Кладовые слов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Материал разработан в рамках Всероссийского словарного урока. Может быть использован при проведении урока в начальной школе с любым УМК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биография Владимира Даля  

     Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне — Луганск) 22 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг, была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

     Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.  

     Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.

     Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими.

     За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология».

     Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремёслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».

     В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей.

     В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик - годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др.

     Скончался Даль 4 октября 1872 года.



Предварительный просмотр:

МБОУ Мешковская СОШ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

«КЛАДОВЫЕ СЛОВ»

3 КЛАСС,

перспективная начальная школа

Конспект разработан Фолимоновой Л.В.,

учителем начальных классов.

2015-2016 учебный год.

Тема урока: Кладовые слов

Тип урока: открытие новых знаний (теоретических и практических работ исследовательского типа)

Представление о результатах:

  • личностные:

- интерес к познанию русского языка

– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев

  • метапредметные:

– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем,одноклассниками;

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материалав дополнительной литературе,

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • предметные:

– выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);

– пользоваться специальной и справочной литературой, словарями,

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Цель урока: расширение знаний школьников о разных видах словарей

Задачи:

  • Воспитание любви к родному русскому языку.
  • обогащение словарного запаса
  • освоение орфоэпических норм
  • развитие орфографической зоркости
  • совершенствование навыков обращения              со справочной литературой.
  • обучение школьников умению пользоваться словарями и применять их,
  • представление о справочной литературе, цели обращения к словарям, обучение работы с ними, структура словарей

Оборудование: книжная выставка – «Компас в мире слов» (представлены словари), презентация, сообщения о В. Дале и С.И. Ожегове, листы заданий, карточки для деления на группы.

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к          деятельности Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное   сообщение учителя                                                                

 Всем, всем - добрый день! 
Прочь с дороги, злая лень! 
Не мешай учиться, 
Не мешай трудиться! 

Здравствуйте, ребята!

  

Подготовка класса к работе.                

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Я сегодня приглашаю вас на заседание клуба «Ключ и заря». Тему нашего заседания определим позже.

- Запишите в тетрадях сегодняшнее число.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

3. Постановка учебной задачи

 

- Для «Минутки чистописания» определены следующие слова .

(Запись под диктовку)

Четверг, праздник, мороз, автобус, суббота, сентябрь, футбол)

- Какие это слова?

- Как узнать их правильное написание?

- Обменяйтесь тетрадями с одноклассниками и найдите с помощью своих словарей ошибки, которые они допустили.

- Если ошибок нет, поставьте в тетрадях 1 балл.

- Как вы думаете, почему на нашем уроке представлены эти книги?

(Звучит фонограмма песни)

Работа в тетрадях.

Ответы на вопросы.

Взаимопроверка.

Оценивание.

Высказывание предположений.

Определение темы заседания и постановка целей урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

- Что такое словарь, сегодня известно каждому, с помощью словаря можно узнать значение слова, его происхождение, его произношение, написание, или нам нужно перевести это слова на другой язык, во всех этих случаях мы пользуемся самыми разными словарями.

В переводе с латинского языка словарь означает «собрание слов». В толковом словаре Д.Н.Ушакова сказано: «Словарь – книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например, по алфавиту), с теми или иными объяснениями».

- А какие словари знаете вы?

  • А ещё существуют следующие словари:

- двуязычные (англо-русский, коми-русский и др.);

- - толковые (объясняют значение слов);

- словарь иностранных слов (слова, пришедшие к нам из других языков);

- словарь антонимов (слова противоположные по смыслу);

- словарь синонимов (слова одинаковые по смыслу);

и другие.

         Все словари составлены в алфавитном порядке. Сейчас все чаще мы пользуемся словарями в электронном виде. Нужно всего лишь, в окне поиска, набрать нужное слово, и компьютер тут же выдаст разъяснение.

- Послушайте сообщения о тех людях, которые составляли эти словари. (Даль, Ожегов)

Просмотр презентации.

Обсуждение сообщений одноклассников.

Ответы на вопросы.

Словарь «Пиши правильно» (орфографический);

Словарь «Обратный словарь» (грамматический);

Словарь «Произноси правильно» (орфоэпический);

Словарь «Устойчивых выражений» (фразеологический словарь)

Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

 

- Как нужно работать с книгой и со словарем?

- О чем нужно помнить, чтобы найти нужное слово или выражение?

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

А теперь задание вам, ребята (класс делится на  группы  по 3 ученика), и на каждую группу выдается задание на карточках. Ребята работают со словарями (Приложение - листы заданий).

Работа в группах.

Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Оценивание – выполнение 1 задания – 1 балл.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

7. Рефлексия деятельности

 

- Подсчитайте количество набранных баллов.

-  Оцените свою работу на уроке.

- Продолжите фразы:

- Я научился…

- Я удивился…

- Я узнал, что…

- Я расстроился…

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кладовая педагогического мастерства

Материал к районному конкурсу "классный самый классный". Из опыта работы....

Чудесная кладовая

Представлен конспект урока  по курсу «Кубановедение» в 3 классе. Учащимся предоставляется возможность приоткрыть дверь в огромный мир природы, почувствовать себя исследователями. В ходе урока фо...

природная кладовая алтая

"Природная кладовая Алтая" - сценарий праздника,  посвященный 75-летию Алтайского края. В разработке представлен материал для учащихся 1-2-х классов, прилагается презентация. поскольку школа - ре...

Кладовая педагогического мастерства "Партнерство классного руководителя и семьи"

Если спросят меня: " Кто я?" Ответить однозначно нельзя. Я- мама, я- женщина, я- учительница! Учитель- это не просто профессия, это образ жизни. А я не просто учитель. Я- первая учительница! Родители ...

кладовые земли

кладовые земли...

Классный час: "Лес – чудесная кладовая."

Расширить представление детей о  лекарственных растениях; познакомить с Красной книгой природы, растениями и животными, занесенными в нее; раскрыть величие и красоту природы родного края; в...

"Путешествие в кладовые земли.Полезные ископаемые."

Конспект урока с использованием ИКТ....