Тематическое планирование по русскому языку по программе 2100 для учащихся обучающихся на дому
учебно-методическое пособие по русскому языку (2 класс) на тему
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie1.doc | 517.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык - 2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1./Москва « Просвещение» 2011/; авторской программы «Русский язык. 1-4 классы», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, О.В. Чиндилова и др., исходя из количества часов, выделенных для индивидуального обучения, учитывая уровень учебно-познавательной деятельности, индивидуальных особенностей обучающейся. Материал запланирован в следующем объеме:
В федеральном базисном учебном плане на изучение русского языка отводится 170 часов (5 часов в неделю) в год. Количество часов на индивидуальное обучение – 102 часа (3 часа в неделю).
Период обучения с 01 сентября 2015 года по 01 сентября 2016 года.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник. 2 класс;
- Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2 класса ;
- Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя.
Цель и задачи изучения предмета
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира, знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Таблица изучаемого предмета по разделам.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов по плану | Кол-во часов индивид. обучение |
Слово (введение) | 6 | 3 | |
Предложение | 11 | 8 | |
Текст. | 12 | 7 | |
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? | 6 | 4 | |
Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | 10 | 6 | |
Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? | 5 | 2 | |
Связь слов в предложении | 7 | 4 | |
Слова, к которым нельзя задать вопрос | 8 | 5 | |
Части слова. Корень | 3 | 2 | |
Суффикс | 4 | 3 | |
Приставка | 7 | 4 | |
Алфавит. Написание большой буквы в словах | 13 | 8 | |
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 14 | 9 | |
Правописание букв ъ и ь | 15 | 10 | |
Буквы безударных гласных в корне слова | 12 | 9 | |
Буквы звонких и глухих согласных в конце слова | 13 | 8 | |
Повторение | 13 | 10 | |
Итого: | 170 | 102 |
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МАО СОШ « Средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов» на изучение курса во 2 классе для индивидуального обучения отводится 3 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 102 часа.
По программе на изучение математики во 2 классе выделено 102 часа:
1 четверть: 9 недель по 3 часа = 27 часов
2 четверть: 7 недель по 3 часа = 21 час
3 четверть: 10 недель по 3 часа = 30 часов
4 неделя: 8 недель по 3 часа = 24 часа
Практическая часть программы
Дата | № урока | Содержание |
№9 | Входная диагностика ( вводная контрольная работа). | |
№10 | Проверочная работа №1 по теме «Предложение» | |
№17 | Проверочная работа №2 по теме «Текст» | |
№27 | Проверочная работа №3 по теме «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?» | |
№33 | Проверочная работа №4 по теме «Связь слов в предложении» | |
№38 | Проверочная работа №5 по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос» | |
№47 | Проверочная работа №6 по теме «Части слова» | |
№55 | Проверочный диктант №1 по теме «Алфавит. Написание большой буквы в словах» | |
№64 | Проверочный диктант №2 по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» | |
№74 | Проверочный диктант №3 по теме «Правописание букв ъ и ь» | |
№81 | Проверочная работа №7 по теме «Безударные гласные в корне» | |
№83 | Проверочный диктант №4 по теме «Безударные гласные в корне» | |
№91 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова» . | |
№100 | Контрольный диктант № 6 (итоговый). |
Общая характеристика учебного предмета.
Специфика данной рабочей программы.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопроси- тельной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятным и понимать других людей.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
Во 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между слова- ми;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
4) разделительные ь и ъ;
5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) проверяемые буквы согласных на конце слова;
7) пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-чёрточкой при переносе.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.
Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «одно- коренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.
Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-,-ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значения- ми, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой при- ставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополни- тельного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).
Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), син- таксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
Во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определённые вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы
«кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов;
частично усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии».
Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями, понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
Требования к уровню подготовки учащихся
На конец 2 класса обучающиеся должны знать:
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Ученица должна знать:
- признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие;
- пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости;
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- названия, порядок букв русского алфавита;
- правила переноса слов;
- названия частей слова (кроме окончания);
- признаки предложения и текста;
- изученные орфограммы.
