Кладовые слов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Материал разработан в рамках Всероссийского словарного урока. Может быть использован при проведении урока в начальной школе с любым УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал о В.Дале | 2.25 МБ |
материал урока, задания для самостоятельной работы учащихся | 253.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне — Луганск) 22 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг, была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.
Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.
Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.
Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими.
За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология».
Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремёслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».
В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей.
В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик - годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др.
Скончался Даль 4 октября 1872 года.
Предварительный просмотр:
МБОУ Мешковская СОШ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
«КЛАДОВЫЕ СЛОВ»
3 КЛАСС,
перспективная начальная школа
Конспект разработан Фолимоновой Л.В.,
учителем начальных классов.
2015-2016 учебный год.
Тема урока: Кладовые слов
Тип урока: открытие новых знаний (теоретических и практических работ исследовательского типа)
Представление о результатах:
- личностные:
- интерес к познанию русского языка
– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев
- метапредметные:
– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем,одноклассниками;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материалав дополнительной литературе,
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- предметные:
– выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
– пользоваться специальной и справочной литературой, словарями,
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Цель урока: расширение знаний школьников о разных видах словарей
Задачи:
- Воспитание любви к родному русскому языку.
- обогащение словарного запаса
- освоение орфоэпических норм
- развитие орфографической зоркости
- совершенствование навыков обращения со справочной литературой.
- обучение школьников умению пользоваться словарями и применять их,
- представление о справочной литературе, цели обращения к словарям, обучение работы с ними, структура словарей
Оборудование: книжная выставка – «Компас в мире слов» (представлены словари), презентация, сообщения о В. Дале и С.И. Ожегове, листы заданий, карточки для деления на группы.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя Всем, всем - добрый день! Здравствуйте, ребята!
| Подготовка класса к работе. | Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Я сегодня приглашаю вас на заседание клуба «Ключ и заря». Тему нашего заседания определим позже. - Запишите в тетрадях сегодняшнее число. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
3. Постановка учебной задачи
| - Для «Минутки чистописания» определены следующие слова . (Запись под диктовку) Четверг, праздник, мороз, автобус, суббота, сентябрь, футбол) - Какие это слова? - Как узнать их правильное написание? - Обменяйтесь тетрадями с одноклассниками и найдите с помощью своих словарей ошибки, которые они допустили. - Если ошибок нет, поставьте в тетрадях 1 балл. - Как вы думаете, почему на нашем уроке представлены эти книги? (Звучит фонограмма песни) | Работа в тетрадях. Ответы на вопросы. Взаимопроверка. Оценивание. Высказывание предположений. Определение темы заседания и постановка целей урока. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения
| - Что такое словарь, сегодня известно каждому, с помощью словаря можно узнать значение слова, его происхождение, его произношение, написание, или нам нужно перевести это слова на другой язык, во всех этих случаях мы пользуемся самыми разными словарями. В переводе с латинского языка словарь означает «собрание слов». В толковом словаре Д.Н.Ушакова сказано: «Словарь – книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например, по алфавиту), с теми или иными объяснениями». - А какие словари знаете вы?
- двуязычные (англо-русский, коми-русский и др.); - - толковые (объясняют значение слов); - словарь иностранных слов (слова, пришедшие к нам из других языков); - словарь антонимов (слова противоположные по смыслу); - словарь синонимов (слова одинаковые по смыслу); и другие. Все словари составлены в алфавитном порядке. Сейчас все чаще мы пользуемся словарями в электронном виде. Нужно всего лишь, в окне поиска, набрать нужное слово, и компьютер тут же выдаст разъяснение. - Послушайте сообщения о тех людях, которые составляли эти словари. (Даль, Ожегов) | Просмотр презентации. Обсуждение сообщений одноклассников. Ответы на вопросы. Словарь «Пиши правильно» (орфографический); Словарь «Обратный словарь» (грамматический); Словарь «Произноси правильно» (орфоэпический); Словарь «Устойчивых выражений» (фразеологический словарь) | Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление
| - Как нужно работать с книгой и со словарем? - О чем нужно помнить, чтобы найти нужное слово или выражение? | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| А теперь задание вам, ребята (класс делится на группы по 3 ученика), и на каждую группу выдается задание на карточках. Ребята работают со словарями (Приложение - листы заданий). | Работа в группах. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Оценивание – выполнение 1 задания – 1 балл. | Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение |
7. Рефлексия деятельности
| - Подсчитайте количество набранных баллов. - Оцените свою работу на уроке. - Продолжите фразы: - Я научился… - Я удивился… - Я узнал, что… | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кладовая педагогического мастерства
Материал к районному конкурсу "классный самый классный". Из опыта работы....
Чудесная кладовая
Представлен конспект урока по курсу «Кубановедение» в 3 классе. Учащимся предоставляется возможность приоткрыть дверь в огромный мир природы, почувствовать себя исследователями. В ходе урока фо...
природная кладовая алтая
"Природная кладовая Алтая" - сценарий праздника, посвященный 75-летию Алтайского края. В разработке представлен материал для учащихся 1-2-х классов, прилагается презентация. поскольку школа - ре...
Кладовая педагогического мастерства "Партнерство классного руководителя и семьи"
Если спросят меня: " Кто я?" Ответить однозначно нельзя. Я- мама, я- женщина, я- учительница! Учитель- это не просто профессия, это образ жизни. А я не просто учитель. Я- первая учительница! Родители ...
кладовые земли
кладовые земли...
Классный час: "Лес – чудесная кладовая."
Расширить представление детей о лекарственных растениях; познакомить с Красной книгой природы, растениями и животными, занесенными в нее; раскрыть величие и красоту природы родного края; в...
"Путешествие в кладовые земли.Полезные ископаемые."
Конспект урока с использованием ИКТ....