"Путешествие в кладовые земли.Полезные ископаемые."
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект урока с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_s_ispolzovaniem_ikt.docx | 42.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира с использованием ИКТ
2 класс
Тема урока «Путешествие в кладовые земли. Полезные ископаемые»
Учитель начальных классов Крюкова Т.В.
Цели урока:
Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их.
Образовательная: формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Развивающая: развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Оборудование:
учебник "Мир вокруг нас" для 2 класса (автор – Плешаков А. А. );
атлас-определитель: “От Земли до неба”.
коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.
Презентация в программе Power Point.
Ход урока
I. Организационный момент .
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у нас
Урок уж больно важный!
II. Проверка дом. задания.
- Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
Правильно, это созвездие Большая медведица.
А с какими ещё созвездиями мы познакомились на прошлом уроке?
III. Сообщение темы и целей урока.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что у нас расположено над головой, путешествовали по звёздному небу, а сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми.
Что такое "недра"?
-Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью..
Скажите, что означает выражение "разработка недр"?
Д. Добыча полезных ископаемых.
У. Ребята, как добывают полезные ископаемые?
Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.
У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?
Д. Когда человек спускается в шахту.
У. Как вы думаете, почему?
Д. В шахте может произойти обвал.
У. Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.
Слайд 1.
- А почему они ископаемые? И почему полезные?
Слайд 2.
IV. Работа по теме урока.
-У вас на партах разложены коллекции полезных ископаемых.
- Рассмотрите их внимательно. Может кто-то из вас знает, как называются эти камни?
V. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем ,как зайки.
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
VI. Практическая работа учащихся.
На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой: ) и атлас-определитель “От Земли до неба”
Слайд 3
План описания полезного ископаемого
Напиши название полезного ископаемого.
Определи его свойства.
Где используется это полезное ископаемое?
- С помощью атласа-определителя расскажите о своем ископаемом по плану.
Проверка с использованием слайдов.
– Что вы узнали о полезных ископаемых?
-Расскажите об их свойствах. - Где они применяются?
- А сейчас давайте посмотрим на экран.
VII. Знакомство с составом и свойствами гранита.
Слайд 4 –Гранит
- Что можно сказать про этот камень?
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
- Однороден ли он по составу?
Слайд 5 - Состав гранита
- Где вы встречали гранит?
Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги. Хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.
Слайд6 - Гранитный массив
Слайд 7- Применение гранита.
обозначается:
VIII. Работа с учебником.
- Откройте учебники на с. 34-35.
- Рассмотрите образцы слюды, кварца, полевого шпата.
СЛАЙД - 8
железная руда
– Твердая, непрозрачная, очень плотная, негорючая, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.
обозначается:
Слайд 9
каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.
применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Обозначается:
Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)
Слайд 10 - торф
торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, светло-коричневого цвета,
на торфе работают некоторые электростанции.
обозначается:
Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.
Слайд 11 – глина – твердая, непрозрачная, рыхлая, негорючая, коричневого цвета.
Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
Слайд 12
известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.
Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел. Давайте, опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей таблице, разделим их на группы.
СЛАЙД 13
(Строительные: известняк, глина, гранит;
рудные: железная руда;
топливные: каменный уголь, торф)
А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)
– Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.
IX. Обобщение, подведение итогов урока.
Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
Слайд-14кроссворд
По горизонтали:
1.
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3.
Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5.
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6.
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.
Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А чтобы сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7.
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
X. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Как вы думаете, нужно ли бережно относиться к полезным ископаемым?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""
Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области" 4 класс. Программа Занкова....
Полезные ископаемые: Кладовые земли , 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Полезные ископаемые: Кладовые земли"....
Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....
Путешествие в кладовые Земли.
презентация к уроку окружающего мира 3 класс...
Полезные ископаемые: кладовые земли
Полезные икопаемые: кладовые земли УМК Гармония 4 класс...
«Путешествие в кладовые земли. Полезные ископаемые»
Цели урока:Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их.Задачи урокаКоммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, ...
Богатство Земли – полезные ископаемые внеурочное занятие
внеурочное занятие...