Ученица должна знать:
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
- делить слова на части для переноса;
- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые согласные на конце слов; сочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
- делить слова на части для переноса;
- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
- обращать внимание на особенности употребления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс)
№ | Раздел. Тема урока | Дата | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты (знать/понимать; уметь) | Формы организа - ции познава- тельной деятель- ности | Организа- ция самостоя- тельной деятель- ности | Формы контроля | Нагляд- ность, ИКТ | Примечание | ||||
По плану | Факт | |||||||||||||
Раздел 1. Слово (введение) (3 ч.) | ||||||||||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.) | 1 | Комби-нирован-ный урок | Знать как построен учебник, о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных. Уметь пользоваться учебником, находить информацию, слышать звучащее слово, производить звукобуквенный анализ слов, отличать текст от набора предложений. | Фрон -тальная работа Индиви-дуальная работа | Самостоя-тельная работа | Беседа по вопросам | сюжет-ные картинки
| ||||||
2 | Опасные места в словах русского языка | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знать, что слово может иметь несколько значений, употребляться в прямом и переносном значениях. Уметь наблюдать за лексическим значением слова | Фрон- тально-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Беседа по вопросам | сюжетные картинки
| ||||||
3 | Опасные места в словах русского языка. Обобщение по разделу 1. Проверочное списывание | 1 | Контроля и коррек-ции ЗУН | Уметь без ошибок списывать текст, находить «опасные места» в слове, находить корень в слове, подбирать однокоренные слова. | Самостоя-тельная работа | Самостоя-тельная работа | Письменный опрос | сюжетные картинки | ||||||
Раздел 2. Предложение (8 ч.) | ||||||||||||||
4 | Чем отличается предложение от группы слов. Признаки предложения. Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание отличительных признаков предложений. Умение составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их; отличать предложение от группы слов; составлять предложения из группы слов | Фронталь-но-индивид. работа | Самостоя-тельная работа Устное высказы -вание по схеме | Устный опрос | Презен- тация | ||||||
5 | Признаки предложения. Оформление предложений на письме. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание признаков предложений и словосочетаний, умение отличать их от группы слов. Умение составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их; отличать предложение от группы слов; выделять предложения из текста; воспринимать на слух, правильно списывать текст (не разделенный на предложения), писать начало предложения с большой буквы. | Фронталь-но-индивид. работа | Устное высказы- вание по схеме | Устный опрос | сюжет-ные картинки | ||||||
6 | Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание отличий предложений от группы слов и словосочетаний. Умение правильно списывать текст (не разделенный на предложения), писать начало предложения с большой буквы, ставить знаки препинания в конце предложения; проверять выполненную работу по эталону-образцу. | Фронталь-но-индивиду-альная работа | Самостоя-тельная работа | Устный опрос | сюжет-ные картинки | ||||||
7 | Конструирование предложений | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение составлять предложения из одного или не- скольких слов, правильно списывать текст (не разделенный на предложения), писать начало предложения с большой буквы, ставить знаки препинания в конце предложения. | Индивиду-альная работа по карточкам. | Устное высказы вание по схеме | Динам. сам. работа | Презен-тация | ||||||
8 | Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение использовать в речи термины «повествовательное», «вопросительное», «побудительное» предложения; чувствовать, понимать и самостоятельно выбирать интонацию произношения. | Индивид.работа по карточкам. | Устное высказы вание по схеме | Динам. сам. работа | Презен-тация | ||||||
9 | Что мы знаем о предложении? (Обобщение.) Входная диагностика. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение использовать в речи термины «повествовательное», «вопросительное», «побудительное» предложения; чувствовать, понимать и самостоятельно выбирать интонацию произношения, находить орфограммы; применять правила правописания на практике. | Фронталь-но-индивиду-альная работа | Самостоя-тельная работа | Устный опрос Тематичес-кий | Презен- тация | ||||||
10 | Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 1 по теме «Предложение» | 1 | ОК | Умение различать предложения, содержащие сообщение, приказ, просьбу, вопрос, пожелания и т.д.; правильно списывать текст (не разделенный на предложения), писать начало предложения с большой буквы, ставить знаки препинания в конце предложения; составлять схемы предложений, соотносить схемы и предложения. | Самостоя-тельная работа | Самостоя-тельная работа | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
