конце слова. Урок русского языка 2 класс
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: Обозначение парных согласных звуков на конце слова.Цели и задачи урока: уточнить представления учащихся о проверочном слове и о способе п...
СЛОЖНЫЕ СЛОВА . урок русского языка 2 класс
file:///C:/Users/Comp-2-4/Downloads/slozhnye_slova.pptx...
Методическая разработка к уроку "СЛОЖНЫЕ СЛОВА" . Урок русского языка 2 класс.
file:///C:/Users/Comp-2-4/Downloads/slozhnye_slova.pptx...
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ НА КОНЦЕ СЛОВ (урок русского языка, 1 класс)
В материале представлен конспект урока с презентацией и видеофайлом. Использовать материал можно по любой программе начальной школы на уроке русского языка....
"Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах" урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка во 2 классе по учебнику В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого по теме : "Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах"...