11 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение находить, классифицировать и исправлять свои ошибки, объясняя выбор правильного написания. | Фронтально-индивидуальная работа | Работа по карточкам | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
Раздел 3. Текст (7 ч.) | ||||||||||||||
Признаки текста. Роль заглавия в тексте. Связь заглавия и главной мысли текста. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание отличительных признаков предложения, словосочетания, текста. Умение отличать текст от группы предложений; составлять текст по сюжетной картинке; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; подбирать заглавие к тексту, делить текст на смысловые части, составлять план текста, отвечать на вопросы по ходу чтения и на вопросы после чтения. | Фрон тально-индивид. работа | Работа по карточкам | Устный опрос | сюжетные картинки, карточки | |||||||
13 | Озаглавливание текстов. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение устанавливать последовательность предложений в тексте, письменно оформлять текст. Умение классифицировать ошибки, вносить коррективы, редактировать текст. | Фрон тально-индивид. работа | Работа по карточкам | Устный опрос | сюжетные картинки, карточки | ||||||
14-16 | Конструирование текстов. | 3 | Комби- нирован- ный урок | Знание структуры текстов (вводная часть, основная часть, концовка). Умение составлять «рассыпанный текст», подбирать заглавие к тексту. | Парная работа | Работа по карточкам | Взаимо- контроль | Презен- тация | ||||||
17 | Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 2 по теме «Текст». | 1 | ОК | Умение озаглавливать текст, составлять текст из частей и из предложений; делить текст на части; составлять план текста. | Само стоя-тельная работа | Само стоя-тельная работа | Темати ческий | |||||||
18 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение находить, классифицировать и исправлять свои ошибки, объясняя выбор правильного написания. | Фронтально-индивид. работа | Работа по карточкам | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
Раздел 4. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? (4 ч.) | ||||||||||||||
19 | Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание того, что слова, которые отвечают на вопрос кто?, обозначают одушевленные предметы, а отвечающие на вопрос что?- неодушевленные. Умение ставить вопросы к словам - предметам. Знание того, как различают названия одушевленных и неодушевленных предметов | Индивид.работа по карточкам. | Самостоя-тельная работа | Самопро -верка | Презен- тация | ||||||
20 | Объединение слов в тематические группы. Конструирование сочетаний слов и предложений. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание того, что такое диалог, почему одинаковые слова пишутся с большой и маленькой буквы. Умение создавать тематические группы слов, определять их название; писать изученные слова с непроверяемыми безударными гласными; оформлять диалог на письме; распознавать слова, обозначающие предметы, ставить к ним вопросы. | Фронтально-индивид. работа | Устное высказы вание по схеме | Беседа по вопросам | Презен- тация | ||||||
21 -22 | Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам. | 2 | Комби- нирован- ный урок | Знание того, что такое диалог; почему одинаковые слова пишутся с большой и маленькой буквы. Умение оформлять диалог на письме; распознавать слова, обозначающие предметы, ставить к ним вопросы. | Индивид. работа по карточкам. | Устное высказы вание по схеме | Устный опрос | Презен- тация | ||||||
Раздел 5. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?(6 ч.) | ||||||||||||||
23 | Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание способа обозначения главного и зависимого слов в словосочетаниях. Умение подбирать к словам-предметам слова - признаки. | Индивид. работа по карточкам. | Самостоя-тельная работа | Взаимо- контроль | Презен- тация | ||||||
24 | Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание способа обозначения главного и зависимого слов в словосочетаниях. Умение подбирать к словам-предметам слова - признаки. | Фронтально-индивид. работа | Работа по карточкам | Беседа по вопросам | сюжетные картинки, карточки | ||||||
25 | Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая?.. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение находить в предложении сочетания слов - предметов и слов- признаков; подбирать слова-предметы к словам- признакам; «раскрашивать» текст словами-признаками. | Фронтально-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Самопро -верка | Презен- тация | ||||||
26 | Развитие умения подбирать слова-названия признаков. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение графически показывать связь слов; подбирать слова-признаки к словам-предметам. | Парная работа | Самостоя-тельная работа | Письменный опрос | сюжетные картинки, карточки | ||||||
27 | Проверочная работа № 3 по теме «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?» | 1 | ОК | Умение находить орфограммы; применять правила правописания на практике, задавать вопросы к словам в словосочетании. | Самостоя-тельная работа | Устное высказы вание по схеме | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
28 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение находить, анализировать и исправлять ошибки; подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Парная работа | Устное высказы вание по схеме | Тематичес-кий | Презен- тация | ||||||
Раздел 6. Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал?(2 ч.) | ||||||||||||||
29 | Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание того, что такое части речи. Умение ставить вопросы к словам - действиям; группировать слова в зависимости от того, какой частью речи они являются; применять на практике изученные орфографические правила; подбирать к словам-предметам слова-действия. | Индивиду-альная работа по карточкам. | Самостоя-тельная работа | Взаимо- контроль | Презен- тация | ||||||
30 | Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает? | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания на практике | Фронтально-индивид. работа | Работа по карточкам | Самопро -верка | сюжетные картинки, карточки | ||||||
Раздел 7. Связь слов в предложении (4 ч.) | ||||||||||||||
31 | Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение устанавливать связь между словами в предложениях; ставить вопросы к словам; группировать слова в зависимости от того, какой частью речи они являются; выделять из предложений пары слов с помощью вопросов. | Индиви дуальная работа по карточкам. | Самостоя-тельная работа | Беседа по вопросам | Презен- тация | ||||||
32 | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение составлять предложения с опорой на вопросы, показывать графически связь слов в предложении; составлять предложения по схемам; находить грамматическую основу предложения. | Фрон тально-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Письменный опрос | сюжетные картинки, карточки | ||||||
33 | Проверочная работа №4 по теме «Связь слов в предложении». | 1 | ОК | Умение составлять предложения по схемам и записывать их, подбирать глаголы к существительному, ставить вопросы от слова к слову. | Само стоя-тельная работа | Устное высказы вание по схеме | Тематичес-кий | Презен- тация | ||||||
34 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение находить, анализировать и исправлять ошибки, объясняя свой выбор алгоритма действий. | Индиви дуальная работа по карточкам. | Устное высказы вание по схеме | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
Раздел 8. Слова, к которым нельзя задать вопрос (5ч.) | ||||||||||||||
35 | Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи. Сравнение слов-названий предметов, признаков, действий и слов, выражающих различные чувства. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знать, что есть слова, которые выражают чувства, но не называют их; роль междометий в речи. Умение употреблять междометия в зависимости от эмоциональной окраски высказывания; выделять группы слов, к которым нельзя поставить вопрос; употреблять в речи понятие «предлог». | Фронта льно-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Беседа по вопросам | Презен- тация | ||||||
36-37 | Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 2 | Комби- нирован- ный урок | Знание правила написания предлогов с другими словами. Умение подбирать подходящие по смыслу предлоги. | Парная работа | Работа по карточкам | Взаимо- контроль | Презен- тация | ||||||
38 | Проверочная работа № 5 по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос». | 1 | ОК | Знание правила о предлогах и их правописании. Умение употреблять слова с нужными предлогами, находить орфограммы в словах; применять правила правописания на практике. | Само стоя-тельная работа | Самостоя-тельная работа | Тематичес-кий | Презен- тация | ||||||
39 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение находить, анализировать и исправлять ошибки; подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Индиви дуальная работа по карточкам. | Самостоя-тельная работа | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
Раздел 9. Части слова. Корень (2 ч.) | ||||||||||||||
40 | Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение определять корень, подбирать однокоренные слова; графически точно показывать корень в однокоренных словах; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; оценивать собственную успешность выполнения заданий. | Фронтально-индивид. работа | Устное высказы вание по схеме | Взаимо- контроль | Презен- тация | ||||||
41 | Распознавание однокоренных слов. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание двух признаков однокоренных слов. Умение распознавать однокоренные слова. | Индивид работа по карточкам. | Самостоя-тельная работа | Взаимо- контроль | Презен- тация | ||||||
Раздел 10. Суффикс (3 ч.) | ||||||||||||||
42-43 | Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. Развитие умения находить в словах суффиксы. | 2 | Комби- нирован- ный урок | Знание определения суффикса, его графического обозначения, значения суффиксов -чик-,-онок-, -ёнок-, -am-, -ят-. Умение находить суффикс в группе однокоренных слов. | Фронтально-индивид работа | Работа по карточкам | Беседа по вопросам | Презен- тация | ||||||
44 | Разбор слова по составу. Проверочное списывание. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание алгоритма разбора слов по составу. Умение находить и исправлять ошибки; правильно, каллиграфически списывать текст | Индивид работа по карточкам. | Самостоя-тельная работа | Письменный опрос | Презен- тация | ||||||
Раздел 11. Приставка (4 ч.) | ||||||||||||||
45 | Роль приставки в слове. Определение приставки. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание отличий приставок от предлогов; значения приставок в словообразовании; правила написания приставок. Умение находить значимые части слова; анализировать состав слова; отличать приставки от предлогов. | Фронтально-индивидуальная работа | Устное высказы вание по схеме | Беседа по вопросам | Презен- тация | ||||||
46 | Значение приставок. Слитное написание приставок. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение находить предлоги и приставки в словах, определять правильность написаний слов с предлогами и приставками в языковом материале учебника | Индивид.работа по карточкам. | Самостоя-тельная работа | Взаимо- контроль | Презен- тация | ||||||
47 | Проверочная работа №6 «Части слова». | 1 | ОК | Умение находить значимые части слова; анализировать состав слова; отличать приставки от предлогов; находить, анализировать и исправлять ошибки; подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Самостоя-тельная работа | Работа по карточкам | Тематичес-кий | Презен- тация | ||||||
48 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение находить значимые части слова; анализировать состав слова; отличать приставки от предлогов. | Индивид.работа по карточкам. | Самостоя-тельная работа | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
Раздел 12. Алфавит. Написание большой буквы в словах (8 ч.) | ||||||||||||||
49 | Закрепление знания порядка букв русского алфавита. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание названий, порядка букв русского алфавита. Умение соблюдать изученные нормы орфографии; записывать слова в алфавитном порядке. | Фрон тально-индивид. работа | Устное высказы вание по схеме | Взаимо- контроль | Презен- тация | ||||||
50-52 | Развитие умения писать большую букву в фамилии-ях людей, именах, отчест-вах, в названиях городов, сёл, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке. | 3 | Комби- нирован- ный урок | Умение писать большую букву в именах собственных; записывать слова в алфавитном порядке, находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания на практике | Фрон тально-индивид. работа | Устное высказы вание по схеме | Самопро -верка | сюжетные картинки, карточки | ||||||
53 | Написание слов типа орёл и Орёл. Упражнения в правописании имен собственных. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение писать большую букву в именах собственных; записывать слова в алфавитном порядке. | Индивид.работа по карточкам. | Устное высказы вание по схеме | Беседа по вопросам | Презен- тация | ||||||
54 | Сочинение по картинке. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение писать большую букву в именах собственных; записывать слова в алфавитном порядке оформлять текст, предложения на письме, соблюдать абзацы при оформлении самостоятельно составленного текста. | Фронтально-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Взаимо- контроль | Презен- тация | ||||||
55 | Проверочный диктант №1 по теме «Алфавит. Написание большой буквы в словах». | 1 | ОК | Умение писать большую букву в именах собственных | Самостоя-тельная работа | Работа по карточкам | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
56 | «Пишу правильно». Работа над ошибками в сочинении и диктанте. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение редактировать, правильно оформлять собственный текст и предложения на письме, соблюдать абзацы при оформлении самостоятельно составленного текста | Индивид. работа по карточкам. | Самостоя-тельная работа | Тематичес-кий | Презен- тация | ||||||
Раздел 13. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. (9 часов) | ||||||||||||||
57 | Написание букв и, у, а после шипящих (повторение). | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение соблюдать изученные нормы орфографии; выделять опасные места в словах. | Фрон тально-индивид. работа | Устное высказы вание по схеме | Беседа по вопросам | Презен- тация | ||||||
58 | Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение соблюдать изученные нормы орфографии; выделять «опасные места» в словах, изученные орфограммы. | Индивид. работа по карточкам. | Устное высказы вание по схеме | Самопро -верка | Презен- тация | ||||||
59 | Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение видеть и писать слова с сочетаниями ЧУ- ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ, выполнять фонетический разбор слов, разбор слова по составу. | Фрон тально-индивид.работа | Самостоя-тельная работа | Взаимо- контроль | сюжетные картинки, карточки | ||||||
60 | Упражнения в написании буквосочетаний ча–ща. Развитие орфографических умений. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение видеть и писать слова с сочетаниями ЧА -ЩА. | Фрон тально-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Беседа по вопросам | Презен- тация | ||||||
61 | Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение видеть и писать слова с сочетаниями ЧУ- ЩУ, находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания на практике. | Фрон тально-индивид. работа | Работа по карточкам | Взаимо- контроль | сюжетные картинки, карточки | ||||||
62 | Упражнения в написании буквосочетаний чу–щу. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение видеть и писать слова с сочетаниями ЧУ- ЩУ, находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания на практике. | Индивид.работа по карточкам. | Самостоя-тельная работа | Письменный опрос | Презен- тация | ||||||
63 | Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение видеть и писать слова с сочетаниями ЧУ- ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ, выполнять фонетический разбор слов, разбор слова по составу. | Фронтально-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Беседа по вопросам | сюжетные картинки, карточки | ||||||
64 | Проверочный диктант № 2 по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» | 1 | ОК | Умение записывать под диктовку учителя текст (40 слов) с соблюдением всех изученных орфографических правил, находить грамматическую основу предложения, разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор слова. | Самостоя-тельная работа | Устное высказы вание по схеме | Тематичес-кий | Презен- тация | ||||||
65 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение находить, анализировать и исправлять ошибки; подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Индивид.работа по карточкам. | Устное высказы вание по схеме | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
Раздел 14. Правописание букв ъ и ь (10 ч.) | ||||||||||||||
66 | Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание способа обозначения мягкости согласных на письме с помощью букв Е, Ё, И, Ю, Я, Ь. Умение различать произношение и написание слов с буквой Ь, находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания на практике. | Фрон тально-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Самопро -верка | Презен- тация | ||||||
67 | Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине. Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, делить для переноса слова с мягким знаком в середине, находить орфограммы в указанных учителем словах; применять правила правописания на практике. | Фрон тально-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Взаимо- контроль | сюжетные картинки, карточки | ||||||
68 | Слова, в которых пишется и не пишется буква ь. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение объяснять написание Ь в словах; графически обозначать орфограмму в слове, проводить звуко – буквенный разбор слов с ь | Фронтально-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Письменный опрос | сюжетные картинки, карточки | ||||||
69 | Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение писать сочетания ЧК, ЧН в словах, Ь для обозначения мягкости на конце слова и в середине слова; графически обозначать орфограмму в слове; делить слова для переноса. | Фронтально-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Самопро -верка | Презен- тация | ||||||
70 | Звук [й'] и его обозначение на письме. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание способов обозначения мягкости согласных звуков на письме; делить слова для переноса, выполнять фонетический разбор слова. | Парная работа | Устное высказы вание по схеме | Беседа по вопросам | сюжетные картинки, карточки | ||||||
71 | Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание правила написания разделительного Ь. Умение писать слова с разделительным Ь; делить слова для переноса, выполнять фонетический разбор слова. | Индивид.работа по карточкам. | Устное высказы вание по схеме | Взаимо- контроль | Презен- тация | ||||||
72 | Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание правила написания разделительного Ь. Умение писать слова с разделительным Ь; делить слова для переноса, выполнять фонетический разбор слова. | Индивид.работа по карточкам. | Устное высказы вание по схеме | Взаимо- контроль | сюжетные картинки, карточки | ||||||
73 | Правописание слов с разделительным ъ. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание правила написания разделительного Ь. Умение писать слова с разделительным Ь; делить слова для переноса, выполнять фонетический разбор слова. | Фронтально-индивид.работа | Самостоя-тельная работа | Беседа по вопросам | Презен- тация | ||||||
74 | Проверочный диктант №3 по теме «Правописание букв ъ и ь». | 1 | ОК | Умение писать слова с разделительным Ь и Ъ. | Самостоя-тельная работа | Самостоя-тельная работа | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
75 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение находить, анализировать и исправлять ошибки; подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Индивид. работа по карточкам. | Работа по карточкам | Тематичес-кий | Презен- тация | ||||||
Раздел 15. Буквы безударных гласных в корне слова (9 ч.) | ||||||||||||||
76 | Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов и ставить ударение. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение различать произношение и написание слов; определять ударную и безударную гласную в корне; подбирать однокоренные слова. | Фрон тально-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Взаимо- контроль | Презен- тация | ||||||
77 | Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание того, что в ударном и безударном слогах звуки обозначаются одной и той же буквой; что безударные гласные проверяются ударением. Умение находить способ проверки написания слов, распознавать ед. и мн. число. | Фрон тально-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Самопро -верка | сюжетные картинки, карточки | ||||||
78 | Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание того, что безударные гласные проверяются ударением. Умение находить способ проверки написания слов; самостоятельно объяснять написание гласных, проверяемых ударением; комментировать свой ответ. | Фрон тально-индивид. работа | Устное высказы вание по схеме | Взаимо- контроль | Презен- тация | ||||||
79 | Свободный диктант. | 1 | ОК | Знание того, что в ударном и безударном слогах звуки обозначаются одной и той же буквой; что безударные гласные проверяются ударением. Умение находить способ проверки написания слов; | Самостоя-тельная работа | Устное высказы вание по схеме | Беседа по вопросам | сюжетные картинки, карточки | ||||||
80 | Обучение применению правила. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание правил написания безударной гласной в корне слова. Умение действовать согласно правилу, самостоятельно объяснять написание гласных, проверяемых ударением; комментировать свой ответ. | Устное высказы вание по схеме | Письменный опрос | Презен- тация | |||||||
81 | Проверочная работа № 7 по теме «Безударные гласные в корне». | 1 | ОК | Знание правил написания безударной гласной в корне слова. Умение находить способ проверки написания слов; самостоятельно объяснять написание гласных, проверяемых ударением; комментировать свой ответ. | Самостоя-тельная работа | Самостоя-тельная работа | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
82 | Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение правильно писать слова, которые нельзя проверить; работать со словарем, графически обозначать орфограмму «Безударная гласная в корне слова». | Самостоя-тельная работа | Беседа по вопросам | Презен- тация | |||||||
83 | Проверочный диктант№4 по теме «Безударные гласные в корне». | 1 | ОК | Умение правильно писать слова, которые нельзя проверить; графически обозначать орфограмму «Безударная гласная в корне слова», правильно оформлять предложения в письменной речи. | Самостоя-тельная работа | Работа по карточкам | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
84 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова. | Индивид.работа по карточкам. | Самостоя-тельная работа | Тематичес-кий | Презен- тация | ||||||
Раздел 16. Буквы звонких и глухих согласных в конце слова (8 ч.) | ||||||||||||||
85 | Оглушение звонких согласных в конце слова. Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова». | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение назвать парные согласные, находить в слове звонкие согласные, произношение которых различается с написанием. Умение различать произношение и написание слов с парными согласными; использовать звуковой анализ слов для различения звонких и глухих согласных звуков в словах, для соотнесения звука и буквы, которая обозначает этот звук в слове. | Индивид. работа по карточкам. | Устное высказы вание по схеме | Письменный опрос | Презен- тация | ||||||
86-87 | Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова. | 2 | Комби- нирован- ный урок | Знание «опасных мест» при написании парных согласных на конце слова. Умение находить способ проверки написания слов с парными | Фронтально-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Беседа по вопросам | Презен- тация | ||||||
88 | Свободный диктант. | 1 | ОК | Умение писать слова с изученной орфограммой, самостоятельно находить согласные буквы на конце слов, которые нужно проверять; знать и уметь находить словарные слова. | Самостоя-тельная работа | Самостоя-тельная работа | Письменный опрос | сюжетные картинки, карточки | ||||||
89 | Обучающее изложение. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение письменно отвечать на вопросы по тексту, передавая его содержание | Самостоя-тельная работа | Работа по карточкам | Взаимо- контроль | Презен- тация | ||||||
90 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение соблюдать изученные нормы орфографии; находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила. | Индивид. работа по карточкам. | Устное высказы вание по схеме | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
91 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова» . | 1 | ОК | Умение соблюдать изученные нормы орфографии; находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила | Самостоя-тельная работа | Самостоя-тельная работа | Тематичес-кий | Презен- тация | ||||||
92 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение соблюдать изученные нормы орфографии; находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила. | Индивид. работа по карточкам. | Устное высказы вание по схеме | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
Раздел 17. Повторение (10 ч.) | ||||||||||||||
93 | Текст | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание отличительных признаков предложения, словосочетания, текста. Умение отличать текст от группы предложений; составлять текст по сюжетной картинке. | Фронтально-индивид. работа | Устное высказы вание по схеме | Самопро -верка | Презен- тация | ||||||
94 | Повторение. Свободный диктант. | 1 | ОК | Умение писать слова с изученной орфограммой, самостоятельно находить на конце слов согласные буквы, которые нужно проверять; знать и уметь находить словарные слова, слова с безударными гласными в корне. | Парная работа | Самостоя-тельная работа | Взаимо- контроль | сюжетные картинки, карточки | ||||||
95 | Предложение. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение устанавливать связь между словами в предложениях; уметь ставить вопросы к словам; группировать слова в зависимости от того, какой частью речи они являются; выделять из предложений пары слов с помощью вопросов. | Самостоя-тельная работа | Беседа по вопросам | Презен- тация | |||||||
96 | Обучающее изложение. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение составлять план и работать по нему, письменно отвечать на вопросы по тексту, передавая его содержание | Самостоя-тельная работа | Работа по карточкам | Самопро -верка | сюжетные картинки, карточки | ||||||
97 | Слово. Состав слова. Однокоренные слова. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение определять состав слова, подбирать однокоренные слова, соотносить слово со схемой. | Индивид.работа по карточкам. | Самостоя-тельная работа | Письменный опрос | Презен- тация | ||||||
98 | Повторение и классификация изученных орфограмм. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание изученных орфограмм. Умение находить грамматическую основу предложения, разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор, писать слова с изученными орфограммами | Фронтально-индивид. работа | Самостоя-тельная работа | Беседа по вопросам | Презен- тация | ||||||
99 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Знание изученных орфограмм. Умение находить грамматическую основу предложения, разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор, писать слова с изученными орфограммами | Фронтально-индивид. работа | Устное высказы вание по схеме | Тематичес-кий | сюжетные картинки, карточки | ||||||
100 | Контрольный диктант № 6 (итоговый). | 1 | ОК | Умение писать слова с изученной орфограммой, самостоятельно находить, согласные буквы на конце слов, которые нужно проверять; знать и уметь находить словарные слова. Умение писать под диктовку текст из 50-55 слов с соблюдением всех орфографических норм, изученных за 2 года обучения. | Самостоя-тельная работа | |||||||||
101 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова. | Индивид. работа по карточкам. | Устное высказы вание по схеме | Тематичес-кий | Презен- тация | ||||||
102 | Заключительный урок. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Умение писать слова с изученной орфограммой, самостоятельно находить, согласные буквы на конце слов, которые нужно проверять; знать и уметь находить словарные слова. | Фронтально-индивид. работа | Устное высказы вание по схеме | Беседа по вопросам | сюжетные картинки, карточки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. УМК "Школа 2100" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. УМК "Школа 2100" 2 класс...
календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс 2100
календарно-тематическое планирование Русский язык 170 часов 2 класс по программе 2100...
Календарно - тематическое планирование по русскому языку по программе "Школа России"
Календарно - тематическое планирование по русскому языку 2 класс к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. по программе "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе "Планета Знаний" для 4 класса
Пояснительная записка по программе Л. Я. Желтовской Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей: – формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богат...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).
Календарно-тематическое планирование №ДатаТема урокаТипурокаВозможные видыдеятельностиучащихсяПланируемые результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеРусский язык. Обучение грамотеВведение (5 час...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку ОС "Школа 2100" 2 класс
Аннотация к рабочей программе по русскому языку1-4 классы по ОС «Школа 2100» Русский язык Начальное общее образованиеПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...